город Ростов-на-Дону |
|
12 декабря 2020 г. |
дело N А32-15326/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кладиновой Е.В.,
при участии:
от истца - представитель Сырова Т.А. по доверенности от 25.12.2019, паспорт;
от ответчика - представитель не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания "Крайжилсервис" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.09.2020 по делу N А32-15326/2020 по иску ООО "Управляющая компания "Иван Калита" к ответчику - ООО "Управляющая компания "Крайжилсервис" об обязании передать документы,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Иван Калита" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "УК "Крайжилсервис" (далее - ответчик) об обязании ответчика передать документы.
Решением суда от 29.09.2020 общество с ограниченной ответственностью "УК "Крайжилсервис" (ОГРН: 1072308012842, ИНН: 2308138502) в течение одного месяца после вступления решения в законную силу обязано передать обществу с ограниченной ответственностью "УК "Иван Калита" документы в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Краснодар, ул. проспект Чекистов, д. 39, г. Краснодар, ул. проспект Чекистов, д. 37, г. Краснодар, ул. Киевская, д. 1, а именно:
1. Документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества:
- план земельного участка;
- технический паспорт с поэтажными планами здания и экспликациями к поэтажным планам.
2. Документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки:
а) сопроводительные документы на приборы учета (паспорт прибора учета) (ст. 9, ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ));
б) свидетельство о поверке прибора учета (ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ).
в) технические условия на проектирование приборов учета (узлов учета) и проектная документация на приборы учета (оборудование узлов учета) (п. 28 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776), п. п. 39, 41, 44 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034);
г) акт допуска приборов учета (узлов учета) к эксплуатации (п. п. 36, 42 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776, п. 67 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, п. 154 Основных положений функционирования розничных рынков эклектической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442).
д) акт периодической проверки узла учета тепловой энергии на границе раздела смежных тепловых сетей (п. 73 Правил, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034).
е) документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета, содержащие сведения о проведении их ремонта, замены, поверки.
3. Документы, содержащие информацию об оснащении помещений в МКД индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний.
- заявки потребителей на ввод приборов учета в эксплуатацию (с приложением копии паспорта прибора учета и свидетельства о поверке);
- акты ввода в эксплуатацию приборов учета;
- акты проверки приборов учета.
4. Инструкция по эксплуатации МКД по форме, утвержденной Приказом Минрегиона РФ от 01.06.2007 N 45 "Об утверждении Положения о разработке, передаче, пользовании и хранении Инструкции по эксплуатации многоквартирного дома" (только для МКД, введенных в эксплуатацию после 23.11.2007) (п. 2 Положения о разработке, передаче, пользовании и хранении Инструкции по эксплуатации многоквартирного дома, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 01.06.2007 N 45 (далее - Положение, утвержденное Приказом Минрегиона РФ от 01.06.2007 N 45), в том числе:
эксплуатационная документация на внутридомовые системы теплоснабжения (горячего водоснабжения), холодного водоснабжения и водоотведения, электроснабжения, на внутридомовые противопожарные системы;
- производственные инструкции по эксплуатации внутридомовых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), холодного водоснабжения и водоотведения, электроснабжения, внутридомовых противопожарных систем.
5. Проектная, рабочая и исполнительная документация (копия документации) на МКД, в соответствии с которой осуществлено строительство МКД по разделам:
- инженерные сети внутридомовые и наружные, ОВ (отопление и вентиляция), ВК (водоснабжение и канализация), СС (сети связи), ПС (противопожарные системы), АВ (автоматизация), ЭЭ (электрооборудование и электроосвещение). Документы по ИТП (индивидуальный тепловой пункт) и ВНС (водяная насосная станция), проектные решения, паспорта, тепломеханическая часть и автоматика.
- лифтовое оборудование.
- АР (архитектурные решения), КЖ (конструкции железобетонные).
6. В составе технической документации также передаются:
- акты приемки дома от строительных организаций;
- схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло, электроснабжения и др.
