гор. Самара |
|
07 декабря 2020 г. |
Дело N А55-6754/2020 |
Резолютивная часть постановления оглашена 30 ноября 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 07 декабря 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Бажана П.В., Филипповой Е.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ильиной Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 ноября 2020 года в зале N 6 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Патриот" на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.08.2020, принятое по делу NА55-6754/2020 (судья Степанова И.К.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Патриот" (ОГРН 1126320014017, ИНН 6321296576)
к Департаменту ценового и тарифного регулирования Самарской области (ОГРН 1196313001004, ИНН 6317132631)
третьи лица:
- ОАО "ТЕВИС"
- ООО "Патриот 2"
- Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области
об оспаривании приказа частично,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Воротынская О.Л., представитель (доверенность от 02.04.2020);
от ответчика - Ильясова Л.Р., представитель (доверенность от 08.06.2020);
от третьих лиц:
от АО "ТЕВИС" - Мирошниченко О.С., представитель (доверенность от 29.01.2020);
от иных третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Патриот" обратился в Арбитражный суд Самарской области к ответчику - Департаменту ценового и тарифного регулирования Самарской области с заявлением (с учетом уточнений исковых требований, принятых арбитражным судом) о признании недействительным приложения и п. 1 приказа Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области N 563 от 05.12.2019 "Об установлении индивидуального размера платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения АО "ТЕВИС" объекта капитального строительства "Комплекс многоквартирных многоэтажных жилых домов со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями. V этап строительства. Позиция 2. Секция 1, 2А, 3, 3А, 3Б, 2, 1А", расположенного по адресу: Самарская область, гор. Тольятти, Автозаводский район, Приморский бульвар, д. 61, заявителя ООО "Патриот", и просит обязании Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области в течение месяца со дня вступления в законную силу рушения суда устранить допущенные нарушение прав ООО "Патриот" путем исключения из состава платы за подключение экономически не подтвержденных расходов, а также расходов не связанных с выполнением мероприятий для создания технической возможности подключения, а именно: Строительство насосной станции в районе уз. 17-4 на м-к район "36 квартал", ПИР объекты: Дидковский А.С, ООО "Патриот" (поз. 1, секция 1 и поз. 2, секция 1, 2А, 3, 3А, 3Б, 2, 1А), ООО "Строй Стандарт", ООО "Вельт плюс", ООО "Строй Дом"; Строительство участка тепловой сети от камеры Ут5 до стены ж.д. поз. 2. Секция 1, 2А, 3, 3А, 3Б, 2, 1А ООО "Патриот", 2d l00 мм - 180 м; Модернизация участка тепловой сети I ввода по эстакаде с увеличением диаметра с 2d 1000 мм на 2d 1 200 мм от опоры М-67 в сторону УПМ-2 - 61,677 м трассы (всего 3 462 м трассы), ООО "Патриот".
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ОАО "ТЕВИС", ООО "Патриот 2", Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.08.2020 Обществу с ограниченной ответственностью "Патриот" в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Патриот", не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2020 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 21 октября 2020 года на 15 час. 40 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 октября 2020 года рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 16 ноября 2020 года на 09 час. 40 мин.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2020 года в связи с отсутствием судьи Бажана П.В. и невозможностью формирования коллегиального судебного состава, рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 30 ноября 2020 года на 09 час. 45 мин.
Представители третьих лиц - ООО "Патриот 2" и Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ООО "Патриот" поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивая на отмене решения суда первой инстанции и удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, представитель заявителя поддержал письменное ходатайство о приобщении к материалам дела анализа состава индивидуального тарифа на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения АО "ТЕВИС" объекта капитального строительства, выполненного ООО "СамараЭско" на основании договора от 14.07.2020 N 256/20.
Представитель ответчика не возражает против удовлетворения заявленного ходатайства.
Представитель АО "Тевис" возражает против удовлетворения заявленного ходатайства.
