г. Санкт-Петербург |
|
14 декабря 2020 г. |
Дело N А56-30115/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2020 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Трощенко Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Борисенко Т.Э.
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Жуковский Д.Ю., доверенность от 26.12.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20487/2020) ООО "ДЛ-Транс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2020 по делу N А56-30115/2020(судья Константинова Е.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску Областного государственного казённого учреждения "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области"
к ООО "ДЛ-Транс"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Областное государственное казённое учреждение "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" (далее - Истец, ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ДЛ-ТРАНС" (далее - Ответчик, ООО "ДЛ-ТРАНС") о взыскании платы в счет возмещения ущерба причиненного автомобильным дорогам 442 570 руб.
Решением суда от 15.06.2020 требования удовлетворены.
Ответчик, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить.
По мнению подателя жалобы, в материалах дела отсутствуют сведения о проверке дорожного полотна перед подъездными путями, акты N N 242, 250 не являются надлежащим доказательством факта перевозки Ответчиком груза с превышением значений предельно допустимых осевых нагрузок и массы транспортного средства, суд не учел, что Истцом не представлена схема временных дорожных знаков, не соблюден порядок информирования пользователей автомобильных дорог о временных ограничениях движения, отсутствуют основания для взыскания убытков.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы.
Истец, надлежащим образом уведомленный о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
От Истца поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 25.04.2017 на стационарном пункте весового контроля "ЛЕВЫЙ БЕРЕГ" областного государственного казённого учреждения "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области", расположенном на автомобильной дороге "Казань-Ульяновск" - "Ульяновск-Самара" км 12+740 проведена проверка весовых параметров транспортного средства и установлен факт нарушения правил перевозки тяжеловесных грузов, а именно: несанкционированного (без специального разрешения) провоза тяжеловесного груза транспортным средством - Мерседес, государственный регистрационный номер В 763 MP 178, с полуприцепом - Когел, государственный регистрационный номер ВВ 4790 78, принадлежащим на праве собственности ООО "ДЛ-ТРАНС", под управлением водителя Ревунова Василия Ивановича, который осуществлял перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Ульяновской области по маршруту: от гр. Р. Татарстан - Матвеевка - Старая Майна - Мирный - до г. Ульяновск - от а/д "Казань-Ульяновск-Ульяновск-Самара" (мостовой переход через р. Волга) - от а/д А151 Цивильск-Ульяновск - разъезд Лаишевский - до а/д Р241 "Казань-Буинск-Ульяновск" (пройденное расстояние 89,4 км (0,894 сот. км. - для формулы)), с превышением предельно допустимых значений нагрузок на ось транспортного средства в период введения временного ограничения движения в весенний период, утвержденных Приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 27.02.2017 N 05-од "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области" (далее - Приказ).
Взвешивание транспортного средства произведено работниками весового контроля ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" с применением весового оборудования - весов ВА-15С-2-М, 1 пл. N 1982/1, 2 пл. N 1982/2 поверенных 07.11.2016 г., свидетельство N 082244/13-16.
По факту выявленного нарушения сотрудниками стационарного пункта весового контроля составлен Акт N 242 от 25.04.2017 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось (далее - Акт), согласно которому по результатам взвешивания выявлены нарушения в виде превышения нагрузок на оси.
В Акте N 242 от 25.04.2017 зафиксирован факт превышения установленных ограничений по нагрузке на ось: перегруз по нагрузке на 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю оси.
Согласно Акту зафиксированное расстояние между осями (колесами) составляет: 3,9-5,2-1,32-1,32 метра.
Максимально допустимые значения нагрузок на ось транспортного средства в период введения временных ограничений движения транспортных средств в весенний период на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, утверждены Приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 27.02.2017 N 05-од.