- паспорта лифтового хозяйства;
- исполнительные чертежи контуров заземления;
- протоколы испытаний внутридомового электрооборудования;
- протоколы измерения вентиляции. Документация на электроустановки МКД:
- генеральный план с нанесенными зданиями, сооружениями и подземными электротехническими коммуникациями;
- утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями;
- акты приемки скрытых работ, испытаний и наладки электрооборудования, приемки электроустановок в эксплуатацию;
- исполнительные рабочие схемы первичных и вторичных электрических соединений;
акты разграничения сетей по имущественной (балансовой) принадлежности и эксплуатационной ответственности между энергоснабжающей организацией и Потребителем;
-технические паспорта основного электрооборудования, сертификаты на оборудование и материалы, подлежащие обязательной сертификации;
- производственные инструкции по эксплуатации электроустановок.
эксплуатационная документация на тепловые энергоустановки (Приложение N 4 к Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115.
- техническая документация на системы отопления, водоснабжения и канализации (п. п. 6.3.1, 6.3.3 - 6.3.5, 6.3.7, 6.3.8 СП 347.1325800.2017 Внутренние системы отопления, горячего и холодного водоснабжения. Правила эксплуатации.).
- техническая документация на системы кондиционирования воздуха и вентиляции (п. п. 14.2, 14.3, 14.6, 14.8, 14.13 СП 336.1325800.2017 Системы вентиляции и кондиционирования воздуха. Правила эксплуатации.).
-акты освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
Исполнительная документация:
- акты освидетельствования скрытых работ;
- акты освидетельствования ответственных конструкций.
- акты освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения
- комплект рабочих чертежей с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ;
- исполнительные схемы и профили участков сетей инженерно-технического обеспечения;
- акты испытания и опробования технических устройств, систем инженерно-технического обеспечения;
- результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля;
- документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий);
- иные документы, отражающие фактическое исполнение проектных решений.
7. Документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в МКД.
Копии документов, утвержденных решениями общих собраний. Сведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, отраженных в актах, составляемых по форме, установленной Приказом Минстроя России от 26.10.2015 N 761/пр "Об утверждении формы акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме".
8. Акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно- технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в МКД, конструктивных частей МКД (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций МКД, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиями (п. 13.1, 14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491):
- акты осмотров общего имущества;
- акты на испытания систем отопления и теплоснабжения манометрические, гидростатические (Приложение В СП 73.13330.2016 Внутренние санитарно-технические системы зданий, Приложение Б к СП 347.1325800.2017 Внутренние системы отопления, горячего и холодного водоснабжения. Правила эксплуатации);
- акты о проведении продувки (промывки) трубопроводов (Приложение 3 к СНиП 3.05.03-85."Тепловые сети" (зарегистрирован как СП 74.13330.2011) (далее - СП 74.13330.2011), акт о проведении протяжки компенсаторов (Приложение 1 к СП 74.13330.2011);
- акты о проведении проверки трубопроводов на прочность и герметичность (Приложение 2 к СП 74.13330.2011).
Акты в отношении электроустановок МКД (п. 1.8.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 (далее - Правила, утвержденные Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6)):
- приемки скрытых работ;
- испытаний и наладки электрооборудования;
- приемки электроустановок в эксплуатацию.
Иные акты (п. 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее -Правила, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170)):
- акты на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов (КИП) инженерного оборудования здания;
- акты технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования;
- акты о готовности к зиме;
- акты на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления.
Журнал осмотра (журнал по эксплуатации) - документ по учету технического состояния МКД (п. 14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, ч.ч.5, 6 ст. 55.25 Градостроительного кодекса РФ, п. 5.5.3, Приложение Б к СП 372.1325800.2018 Здания жилые многоквартирные. Правила эксплуатации).
Акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности МКД к отопительному периоду.
II. Иная документация:
1. Копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) (п. 24.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федерального закона от 13.07.2015 N 218-03).
2.Выписка из Единого государственного реестра недвижимости, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом.
3. Копия градостроительного плана земельного участка, заверенная уполномоченным органом местного самоуправления (для МКД, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после 14.07.2011) (ст. 57.3 ГрК РФ).
4. Документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута).
