г. Чита |
|
16 декабря 2020 г. |
Дело N А10-710/2019 |
Резолютивная часть определения объявлена 09 декабря 2020 года.
Полный текст определения изготовлен 16 декабря 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Якимова Виктора Игоревича на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 сентября 2020 года по делу N А10-710/2020 по заявлению индивидуального предпринимателя Якимова Виктора Игоревича (ОГРНИП 304031630000020, ИНН 031600122964) к Республиканскому агентству лесного хозяйства (ОГРН 1070326000513, ИНН 0326041154; 670013, Республика Бурятия, город Улан-Удэ, Ключевская улица, 39а) о признании недействительными приказа от 5 декабря 2019 года N 1541 и отрицательного заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы изменения N 1 к проекту освоения лесов,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Якимов Виктор Игоревич (далее - заявитель, ИП Якимов В.И. или предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия к Республиканскому агентству лесного хозяйства (далее также - Агентство) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным приказа от 05.12.2019 N 1541 и отрицательного заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы Изменения N 1 к проекту освоения лесов и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Якимова В.И. путем выдачи положительного заключения государственной экспертизы к изменениям N 1 к проекту освоения лесов.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 мая 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 сентября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции возвратил ИП Якимову В.И. излишне уплаченную по платежному поручению от 13.02.2020 N 90 государственную пошлину в размере 2 700 рублей.
Не согласившись с указанным решением, предприниматель обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая своё несогласие с ним, по доводам, изложенным в жалобе.
Предприниматель полагает, что особо защитные участки лесов обладают самостоятельным режимом правовой охраны лесов, отличным от лесов первой группы, в силу действующего законодательства называемых защитными лесами.
Заявитель апелляционной жалобы отмечает, что при вынесении решения судом первой инстанции применены нормы права, утратившие юридическую силу на момент принятия решения по делу, а именно произведено отождествления с признаками отнесения лесных участков к особо защитным участкам (далее - ОЗУ) на основании нормативного акта утратившего силу и сделан этот вывод лишь на основании изменения формы карточки таксации в соответствии с Приказом Рослесхоза N 265 от 15.12.1994, а именно графы "Хозяйственная категория" на "Особо защитный участок", по сути же действующее на тот момент времени законодательство просто ввело новую форму карточки таксации, не подменяя при этом категории.
ИП Якимов В.И. указывает, что бездействие Агентства нарушает положения статей 83, 91 Лесного кодекса Российской Федерации, нарушает права заявителя и препятствует его хозяйственной деятельности по заготовке древесины.
Также предприниматель пояснил, что суд не оценил доказательства, что согласно договору аренды лесного участка N 11-17 от 22.03.2017 согласно приложению N 2 к договору характеристики лесного участка раздела 5 указаны - особо защитные участки лесов, в которых не указаны выделы Покровского участкового лесничества кварталов 20а (выделы 2, 5), 21а (выделы 2, 4). Также Характеристика лесного участка раздела 5 - указаны особо защитные участки лесов в дополнительном соглашении N 2 от 02.10.2019 в Приложении N 2 к Дополнительному соглашению N 2 к Договору аренды, в которых тоже не указаны выделы Покровского участкового лесничества кварталов 20а (выделы 2, 5), 21а (выделы 2, 4).
То есть, по мнению предпринимателя, Республиканским агентством лесного хозяйства по Республике Бурятия была выдано положительное заключение на вышеуказанный проект, и Арендатор ранее работал по Проекту и проводил равномерно-постепенную рубку в выделе 5 квартала 20А, выделах 2,4 квартала 21А, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов заявителя в использовании лесного участка для заготовки древесины.
В отзыве Республиканское агентство лесного хозяйства возражает относительно доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
08 декабря 2020 года в Четвертый арбитражный апелляционный суд через систему подачи документов в электронном виде "Мой арбитр" от ИП Якимова В.И. поступили возражения на отзыв Республиканского агентства лесного хозяйства.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако предприниматель и Агентство явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё и возражений на отзыв, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Якимов Виктор Игоревич зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 26.10.2004 за основным государственным регистрационным номером 304031630000020, основным видом деятельности указаны лесозаготовки.
