г. Санкт-Петербург |
|
14 декабря 2020 г. |
Дело N А56-41061/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лебедева Г.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.
при участии:
от заявителя: Пенкин А.В. по доверенности от 09.01.2020 (онлайн)
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
от 3-го лица-1: Балыч О.В. по доверенности от 01.01.2019
от 3-го лица-2: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-29127/2020, 13АП-27034/2020) УФАС по Санкт-Петербургу, ООО "Энергосистемы" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.2020 по делу N А56-41061/2020, принятое
по заявлению ООО "ППТК"
к УФАС по Санкт-Петербургу
3-и лица: 1) ПАО "ТГК N 1"; 2) ООО "Энергосистемы"
об оспаривании решения и предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Предприятие производственно-технологической комплектации" (ОГРН: 5087746050145, адрес: 121357, Москва, ул. Верейская, д. 17; далее - Общество, ОО "ППТК", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А; далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 27.04.2020 по делу N Т02-282/20.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (ПАО "ТГК N 1", третье лицо-1); Общество с ограниченной ответственностью "Энергосистемы" (ООО "Энергосистемы", третье лицо-2).
Решением от 14.08.2020 суд первой инстанции признал недействительными решение и предписание УФАС по Санкт-Петербургу от 27.04.2020 по делу N Т02-282/20; взыскал с Управления в пользу ООО "ППТК" 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, УФАС по Санкт-Петербургу, ООО "Энергосистемы" обратились в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просили отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представители ПАО "ТГК N 1" и ООО "ППТК" возражали против удовлетворения апелляционных жалоб по мотивам, изложенным в отзыве.
УФАС по Санкт-Петербургу, ООО "Энергосистемы", извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 26.03.2020 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет опубликовано извещение N 32009035540 о проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме КО N 743/КО - Модернизация оборудования АИИС КУЭ объектов (D20P201151), включая документацию о закупке (далее - Документация).
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО "ТГК-1" версия 19 от 19.03.2020 (далее - Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.2akupki.gov.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
ООО "Энергосистемы" обратилось в Управление с жалобой (вх. N 12970-ЭП/20 от 14.04.2020) на действия организатора торгов ООО "ППТК".
Решением Управления от 27.04.2020 по жалобе N Т02-282/20, жалоба ООО "Энергосистемы" признана обоснованной; в действиях организатора торгов ООО "ППТК" признаны нарушения:
- пункта 2 части 1 статьи 3, части 7 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки, допущенное путем неправомерного установления в п. 1.6.4.1 Документации условий отказа от заключения договора по итогам Закупки, противоречащих части 7 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ;
- пункта 2 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, пункта 2 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное путем неправомерного установления в п. 3.3.3.2 Технического задания Документации дискриминационного и необоснованно ограничивающего конкуренцию требования к участникам Закупки о предоставлении в составе заявки подтверждения наличия персонала, обладающего - свидетельствами/сертификатами о прохождении курсов по темам "Трехфазные микропроцессорные счетчики электроэнергии семейства АЛЬФА" или "Программное обеспечение АльфаЦЕНТР";
- пункта 1 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, пункта 12 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное путем ненадлежащего установления в Документации даты рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки;
- пункта 2 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, пункта 2 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное вследствие неправомерного установления в п. 7.4.3 Документации дискриминационного и необоснованно ограничивающего конкуренцию требования к участникам Закупки о предоставлении в составе заявки информации о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе, конечных) с приложением необходимых документов.
Также организатору торгов выдано предписание об устранении выявленных нарушений, путем аннулирования открытого конкурсного отбора в электронной форме с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры закупки.
Решение и предписание оспорены ООО "ППТК" в судебном порядке.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установил обстоятельства дела и указал на отсутствие у УФАС в данном случае правовых и фактических оснований для принятия оспариваемых решения и предписания.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционных жалоб и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя заявителя и третьего лица-1, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Согласно статье 6 Закона N 223-ФЗ контроль за соблюдением требований названного закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В статье 18.1 Закона N 135-ФЗ установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Следуя части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно части 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что ПАО "ТГК-1" относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Законом N 223-ФЗ.
При рассмотрении жалобы и вынесении решения, УФАС пришло к выводу о нарушении организатором торгов требований пункта 2 части 1 статьи 3, части 7 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки - неправомерное установление в п. 1.6.4.1 Документации условий отказа от заключения договора по итогам закупки.
Согласно части 5 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ, заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.
Согласно части 7 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ по истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 1.6.1 Документации Заказчик, Организатор вправе отменить Конкурентный отбор полностью или в части отдельных лотов до наступления даты и времени окончания срока подачи Заявок.
Согласно п. 1.6.4.1 Документации, исходя из принципа эффективного расходования денежных средств Заказчик (Организатор) может завершить процедуру Конкурентного отбора полностью или в части отдельных лотов без заключения договора при возникновении (выявлении) обстоятельств, препятствующих заключению договора, в том числе в случае изменения (отсутствия) финансирования, изменения (необходимости изменения) технических решений, исходя из которых планировалось осуществление Конкурентного отбора, в случае выявления необходимости внесения изменений в план закупки Заказчика.
