г. Владимир |
|
16 декабря 2020 г. |
Дело N А38-5200/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.12.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.12.2020.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью производственное объединение "Газсервис" (ИНН 1215177112, ОГРН 1131215008539) на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.10.2020 по делу N А38-5200/2020, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью производственное объединение "Газсервис" о признании незаконным и отмене постановления Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.07.2020 N 42-17-2020-1357.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью производственное объединение "Газсервис" - Фоминых А.В., директор, выписка из ЕГРЮЛ (т.1, л.д. 11).
Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило, в ходатайстве от 02.12.2020 (входящий N 01АП-7786/20 от 02.12.2020) просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Приволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по тексту - Управление) на основании распоряжения от 28.02.2020 N РП-291-600 в период 18.03.2020 по 19.03.2020 проведена плановая выездная проверка выполнения обществом с ограниченной ответственностью производственное объединение "Газсервис" (далее по тексту - Общество) требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов: сеть газопотребления административно-производственных помещений с регистрационным N А42-04370-0001 по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Мира, д. 30; сеть газопотребления административного здания с регистрационным N А42-04370-0002 по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д. 60; сеть газопотребления производственного помещения с регистрационным N А42-04370-0003 по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Машиностроителей, д. 72; сеть газопотребления административно-производственного здания с регистрационным N А42-04370-0004 по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, примерно в 10 м по направлению на север от д. 126 по ул. Машиностроителей; сеть газопотребления складских помещений с регистрационным N А42-04370-0005 по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, пгт. Медведево, ул. Чехова, д. 10; сеть газопотребления общественного здания многофункционального назначения с регистрационным N А42-04370-0006 по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Луначарского, д. 93; сеть газопотребления административно-бытового корпуса с регистрационным N А42-04370-0007 по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Пугачева, д. 1; сеть газопотребления производственного помещения с регистрационным N А42-04370-0008 по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, д. 98, д. 96; сеть газопотребления автономного теплоснабжения предприятия с регистрационным N А42-04370-0009 по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Карла Маркса, д. 131 "а"; сеть газопотребления автосалона с регистрационным N А42-04370-0010 по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Йывана Кырли, д. 27; сеть газопотребления автономного теплоснабжения объектов мусоросортировочного комплекса с регистрационным N А42-04370-0012 по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Машиностроителей, д. 109; сеть газопотребления автономного теплоснабжения помещений корпуса 101 литер "Б" с регистрационным N А42-04370-0013 по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, д. 95.
По результатам проверки составлен акт от 19.03.2020 N 43-17-13/8/89/58/21-240.
В связи с выявлением нарушений в области промышленной безопасности опасных производственных объектов Обществу выдано предписание от 19.03.2020 N 43-17-13/8/89/58-240 (т.2, л.д. 52-59).
Не согласившись с результатами проверки и выданным предписанием, Общество обратилось с жалобой к вышестоящему должностному лицу Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (т.2, л.д. 111-113).
Решением от 07.07.2020 N 291-1942 жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Установив в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо Управления составило в отношении него протокол об административном правонарушении от 16.07.2020 N 42-17-2020-1357 и вынесло постановление от 27.09.2020 N 42-17-2020-1357 о назначении Обществу административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 28.10.2020 размер назначенного штрафа уменьшен до 100 000 рублей.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что проверка в отношении Общества была осуществлена с грубым нарушением действующего законодательства, в связи с чем постановление о привлечении Общества к административной ответственности является незаконным.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N116-ФЗ) промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе 116-ФЗ, в других федеральных законах и иных нормативных актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3 указанного Закона).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Согласно частям 1, 2 статьи 11 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к указанному закону, в том числе объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже. К таким объектам относятся сети газопотребления и газораспределения III класса опасности, то есть сети, предназначенные для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля включительно (пункт 4 Приложения 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ).