- договор об установлении такого обременения;
- акт государственного органа или органа местного самоуправления об установлении сервитута.
Заверенный организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества план с отмеченной сферой действия и границей сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута) - это выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок (п. 2 Приказа Минэкономразвития России от 20.06.2016 N 378).
5. Реестр собственников помещений в МКД (ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ).
6. Договоры об использовании общего имущества собственников помещений в МКД.
7. Оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в МКД.
8. Иные связанные с управлением МКД документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений (при наличии соответствующего решения).
выданные уполномоченными органами исполнительной власти предписания об устранении выявленных в процессе эксплуатации МКД нарушений;
- акты проверки выполнения уполномоченными органами исполнительной власти указанных предписаний;
- рекомендации органа местного самоуправления, направленные в соответствии с частью 11 статьи 55.24 ГК РФ.
С общества с ограниченной ответственностью "УК "Крайжилсервис" в пользу общества с ограниченной ответственностью "УК "Иван Калита" взыскана неустойка в размере 1 000 руб. за каждый день просрочки исполнения решения по настоящему делу до даты фактического исполнения решения по настоящему делу. С общества с ограниченной ответственностью "УК "Крайжилсервис" в пользу общества с ограниченной ответственностью "УК "Иван Калита" взысканы судебные расходы по оплате госпошлины в размере 6 000 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что в материалах дела имеются доказательства хищения истребуемой документации. Ссылаясь на финансовое положение ответчика и отсутствие денежных средств на расчетных счетах, заявитель указывает, что присужденная неустойка в размере 1000 руб. в день несоразмерна последствиям нарушения обязательства и подлежит снижению.
В судебное заседание ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечил. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца указал, что не знаком с приложениями к апелляционной жалобе, а также с дополнительными пояснениями ответчика.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решениями Государственной жилищной инспекции Краснодарского края о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края N 1196 от 20.06.2017, N 1854 от 18.09.2017, N 18 от 09.01.2018 многоквартирные дома, расположенные по адресу: г. Краснодар, ул. проспект Чекистов, д. 39, г. Краснодар, ул. проспект Чекистов, д. 37, г. Краснодар, ул. Киевская, д. 1 включены в реестр лицензий под управлением ООО "УК "Иван Калита".
В соответствии с протоколом N 2 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. Киевская, д. 1 от 20.05.2017 собственниками приняты решения о расторжении с 01.07.2017 договор7 управления с ООО "УК "Крайжилсервис" и выборе в качестве управляющей организации ООО "УК "Иван Калита", заключении с нею договора управления (далее - протокол N 2 от 20.05.2017).
В соответствии с протоколом N 1-2017 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. Проспект Чекистов, д. 37, от 25.03.2017 собственниками приняты решения о расторжении с 01.05.2017 договор7 управления с ООО "УК "Крайжилсервис" и выборе в качестве управляющей организации ООО "УК "Иван Калита", заключении с нею договора управления (далее - протокол N 1-2017 от 25.03.2017).
В соответствии с протоколом N 1-2017 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. Проспект Чекистов, д. 39, от 18.03.2017 собственниками приняты решения о расторжении с 01.05.2017 договор7 управления с ООО "УК "Крайжилсервис" и выборе в качестве управляющей организации ООО "УК "Иван Калита", заключении с нею договора управления (далее - протокол N 1-2017 от 18.03.2017).
Таким образом дома, расположенные по адресу: г. Краснодар, ул. проспект Чекистов, д. 37, ул. г. Краснодар, ул. проспект Чекистов, д. 39 и г. Краснодар, ул. Киевская, д. 1 находятся в реестре лицензий Краснодарского края под управлением ООО "Управляющая компания "Иван Калита" (далее ООО "УК "Иван Калита").
Ранее организацией, осуществляющей функции по управлению указанными многоквартирными домами, являлось ООО "Управляющая компания "Крайжилсервис" (далее - ООО "УК "Крайжилсервис"). На ответчика была возложена обязанность в установленном порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирные дома.
