16 декабря 2020 г. |
А55-37714/2019 |
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЯ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
16 декабря 2020 г. Дело N А55-37714/2019
г. Самара
Резолютивная часть постановления оглашена 10 декабря 2020 года
В полном объеме постановление изготовлено 16 декабря 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Дегтярева Д.А.,
судей Митиной Е.А., Ястремского Л.Л,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Герасимовой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 декабря 2020 года в зале N 7 помещения суда апелляционную жалобу Администрации городского округа Похвистнево Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 сентября 2020 года по делу N А55-37714/2019 (судья Михайлова М.В.)
по иску Муниципального образования городской округ Похвистнево Самарской области в лице уполномоченного органа - Администрации городского округа Похвистнево Самарской области, Россия 446450, г. Похвистнево, Самарская область, ул. Лермонтова д. 16
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, Россия 443010, г. Самара, Самарская область, ул. Красноармейская д. 21,
третьи лица:
1.Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Самара" 443068, г.Самара, ул. Ново- Садовая 106 А, строение 1;
2.Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, 443099,Самара, ул.Некрасовская д.3.
о признании отсутствующим права собственности,
с участием в судебном заседании:
от истца -представитель Курамшин Р.Н. по доверенности от 01.01.2020 года,
от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом,
от третьих лиц:
- Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Самара" - представитель Привалова Е.А. по доверенности от 09.01.2020 года,
- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование городской округ Похвистнево Самарской области в лице уполномоченного органа - Администрации городского округа Похвистнево Самарской области обратилось в арбитражный суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области:
- о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 63:07:0301002:1163, расположенный по адресу Самарская область город Похвистнево ул. Бугурусланская 1Б.
Соответствующими определениями к участию в деле в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечены третьи лица, указанные во вводной части настоящего решения.
Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Ответчик исковые требования не признал.
Третье лицо 1 возражало против удовлетворения заявленных требований.
Третье лицо 2, извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилось.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28 сентября 2020 года, принятым по настоящему делу, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Истец - Муниципальное образование городского округа Похвистнево Самарской области в лице уполномоченного органа - Администрации городского округа Похвистнево Самарской области обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 сентября 2020 года по делу N А55-37714/2019, просит судебный акт первой инстанции отменить, удовлетворить исковые требования.
Считает решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, не соответствующим фактическим обстоятельствам дела, по доводам, подробно изложенным в апелляционной жалобе.
Одновременно заявитель подал ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2020 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание на 10.12.2020, указанное ходатайство удовлетворено.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
В суд, до начала рассмотрения дела по существу, представлены от третьего лица Общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Самара" отзыв на апелляционную жалобу и дополнительные документы, в которых он просит оставить решение суда первой инстанции без изменений, считает доводы жалобы необоснованными, приобщены к материалам дела.
Представителем истца заявлено ходатайство о приобщении документов приложенных к апелляционной жалобе: письмо министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 15/4841 от 10.08.2020, сведения по земельному участку N 1112/А от 11.09.2020, схемы на трех листах.
Суд совещаясь на месте, определил отклонить ходатайство, документы возвратить истцу по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, апелляционный суд определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам.
В ответ на вопрос суда представитель истца пояснил в судебном заседании, что ходатайство о приобщении дополнительных доказательств в суде первой инстанции заявлено не было, суд апелляционной инстанции не установил наличие у ответчика уважительных причин невозможности представления доказательств.
При таких обстоятельствах на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ ходатайство о приобщении приведенных выше документов, приложенных к апелляционной жалобе, подлежит отклонению, указанные документы не подлежат приобщению к материалам дела, а также оценке судом апелляционной инстанции.
Представитель истца в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Самара" с апелляционной жалобой не согласен.
Ответчик отзыв не представил.
В судебное заседание представители третьих лиц и ответчика не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены/изменения судебного акта арбитражного суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом первой инстанции, Требования общества мотивированы тем, 21 июля 2017 года между Администрацией городского округа (далее - истец, Администрация, арендодатель) и ООО "Газпром трансгаз Самара" (далее - третье лицо, арендатор) был заключен договор аренды N 3/17 земельного участка площадью 5039 кв.м с кадастровым номером 63:07:0301002:1163, имеющий категорию земель: "Земли населенных пунктов": по адресу: Самарская область, г.Похвистнево, ул.Бугурусланская, д.1б для размещения объекта "Многотопливная автомобильная заправочная станция (МАЗС)".