22 марта 2017 года Республиканским агентством лесного хозяйства (Арендодатель) и ИП Якимовым В.И. (Арендатор) подписан договор аренды лесного участка, в соответствии с условиями которого, предпринимателю передан во временное пользование участок, находящийся в государственной собственности площадью 8 052,00 га (80520000 кв.м).
25 сентября 2017 года сторонами подписано дополнительное соглашение N 1 к договору аренды лесного участка от 22.03.2017 N11-17.
2 октября 2019 года сторонами подписано дополнительное соглашение N 2 к договору аренды лесного участка от 22.03.2017 N11-17.
Местоположение лесного участка с учетом дополнительных соглашений: Республика Бурятия, Муниципальное образование "Прибайкальский район", в границах Прибайкальского лесничества, Покровского участкового лесничества, кварталы 20а (выделы 1-26), 21а (выделы 1-24), 22а (выделы 1-39), 23а (выделы 1-23), 24а (выделы 1-16), 34а (выделы 1-40), 35а (выделы 1-49), 36а (выделы 1-29), 37а (выделы 1-34), 38а (выделы 1-57), 39а (выделы 1-28), 63а (выделы 1-28), 64а (выделы 1-33), 65а (выделы 1-24), 66а (выделы 132), 67а (выделы 1-41), 68а (выделы 1-18), 69а (выделы 1-49), 78а (выделы 1-46), 79а (выделы 1-31), 80а (выделы 1-18), 81а (выделы 1-36), 82а (выделы 1-20), 83а (выделы 1-40), 84а (выделы 1-31), 85а (выделы 1-41), 86а (выделы 1-24), 87а (выделы 1-34), 88а (выделы 1-29), 89а (выделы 1-37), 90а (выделы 1-8), 95а (выделы 1-39), 96а (выделы 1-27), 97а (выделы 123), 98а (выделы 1-43), 99а (выделы 1-34), 100а (выделы 1-31).
Земельный (лесной) участок поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровыми номерами земельного участка 03:16:000000:10259, 03:16:000000:10261, 03:16:000000:10361, 03:16:510108:19, 03:16:510108:21.
Номер учетной записи в государственном лесном реестре 210-2008-09.
Срок действия договора аренды установлен с даты государственной регистрации на 49 лет.
Характеристики лесного участка на день заключения договора аренды в соответствии с данными государственного лесного реестра приведены в приложении N 2 к договору аренды "Характеристика лесного участка".
Согласно пункту 4 договора аренды лесной участок передан предпринимателю в целях использования лесов для заготовки древесины.
Приложениями N 1-6 к договору аренды являются кадастровые паспорта земельного участка от 22.10.2015 N 03/201/15-311861, от 22.10.2015 N 03/201/15-311372, от 22.10.2015 N 03/201/15-311923, от 22.10.2015 N 03/201/15-311363, от 18.12.2015 N 03/201/15-375098, План лесного участка.
Согласно протоколу лесоустроительного совещания об итогах проведения повторной таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ИП Якимову В.И. в Прибайкальском лесничестве Республики Бурятия, от 1 августа 2019 года предпринимателю указано:
- получить лесоустроительные материалы (таксационное описание), лесоустроительные планшеты, ведомости проектируемых мероприятий по охране и воспроизводству лесов, тематический лесной план проектируемых мероприятий по воспроизводству лесов и тематический лесной план проектируемых мероприятий по охране лесов и характеристика лесного участка по классам пожарной опасности, планы лесонасаждений, введенные в действие приказом Республиканского агентства лесного хозяйства.
7 ноября 2019 года ИП Якимовым В.И. представлено на государственную экспертизу изменение N 1 к проекту освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду.
Приказом Республиканского агентства лесного хозяйства от 05.12.2019 N 1541 утверждено отрицательное заключение государственной экспертизы изменения N 1 к проекту освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для заготовки древесины.
Не согласившись с указанными приказом и заключением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
По сути, аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 14044/10.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемых приказа и заключения закону или иному нормативному правовому акту и 2) нарушение прав и законных интересов заявителя этими приказом и заключением.
Суд апелляционной инстанции находит правильными выводы суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно статье 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (пункты 1 и 2).
При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются:
1) организация использования лесов;
2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры;
3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;
4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов (пункт 5).
ИП Якимовым В.И. разработан Проект освоения лесов по договору аренды.
В соответствии с частью 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи (часть 2).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 N 496 утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (далее - Порядок N 496).
