гор. Самара |
|
14 декабря 2020 г. |
Дело N А49-14890/2019 |
Резолютивная часть постановления оглашена 07 декабря 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 декабря 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Корнилова А.Б., Назыровой Н.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ильиной Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 декабря 2020 года в зале N 6 апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ТранзитСити-Пенза" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 03.06.2020, принятое по делу N А49-14890/2019 (судья Алексина Г.В.),
по иску Департамента государственного имущества Пензенской области (ОГРН 1025801362971, ИНН 5836010385)
к Обществу с ограниченной ответственностью "ТранзитСити-Пенза" (ОГРН 1125803001279, ИНН 5803024248)
о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка,
при участии в судебном заседании:
от истца - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Истец - Департамент государственного имущества Пензенской области обратился в Арбитражный суд Пензенской области с иском к ответчику - Обществу с ограниченной ответственностью "ТранзитСити-Пенза" о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка N 244 зем. от 15.10.2014 в сумме 1 029 716 руб. 80 коп. за период с 20.10.2015 по 15.10.2019.
Исковые требования заявлены на основании ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением от 12.03.2020 судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято уменьшение размера исковых требований. Иск считается заявленным о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка N 244 зем. от 15.10.2014 в сумме 749 932 руб. 97 коп. за период с 01.12.2016 по 15.10.2019.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 03.06.2020 суд исковые требования удовлетворил полностью. Взыскал с Общества с ограниченной ответственностью "ТранзитСити-Пенза" в пользу Департамента государственного имущества Пензенской области долг в сумме 749 932 руб. 97 коп. Взыскал с Общества с ограниченной ответственностью "ТранзитСити-Пенза" в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 17 999 руб.
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "ТранзитСити-Пенза", не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2020 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 03 сентября 2020 года на 09 час. 40 мин.
В судебном заседании 03 сентября 2020 года был объявлен перерыв до 09 часов 35 минут 10 сентября 2020 года. Сведения о месте и времени продолжения судебного заседания размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2020 года суд в составе председательствующего Николаевой С.Ю, судей Дегтярева Д.А., Назыровой Н.Б., рассмотрение апелляционной жалобы отложил и назначил на 15 октября 2020 года на 16 час. 30 мин.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2020 года рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 11 ноября 2020 года на 10 час. 00 мин.
В связи с отпуском судьи Дегтярева Д.А., участвовавшего в составе суда, рассматривающего дело до отложения судебного разбирательства, в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена его замена на судью Корнилова А.Б., вследствие чего рассмотрение дела начато сначала.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 ноября 2020 года суд в составе председательствующего Николаевой С.Ю, судей Корнилова А.Б., Назыровой Н.Б., рассмотрение апелляционной жалобы отложил и назначил на 07 декабря 2020 года на 09 час. 50 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Во исполнение определения суда от истца поступило ходатайство о приобщении к материалам дела: расчета по заявленным исковым требованиям по каждому месяцу отдельно; документов, подтверждающих оплату задолженности (платежные поручения); письменные пояснения, в которых разъясняется за какой период были зачислены платежи ответчика по арендной плате (расчет задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка от 15.10.2014 N 244зем. за период с 01.12.2016 по 15.10.2019).
От ответчика поступило ходатайство о приобщении к материалам дела доказательств оплаты арендных платежей по договору аренды земельного участка от 15.10.2014 N 244зем. за весь период действия договора аренды.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Департаментом государственного имущества Пензенской области (арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью "ТранзитСити-Пенза" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 244зем. от 15.10.2014 (л.д. 12 - 14), по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельные участки:
- с кадастровым номером 58:05:0740701:600, площадью 13 600 кв.м, расположенный по адресу: Пензенская область, Бессоновский район, Кижеватовский с/с, 2 070 м по направлению на восток от с. Кижеватово (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для целей строительства промпарка),
- с кадастровым номером 58:05:0740701:614, площадью 9 675 кв.м, расположенный по адресу: Пензенская область, Бессоновский район, Кижеватовский с/с, 1 990 м по направлению на восток от с. Кижеватово (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для целей строительства промпарка) (п. 1.1. договора).