В части 1 статьи 447 Гражданского кодекса РФ указано, что договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. При этом указанная норма не является императивной и не формулирует единственный возможный вариант поведения - обязательное заключение договора с победителем торгов.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что положение о праве завершить конкурентный отбор без заключения договора включены в документацию конкурсного отбора и не противоречат Положению о закупке, а заказчик/организатор не совершал недобросовестных действий, направленных на прекращение переговоров, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел недобросовестных действий со стороны заказчика/организатора.
Таким образом, в действиях организатора торгов отсутствуют вмененные Управлением нарушения требований пункта 2 части 1 статьи 3, части 7 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ.
Кроме того, УФАС усмотрело в действиях Организатора торгов по неправомерному установлению в п. 3.3.3.2 Технического задания Документации дискриминационного и необоснованно ограничивающего конкуренцию требования к участникам Закупки о предоставлении в составе заявки подтверждения наличия персонала, обладающего свидетельствами/сертификатами о прохождении курсов по темам "Трехфазные микропроцессорные счетчики электроэнергии семейства АЛЬФА" или "Программное обеспечение АльфаЦЕНТР", нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, пункта 2 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
Частью 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 2, 9 части 10 статьи 4 Закона 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона N 223-ФЗ извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.
Согласно п. 1.4.1.9 Документации Организатором торгов определены квалификационные требования, являющиеся критерием допуска к участию в Закупке, одним из которых является наличие у Участников соответствующих трудовых ресурсов для производства (поставки) товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом закупки.
В соответствии с п. 3.3.3.2 Технического задания Документации установлены общие требования к участнику закупки, следуя которым, участник Закупки в числе прочего обязан предоставить сведения о наличии трудовых ресурсов по форме, установленной в Документации по закупке, а именно:
3.3.3.2.1. Монтажники слаботочных сетей (допускается квалификация электромонтеров по ремонту и монтажу кабельных линий, квалификация электромонтеров диспетчерского оборудования и телеавтоматики) не ниже 3 разряда - не менее 3-х человек.
В составе заявки предоставить:
копии актуальных протоколов проверки знаний или действующих удостоверений, подтверждающие наличие группы электробезопасности не ниже 3 напряжением до и выше 1000В;
копию приказа о предоставлении прав быть членами бригады при выполнении работ в электроустановках (допускается предоставление копии приказа на весь персонал);
копии протоколов проверки знаний или действующих удостоверений об обучении по пожарной безопасности, о проверке знаний нормативных документов по охране труда.
3.3.3.2.2. Инженеры (допускается квалификация технического эксперта и специалиста) по монтажу и наладке оборудования для модернизации (серверы портов RS-485 производства МОХА, счётчики Альфа А1800 производства ООО "Эльстер Метроника") - не менее 2-х человек.
В составе заявки предоставить:
- копии актуальных протоколов проверки знаний или действующих удостоверений персонала, подтверждающие наличие группы электробезопасности не ниже 4 напряжением до и выше 1000В;
- копию приказа о предоставлении прав быть ответственными руководителями (производителями) работ при выполнении работ в электроустановках (допускается предоставление копии приказа на весь персонал);
- копии протоколов проверки знаний или действующих удостоверений об обучении по пожарной безопасности энергообъектов, о проверке знаний нормативных документов по охране труда;
- копии действующего свидетельства/сертификата о прохождении курсов в авторизованных учебных центрах производителя по теме "Трехфазные микропроцессорные счетчики электроэнергии семейства АЛЬФА" на не менее чем 1-го сотрудника;
- копии действующего свидетельства/сертификата о прохождении в авторизованных учебных центрах производителя курсов по теме "Программное обеспечение АльфаЦЕНТР" на не менее чем 1-го сотрудника.
По смыслу пункта 17 статьи 4 Закона N 135-ФЗ, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.
Как правильно указал суд первой инстанции, Закон N 223-ФЗ не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора.
Вместе с тем, требования о наличии квалифицированного персонала применяются в равной степени ко всем участникам закупки.
Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.
Таким образом, использование исполнителем работ неквалифицированного персонала влечет для заказчика риск повреждения оборудования или программного обеспечения АИИС КУЭ, что ведет к санкциям со стороны НП "Совет рынка", от штрафных, до дисквалификации объекта на ОРЭМ.
Заказчик не несёт ответственности и не влияет на изменение разработчиком оборудования и программного обеспечения наименований курсов (семинаров) повышения квалификации, а также на изменение расписаний их проведения и установление платы за обучение. Сертификаты, выдаваемые им, не являются разрешительными документами, но подтверждают квалификацию лица, прошедшего обучение.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требование о предоставлении сведений, подтверждающих квалификацию персонала (сертификатов и свидетельств), выданных ООО "Эльстер Метроника", не противоречит принципу свободы предпринимательской деятельности по причине использования заказчиком уже имеющегося оборудования и программного обеспечения, производителем которого и является ООО "Эльстер Метроника".