Рассмотрев ходатайство ООО "Патриот", арбитражный апелляционный суд отказывает в приобщении к материалам дела документов, которые не были предметом исследования суда первой инстанции, по следующим основаниям.
Лица, участвующие в деле, обладают процессуальными правами, предусмотренными ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из принципов диспозитивности и состязательности арбитражного процесса, получивших отражение в статьях 9, 41, 65 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, представление доказательств в подтверждение своих требований и доводов является обязанностью стороны. В случае уклонения участника процесса от реализации предоставленных ему законом прав и обязанностей, последний несет риск наступления неблагоприятных последствий.
Согласно части 2 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Судебная коллегия считает, что у ООО "Патриот" имелась возможность до рассмотрения дела по существу заблаговременно в суд первой инстанции представить указанные доказательства.
Своевременно не представив в суд первой инстанции документы, ООО "Патриот" не проявил той степени заботливости, которую он был обязан проявить при рассмотрении спора согласно требованиям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в силу частей 3, 4 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен раскрыть доказательства, на которые он ссылается как на основание своих требований до начала судебного заседания. Лица, участвующие в деле, вправе ссылаться только на те доказательства, с которыми другие лица, участвующие в деле, были ознакомлены заблаговременно.
Исследование новых доказательств, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, в компетенцию суда апелляционной инстанции не входит.
Таким образом, руководствуясь абзацем 1 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2020 года N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции считает необходимым в удовлетворении ходатайства заявителя о принятии дополнительных доказательств отказать.
Кроме того, суд апелляционной инстанции не может основываться на доказательстве, не отвечающем требованиям статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходить из обстоятельств, возникших после вынесения судом первой инстанции решения по существу спора (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 17426/08).
Представители ответчика и третьего лица АО "Тевис" не согласились с жалобой, по основаниям, изложенным в отзывах, просили решение Арбитражного суда Самарской области от 10.08.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Патриот" - без удовлетворения.
Представитель ответчика поддержал ранее заявленное ходатайство о приобщении к материалам дела копии письма ФАС России от 09.07.2019 N ИА/58372/19 "О соблюдении установленного порядка принятия тарифных решений в области государственного регулирования цен (тарифов)".
На вопрос суда представитель ООО "Патриот" пояснил, что оставляет разрешение ходатайства на усмотрение суда. Представитель АО "Тевис" поддерживает заявленное ходатайство.
Суд, совещаясь на месте, с учетом мнения представителей ООО "Патриот" и АО "Тевис", определил: приобщить в материалам дела копию письма ФАС России от 09.07.2019 N ИА/58372/19 "О соблюдении установленного порядка принятия тарифных решений в области государственного регулирования цен (тарифов)".
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон и третьего лица, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 05.12.2019 Департаментом издан приказ N 563 "Об установлении индивидуального размера платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения АО "ТЕВИС" объекта капитального строительства "Комплекс многоквартирных многоэтажных жилых домов со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями. V этап строительства. Позиция 2. Секция 1, 2А, 3, 3А, 3Б, 2, 1А", расположенного по адресу: Самарская область, гор. Тольятти, Автозаводский район, Приморский бульвар, д. 61, заявителя ООО "Патриот".
Пунктом 1 Приказа N 563 установлен индивидуальный размер платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения АО "ТЕВИС" заявителя ООО "Патриот" в размере 19 400 180 руб. (без НДС).
Приказ вступил в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования (п. 6 Приказа N 563).
Приказ опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru 12.12.2019, в газете "Волжская коммуна" N 194(30777), 18.12.2019.
Заявитель оспаривает приложение и п. 1 Приказа N 563.
В обоснование требований заявитель считает Приказ N 563 незаконным и нарушающим права общества в сфере предпринимательской деятельности.
Общество считает, что в индивидуальный размер платы за подключение (технологическое присоединение) объекта ООО "Патриот" к тепловым сетям АО "ТЕВИС" включены избыточные и экономически нецелесообразные мероприятия, что приводит к нарушению прав ООО "Патриот" в сфере предпринимательской деятельности, а именно несения не предусмотренных нормативно-правовыми актами затрат, связанных с подключением объекта.