Договор вступает в силу с даты его государственной регистрации и действует по 15.10.2019 (пункт 3.1 договора). Условия договора распространяются на правоотношения сторон, возникшие с 15.10.2014 (п. 3.2. договора).
В соответствии с пунктами 3.4, 3.5, 3.7 договора, арендная плата за пользование участками составляет 46 662 руб. 65 коп. в год, 3 888 руб. 55 коп. в месяц и вносится в сумме не менее месячного арендного платежа ежемесячно не позднее 10-го числа текущего месяца.
Согласно пункту 3.6 договора в случае изменения нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) Пензенской области, регулирующих исчисление размера арендной платы, а также при изменении вида деятельности арендатора (в рамках целей использования земельного участка в соответствии с п. 1.1 договора) арендодатель вправе изменить размер арендной платы в бесспорном и одностороннем порядке. Момент получения арендатором уведомления определяется в любом случае не позднее 5 дней с даты его отправки заказным письмом по адресу, указанному в договоре.
Размер арендной платы, указанный в п. 3.4. договора, действует до изменения его в порядке, установленном п. 3.6 договора (п. 3.9. договора).
Договор прекращает свое действие по окончании его срока (п. 6.1 договора).
Дополнения и изменения, вносимые в договор, оформляются дополнительными соглашениями сторон, кроме случая, предусмотренного пунктом 3.6 договора (п. 6.2 договора).
Указанные в п. 1.1. договора земельные участки были переданы арендатору по акту приема-передачи от 15.10.2014 г. (л.д. 14, оборот).
Доказательств отказа сторон от договорных отношений в спорный период в материалы дела не представлено.
Указанные земельные участки были возвращены арендодателю арендатором по окончании действия договора аренды по акту приема-передачи от 15.10.2019. В п. 2 акта приема-передачи стороны указали, что договор аренды земельного участка от 15.10.2014 N 244 зем. прекращает свое действие с 15.10.2019 (л.д. 19).
В период действия договора аренды уведомлением от 19.08.2019 N 25-4399 (л.д. 20) истец известил ответчика об увеличении размера арендной платы в связи с изменением нормативно-правовых актов Пензенской области, регулирующих исчисление арендной платы, - принятием Правительством Пензенской области Постановления от 08.10.2015 N 552-пП, которым утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, согласно которому размер арендной платы следует исчислять как произведение кадастровой стоимости земельного участка на ключевую ставку Банка России, действующую на дату заключения договора аренды земельного участка.
Приказом Департамента государственного имущества Пензенской области от 26.11.2018 N 673-пр "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категории "Земли населенных пунктов" и объектов недвижимого имущества - сооружений, расположенных на территории Пензенской области" была утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 58:05:0740701:600 в размере 3 779 712 руб., земельного участка с кадастровым номером 58:05:0740701:614 в размере 2 688 876 руб.
На основании вышеизложенного, размер арендной платы по договору аренды земельного участка N 224зем от 15.10.2014 составил с 20.10.2015 - 230 617 руб. 19 коп. в год, с 01.01.2016 - 243 992 руб. 99 коп. в год, с 01.01.2017 - 251 800 руб. 77 коп. в год, с 01.01.2018 - 260 361 руб. 99 коп. в год, с 01.01.2019 - 539 738 руб. 98 коп. в год.
Уведомление от 19.08.2019 N 25-4399 об изменении размера арендной платы по договору аренды земельного участка N 244зем. от 15.10.2014 направлено ответчику согласно почтовому реестру от 20.08.2019 по юридическому адресу ответчика (л.д. 21 - 22).
Обязательства по внесению арендной платы ответчиком исполнялись ненадлежащим образом. Истец числит за ответчиком задолженность в сумме 1 029 716 руб. 80 коп. за период с 20.10.2015 по 15.10.2019. Доказательств внесения арендных платежей в соответствии с условиями договора ответчик не представил.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия N 25-5112 от 24.09.2019 (л.д. 25 - 26) с требованием оплатить задолженность по арендной плате.