Согласно норме, содержащейся в пункте 1 статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения указанного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Управлением в ходе проведения проверки установлено, что в нарушение требований статей 2, 9-11, 15 Федерального закона N 116-ФЗ, статьи 4 статьей 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте"; пунктами 4, 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.11.2013 N 542; пунктами 11, 14 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 N 263; пунктами 6 и 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.11.2013 N 538; пунктами 6, 7 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 N 495; Требованиями к форме представления организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденными приказом Ростехнадзора от 23.01.2014 N 25; пунктами 7, 12 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 730; пунктами 14, 70, 72, 77, 80 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870; пунктом 5.1.5 СП 62.13330.2011 Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002; пунктом 22 Перечня документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления и осуществления оценки соответствия, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1005-р, Обществом при рассмотрении сведений об организации производственного контроля за 2019 год: в разделе 4.3 сведений указано, что количество рабочих составляет два человека, в то время как согласно выписке из штатного расписания Общества от 21.11.2019 - их трое, количество специалистов составляет два человека, когда по факту их трое; в разделе 5.2 отсутствует информация о принятых Обществом мерах по выполнению пунктов предписания N 43-17-13/8/89/58-1024 от 17.12.2019 (с учетом исправления опечатки приказом управления от 06.07.2020 N ПР-290-550-о); отсутствуют сведения о Плане мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год; раздел 2.2 не заполнен, не указаны сведения о Плане мероприятий по локализации аварий и ликвидации их последствий на опасных производственных объектах I, II или III классов опасности; не заполнен раздел 3.1, не указаны сведения о состоянии технических устройств (основного оборудования), применяемого на объектах, не указаны газорегуляторные пункты шкафные, заводские номера ТУ, тип ТУ, вид ТУ, марка ТУ, нормативные сроки эксплуатации, сведения о сертификации); не внесены изменения в сведения, характеризующие опасный производственный объект, в связи с изменением состава эксплуатируемого оборудования; передачей в соответствии с актами приема-передачи имущества от 01.06.2016, 15.06.2016, 17.10.2016, 26.12.2016, 27.12.2016, 28.12.2016, 29.12.2016 ранее эксплуатируемого Обществом газоиспользующего оборудования, работающего под низким давлением природного газа; отсутствует договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасных производственных объектах: Сеть газопотребления административно-производственного здания с регистрационным N А42-04370-0004; Сеть газопотребления складских помещений с регистрационным N А42-04370-0005; Сеть газопотребления производственного помещения с регистрационным N А42-04370-0008; Сеть газопотребления автономного теплоснабжения предприятия с регистрационным N А42-04370-0009; Сеть газопотребления автосалона с регистрационным N А42-04370-0010; Сеть газопотребления автономного теплоснабжения объектов мусоросортировочного комплекса с регистрационным N А42-04370-0012; Сеть газопотребления автономного теплоснабжения помещений корпуса 101 литер "Б" с регистрационным N А42-04370-0013; Обществом в 2020 году не проводились комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности на опасных производственных объектах; не пересмотрены планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий в связи изменением состава опасных производственных объектов - передачей ранее эксплуатируемого обществом газоиспользующего оборудования, работающего под низким давлением природного газа (сценарии С2,С4); в пунктах 1.3.2 плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий не рассмотрены сценарии возникновения и развития аварий, связанных с газорегуляторными пунктами шкафными (далее - ГРПШ) (разрушение, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ); на опасных производственных объектах, эксплуатируемых Обществом при эксплуатации надземных газопроводов не обеспечен мониторинг и устранение повреждений защитного изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла труб; кроме того, не были приняты исчерпывающие меры по устранению коррозии металла труб ГРПШ; при осуществлении идентификации опасного производственного объекта Сеть газопотребления административного здания с регистрационным N А42-504370-0002 не учтены все его качественные характеристики, а именно: в сведениях, характеризующих опасный