Изучив обстоятельства дела в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы и изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
ООО "Патриот" в заявлении о признании Приказа N 563 незаконным полагает, что Департаментом неправомерно включены в состав платы за подключение следующие мероприятия:
1) Строительство насосной станции в районе уз. 17-4 на м-к район "Збквартал", проектно-изыскательские работы, объекты: ООО "Патриот" объекты: жилой дом поз. 2 ООО "Патриот" (пункт 4.1. таблицы 3 экспертного заключения) стоимостью 170,18 тыс. руб. (далее - строительство насосной станции, ПИР).
2) Строительство участка тепловой сети от камеры Ут5 до стены ж.д. поз. 2. Секция 1, 2А, 3, ЗА, ЗБ, 2, 1А ООО "Патриот", 2d l00 мм - 180 м (пункт 4.2 таблицы 3 экспертного заключения) стоимостью 5 894,50 тыс. руб.
3) Модернизация участка тепловой сети I ввода по эстакаде с увеличением диаметра с 2d l 000 мм на 2d l 200 мм от опоры М-67 в сторону УПМ-2 - 28,65 м трассы (всего 3 462 м трассы), ООО "Патриот" (пункт 4.3 таблицы 3 экспертного заключения) стоимостью 9 448,55 тыс. руб.
Исследовав доводы ООО "Патриот" суд первой инстанции правомерно их отклонил, исходя из следующего.
В соответствии с п. 31 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения определяется как плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, подключаемых (технологически присоединяемых) к системе теплоснабжения, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение тепловой нагрузки реконструируемых здания, строения, сооружения (далее также - плата за подключение (технологическое присоединение).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения подлежит регулированию.
Согласно статьи 13 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона.
Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки.
Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения для каждого потребителя, в том числе застройщика, устанавливается в индивидуальном порядке.
Частью 1 статьи 14 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о теплоснабжении в случае технической невозможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения указанного в части 3 настоящей статьи объекта капитального строительства вследствие отсутствия свободной мощности в соответствующей точке подключения (технологического присоединения) на момент обращения соответствующего потребителя, в том числе застройщика, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе теплоснабжающей организации или теплосетевой организации мероприятий по развитию системы теплоснабжения и снятию технических ограничений, позволяющих обеспечить техническую возможность подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения указанного в части 3 настоящей статьи объекта капитального строительства, отказ в заключении договора на его подключение (технологическое присоединение) не допускается. Нормативные сроки его подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения устанавливаются в соответствии с инвестиционной программой теплоснабжающей организации или теплосетевой организации в пределах нормативных сроков подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, установленных правилами подключения (технологического присоединения). к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения для каждого потребителя, в том числе застройщика, устанавливается в индивидуальном порядке и может включать в себя затраты на создание источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей или развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в случаях, установленных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (части 9, 11 статьи 14 Закона о теплоснабжении).
Согласно пункту 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", регулируемая организация представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов). Экспертное заключение органа регулирования, а также экспертные заключения, представленные по инициативе регулируемых организаций, потребителей и (или) иных заинтересованных организаций, приобщаются к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов).
Как следует из содержания пункта 106 Основ ценообразования плата за подключение к системе теплоснабжения определяется для каждого потребителя, в отношении которого принято решение о подключении к системе теплоснабжения, исходя из подключаемой тепловой нагрузки, в индивидуальном порядке. Расходы, финансирование которых предусмотрено за счет тарифов на тепловую энергию (мощность), тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и государственных корпораций, не учитываются при расчете платы за подключение.
В соответствии с пунктом 106 Основ ценообразования плата за подключение устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки исходя из необходимости компенсации регулируемой организации расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя (включая проектирование), а также налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.
Стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, определяется в соответствии с методическими указаниями и не превышает укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры.