В ответе на претензию ответчик указал, что претензия не соответствует требованиям нормативных правовых актов РФ и условиям договора аренды земельного участка N 244зем. от 15.10.2014 и не может быть принята ООО "ТранзитСити-Пенза". ООО "ТранзитСити-Пенза" просило арендодателя произвести перерасчет арендной платы и задолженности в соответствии с условиями договора аренды земельного участка N 244зем. от 15.10.2014 (л.д. 27).
В связи с неисполнением ответчиком договорных обязательств по внесению арендной платы истец обратился в арбитражный суд с иском к ООО "ТранзитСити-Пенза" о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды земельных участков N 244зем. от 15.10.2014 в сумме 1 029 716 руб. 80 коп. за период с 20.10.2015 по 15.10.2019.
Ответчик в суд первой инстанции представил заявление о частичном пропуске истцом срока исковой давности в части требований о взыскании задолженности за период с 20 октября 2015 года по 19 декабря 2016 года (л.д. 75).
В связи с поступившим от ответчика заявлением о пропуске срока исковой давности, истец уменьшил исковые требования до суммы 749 932 руб. 97 коп. за период с 01.12.2016 по 15.10.2019.
Определением Арбитражного суда Пензенской области от 12.03.2020 удовлетворено ходатайство истца об уменьшении суммы исковых требований до 749 932 руб. 97 коп. за период с 01.12.2016 по 15.10.2019.
Также ответчик указал, что ранее истец уже заявлял исковые требования о взыскании арендной платы по данному договору за период с марта 2018 года по июль 2018 года (дело N А49-10987/2018) с расчетом задолженности, исходя из размера арендной платы, определенной договором аренды.
Суд первой инстанции не нашел оснований для прекращения производства по делу в части требований о взыскании задолженности за период с марта 2018 года по июль 2018 года по следующим основаниям.
В рамках дела N А49-10987/2018 истец требовал взыскания с ответчика задолженности по арендной плате, определенной в соответствии с п. 3.4. договора аренды земельного участка N 244 зем. от 15.10.2014, исходя из 3 888 руб. 55 коп. в месяц.
Производство по делу N А49-10987/2018 судом было прекращено на основании отказа истца от иска в связи с полным погашением ответчиком суммы долга.
В рамках настоящего дела истец просит суд взыскать с ответчика задолженность по арендной плате, которая была увеличена в соответствии с уведомлением истца N 25-4399 от 19.08.2019.
Следовательно, суд первой инстанции посчитал, что требования о взыскании данной задолженности не являлись предметом рассмотрения арбитражного суда в рамках дела N А49-10987/2018.
С данным выводом суд апелляционной инстанции не может согласиться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда, суда общей юрисдикции или компетентного суда иностранного государства, за исключением случаев, если арбитражный суд отказал в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда.
Предмет иска определяется как материально-правовое требование истца к ответчику. Под основанием иска понимают те факты, которые обосновывают требование о защите права или законного интереса.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.10.2012 N 5150/12 разъяснено, что под основанием иска понимаются фактические обстоятельства, из которых вытекает право требования истца и на которых истец их основывает. На такое понимание основания иска указано в пункте 5 части 2 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также в абзаце втором пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции", согласно которому под изменением основания иска подразумевается изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику.
В основание иска входят лишь юридические факты, то есть факты, с которыми нормы материального права связывают возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей субъектов спорного материального правоотношения.
Материалами дела, подтверждается, что Департамент государственного имущества Пензенской области ранее обращался в Арбитражный суд Пензенской области с иском о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "ТранзитСити-Пенза" 23 164 руб. 10 коп., в том числе: 19 442 руб. 75 коп. - задолженность по договору аренды земельного участка N 244зем. от 15.10.2014 за период с 01.03.2018 по 31.07.2018, 3 721 руб. 35 коп. - пени за период с 10.03.2018 по 10.07.2018. Таким образом, основания иска по настоящему делу (в том числе взыскание задолженности по договору аренды земельного участка N 244зем. от 15.10.2014 за период с 01.03.2018 по 31.07.2018) и основания иска в рамках дела N А49-10987/2018 аналогичны.