Согласно Акту Ответчиком допущены превышения допустимых ограничений осевой массы:
* по первой оси - фактическая масса - 5,660 тонн, допустимая - 5,000 тонн, превышение -0,660 тонны или 13%,
* по второй оси - фактическая масса - 6,420 тонн, допустимая - 5,000 тонн, превышение -1,420 тонны или 28%,
* по третьей оси - фактическая масса - 3,660 тонн, допустимая - 3,000 тонн, превышение -0,660 тонны или 22%,
- по четвертой оси - фактическая масса - 3,900 тонн, допустимая - 3,000 тонн, превышение - 0,900 тонны или 30%,
- по пятой оси - фактическая масса - 3,900 тонн, допустимая - 3,000 тонн, превышение - 0,900 тонны или 30%.
Размер вреда при превышении допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства (таблица 1):
* свыше 10 % до 20 % - 2 430 руб. (7 047 руб. = 2 430 * 2,9) за 100 км (первая ось);
- свыше 20 % до 30 % - 3 887 руб. (11 272 руб. = 3 887 * 2,9) за 100 км (вторая, третья, четвертая и пятая оси).
Протяженность маршрута рассчитана согласно Постановлению N 431-П и схеме дорог Ульяновской области.
Перевозка груза с превышением допустимых нагрузок на ось осуществлялась транспортным средством по маршруту: гр. с Р. Татарстан - Матвеевка - Старая Майна - а/д "Ульяновск-Димитровград-Самара" - Мирный - поворот на птицефабрику, от а/д "Цивильск-Ульяновск" - разъезд Лаишевский - до а/д "Казань-Буинск-Ульяновск" (пройденное расстояние 81,136 км).
Размер причиняемого ущерба на участке N 1 в момент составления акта составил:
Пр = (2 430*2,9 + 3 887*2,9 + 3 887*2,9 + 3 887*2,9 + 3 887*2,9) * 81,136/100 * 1,927 = (7 047 + 11 272 + 11 272 + 11 272 + 11 272) * 0,81136 * 1,927 = 81 513 руб.
Нарушения предельно допустимой массы транспортного средства не выявлено, поэтому Р значение пм - размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, в формулу не подставляется и при подсчете ущерба не учитывается.
Согласно Акту зафиксированное расстояние между осями (колесами) составляет: 3,9-5,2-1,32-1,32 метра.
Максимально допустимые значения нагрузок на ось транспортного средства в период введения временных ограничений движения транспортных средств в весенний период на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, утверждены Приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 27.02.2017 N 05-од.
Согласно Акту Ответчиком допущены превышения допустимых ограничений осевой массы:
- по второй оси - фактическая масса - 6,420 тонн, допустимая - 6,000 тонн, превышение -0,420 тонны или 7%.
Протяженность маршрута рассчитана согласно Постановлению N 431-П и схеме дорог Ульяновской области.
Перевозка груза с превышением допустимых нагрузок на ось осуществлялась транспортным средством по маршруту: поворот на птицефабрику - г. Ульяновск (пройденное расстояние 8,264 км).
Расчет произведен по следующей формуле Правил возмещения вреда:
Пр = [Рпм +(Рпом1+ РПом2+ - + P^flxSxT,
Базовый компенсационный индекс 2017 года составляет - 1,927.
Размер причиняемого ущерба на участке N 1 составил:
Пр = (0 + 1 520*2,9 + 0 + 0 + 0) * 8,264/100 * 1,927 = (0 + 4 408 + 0 + 0 + 0) * 0,08264 * 1,927 = 702 руб.
Размер причиняемого ущерба по акту N 242 от 25.04.2017 составил:
Пр - 81 513 руб. + 702 руб. = 82 215 руб.
С результатами измерений и Актом N 242 от 25.04.2017 водитель транспортного средства Ревунов В.И. был ознакомлен, акт подписал без возражений и замечаний, один экземпляр акта получил под роспись.