Плата за подключение может быть дифференцирована в соответствии с методическими указаниями, в том числе исходя из величины подключаемой нагрузки и (или) в соответствии с типом прокладки тепловых сетей (подземная (канальная и бесканальная) и надземная (наземная).
В соответствии с пунктом 109 Основ ценообразования при отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения плата за подключение устанавливается в индивидуальном порядке.
Так как на момент обращения ООО "Патриот" с заявлением у АО "ТЕВИС" отсутствовала техническая возможность подключения к системе теплоснабжения объекта капитального строительства ООО "Патриот", но имелась утвержденная инвестиционная программа, то плата за подключение должна быть установлена в индивидуальном порядке.
В соответствии с пунктом 106 Основ ценообразования в размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, включаются средства для компенсации регулируемой организации:
а) расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе - застройщика;
б) расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, рассчитанных в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции) соответствующих тепловых сетей;
в) расходов на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, необходимых для создания технической возможности такого подключения, в том числе в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции, модернизации) соответствующих тепловых сетей и источников тепловой энергии;
г) налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.
При этом орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае экономической необоснованности таких расходов (пункт 33 Основ ценообразования).
Оценка экономической обоснованности затрат производится в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налоговых отношений, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э.
В соответствии с пунктом 171 Методических указаний плата за подключение объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых превышает 1,5 Гкал/ч, при наличии технической возможности подключения, состоит из:
1) расходов на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей (Ш);
2) расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей (за исключением создания (реконструкции) тепловых пунктов) от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых превышает 1,5 Гкал/ч, при наличии технической возможности подключения (П2.1);
3) расходов на создание (реконструкцию) тепловых пунктов от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых превышает 1,5 Гкал/ч, при наличии технической возможности подключения (П2.2);
4) налога на прибыль (Н).
13.06.2019 в целях выполнения обязательств, предусмотренных договором о передаче функций технического заказчика, ООО "Патриот" обратилось в АО "ТЕВИС" с заявлением о заключении договора подключения и выдаче условий на подключение к системе теплоснабжения объекта.
25.07.2019 АО "ТЕВИС" письмом предложено в связи с отсутствием технической возможности подключения объекта, отсутствием в утвержденной схеме теплоснабжения и действующей инвестиционной программе АО "ТЕВИС" мероприятий, необходимых для подключения объекта, в соответствии с пунктом 16 Правил N 787, выбрать один из следующих вариантов подключения:
- подключение будет осуществлено за плату, установленную в индивидуальном порядке, без внесения изменений в инвестиционную программу исполнителя и с последующим внесением соответствующих изменений в схему теплоснабжения в установленном порядке;
- подключение будет осуществлено после внесения необходимых изменений в инвестиционную программу исполнителя и в соответствующую схему теплоснабжения.
ООО "Патриот" выразило согласие на подключение за плату, установленную в индивидуальном порядке, без внесения изменений в инвестиционную программу исполнителя и с последующим внесением соответствующих изменений в схему теплоснабжения в установленном порядке.
При этом, расчет индивидуального размера платы произведен экспертной группой Департамента на основании Методических указаний, а также в соответствии с утвержденной приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 20.11.2019 N 228 инвестиционной программой ОАО "ТЕВИС" на 2018 - 2020 годы в сфере теплоснабжения Автозаводского района городского округа Тольятти.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что включение вышеуказанных мероприятий в состав платы за подключение является правомерным.
Довод заявителя ООО "Патриот" о том, что Департаментом неправомерно включено в состав платы за подключение мероприятие по строительству насосной станции, ПИР, поскольку это не соответствует ч. 10 ст. 14 Закона о теплоснабжении, отклоняется арбитражным апелляционным судом, поскольку указанное мероприятие предусмотрено пунктом 1.2.1. Инвестиционной программы.
Вместе с тем необходимо отметить, что основная цель разработки и реализации инвестиционной программы - это обеспечение возможности подключения объектов нового строительства посредством увеличения пропускной способности трубопроводов тепловых сетей и повышения энергетической эффективности, надежности, качества и безопасности теплоснабжения потребителей.