В соответствии с условиями заключенного договора аренды арендодатель предоставил арендатору на срок с 30.09.2015 по 29.09.2064 (49 лет) в аренду земельный участок, государственная собственность па который не разграничена, категория земель - земли населенных пунктов, общей площадью 5039 кв.м, кадастровый номер 63:07:0301002:1163, по адресу: Самарская область, г.Похвистнево. ул.Бугурусланская, д. 16.
1 ноября 2017 года Администрацией городского округа Похвистнево было получено письмо ООО "Газпром трансгаз Самара" от 24.10.2017 г. (исх. N 01-18/6524) о необходимости расторжения указанного договора аренды в связи с регистрацией права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок и получена выписка из ЕГРП от 11.10.2017, из которой следует, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером 63:07:0301002:1163 является Российская Федерация, о чем в Едином государственном реестре недвижимости произведена запись о регистрации права собственности от 11.10.2017 N 63:07:0301002:1163-63/007/2017-8.
Как указал истец, указанная запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (о праве собственности Российской Федерацией на земельный участок с кадастровым номером N 63:07:0301002:1163) нарушает законные права истца на распоряжение данным земельным участком, собственность на который не была разграничена (в соответствие с п. 2 ст.3.1 Закона N 137-ФЗ).
Истец полагает, что у Российской Федерации отсутствуют основания для приобретения права собственности на спорный земельный участок, государственная регистрация права федеральной собственности на земельный участок проведена с нарушением положений Федерального закона N 101-ФЗ от 17.07.2001 г. "О разграничении государственной собственности на землю" (далее Закон N 101-ФЗ), Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ и является ошибочной.
Согласно п.3 ст. 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ (с последующими изменениями, далее именуемый - Закон N 218-ФЗ ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограниченное такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе право собственности, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно положениям п. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2)договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3)акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4)свидетельства о праве на наследство;
5)вступившие в законную силу судебные акты;
6)акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавши вместе издания таких актов на момент их издания;
7)межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8)иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
На основании п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ).
Согласно ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Как указал истец, в отношении спорного земельного участка до внесения записи о регистрации права собственности Российской Федерации от 11.10.2017 N 63:07:0301002:1163-63/007/2017-8 сведения о правах отсутствовали, определяющим обстоятельством, по мнению истца, является установление возможного отнесения спорного земельного участка к собственности Российской Федерации, ее субъектов, муниципального образования исходя из требований статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", либо нахождения спорного земельного участка в государственной не разграниченной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Статьей 55 Закона N 218-ФЗ определены особенности осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2016 N 307 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 404":
- правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным федеральным органом государственной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, нахождение земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук, предоставление земельного участка в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги") - в случае, если основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным федеральным органом государственной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, нахождение земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук, предоставление земельного участка в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги". Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу ст. 29 Закона N 218-ФЗ при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных указанным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Истец полагает, что спорный земельный участок указанным в Законе N 137-ФЗ критериям не соответствует, так как:
- указанный участок не предоставлен органам государственной власти РФ, субъекта РФ, их территориальном органам, государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям;
- на спорном земельном участке здания, строения, сооружения, находящиеся в собственности Российской Федерации, что являлось бы основанием для возникновения права федеральной собственности на спорный участок в силу закона, отсутствуют; на спорном земельном участке расположена многотопливная автомобильная заправочная станция (МАЗС), кадастровый N 63:07:0000000:141, назначение: нежилое, специальное, площадь застройки - 649,2 кв.м., адрес объекта: Самарская область, г. Похвистнево, ул. Бугурусланская, принадлежащее на праве собственности ПАО "Газпром", право собственности зарегистрировано 30.09.2015 г.;
- указанный земельный участок не является участком лесного фонда, не относится к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения, землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения.
Как указал истец, спорный земельный участок, отнесенный к категории земель: земли населенных пунктов, к исключительной собственности Российской Федерации не относится.