На стационарном пункте весового контроля "ЛЕВЫЙ БЕРЕГ" областного государственного казённого учреждения "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области", расположенном на автомобильной дороге "Казань-Ульяновск" - "Ульяновск-Самара" км 12+740, 29.04.2017 проведена проверка весовых параметров транспортного средства и установлен факт нарушения правил перевозки тяжеловесных грузов, а именно: несанкционированного (без специального разрешения) провоза тяжеловесного груза транспортным средством - Скания, государственный регистрационный номер В 530 ВР 178, с полуприцепом - Когель, государственный регистрационный номер ВВ 0333 78, принадлежащим на праве собственности ООО "ДЛ-ТРАНС", под управлением водителя Шамсутдинова Дамира Мансуровича, который осуществлял перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Ульяновской области по маршруту: от гр. с Самарской обл. - Высокий Колок - а/д "Ульяновск-Димитровград-Самара" - Нижняя Якушка - а/д "Ульяновск-Самара" на участке обхода г. Димитровграда - Мулловка - Чердаклы - Мирный - до г. Ульяновск - а/д "Казань-Ульяновск-Ульяновск-Самара" от а/д А151 "Цивильск-Ульяновск-разъезд Лаишевский до а/д Р241 "Казань-Буинск-Ульяновск" (пройденное расстояние 122,997 км (1,22997 сот. км. - для формулы)), с превышением предельно допустимых значений нагрузок на ось транспортного средства в период введения временного ограничения движения в весенний период, утвержденных Приказом.
Взвешивание транспортного средства произведено работниками весового контроля ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" с применением весового оборудования - весов ВА-15С-2-М, 1 пл. N 1982/1, 2 пл. N 1982/2 поверенных 07.11.2016, свидетельство N 082244/13-16.
По факту выявленного нарушения сотрудниками стационарного пункта весового контроля был составлен Акт N 250 от 29.04.2017 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось (далее - Акт), согласно которому по результатам взвешивания выявлены нарушения в виде превышения нагрузок на оси.
В Акте N 250 от 29.04.2017 зафиксирован факт превышения установленных ограничений по нагрузке на ось: перегруз по нагрузке на 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю оси.
Нарушения предельно допустимой массы транспортного средства не выявлено, поэтому Р значение пм - размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, в формулу не подставляется и при подсчете ущерба не учитывается.
Согласно Акту зафиксированное расстояние между осями (колесами) составляет: 3,8-5,9-1,32-1,32 метра.
Максимально допустимые значения нагрузок на ось транспортного средства в период введения временных ограничений движения транспортных средств в весенний период на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, утверждены Приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 27.02.2017 N 05-од.
Согласно Акту ответчиком допущены превышения допустимых ограничений осевой массы:
* по первой оси - фактическая масса - 7,040 тонн, допустимая - 5,000 тонн, превышение -2,040 тонны или 41%,
* по второй оси - фактическая масса - 9,160 тонн, допустимая - 5,000 тонн, превышение -4,160 тонны или 83%,
* по третьей оси - фактическая масса - 4,620 тонн, допустимая - 3,000 тонн, превышение -1,620 тонны или 54%,
- по четвертой оси - фактическая масса - 5,160 тонн, допустимая - 3,000 тонн, превышение - 2,160 тонны или 72%,
- по пятой оси - фактическая масса - 7,580 тонн, допустимая - 3,000 тонн, превышение - 4,580 тонны или 153%.
Размер вреда при превышении допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства (таблица 1):
* свыше 40 % до 50 % - 8 377 руб. (24 293 руб. = 8 377 * 2,9) за 100 км (первая ось);
* свыше 50 % до 60 % -11 389 руб. (33 028 руб. = 11 389 * 2,9) за 100 км (третья ось);
- свыше 60 % - рассчитывается отдельно. Истец при расчете вреда свыше 60 % не производит отдельный расчет, а применяет значение свыше 50 % до 60 % - 11 389 руб. (33 028 руб. = 11 389 * 2,9) за 100 км (вторая, четвертая и пятая оси).