Инвестиционная программа отражает перспективный план развития системы теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 13 Правил согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствий с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 410 инвестиционная программа содержит финансовый план регулируемой организации, составленный на период реализации инвестиционной программы с разделением по видам деятельности, по годам в ценах соответствующего года с использованием прогнозных индексов цен и по источникам финансирования, включая:
а) собственные средства, в том числе:
амортизационные отчисления;
прибыль, направленную на инвестиции;
средства, полученные за счет платы за подключение (технологическое присоединение);
прочие собственные средства, в том числе средства от эмиссии ценных бумаг;
б) привлеченные средства, в том числе:
кредиты;
займы;
прочие привлеченные средства;
в) бюджетное финансирование;
г) прочие источники финансирования, в том числе лизинг.
Статья 14 Закона о теплоснабжении регулирует подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, при этом статья содержит как общие нормы подключения по стандартизированной ставке, так и специальные нормы в случае подключения в индивидуальном порядке.
Так, часть 10 статьи 14 Закона о теплоснабжении содержит нормы установления платы за подключения в общем порядке по стандартизированной ставке и не распространяется на правоотношения при установлении платы в индивидуальном порядке.
Затраты, учитываемые при установлении платы в индивидуальном порядке, регулируются частью 11 статьи 14 Закона о теплоснабжении.
Затраты по данному мероприятию утверждены пунктом 1.2.1 Приказа N 228 в размере 1 093,78 тыс. руб. с суммарной подключаемой нагрузкой 9,692 Гкал/ч.
При этом, общая подключаемая нагрузка объекта заявителя ООО "Патриот", согласно представленным материалам, составляет 1,508 Гкал/ч. Размер платы за подключение был рассчитан экспертной группой с учетом данных параметров в пропорциональном соотношении.
Доля ООО "Патриот" находится путем следующего вычисления: 1 093,78 / 9,692 * 1,508 и составляет 170,18 тыс. руб.
Отклоняя довод заявителя о том, что проектно-изыскательские работы для мероприятия строительство насосной станции не могут повлиять на техническую возможность подключения многоквартирного дома к тепловым сетям, поскольку данное мероприятие представляет собой исключительно проектирование без строительства насосной станции, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 33 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 N 787, мероприятия (в том числе технические) по подключению объекта к системе теплоснабжения, выполняемые исполнителем до границы земельного участка заявителя, на котором располагается подключаемый объект, а в случае подключения многоквартирного дома - до границы сетей инженерно-технического обеспечения дома, мероприятия по увеличению пропускной способности (увеличению мощности) соответствующих тепловых сетей или источников тепловой энергии, а также мероприятия по фактическому подключению включают в себя разработку исполнителем проектной документации в соответствии с условиями подключения.
В соответствии с п. 17 Правил N 787 техническая возможность подключения существует при одновременном наличии резерва пропускной способности тепловых сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема тепловой энергии, теплоносителя, и резерва тепловой мощности источников тепловой энергии.
В связи с тем, что на территории жилой части Автозаводского района г.о. Тольятти отсутствует техническая возможность подключения к сетям теплоснабжения, АО "ТЕВИС" требуется выполнение мероприятия по строительству насосной станции.
Учитывая, что разработка исполнителем проектной документации является основной частью выполнения мероприятий по фактическому подключению объекта - АО "ТЕВИС" обратилось в Департамент с предложением о включении в состав индивидуальной платы ООО "Патриот" затрат на проведение вышеуказанного мероприятия.
Довод ООО "Патриот" об отсутствии необходимости выполнения мероприятия: "Строительство участка тепловой сети от камеры УТ5 до стены ж.д. поз. 2 секция 1, 2А, 3, ЗА, ЗБ, 2, 2А, ООО "Патриот" 2d l00 мм - 180 мм", также обоснованно отклонен судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 33 Правил N 787 в случае подключения многоквартирного дома мероприятия (в том числе технические) по подключению объекта к системе теплоснабжения выполняются исполнителем до границы сетей инженерно-технического обеспечения дома.