Также Управление пришло к выводу о нарушении Организатором торгов пункта 1 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, пункта 12 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки - ненадлежащее установление в Документации даты рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки.
Согласно пункту 7 части 9 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов конкурентной закупки (этапов конкурентной закупки).
На основании пункта 12 части 10 статьи 4 Закона 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки.
Так, согласно пункту 25 Извещения о Закупке, рассмотрение предложений участников Закупки и подведение итогов Закупки состоится до 11.06.2020 (включительно).
По смыслу пункта 7 части 9 статьи 4 Закона N 223-ФЗ указание даты и места рассмотрения заявок на участие в закупке носит организационный характер и направлено на защиту участников закупки от необоснованного затягивания заказчиками такого рассмотрения.
Названная норма не предусматривает императивной обязанности заказчиков указывать исключительно конкретные даты рассмотрения заявок, а проверка таких действий со стороны антимонопольного органа подлежит осуществлению с учетом факта нарушения чьих-либо прав и законных интересов данными действиями заказчиков.
Управление установило в действиях Организатора торгов нарушение требований Закона N 223-ФЗ - неправомерное установление в п. 7.4.3 Документации дискриминационного и необоснованно ограничивающего конкуренцию требования к участникам Закупки о предоставлении в составе заявки информации о цепочке собственников, включая бенефициаров.
Согласно пункту 7.4.3 Документации требования о предоставлении в составе заявки информации о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе, конечных) с приложением необходимых документов.
Данным пунктом также установлена форма "Информация о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе, конечных) с приложением необходимых документов".
Согласно инструкции по заполнению формы, Участник в обязательном порядке подтверждает информацию в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров, следующими документами: Учредительный договор\решение учредителей о создании общества; Устав; Выписка из ЕГРЮЛ; Выписка из реестра акционеров\учредителей; Копии документов, удостоверяющих личность физических лиц; Другие сведения, раскрывающие информацию о цепочке собственников (договор купли-продажи акций, договор доверительного управления, свидетельство о праве на наследство и т.д.).
Согласно статье 3 Федерального закона от 07.08.2011 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое, в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.
При этом пунктом 1, пп. 1 пункта 3, пунктами 6, 7 статьи 6.1 Закона N 115-ФЗ установлено, что юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и обновлять ее не реже одного раза в год путем направления запросов своим участникам (акционерам). Информация о бенефициарах включается в отчетность общества и предоставляется по запросу контролирующих органов.
Стандартом осуществления закупочной деятельности, опубликованном на официальном сайте ФАС России 27.07.2015 установлено, что одной из целей регулирования Закона N 223-ФЗ является предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" на все организации возложена обязанность по разработке и принятию мер по предупреждению и противодействию коррупции, в том числе предотвращение и урегулирование конфликта интересов.
В пункте 1.8.5. Положения о закупке ПАО "ТГК-1" определено, что члены Закупочной комиссии, лично заинтересованные в определенных результатах закупки, в том числе подавшие заявки на участие в конкурентной закупке (маркетинговых исследованиях), состоящие в штате или являющиеся членами органов управления организаций, подавших заявки на участие в конкурентной закупке (маркетинговых исследованиях), должны заявить самоотвод, о чем делается отметка в протоколе, и не принимать участие в голосовании по данному вопросу.
С целью недопущения конфликта интересов частью 1 п. 7.4.8. Документации установлено требование о предоставлении участником закупки в составе заявки информации о цепочке собственников.
Требование о предоставлении информации цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе, конечных) установлено в Документации и предъявляется ко всем участникам в равной степени.
Таким образом, установление указанного требования в Документации в полном объеме соответствует требованиям ФЗ N 223-ФЗ и в частности принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Требование п. 1.8.5. Документации не является избыточным и не противоречит требованиям Закона N 115-ФЗ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно и правомерно признал оспариваемое решение антимонопольного органа не соответствующим требованиям Закона о закупках как нарушающее права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее обязанности, создающее препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При указанных обстоятельствах оспариваемые решение и предписание правомерно признаны недействительными решением суда первой инстанции.
Апелляционные жалобы УФАС и ООО "Энергосистемы" не содержат доводов, опровергающих законные и обоснованные выводы суда первой инстанции, в связи с чем подлежат отклонению.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета подателю жалобы ООО "Энергосистемы" на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 августа 2020 года по делу N А56-41061/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Энергосистемы" и Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Энергосистемы" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-41061/2020
Истец: ООО "Предприятие производственно-технологической комплектации"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "ЭНЕРГОСИСТЕМЫ", ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N1"
Хронология рассмотрения дела:
15.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2717/2021
17.12.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15008/20
14.12.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-29127/20
23.09.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20707/20
14.08.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-41061/20