Отсутствие критериев, установленных ст. 3.1 Закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и позволяющих отнести спорный земельный участок к землям Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, в связи с чем что государственная регистрация оспариваемого права произведена в отсутствие оснований, установленных статьей 14 Закона N 218-ФЗ, в то время как государственной регистрации истец полагает только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
Исходя из вышеизложенного истец полагал, что спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, и государственная регистрация права собственности Российской Федерации произведена с нарушением норм действующего законодательства.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик, третье лицо при рассмотрении дела в суде первой инстанции представили отзывы на иск, указали на то, что согласно п. 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. N 432, Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющую государственную казну РФ, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Согласно п. 4 вышеизложенного положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с Положением о Территориальном управлении, утв. Приказом Росимущества от 29.09.2009 г. N 278, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации(отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства РФ, в том числе осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке по вопросам, относящимся к компетенции Территориального управления.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного иска, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с КН 63:07:0301002:1163, площадью 5039 кв.м., является собственностью Российской Федерации (запись в ЕГРН N 63:07:0301002:1163-63/007/2017-8 от 11.10.2017 г.).
На земельном участке с кадастровым номером 63:07:0301002:1163 расположена многотопливная автомобильная заправочная станция (МАЗС), принадлежащая на праве собственности ООО "Газпром трансгаз Самара".
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о государственной регистрации к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.07.2019 г. по делу N А55-35236/2018 по заявлению Администрации г.о. Похвистнево к Управлению Росреестра по Самарской области о признании отсутствующими правовых оснований для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 63:07:0301002:1163, расположенный по адресу: Самарская область, г. Похвистнево ул. Бугурусланская 1Б, площадью 5035 кв.м, установлены следующие обстоятельства:
На основании ст. 17, п. 4 ст. 87 ЗК РФ, ст. 3.1 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 5 ФЗ от 31.03.1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" 11.10.2017 г. Управлением Росреестра по Самарской области произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, о чем сделана запись в ЕГРН N 63:07:0301002:1163-63/007/2017-8.
Согласно сведениям ЕГРН от 15.06.2018 г. N 63/01/01/2018-147743 земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, город Похвистнево, ул. Бугурусланская, 1 Б, площадью 5039 кв. м., с кадастровым номером 63:07:0301002:1163, с видом разрешенного использования: для размещения объекта "Многотопливная автомобильная заправочная станция (МАЗС)", находящийся в федеральной собственности (номер государственной регистрации права 63:07:0301002:1163-63/007/2017-8 от 11.10.2017 г.) предоставлен на праве аренды Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Самара" (номер государственной регистрации 63:07:0301002:1163- 63/001/2017-7 от 04.09.2017 г.).
На земельном участке с кадастровым номером 63:07:0301002:1163 находится многотопливная автомобильная заправочная станция (МАЗС), принадлежащая на праве собственности ООО "Газпром трансгаз Самара".
В соответствии со своей уставной деятельностью ООО "Газпром трансгаз Самара" приобрело в собственность сооружение - "Многотопливная автомобильная заправочная станция (МАЗС)", расположенной по адресу: Самарская область, г. Похвистнево, ул. Бугурусланская. Право собственности на указанный объект зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.09.2015 г. серия АА N 157702 на основании договора купли - продажи недвижимости от 25.08.2015 г. N ДКП 15 ГТЛ/ГПТГСАМ 16-15-01505.
Данная МАЗС заправляет автомобили только компримированным газом, так как ООО "Газпром трансгаз Самара" не оформляла разрешительную документацию на такой вид деятельности как заправка автомобилей бензином.
Статьей 5 Федерального закона от 31.03.1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" установлено, что федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.
Таким образом, имущество, относящееся к магистральным газопроводам, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, и предназначенное для транспортировки газа, является важнейшим составляющим единой системы газоснабжения.
При рассмотрении дела N А55-35236/2018 судом установлено что ООО "Газпром трансгаз Самара" осуществляет транспортировку газа по магистральным газопроводам.
В соответствие с п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона N 218 к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в постановлении от 20.09.2019 г. по делу N А55-35236/2018 отмечено, что суд первой инстанции пришел к выводу о том, что регистрирующим органом при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав было проверено наличие оснований возникновения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
В соответствии с техническим паспортом от 15.07.2010 г. сооружение -"Многотопливная автомобильная заправочная станция (МАЗС)" является объектом газоснабжения, так как в его состав входят газопроводы.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: газ - это природный газ, нефтяной (попутный) газ, отбензиненный сухой газ, газ из газоконденсатных месторождений, добываемый и собираемый газо- и нефтедобывающими организациями, и газ, вырабатываемый газо- и нефтеперерабатывающими организациями", то есть действие Федерального закона от 31.03.1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" распространяется на природный газ, а также на переработанный, природный газ, таковым как раз и является компримированный газ, используемый на указанной МАЗС. Компримированный газ вырабатывают из горючего природного газа, который транспортируется по магистральным газопроводам и получается за счет компримирования (сжатия) и удаления примесей (влаги и двуокиси углерода) на газонаполнительной компрессорной станции по технологии, не предусматривающей изменений компонентного состава природного газа, то есть компримированный газ это тот же по своему составу и виду природный газ, только переработанный, сжатый.