30.11.2017 ООО "Патриот" направил заявку на подключение предполагаемого к строительству объекта капитального строительства (Поз. 2) к системе теплоснабжения АО "ТЕВИС".
К заявке была приложена топографическая съемка земельного участка от 29.08.2017 с кадастровым номером 63:09:0103035:3405, в которой указаны на границе земельного участка существующие сети водоснабжения, водоотведения, газоснабжения. Никаких существующих сетей теплоснабжения на границе земельного участка объекта капитального строительства (Поз. 2) по состоянию на 30.11.2017 не указано на топографической съемке земельного участка.
Таким образом, на момент подачи заявки на подключение предполагаемого к строительству объекта капитального строительства (Поз. 2) к системе теплоснабжения АО "ТЕВИС" сеть теплоснабжения не была построена и требовалось ее строительство.
Необходимо отметить, что тепловая сеть, на которую ссылается в исковом заявлении ООО "Патриот", расположена в подвале многоквартирного дома, теплоснабжение которого и осуществляется от данной тепловой сети.
Исполнитель в случае подключения многоквартирного дома обязан построить тепловую сеть до стены многоквартирного дома.
При этом, на момент обращения ООО "Патриот" сам объект подключения не был построен, существовал только фундамент здания, то есть зарегистрированная тепловая сеть ООО "Патриот" не могла обеспечить техническую возможность подачи тепловой энергии до стены строящегося объекта.
В заявке ООО "Патриот" на заключение договора от 13.06.2019 N 69, включенного в перечень приложений на заявление об установлении индивидуальной платы, просит определить точкой подключения объекта тепловой камерой Ут5.
Одновременно, ООО "Патриот" в заявлении просит возложить обязанность по проектированию и созданию (реконструкции, модернизации) тепловых сетей на ООО "Патриот", не указывая, что данные сети уже построены и предполагая реализацию пункта 34 Правил 787.
В соответствии с пунктом 34 Правил N 787, а также письмом Федеральной антимонопольной службой России от 03.02.2020 N АЦ/7104/20 заявитель вправе осуществить мероприятия (в том числе технические) по подключению за границами принадлежащего ему земельного участка, а в случае подключения многоквартирного дома - за пределами сетей инженерно-технического обеспечения дома при условии согласования таких действий (в том числе технической документации) с исполнителем АО "ТЕВИС".
В случае, предусмотренном пунктом 34 Правил N 787, между заявителем и исполнителем заключается гражданско-правовой договор.
В указанный договор должны быть в том числе включены положения, предусматривающие:
- обязанность заявителя согласовать с исполнителем проектную документацию;
- обязанность заявителя передать исполнителю в собственность созданный в результате проведения работ, определенных договором, объект теплоснабжения;
- обязанность исполнителя принять созданный в результате проведения работ, определенных договором, объект теплоснабжения и оформить на такой объект право собственности в установленном порядке.
Таким образом, процедура передачи заявителем в собственность исполнителю созданного в результате проведения работ объекта теплоснабжения должна быть отражена в заключенном договоре.
Соглашение по указанному договору, в том числе о цене договора, должно быть достигнуто между заявителем и исполнителем в период заключения договора о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения.
Тем самым, в данном случае, требуется заключение нескольких договоров между заявителем и исполнителем.
Возможность применения пункта 34 Правил 787 наступает только при достижении согласия обеими сторонами правоотношений.
Учитывая указанные обстоятельства, а также отсутствие от ООО "Патриот" предложений по гражданско-правовому договору, АО "ТЕВИС" сформирован пакет документов по установлению индивидуальной платы с учетом включения в состав расходов строительства тепловой сети от точки подключения заявлении ООО "Патриот".