Протяженность маршрута рассчитана согласно Постановлению N 431-П и схеме дорог Ульяновской области.
Перевозка груза с превышением допустимых нагрузок на ось осуществлялась транспортным средством по маршруту: гр. с Самарской обл. - Высокий Колок - а/д "Ульяновск-Димитровград-Самара" - обход г. Димитровграда - Мулловка - Чердаклы -Мирный - поворот на птицефабрику, от а/д А151 "Цивильск-Ульяновск"-разъезд Лаишевский до а/д Р241 "Казань-Буинск-Ульяновск" (пройденное расстояние 114,733 км).
Расчет произведен по следующей формуле Правил возмещения вреда:
Пр = [Рпм +(Рпом1+ РП0М2+ - + PnoMi)]xSxTTr,
Базовый компенсационный индекс 2017 года составляет - 1,927.
Размер причиняемого ущерба на участке N 1 составил:
Пр = (8 377*2,9 + 11 389*2,9 + 11 389*2,9 + 11 389*2,9 + 11 389*2,9) * 114,733/100 * 1,927 (24 293 + 33 028 + 33 028 + 33 028 + 33 028) * 1,14733 * 1,927 = 345 797 руб.
На участке N 2 (маршрут движения - 8.264 км (0,08264сот. км. - для формулы)):
Согласно Акту зафиксированное расстояние между осями (колесами) составляет: 3,8-5,9-1,32-1,32 метра.
Максимально допустимые значения нагрузок на ось транспортного средства в период введения временных ограничений движения транспортных средств в весенний период на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, утверждены Приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 27.02.2017 N 05-од.
Согласно Акту ответчиком допущены превышения допустимых ограничений осевой массы:
* по первой оси - фактическая масса - 7,040 тонн, допустимая - 6,000 тонн, превышение -1,040 тонны или 17%,
* по второй оси - фактическая масса - 9,160 тонн, допустимая - 6,000 тонн, превышение -3,160 тонны или 53%,
* по третьей оси - фактическая масса - 4,620 тонн, допустимая - 4,000 тонн, превышение -0,620 тонны или 16%,
- по четвертой оси - фактическая масса - 5,160 тонн, допустимая - 4,000 тонн, превышение- 1,160 тонны или 29%,
- по пятой оси - фактическая масса - 7,580 тонн, допустимая - 4,000 тонн, превышение - 3,580 тонны или 90%.
Истец при расчете вреда свыше 60 % не производит отдельный расчет, а применяет значение свыше 50 % до 60 % - 11 389 руб. (33 028 руб. = 11 389 * 2,9) за 100 км (пятая ось).
Протяженность маршрута рассчитана согласно Постановлению N 431-П и схеме дорог Ульяновской области.
Перевозка груза с превышением допустимых нагрузок на ось осуществлялась транспортным средством по маршруту: поворот на птицефабрику - г. Ульяновск (пройденное расстояние 8,264 км).
Расчет произведен по следующей формуле Правил возмещения вреда:
Пр = [Рпм +(Рпом1+ Рпом2+ - + Pn0M1)]xSxTTr,
Базовый компенсационный индекс 2017 года составляет - 1,927.
Размер причиняемого ущерба на участке N 1 составил:
Пр = (2 430*2,9 + 11 389*2,9 + 2 430*2,9 + 3 887*2,9 + 11 389*2,9) * 8,264/100 * 1,927 = (7 047 + 33 028 + 7 047 + 11 272 + 33 028) * 0,08264 * 1,927 = 14 559 руб.
Размер причиняемого ущерба по акту N 250 от 29.04.2017 составил:
Пр = 345 797 руб. + 144 559 руб. = 360 355 руб.
С результатами измерений и Актом N 250 от 29.04.2017 водитель транспортного средства Шамсутдинов Д.М. был ознакомлен, от подписания акта отказался.
Таким образом, сумма исковых требований составляет: 442 570 руб.