Определением Арбитражного суда Пензенской области от 04.10.2018 по делу N А49-10987/2018 судом принят отказ Департамента государственного имущества Пензенской области от иска. Производство по делу по иску Департамента государственного имущества Пензенской области к Обществу с ограниченной ответственностью "ТранзитСити-Пенза" о взыскании 23 164 руб. 10 коп. прекращено.
Поскольку имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда, суд апелляционной инстанции считает производство по делу в части требования о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "ТранзитСити-Пенза" в пользу Департамента государственного имущества Пензенской области 108 484 руб. 16 коп. (260 361 руб. 99 коп. (арендная плата за год) : 12 мес. х 5 мес.) за период с 01.03.2018 по 31.07.2018 подлежит прекращению на основании статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Согласно п. 4 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется договором аренды.
В соответствии с п. 1 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Возражения ответчика относительно того, что истец в нарушение положений п. 3.6. договора аренды своевременно не уведомил ответчика об установлении нового размера арендной платы по договору, который подлежит применению с момента получения арендатором уведомления об изменении размера арендной платы, арбитражным судом первой инстанции обоснованно не приняты по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 2 п. 3 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
До 01.03.2015 аналогичные положения содержались в пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", при рассмотрении споров связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
В силу абзаца второго пункта первого статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Договор аренды земельных участков был заключен после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, арендная плата по договору является регулируемой и может пересматриваться арендодателем в одностороннем порядке в случае принятия, изменения нормативных правовых актов Российской Федерации, Пензенской области, регулирующих исчисление размера арендной платы за пользование землей.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельный участок, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Данная правовая позиция сформулирована в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, от 15.03.2012 N 15117/11, от 17.04.2012 N 15837/11.
Принимая во внимание, что объектом арендных отношений являются земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, порядок определения размера арендной платы за пользование такими земельными участками подлежит публичному регулированию и устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, стороны обязаны руководствоваться установленным размером арендной платы в соответствии с федеральным законом, с решениями органов государственной власти и местного самоуправления, и не вправе применять другую арендную плату.
Предметом договора аренды N 244зем. от 15.10.2014 являются земельные участки, собственником которых является субъект Российской Федерации - Пензенская область (п. 1.2. договора).
На территории Пензенской области порядок определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности Пензенской области, а также за пользование земельными участками на территории Пензенской области, государственная собственность на которые не разграничена, с 20.10.2015 был установлен постановлением Правительства Пензенской области от 08.10.2015 N 552-пП.
Соответственно, стороны договора с 20.10.2015 обязаны были при определении размера арендной платы руководствоваться указанным постановлением.
Довод ответчика о том, что при расчете величины арендной платы новый размер кадастровой стоимости земельных участков подлежит применению с 01.01.2020, а не с 01.01.2019, также правомерно признан судом первой инстанции несостоятельным, поскольку дата вступления в силу акта об утверждении результатов кадастровой стоимости земельных участков установлена нормативно в ст. 15 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно ст. 15 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение двадцати рабочих дней со дня получения отчета утверждает содержащиеся в таком отчете результаты определения кадастровой стоимости путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, в течение тридцати рабочих дней со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости обеспечивает его официальное опубликование и информирование о его принятии путем:
1) размещения извещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) опубликования извещения в печатном средстве массовой информации, в котором осуществляется обнародование (официальное опубликование) актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) размещения извещения на своих информационных щитах;
4) направления информации в орган регистрации прав для размещения извещения на информационных щитах органа регистрации прав, а также в фонде данных государственной кадастровой оценки;
5) направления информации в органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, для размещения извещения на информационных щитах указанных органов.
Акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступает в силу 01 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования (официального опубликования) (п. 4 ст. 15 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке").