Истец направил в адрес ответчика уведомления от 20.05.2017 и от 25.03.2017 об избрании ООО "УК "Иван Калита" управляющей компании в многоквартирных домах по адресу: г. Краснодар, ул. проспект Чекистов, д. 37, ул. г. Краснодар, проспект Чекистов, д. 39 и г. Краснодар, ул. Киевская, д. 1 с требованием передать техническую документацию на вышеуказанные многоквартирные дома.
11.10.2017 года был составлен акт приема-передачи документов и актов по сдаче-приему документации, материальных ценностей и согласованных обязательств при смене организации, управляющей многоквартирным домом независимо от их организационно-правовой формы по многоквартирным домам: г. Краснодар, проспект Чекистов, д. 37, проспект Чекистов, д. 39, ул. Киевская, д. 1. В данном акте отражены сведения о передаче ООО "УК "Крайжилсервис" ООО "УК "Иван Калита" лишь части технической документации на многоквартирные дома.
12 октября 2017 г. ООО "УК "Иван Калита" повторно обратилось к ООО "УК "Крайжилсервис" с требованием о предоставлении недостающих документов, связанных с управлением многоквартирными домами.
Однако до настоящего времени ООО "УК "Крайжилсервис" техническая документация в полном объеме не передана.
Неисполнение ответчиком требований по передаче технической документации для безопасной эксплуатации многоквартирного дома послужило основанием для обращения в суд.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Состав технической и иной документации, подлежащей передаче, установлен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), а также Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), зарегистрированными в Минюсте.
Пунктом 19 Правил N 416 предусмотрено, что организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 ЖК РФ.
В соответствии с пунктами 24 и 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом.
В соответствии с пунктом 24 Правил N 491 техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы (акты) о приемке результатов работ; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям; инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.
В силу пункта 26 Правил N 491 в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются: копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка); документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии); иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
В соответствии с пунктом 27 Правил N 491 ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом. Правилами N 491, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) определен состав технической и иной документации, передаваемой прежней управляющей домом организацией новой управляющей организации.
В соответствии с пунктом 1.5 Правил N 170 техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: план участка в масштабах 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; проектно-сметную документацию и исполнительные чертежи на каждый дом; акты приемки жилых домов от строительных организаций; акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др.; паспорта котельного хозяйства, котловые книги; паспорта лифтового хозяйства; паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок; исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление), сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт; акты технических осмотров; журналы заявок жителей; протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции.
В силу закона ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил N 491).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 17074/09, отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса.
В соответствии с правилами статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с протоколом N 2 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. Киевская, д. 1 от 20.05.2017 собственниками приняты решения о расторжении с 01.07.2017 договора управления с ООО "УК "Крайжилсервис" и выборе в качестве управляющей организации ООО "УК "Иван Калита", заключении договор управления (далее - протокол N 2 от 20.05.2017).
В соответствии с протоколом N 1-2017 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. Проспект Чекистов, д. 37, от 25.03.2017 собственниками приняты решения о расторжении с 01.05.2017 договора управления с ООО "УК "Крайжилсервис" и выборе в качестве управляющей организации ООО "УК "Иван Калита", заключении договора управления (далее - протокол N 1-2017 от 25.03.2017).
В соответствии с протоколом N 1-2017 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. Проспект Чекистов, д. 39, от 18.03.2017 собственниками приняты решения о расторжении с 01.05.2017 договора управления с ООО "УК "Крайжилсервис" и выборе в качестве управляющей организации ООО "УК "Иван Калита", заключении договор управления (далее - протокол N 1-2017 от 18.03.2017).
Решения собственников, оформленные данными протоколами, в судебном порядке не оспорены, недействительными не признаны.
При таких обстоятельствах, поскольку ответчиком не представлено доказательств передачи истцу технической документации, исковые требования признаны правомерными и подлежащими удовлетворению судом.
В обоснование занимаемой позиции ответчик сослался на то, что передал все имеющиеся у него документы в адрес истца, а те, которые не были переданы, у ответчика украдены в результате взлома в офисное помещение 27.05.2020.
Суд первой инстанции отклонил данные доводы ответчика, поскольку ответчиком были представлены соответствующие доказательства и документы. Так, ответчик не представил заявление в правоохранительные органы с перечнем похищенных 27.05.2020 документов.