(82 215 руб. + 360 355 руб. = 442 570 руб.).
ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" осуществляет весовой контроль на основании распоряжения Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области от 18.06.2012 N 103-р "Об осуществлении весового контроля".
В качестве соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, письмами в адрес ООО "ДЛ-ТРАНС" были направлены претензия от 14.05.2018 N 110-ю, претензия от 30.04.2018 N 74-ю, в которых было предложено в добровольном порядке возместить сумму в счет компенсации ущерба, причиненного автомобильным дорогам Ульяновской области при осуществлении перевозки тяжеловесных грузов.
Поскольку претензия истца оставлена ответчиком без удовлетворения истец обратился в суд с настоящим иском.
Решением суда исковые требования удовлетворены.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно определениям, данным Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" (далее - Постановление N 272), "тяжеловесный груз" - груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению N 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению N 2.
Крупногабаритные и тяжеловесные грузы должны перевозиться с учетом требований Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, правил перевозки грузов и дополнительных требований, изложенных в Постановление N 272, а также требований, указанных в разрешении на перевозку груза.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" (вместе с "Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов") (действовавшим в спорный период) вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами (далее - вред), подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный имуществу гражданина, или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В силу статьи 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
В качестве способов возмещения вреда статья 1082 ГК РФ предусматривает возмещение причиненных убытков (ущерба).
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Как разъяснено Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 17.07.1998 г. N 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам государственной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществления надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Плата за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате.
Таким образом, возникновение обязанности по уплате указанного платежа, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, основано на выборе способа транспортировки груза. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров
Как полагает ответчик, в материалах дела отсутствуют сведения о проверке дорожного полотна перед подъездными путями.
Данный довод не состоятелен, податель жалобы не представил доказательств, вызывающих сомнение в наличии дефектов в дорожном полотне, влияющих на правильность показаний измерительных приборов, использованных истцом.
По мнению подателя жалобы, акты N 242, 250 не являются надлежащим доказательством факта перевозки Ответчиком груза с превышением значений предельно допустимых осевых нагрузок и массы транспортного средства.
Указанный довод несостоятелен.
Как следует из материалов дела, факт превышения значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортных средств ответчика, зафиксирован в актах N 242 от 25.04.2017 и N 250 от 29.04.2017.
На Протоколах весового контроля, распечатываемых в единственном экземпляре, водители Ревунов В.И и Шамсутдинов Д.М. подставили свои подписи, тем самым подтвердив указанные в них весовые параметры и то, что транспортное средство ответчика проходило взвешивание в присутствии водителя.
Акт N 242 подписан водителем, на акте N 250 проставлена отметка об отказе водителя от его подписания.
При этом в указанных актах водители не зафиксировали какие-либо замечания к процессу взвешивания транспортных средств.
Статья 26.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие поверку.
В соответствии с пунктом 2.1.1.2.4. Порядка осуществления весового и габаритного контроля в случае установления расхождения весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, отказа от устранения выявленных нарушений или невозможности их устранения и отказа оплаты возмещения причинённого ущерба в добровольном порядке на месте, составляется Акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось (далее - Акт формы N 2).
Акты по форме N 2 были составлены инженером пункта весового контроля.
С учетом материалов дела суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, об отсутствии сомнений в достоверности представленных истцом актов, так как используемое средство взвешивания прошло надлежащую поверку и идентифицировано, процедура взвешивания не нарушена.
Достоверных доказательств обратного ответчик не представил.
По мнению ответчика, суд не учел, что Истцом не представлена схема временных дорожных знаков.
Данный довод является необоснованным и подлежит отклонению.
Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) предусмотрено, что временные ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Порядком осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам, утвержденным Приказом Министерства транспорта России от 12.08.2011 N 211 (далее - Приказ N 211), предусмотрено, что временные ограничения движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий: вводятся в весенний период (с 1 апреля по 25 июня, с учетом природно-климатических условий территорий, по которым проходит такая автомобильная дорога) в целях предотвращения снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, вызванной их переувлажнением.