Судом установлено что ООО "Газпром трансгаз Самара" осуществляет транспортировку газа по магистральным газопроводам, имущество, относящееся к магистральным газопроводам, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, и предназначенное для транспортировки газа, является важнейшим составляющим единой системы газоснабжения.
Таким образом, законность государственной регистрации права собственности Российской Федерации ранее были исследованы судом при рассмотрении дела N А55-35236/2018 с участием тех же лиц.
Кроме того, истцом заявлено ходатайство о назначении судебной строительно-технической экспертизы по делу в котором на разрешение эксперта просил поставить следующие вопросы:
1) относится ли многотопливная автомобильная заправочная станция к имущественному производственному комплексу Федеральной энергетической системы как объект, технологически, организационно и экономически взаимосвязанный с иными её объектами?
2) В состав какой из систем газоснабжения, действующих на территории Российской Федерации согласно ст. 5 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" от 31.03.1999 г. N 69-ФЗ (Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций) входит МАЗС?
3) Возможно ли функционирование указанной системы в случае отключения от нее МАЗС?
4) К какой категории объектов относится МАЗС?
Отклоняя ходатайство, арбитражный суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 82 АПК РФ суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний.
Факт отнесения МАЗС к федеральной энергетической системе как и факт наличия законных оснований возникновения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок и другие обстоятельства настоящего дела были уже установлены и доказаны решением арбитражного суда Самарской области от 02.07.2019 по ранее рассмотренному делу N А55-35263/2018 между теми же лицами. МАЗС заправляет автомобили только компримированным газом, т.е. в состав МАЗС входят газопроводы которые эксплуатируются как объекты газоснабжения, в связи с этим имеет соответствующую технологическую связь с другими объектами газоснабжения.
Учитывая изложенное, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу, что спорный земельный участок под МАЗС в г. Похвистнево относится к федеральной собственности на законных основаниях.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований и в иске отказал.
Также апелляционная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце четвертом пункта 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Иск об отсутствии права имеет узкую сферу применения и не может заменять собой виндикационный, негаторный или иные иски, поскольку допустим только при невозможности защиты нарушенного права иными средствами.
Выбор способа защиты вещного права, квалификация спорного отношения судом и разрешение вещно-правового конфликта зависит от того, в чьем фактическом владении находится спорное имущество. Истец спорным имуществом не владеет.
Иск о признании права отсутствующим может быть удовлетворен судом в случае, если истец является владеющим собственником недвижимости. Таким образом, выбор способа нарушенного права должен соответствовать характеру нарушенного права, способ защиты права, избранный истцом, должен в результате применения восстанавливать это нарушенное право.
При избрании способа защиты путем признания права отсутствующим запись в ЕГРН должна нарушать права истца, то есть истец должен обладать аналогичным с ответчиком правом в отношении объекта имущественных прав, поскольку в противном случае признание права ответчика отсутствующим не восстановит нарушенные права истца. Аналогичное право за истцом в ЕГРН не зарегистрировано.
Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционной коллегией отклоняются. Доводы апелляционной жалобы по своей сути повторяют исковое заявление и сводятся к несогласию с выводами суда.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, всем доводам в решении была дана надлежащая правовая оценка.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12 сформулирована правовая позиция, согласно которой из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Следовательно, несогласие заявителя жалобы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и иное толкование положений закона не являются основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы. Однако, заявитель в соответствии подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 сентября 2020 года по делу N А55-37714/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Д.А. Дегтярев |
Судьи |
Е.А. Митина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-37714/2019
Истец: городской округ Похвистнево Самарской области в лице уполномоченного органа - Администрации городского округа Похвистнево Самарской области
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области
Третье лицо: ООО "гАЗПРОМ ТРАНСГАЗ САМАРА", Управление Федеральной службы государтсвенной регистрации, кадатстра и картографии по Самарской области