Пунктом 2 Порядка N 496 предусмотрено, что экспертиза проекта освоения лесов (далее - Экспертиза) проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 Порядка, в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса.
Пунктами 3 и 7 Порядка N 496 установлено, что целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Экспертиза проводится в срок не более чем 30 дней со дня поступления проекта освоения лесов в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
Результат экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации. Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным (пункт 9).
Положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки (пункт 10 Порядка N 496).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, основанием утверждения приказом Республиканского агентства лесного хозяйства от 05.12.2019 N 1541 отрицательного заключения государственной экспертизы изменения N 1 к проекту освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для заготовки древесины ИП Якимову В.И., послужил вывод о том, что в ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины, представлены выделы Покровского участкового лесничества кварталов 20а (выделы 2, 5), 21а (выделы 2, 4), в которых рекомендованы выборочные рубки - равномерно-постепенные рубки, но по базовому лесоустройству данные выделы содержат характеристику "хозяйственная категория" и согласно Правилам рубок главного пользования и лесовосстановительных рубок в лесах бассейна озера Байкал, утвержденным Постановлением Совета Министров Бурятской ССР от 25.02.1991 N 57, данные участки отнесены к особо защитным участкам лесов (ОЗУ).
Заявитель не согласился с указанным выводом, полагая, что спорные выделы не являются особо защитными участками.
Суд апелляционной инстанции, равно как и суд первой инстанции признает необоснованными заявленные ИП Якимовым В.И. доводы, а также доводы об отсутствии (утрате действия) нормативно-правовых актов об отнесении вышеуказанных выделов к особо защитным участкам на основании следующего.
В соответствии со статьей 67 Лесного кодекса Российской Федерации на землях лесного фонда проводится лесоустройство. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (часть 1 статьи 68).
В соответствии с пунктом 5 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.03.2018 N 122 (далее - Лесоустроительная инструкция) проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса и статьей 10 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
В части 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации указано, что леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
Согласно части 1 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.
Перечень видов особо защитных участков леса приведен в части 2 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации и в пункте 23 Лесоустроительной инструкции.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Основных положений по выделению особо защитных участков леса, утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 30.12.1993 N 348, особо защитные участки леса с ограниченным режимом лесопользования выделяются на основании материалов лесоустройства или специальных обследований. Документация по выделению особо защитных участков леса должна содержать информацию о территориальном размещении указанных участков, количественной и качественной характеристике лесного фонда, включаемого в эти участки, и иные сведения, необходимые для обоснованного решения вопросов выделения таких участков, с учетом региональных (местных) природных, экономических и иных условий и особенностей.
Согласно статье 68.2 Лесного кодекса Российской Федерации проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов осуществляется в целях подразделения лесов на виды по целевому назначению и выделения особо защитных участков лесов (часть 1). Границы эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов устанавливаются по квартальным просекам, границам лесных кварталов и лесотаксационных выделов с учетом естественных границ лесничеств, лесопарков (часть 2).
Как установлено судом первой инстанции и следует из представленных материалов лесоустройства, спорные участки Покровского участкового лесничества относятся к следующим видам особо защитных участков:
- квартал 20а, выдел 2 - особо-защитные полосы по малым рекам (согласно выписке из государственного лесного реестра вид целевого назначения лесов - защитные леса, категория защитных лесов - запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов);
- квартал 20а, выдел 5 - склон более 25 градусов (согласно выписке из государственного лесного реестра вид целевого назначения лесов - защитные леса, категория защитных лесов - запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов);
- квартал 21а, выдел 2 - особо-защитные полосы по малым рекам (согласно выписке из государственного лесного реестра вид целевого назначения лесов - защитные леса, категория защитных лесов - запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов);
- квартал 21а, выдел 4 - особо-защитные полосы по малым рекам (согласно выписке из государственного лесного реестра вид целевого назначения лесов - защитные леса, категория защитных лесов - запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов).
На момент проведения лесоустроительных работ действовали Правила рубок главного пользования и лесовосстановительных рубок в лесах бассейна озера Байкал, утвержденные Постановлением Совета Министров Бурятской ССР от 25.02.1991 N 57, Инструкция по проведению лесоустройства в едином государственном лесном фонде СССР, утвержденная постановлением Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 12.09.1985 N 4, Инструкция о порядке отнесения лесов к категориям защитности, утвержденная Приказом Гослесхоза СССР от 24.09.1979 N 157.