В пункте 11 раздела III Приказа N 211 указано, что после принятия акта о введении временных ограничений или прекращение движения при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог уполномоченный орган направляет копию данного акта, а также схему организации дорожного движения в соответствующие органы управления или подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В пункте 17 раздела IV приказа N 211 (приложение 1) указано, что Акт о введении временных ограничений движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий в весенний период согласовывается с органами управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 19 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" полиция обязана осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 21 статьи 13 указанного Закона полиция имеет право ограничивать или запрещать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
За органами ГИБДД согласно Указу Президента РФ от 01.06.2013 N 527 "О внесении изменений в Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711" сохранен государственный контроль и надзор за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к строительству и реконструкции дорог.
В соответствии с пунктами 11 и 12 Указа Президента РФ от 15.06.1998 N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" на Госавтоинспекцию возложены обязанности осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к строительству и реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта; к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения. И сотрудники Госавтоинспекции для выполнения возложенных на нее обязанностей имеют право предписывать или разрешать соответствующим организациям установку и снятие технических средств организации дорожного движения.
Таким образом, в соответствии с пунктом 19 статьи 12 ФЗ от 07.02.11 N 3 "О полиции" и пунктом "а" статьи 11 Указа Президента РФ от 15.06.1998 N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" в компетенцию Госавтоииспекции не входит рассмотрение и согласование проектов организации дорожного движения, так как из подпункта "н" статьи 11 Указа Президента РФ от 15.06.1998 N 711 в соответствии с Указом Президента РФ от 01.06.2013 N 527 исключены слова "проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах".
Приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 27.02.2017 N 05-од ввиду возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, при которых снижается несущая способность конструктивных элементов автомобильных дорог, в 2017 году были введены временные ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области.
Данные ограничения установлены в период с 1 апреля по 30 апреля 2017 года (весенний период) и с 20 мая по 31 августа 2017 года (летний период).
Утверждены были также предельно допустимые значения нагрузки на ось транспортного средства в период введения временного ограничения движения в весенний период в разрезе автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципалыюго значения Ульяновской области и их участков.
Как указывал Истец, в соответствии с вышеуказанным приказом N 211 на территории Ульяновской области действует Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального межмуниципального и местного значения Ульяновской области (далее - Порядок осуществления временных ограничений Ульяновской области), утвержденный постановлением Правительства Ульяновской области от 22.03.2012 N 129-П.
Согласно пункту 3.1. Порядка осуществления временных ограничений Ульяновской области, копия акта о введении ограничения и схема организации дорожного движения направляется в Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области только при реконструкции, капитальном ремонте автомобильных дорог.
До 17.09.2012 в Порядке осуществления временных ограничений Ульяновской области был пункт 4.2., предусматривающий согласование с Управлением ГИБДД МВД РФ по Ульяновской области дислокации дорожных знаков при временных ограничениях движения при возникновении неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков. Однако, в дальнейшем данный пункт утратил силу.
На основании вышеизложенного, истец не обязан согласовывать дислокацию дорожных знаков, ограничивающих нагрузку на ось транспортных средств в период весеннего ограничения с УГИБДД МВД РФ по Ульяновской области, так как такие полномочия не входят в компетенцию ГИБДД.
Как полагает податель жалобы, не соблюден порядок информирования пользователей автомобильных дорог о временных ограничениях движения.
Указанный довод подлежит отклонению.
При издании акта о введении ограничения владельцы автомобильных дорог в соответствии Приказом N 211 обязаны за 30 дней до начала введения временных ограничений информировать пользователей автомобильными дорогами путем размещения на сайтах в сети Интернет, а также через средства массовой информации о причинах и сроках таких ограничений.