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение трех рабочих дней со дня официального опубликования акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, но не позднее 1 декабря года проведения государственной кадастровой оценки направляет его копию (включая сведения о датах его опубликования и вступления в силу), а также экземпляр отчета, составленного на электронном носителе в форме электронного документа, в орган регистрации прав для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости и размещения в фонде данных государственной кадастровой оценки.
При получении сведений о кадастровой стоимости, определенной в порядке, предусмотренном статьей 20 или 21 настоящего Федерального закона, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации осуществляет внесение изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости в течение двадцати рабочих дней со дня получения сведений о такой кадастровой стоимости и в течение трех рабочих дней направляет сведения о такой кадастровой стоимости в орган регистрации прав для внесения в Единый государственный реестр недвижимости.
Приказом Департамента государственного имущества Пензенской области от 26.11.2018 N 673-пр "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категории "Земли населенных пунктов" и объектов недвижимого имущества - сооружений, расположенных на территории Пензенской области" (л.д. 17 - 18) была утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 58:05:0740701:600 в размере 3 779 712 руб., земельного участка с кадастровым номером 58:05:0740701:614 в размере 2 688 876 руб.
Приказ был опубликован на официальном сайте Департамента государственного имущества Пензенской области http://mingosim.pnzreg.ru 26.11.2018 и на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 29.11.2018.
В соответствии с п. 3 приказа настоящий приказ вступает в силу с 01.01.2019.
Дата вступления приказа в силу была установлена в соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" - с 01 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования (официального опубликования).
В соответствии с п. 3.2. Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 08.10.2015 N 552-пП, при заключении договора аренды, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, уполномоченные органы предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 01 января года, следующего за годом, в котором утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель на территории Пензенской области.
Результаты государственной кадастровой оценки земель на территории Пензенской области были утверждены 26.11.2018 Приказом Департамента государственного имущества Пензенской области N 673-пр.
Таким образом, исходя из положений п. 3.2. Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 08.10.2015 N 552-пП, новый размер кадастровой стоимости земельных участков подлежал применению при расчете арендной платы с 01.01.2019.
Указание в п. 3 Приказа Департамента государственного имущества Пензенской области от 26.11.2018 N 673-пр на вступление его в силу с 01.01.2019 свидетельствует о том, что с указанной даты новый размер кадастровой стоимости земельных участков подлежит применению, в том числе, и с целью определения размера арендной платы.
Данное обстоятельство следует и из представленных ответчиком выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости земельных участков (л.д. 82, 89). Согласно указанным выпискам, новый размер кадастровой стоимости земельных участков был определен по состоянию на 01.01.2018, дата начала применения кадастровой стоимости - 01.01.2019. Применение кадастровой стоимости земельных участков подразумевает под собой, в том числе, применение ее с целью определения размера арендной платы за пользование земельными участками.
Таким образом, истец обоснованно применил при определении размера арендной платы новый размер кадастровой стоимости земельных участков с 01.01.2019.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, годовой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, за исключением случаев, указанных в разделе 1 настоящего Порядка, рассчитывается по следующей формуле:
А = Ксзу x Кр,
где: А - годовой размер арендной платы;
Ксзу - кадастровая стоимость земельного участка (в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка);
Кр - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая на дату заключения договора аренды земельного участка.
Таким образом, с 20.10.2015 в Пензенской области установлен новый порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов.
Пунктом 3 постановления Правительства Пензенской области от 08.10.2015 N 552-пП предусмотрено, что данное постановление распространяет свое действие на договоры аренды земельных участков, заключенные после вступления в силу настоящего постановления.
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, утвержденный постановлением Правительства Пензенской области от 08.10.2015 N 552-пП не распространяется на договоры аренды, заключенные до его вступления в силу.
Между тем, данный пункт не соответствует части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также принципу запрета необоснованных предпочтений, установленному в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", поскольку приводит к созданию дискриминационных условий, исходя из того, что арендаторы, заключившие договор аренды до вступления в силу постановления Правительства Пензенской области от 08.10.2015 N 552-пП, оказываются в неравном положении по сравнению с арендаторами, заключившими договор аренды после вступления в силу указанного нормативного акта, в то время как порядок расчета арендной платы является одинаковым для всех категорий лиц.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 9707/13, определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.05.2015 по делу N 306-ЭС14-6558.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 17.10.2017 по делу N А49-625/2016, от 19.10.2017 по делу N А49-13013/2016.