В соответствии с пунктом 7.1.4.5. Инструкции по проведению лесоустройства в едином государственном лесном фонде СССР в целях правильного проектирования лесопользования и лесохозяйственных мероприятий, сохранения и усиления защитных и природоохранных функций горных лесов при таксации леса выявляются особо защитные участки, выделяемые в порядке, предусмотренном утвержденными Государственным комитетом СССР по лесному хозяйству Инструкцией о порядке отнесения лесов к категориям защитности и правилами рубок леса.
В приложении N 3 Инструкции о порядке отнесения лесов к категориям защитности и правилами рубок предусматривались признаки и нормативы выделения особо защитных участков леса с ограниченным режимом лесопользования.
В соответствии с пунктом 9 Правил рубок главного пользования и лесовосстановительных рубок в лесах бассейна озера Байкал в лесах всех групп выделяются особо защитные участки со специальным режимом лесопользования.
Запрещаются рубки главного пользования (за исключением уборки деревьев по состоянию) в следующих участках:
а) лесопарковые части зеленых зон, леса в радиусе 2 км вокруг курортов, санаториев, домов отдыха, пансионатов, туристских баз, пионерских, альпинистских лагерей, других лечебных и рекреационных учреждений, дачных поселков, а также вокруг минеральных источников и памятников природы; полосы леса по 250 м в обе стороны от трасс Всесоюзных и республиканских туристических маршрутов; особо охранные части заказников;
б) полосы леса шириной 1000 м по берегам озер площадью более 2 км2, полосы леса шириной 600 м по берегам озер площадью до 2 км2, полосы леса от кромки поймы по каждому берегу рек протяженностью: свыше 500 км - 500 м, 201-500 км - 400 м, 101-200 км - 300 м, 51-100 км - 250 м, 11-50 км - 150 м, до 10 км - 100 м;
в) полосы леса шириной 200 м вдоль постоянных русел снежных лавин;
г) полосы леса шириной 100 м вдоль бровок обрывов, осыпей, оползней, при их протяжении более 50 м;
д) полосы леса шириной 100 м вокруг карстовых образований;
е) полосы леса шириной 200 м вдоль водоразделов при величине водосборных бассейнов более 2000 га;
ж) полосы леса шириной 500 м вдоль верхней границы с безлесными пространствами;
з) участки леса на склонах крутизной более 25 градусов;
и) участки леса с выходами камней и скальных обнажений более чем на половине площади;
к) участки леса в радиусе 300 м вокруг глухариных токов, но не более трех таких участков на 10 тыс. га лесов;
л) лесосеменные, орехопромысловые, медоносные и другие участки леса, имеющие специальное хозяйственное или научное значение, а также 300-метровые полосы вокруг кедровых насаждений, используемых для заготовки ореха;
м) участки леса на развеваемых песках и полосы шириной более 200 м по периметру участков;
н) участки леса величиной до 100 га, расположенные среди безлесных пространств;
о) опушки шириной 200 м по границе с степями, пашнями и лугами;
п) насаждения полнотой 0,3-0,5 при отсутствии под пологом подроста, достаточного для успешного естественного возобновления главной породой, и возможности создания лесных культур.
Проводятся добровольно-выборочные рубки с интенсивностью изреживания при каждой приеме до 35% в следующих участках:
а) защитные полосы установленной ширины по обе стороны железных и шоссейных дорог;
б) степные и лесостепные боры площадью более 100 га на устойчивых почвах.
Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение указаны в Порядке N 496.
В соответствии с пунктами 2.2., 2.2.9 Порядка N 496 основанием для внесения документированной информации является первичная документация, к которой, в частности, относится лесоустроительная документация.
Как указано Республиканским агентством лесного хозяйства, по базовому лесоустройству, проведенному на территории Прибайкалького лесничества в 1990-1991 годах, выделены участки лесов, которые внесены в карточку таксации, в графу "хозяйственные категории". Согласно Правилам рубок в лесах бассейна озера Байкал, утвержденным постановлением Совета Министров Бурятской ССР от 25.02.1991 N 57, данные участки отнесены к защитным участкам лесов. Впоследствии, в соответствии с приложением N 8 к Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от 15.12.1994 N 265, графа карточки таксации "Хозяйственные категории" изменена на "Особо защитный участок". Статус особо защитных участков, указанных в материалах лесоустройства, сохраняется до момента внесения соответствующих изменений в данные государственного лесного реестра.