Довод ООО "Патриот" об отсутствии влияния мероприятия: "Реконструкция (модернизация) участка тепловой сети 1 ввода по эстакаде с увеличением диаметра с 2d 1 000 мм на 2d 1 200 мм от опоры М-67 в сторону УПМ-2- 61,68 м трассы (всего 3 462 м трассы) на подключение объекта стоимостью 9 448,55 тыс.руб., необходимо отметить следующее.
Приказом департамента N 563 учтена протяженность реконструкции 1 ввода в объеме 61,68 м вместо 28,65 м, отраженных в исковом заявлении ООО "Патриот".
Ранее в плату, утвержденную приказом министерства N 270 от 29.08.2018, были включены мероприятия по модернизации участка тепловой сети I ввода на основании Инвестиционной программы, утвержденной приказом N 177 от 18.06.2018 - 28,65 м. Стоимость мероприятия в Инвестиционной программе от 18.06.2018 - 2 952,69 тыс. руб.
В связи с корректировкой Инвестиционной программы, утвержденной приказом министерства N 438 от 20.11.2018, а также с учетом письма заявителя ООО "Патриот" N 99 от 06.08.2019 о выборе способа подключения без внесения изменений в Инвестиционную программу, экспертной группой департамента принят расчет на основании предоставленного АО "ТЕВИС" сводного сметного расчета с учетом соответствующих индексов перехода цен от базового года к году строительства.
Модернизация участка тепловой сети I ввода направлена на развитие системы коммунальной инфраструктуры Автозаводского района г.о. Тольятти согласно утвержденной министерством Инвестиционной программы АО "ТЕВИС".
В стоимость платы за подключение также входит оплата заявителем затрат пропорционально подключаемой мощности заявителя.
Соответственно специалистами департамента был произведен расчет на основании предоставленных АО "ТЕВИС" документов по подключению объектов ООО "Патриот".
Необходимость выполнения мероприятия: "Модернизация участка тепловой сети 1 ввода по эстакаде с увеличением диаметра с 2d l 000 мм на 2d l 200 мм от опоры М-67 в сторону УПМ-2 - 61,68 м трассы (всего 3 462 м трассы) ООО "Патриот" была также отражена в заключении ООО "Научно-производственного предприятия "ТЕПЛОТЭКС" (далее -ООО "НПП "ТЕПЛОТЭКС") в 2018 году.
По результатам расчета определено, что в существующих условиях (при фактических диаметрах трубопроводов и существующей тепловой нагрузке) Магистраль N 1 работают в режиме дефицита мощности и у него отсутствуют гидравлические резервы для присоединения перспективной тепловой нагрузки, а также проведен расчет значения объема перекладки трубопровода Магистрали N 1 ОАО "ТЕВИС" при подключении 1Гкал/ч тепловой мощности, который равен 40,9 м.
Департаментом в Приказе N 563 учтены все параметры инвестиционной программы АО "ТЕВИС", в том числе в Приказе учтена протяженность реконструкции I ввода в объеме 61,68 м трассы вместо 28,65 м, отраженных в исковом заявлении ООО "Патриот".
Протяженность в размере 61,68 м отражена в тарифном деле АО "ТЕВИС", направленном в адрес департамента.
В связи с тем, что на момент подачи заявления АО "ТЕВИС" в министерство, заявки на подключение от прочих заявителей не подавались, размер платы за подключение был рассчитан экспертной группой министерства только с учетом доли ООО "Патриот" исходя из объема подключаемой нагрузки исключая расходы, относящиеся на прочих заявителей. При учете затрат по данному пункту в размере, предложенном АО "ТЕВИС" (при дальнейшем установлении платы на подключение для одного или нескольких потребителей из числа прочих) произошел бы повторный учет одних и тех же расходов, что не допускается.
Согласно действующему законодательству в случае обращения остальных потребителей оставшаяся сумма была бы распределена соразмерно их доле в вышеуказанной инвестиционной программе.