Приказ от 27.02.2017 N 05-од был опубликован в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайтах: dorogi73.ru, build.ulgov.ru и в средствах массовой информации (газета "Ульяновская правда" от 28.02.2017 N 14).
Согласно выписке ЕГРЮЛ ООО "ДЛ-ТРАНС" основным видом деятельности общества является "49.4. Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам".
Следовательно, информация о временном ограничении движения транспортных средств являлась общедоступной в силу опубликования акта о временном ограничении движения на официальных сайтах и в средствах массовой информации, в связи с чем Ответчик, осуществляя на профессиональной основе деятельность по перевозке грузов, мог и должен был знать об установлении ограничений.
Таким образом, перевозя тяжеловесные грузы, ответчик обязан был принять необходимые меры по получению необходимого разрешения на их перевозку, согласовав маршрут движения, а также ознакомиться с размещенными в сети Интернет, и средствах массовой информации распорядительными актами о введении временных ограничений движения.
Подлежит отклонению довод Ответчика о том, что отсутствуют основания для взыскания убытков.
Владелец транспортного средства является лицом, ответственным за оформление необходимой документации на перевозку грузов.
Специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов, при наличии которого допускается движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, полученного в установленном законом порядке водителем транспортного средства сотрудникам весового контроля не представлено.
Распоряжением Правительства Ульяновской области от 28.11.2011 N 835-пр создано областное государственное казённое учреждение "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" путём переименования, которому переданы функции по управлению автомобильными дорогами общего пользования регионального и межмуниципального значения, проходящими по территории Ульяновской области. Включенные в Перечень автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, утверждены Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2009 N 431-П (далее - Постановление N 431-П) и закреплены на праве оперативного управления за ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области". В соответствии с п. 2.3.3.
Устав ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" к основным целям деятельности относится обеспечение сохранности автомобильных дорог и сооружений на них. Для достижения указанных целей ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" осуществляет следующие виды деятельности: - обеспечивает взвешивание транспортных средств (п. 2.4.25 Устава); - производит расчет вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами и взимание платы за возмещение вреда с владельцев или пользователей указанных транспортных средств (п. 2.4.27 Устава).
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" и Постановления N 272 ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" осуществляет расчет, начисление и взимание возмещения вреда, на основании Актов о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и/или нагрузке на ось.
Согласно пункту 17 статьи 3 Закона N 257-ФЗ, тяжеловесное транспортное средство - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Постановлением N 272.
Согласно пункту 5 Правил возмещения вреда размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда; протяженности участков автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
Показатели размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения утверждены Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.07.2008 N 331-П "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области" (далее - Постановление N 331-П).
Размер вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, рассчитанных под осевую нагрузку 10 тонн/ось, от превышения допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
Вина Ответчика заключается в неисполнении требований законодательства Российской Федерации об установлении допустимой нагрузки транспортного средства при передвижении по дороге общего пользования регионального значения.
Размер ущерба определен на основании постановления Правительства Ульяновской области от 25.07.2008 N 331-П.
Причинно-следственная связь между действиями Ответчика и возникшими убытками заключается в причинении дорожному полотну повреждений (в том числе способствующих разрушению полотна) ввиду нарушения Ответчиком требований законодательства о перевозке тяжеловесных грузов (перевозка с превышением предельно допустимой осевой нагрузки и отсутствием специального разрешения).
Соответственно, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о доказанности иска о взыскании ущерба причиненного автомобильным дорогам в размере 442 570 руб.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В связи с этим апелляционная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судом, а также сделанных им выводов.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит
Руководствуясь статьями 269-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2020 по делу N А56-30115/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Е.И. Трощенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-30115/2020
Истец: Областное государственное казённое учреждение "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области"
Ответчик: ООО "ДЛ-ТРАНС"
Третье лицо: Шамсутдинов Д.М.
Хронология рассмотрения дела:
29.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2614/2021
15.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1067/2021
14.12.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20487/20
15.06.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-30115/20