Суд апелляционной инстанции также отклоняет аналогичные доводы апелляционной жалобы ответчика и отмечает следующее.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 17074/09, отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Представленные ответчиком документы с апелляционной жалобой не содержат перечень документов, кроме того, данные события имели место быть в мае 2017 г., и должны были быть восстановлены своевременно.
В соответствии с п.21 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (ред. от 25.12.2015) в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, указанных в Правилах N 491, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 Правил N 416, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил N 416, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Таким образом, обязанность по восстановлению и передачи недостающих документов в полной мере ложится на ответчика.
Принимая во внимание изложенное, поскольку истребуемые истцом документы соответствуют перечню технической документации, подлежащей передаче, предусмотренному пунктами 24 и 26 Правил N 491 и пунктом 1.5 Правил N 170, исковые требования правомерно удовлетворены судом.
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки в размере 1 000 рублей за каждый день просрочки исполнения решений суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
Как указано в пункте 28 Постановления ВС РФ N 7, на основании п. 1 ст. 308.3 ГК РФ в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (ст. 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (далее - судебная неустойка).
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца о взыскании с ответчика судебной неустойки в размере в размере 1000 рублей за каждый день просрочки исполнения судебного решения в части передачи технической и иной документации на многоквартирные дома по адресу:. Краснодар, ул. проспект Чекистов, д. 37, ул. г. Краснодар, ул. проспект Чекистов, д. 39 и г. Краснодар, ул. Киевская, д. 1, до дня фактического исполнения обязанности по передаче документации.
Доводы апелляционной жалобы ответчика в указанной части отклоняются.
В данном случае суд определил ее размер и порядок исходя из общих принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из недобросовестного поведения, с учетом имущественного положения ответчика и необходимости соблюдения баланса интересов сторон, а также конкретных обстоятельств дела.
Оснований для снижения размера судебной неустойки, определенного судом первой инстанции с учетом обстоятельств настоящего дела, апелляционная инстанция не усматривает.
Доказательств того, что в результате присуждения судебной неустойки, определенной судом в указанном размере, исполнение судебного акта окажется для ответчика явно менее выгодным, чем его неисполнение или произойдет нарушение баланса интересов сторон, в материалах дела также не имеется.
Ссылка ответчика не необходимость снижения размера судебной неустойки также отклоняется апелляционным судом.
Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении. Уменьшение неустойки, определенной договором и подлежащей уплате лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, допускается в исключительных случаях, если будет доказано, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды (пункты 1, 2 статьи 333 ГК РФ).
В пунктах 71, 72 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ). Заявление ответчика о применении положений статьи 333 ГК РФ может быть сделано исключительно при рассмотрении дела судом первой инстанции или судом апелляционной инстанции в случае, если он перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции (часть 6.1 статьи 268, часть 1 статьи 286 АПК РФ).
Из анализа изложенных положений следует, что применение статьи 333 ГК РФ возможно лишь к неустойке, установленной законом или договором, и не применяется к судебной неустойке, уже установленной вступившим в законную силу решением суда.
Иные доводы ответчика, изложенные в письменных возражениях о том, что техническая документация передавалась застройщиками напрямую ресурсоснабжающим организациям либо не передавалась ответчику, судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены, поскольку, во-первых, не подтверждены документально, а во-вторых, отсутствие или утрата технической документации не может являться основанием для прекращения обязанности по ее восстановлению и передаче новой управляющей компании (истцу).
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, по существу направлены на переоценку выводов суда, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу.
Учитывая вышеизложенное, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке, установленном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку определением суда от 09.11.2020 заявителю была предоставлены отсрочка уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы, с в доход федерального бюджета РФ подлежит взысканию 3 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.09.2020 по делу N А32-15326/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Управляющая компания "Крайжилсервис" в доход федерального бюджета РФ 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-15326/2020
Истец: ООО "УК "Иван Калита", ООО "Управляющая компания "Иван Калита"
Ответчик: ООО "УК "Крайжилсервис", ООО "Управляющая компания "Крайжилсервис"