Таким образом, возражения ответчика, изложенные в отзыве на иск относительно того, что постановление Правительства Пензенской области от 08.10.2015 N 552-пП не применимо к правоотношениям сторон, арбитражным судом первой инстанции обоснованно не приняты.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий в силу ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются.
Арбитражный суд апелляционной инстанции произвел расчет размера арендной платы за период с 01.12.2016 по 28.02.2018 и за период с 01.08.2018 по 15.10.2019 в соответствии с положениями постановления Правительства Пензенской области от 08.10.2015 N 552-пП и разъяснениями по порядку определения размера арендной платы в соответствии с указанным постановлением в отношении договоров, заключенных до вступления в силу данного постановления:
- с 01.12.2016 по 31.12.2016 = 20 332 руб. 75 коп. (243 992 руб. 99 коп. (230 617 руб. 19 коп. х 1,058 (уровень инфляции на 2016 год)) : 12 мес.);
- с 01.01.2017 по 31.12.2017 = 251 800 руб. 77 коп. (243 992 руб. 99 коп. х 1,032 (уровень инфляции на 2017 год);
- с 01.01.2018 по 28.02.2018 = 43 393 руб. 67 коп. (260 361 руб. 99 коп. (251 800 руб. 77 коп. х 1,034 (уровень инфляции на 2016 год)) : 12 мес. х 2 мес.);
- с 01.08.2018 по 31.12.2018 = 108 484 руб. 16 коп. (260 361 руб. 99 коп. (251 800 руб. 77 коп. х 1,034 (уровень инфляции на 2016 год)) : 12 мес. х 5 мес.);
- с 01.01.2019 по 15.10.2019 = 408 317 руб. 76 коп. (517 487 руб. 04 коп. : 365 дн. х 288 дн.).
Таким образом, за период с 01.12.2016 по 28.02.2018 и за период с 01.08.2018 по 15.10.2019 ответчику необходимо было оплатить истцу задолженность по арендной плате в размере 832 329 руб. 11 коп.
За указанные периоды ответчиком произведена оплата в размере 110 886 руб. 40 коп., что подтверждается платежными поручениями, представленными в материалы дела истцом и ответчиком, а также карточкой лицевого счета.
Следовательно, у ответчика имеется задолженность по арендной плате в сумме 721 442 руб. 71 коп. (832 329 руб. 11 коп. - 110 886 руб. 40 коп.) за период с 01.12.2016 по 28.02.2018 и за период с 01.08.2018 по 15.10.2019, которая и подлежит взысканию в пользу истца на основании ст. ст. 307, 309, 310, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 22, 65 Земельного кодекса Российской Федерации. В удовлетворении остальной части заявленных требований следует отказать.
На основании вышеизложенного, решение Арбитражного суда Пензенской области от 03.06.2020, принятое по делу N А49-14890/2019 подлежит отмене в связи с нарушением судом первой инстанции норм процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) с принятием по делу нового судебного акта.
Государственная пошлина по иску и расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 03.06.2020, принятое по делу N А49-14890/2019, отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Прекратить производство по делу в части требования о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "ТранзитСити-Пенза" в пользу Департамента государственного имущества Пензенской области 108 484 руб. 16 коп. за период с 01.03.2018 по 31.07.2018.
Исковые требования Департамента государственного имущества Пензенской области удовлетворить частично.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "ТранзитСити-Пенза" в пользу Департамента государственного имущества Пензенской области задолженность в размере 721 442 руб. 71 коп.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "ТранзитСити-Пенза" в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 17 315 руб.
Взыскать с Департамента государственного имущества Пензенской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ТранзитСити-Пенза" в возмещение расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе 113 руб. 98 коп.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-14890/2019
Истец: Департамент государственного имущества Пензенской области
Ответчик: ООО "ТранзитСити-Пенза"