Доводы предпринимателя, что спорные участки отсутствуют в государственном лесном реестре, а также о том, что акты несоответствия данных государственного лесного реестра по натурному обследованию подтверждают отсутствие статуса особо защитных участков обосновано отклонены судом первой инстанции, поскольку в соответствии с пунктом 2.1. приказа Рослесхоза от 30.12.1993 N 348 "Об утверждении Основных положений по выделению особо защитных участков леса" особо защитные участки леса с ограниченным режимом лесопользования выделяются именно на основании материалов лесоустройства.
Документация по выделению особо защитных участков леса должна содержать информацию о территориальном размещении указанных участков, количественной и качественной характеристике лесного фонда, включаемого в эти участки, и иные сведения, необходимые для обоснованного решения вопросов выделения таких участков, с учетом региональных (местных) природных, экономических и иных условий и особенностей (пункт 2.2 Приказа N 348). При этом материалы лесоустройства включают: таксационные описания, планшеты, планы лесонасаждений, обзорные планы лесохозяйственных мероприятий, а также другие материалы, полученные при лесоустройстве, охотоустройстве, геоботанических или иных специальных обследованиях.
Судом первой инстанции принято во внимание информация, содержащаяся в материалах лесоустройства, таксационных описаниях ввиду наличия в них сведений, позволяющих судить о характеристиках лесного участка, учитываемых при выделении особо защитных участков леса.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что выделы Покровского участкового лесничества кварталов 20а (выделы 2, 5), 21а (выделы 2, 4) отнесены к особо защитным участкам (ОЗУ). Указанная категория особо защитных участков выделена законно и при наличии к тому оснований.
Согласно части 5 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации на особо защитных участках лесов проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.
В разработанном ИП Якимовым В.И. Проекте освоения лесов по договору аренды рекомендованы выборочные рубки - равномерно-постепенные рубки на выделах Покровского участкового лесничества кварталов 20а (выделы 2, 5), 21а (выделы 2, 4).
Внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды согласно пункту 33 Раздела 3 "Порядок разработки проекта освоения лесов" Приказа Рослесхоза N 69.
В соответствии со статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках (часть 1). В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий (часть 2). Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2.1).
Отсутствие же в форме 6-ГРЛ спорных участков, как правильно указал суд первой инстанции, не имеет правового значения, поскольку свидетельствует только о том, что указанная форма сформирована не корректно и требует внесения дополнительных сведений.
При этом пунктом 8 Положения о ведении государственного лесного реестра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2007 N 318 "О государственном лесном реестре", было установлено, что в государственный лесной реестр включаются данные государственного учета лесного фонда по состоянию на 1 января 2007 года, ведение которого осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.1997 N 611 "О ведении государственного учета лесного фонда".
В свою очередь, в соответствии с пунктами 5.4.4 и 5.4.12 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, выделение ОЗУ и установление их границ, а также обеспечение проектирования ОЗУ относится к полномочиям Рослесхоза.
В связи с вышеуказанным документом изменения, изъятия ОЗУ из материалов лесоустройства могли быть выполнены только на основании решения Рослесхоза в рамках осуществляемых полномочий.
Суд апелляционной инстанции соглашается с тем, что в рассматриваемом случае проектирование заготовки древесины на выделах, которые относятся к особо защитным участкам, противоречит пункту 5 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации. В этой связи у комиссии Республиканского агентства лесного хозяйства отсутствовали основания для утверждения положительного Заключения государственной экспертизы по проведению государственной экспертизы Изменения N 1 к проекту освоения лесов.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришёл к законному выводу о признании законными и обоснованными приказ Республиканского агентства лесного хозяйства от 05.12.2019 N 1541 и отрицательное Заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы Изменения N 1 к проекту освоения лесов.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 сентября 2020 года по делу N А10-710/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-710/2020
Истец: Якимов Виктор Игоревич
Ответчик: Республиканское агентство лесного хозяйства
Третье лицо: Федеральное агенство лесного хозяйства по РБ