По доводу заявителя о том, что Приказом министерства N 270 установлен индивидуальный размер платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения ОАО "ТЕВИС" того же объекта капитального строительства "Комплекс многоквартирных многоэтажных жилых домов со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями. V этап строительства. Позиция 2. Секция 1, 2А, 3, ЗА, ЗБ, 2, 1А", расположенного по адресу: Самарская область, г.о. Тольятти, Автозаводский район, Приморский бульвар, д. 61, арбитражный апелляционный суд считает необходимым отметить следующее.
Приказ N 270 признан не подлежащим применению Приказом департамента N 563.
Основанием для признания Приказа N 270 не подлежащим применению и издания Приказа N 563 явилось поступление нового заявления АО "ТЕВИС" об установлении индивидуальной платы за подключение к системе теплоснабжения с приложением обосновывающих материалов (вх. от 25.09.2019 N 989-р), в связи с изменением стоимости мероприятий и внесением изменений в Инвестиционную программу.
Необходимо отметить, что целесообразность выполнения тех или иных мероприятий определяет только ресурсоснабжающая организация исходя из своей технической политики по развитию систем теплоснабжения, а также параметров подключения объекта капитального строительства заявителя к централизованной системе теплоснабжения ресурсоснабжающей организации.
С учетом указанных изменений индивидуальная плата за подключение рассчитана департаментом в размере 19 400,18 руб. (без НДС).
Довод ООО "Патриот" о том, что экспертное заключение органа регулирования не соответствует законодательству, отклоняется арбитражным апелляционным судом.
Требования к экспертному заключению органа регулирования содержатся в пункте 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 и в пункте 16 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного Приказом ФСТ России от 07.06.2013 N 163.
Экспертное заключение по оспариваемому приказу соответствует изложенному законодательству, заявителем не представлено доказательств несоблюдения органом регулирования норм закона при составлении экспертного заключения.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что органом регулирования установлена экономически обоснованная индивидуальная плата за подключение к сетям теплоснабжения, Приказ N 563 соответствует закону и нормативно правовым актам и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, ранее Арбитражным судом Самарской области рассматривалось дело N А55-35948/2018 по иску АО "ТЕВИС" к Департаменту и Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области о признании недействительным приказа министерства от 29.08.2018 N 270 "Об установлении индивидуального размера платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения ОАО "ТЕВИС" в части установления для ООО "Патриот" платы за подключение объекта капитального строительства: "Комплекс многоквартирных многоэтажных жилых домов со встроеннопристроенными нежилыми помещениями. V этап строительства. Позиция 2. Секция 1, 2А, 3, ЗА, ЗБ, 2, 1А" с нагрузкой 1,508 Гкал/час в части включения в состав платы экономически необоснованных затрат и налога на прибыль в общей сумме 9 591,53 тыс.руб. (без НДС).
Дело рассматривалось с участием третьего лица ООО "Патриот".
Также, Арбитражным судом Самарской области рассматривалось дело N А55-7821/2019 по иску ООО "Патриот" к Департаменту и Министерству о признании недействительным Приказа N 270.
Дело рассматривалось с участием третьего лица АО "ТЕВИС".
При участии в вышеуказанных делах ООО "Патриот" оспаривалось включение органом регулирования в размер индивидуальной платы тех же мероприятия, что и по настоящему делу.
По указанным делам судами дана надлежащая оценка доводам ООО "Патриот" о неправомерном включении в состав платы за подключение расходов на вышеуказанные мероприятия.
В удовлетворении требований АО "ТЕВИС" и ООО "Патриот" судом отказано в полном объеме, действия органа регулирования признаны законными, решения суда вступили в законную силу.
В силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12 сформулирована правовая позиция, согласно которой из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу в пределах, изложенных в ней доводов, арбитражный апелляционный суд полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Несогласие заявителя жалобы с соответствующими выводами суда первой инстанции связано с неверным толкованием им норм материального и процессуального права и не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 10.08.2020, принятое по делу N А55-6754/2020, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Патриот" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-6754/2020
Истец: ООО "Патриот"
Ответчик: Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области
Третье лицо: АО Тевис, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, ОАО ТЕВИС, ООО "Патриот 2"