производственный объект, неверно указан диметр газопровода высокого давления (76 мм вместо 57 мм), не указан подземный газопровод высокого давления диаметром 57 мм; при осуществлении идентификации опасного производственного объекта; Сеть газопотребления автосалона с регистрационным N А42-04370-0010 не учтены все его количественные и качественные характеристики, а именно: в сведениях, характеризующих опасный производственный объект, не указан надземный газопровод высокого давления диаметром 57 мм, указан регулятор давления РДНК-1000 вместо РДНК-400; на опасном производственном объекте Сеть газопотребления автосалона с регистрационным N А42-04370-0010 в месте выхода газопровода высокого давления диаметром 57 мм из земли зазор не заделан на всю толщину футляра; на опасном производственном объекте Сеть газопотребления производственного помещения с регистрационным N А42-04370-0003 имеется повреждение крепления надземного газопровода высокого давления диаметром 57 мм, вследствие чего происходит провисание газопровода; при осуществлении идентификации опасного производственного объекта Сеть газопотребления административно-бытового корпуса с регистрационным N А42-04370-0007 не учтены все его количественные и качественные характеристики, а именно: в сведениях, характеризующих опасный производственный объект, не указан надземный газопровод высокого давления диаметром 57 мм; на опасном производственном объекте Сеть газопотребления автономного теплоснабжения объектов мусоросортировочного комплекса с регистрационным N А42-04370-0012 в газорегуляторном пункте ГРПШ-400-01 не проведена периодическая поверка манометра КМ2; на опасном производственном объекте Сеть газопотребления автономного теплоснабжения помещений корпуса 101 литер "Б" с регистрационным N А42-04370-0013 газопровод высокого давления диаметром 57 мм соприкасается вплотную с металлической лестничной площадкой, чем не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сети газопотребления, обеспечивающих содержание сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии; на опасном производственном объекте Сеть газопотребления производственного помещения с регистрационным N А42-04370-0008 при эксплуатации надземного газопровода высокого давления диаметром 57 мм, проложенного к ГРПШ-4-05-2У1 с заводским N 156, не обеспечен мониторинг и устранение изгиба опоры, устранение прогиба газопровода; а также газопровод высокого давления соприкасается вплотную с бетонным столбом, чем не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сети газопотребления, обеспечивающих содержание сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии; при осуществлении идентификации опасного производственного объекта. Сеть газопотребления производственного помещения с регистрационным N А42-04370-0008 не учтены все его качественные характеристики, а именно: в сведениях, характеризующих опасный производственный объект, неверно указана характеристика ГРПШ-4-05-2У1 с заводским N 156 с регулятором РДНК-6 400-М, по факту установлены регуляторы давления РДНК-1000-02 с заводским N 33394 и РДНК-400-02 с заводским N 31476; 33394 и РДНК-400-02 с заводским N 31476; на опасном производственном объекте Сеть газопотребления производственного помещения с регистрационным N А42-04370-0008 сбросной газопровод ГРПШ-4-07-У1 с заводским N 48039 не соединен со сбросным устройством; не в полном объеме имеется исполнительная документация опасных производственных объектов, а именно: отсутствуют паспорт и руководство по эксплуатации на ГРПШ-400-01 с заводским N 95555 (Сеть газопотребления административно-производственных помещений с регистрационным N А42-04370-0001); отсутствуют паспорт и руководство по эксплуатации на ГРПШ-400-01 с заводским N 2000 (Сеть газопотребления производственного помещения с регистрационным N А42-04370-0003); отсутствуют паспорт и руководство по эксплуатации на ГРПШ-400У с заводским N 4 (Сеть газопотребления административно-бытового корпуса с регистрационным N А42-04370-0007); не полностью представлен паспорт (руководство по эксплуатации) на ГРПШ-ГМ-400-01 с заводским N 054 (Сеть газопотребления административного здания с регистрационным N А42-04370-0002); не полностью представлен паспорт (руководство по эксплуатации) на ГРПШ-400-01-У1 с заводским N 013767 (Сеть газопотребления автосалона с регистрационным N А42-04370-0010); отсутствует руководство по эксплуатации на ГРПШ-400-01 с заводским N 00575 (Сеть газопотребления автономного теплоснабжения предприятия с регистрационным N А42-04370-0009); отсутствуют паспорта (руководства по эксплуатации) комплектующих изделий, входящих в состав ГРПШ-400-01 с заводским N°00558, на ГРПШ-05-2У1 с заводским N°156, на ГРПШ-07-У1 с заводским N°48039 (Сеть газопотребления производственного помещения с регистрационным N А42-04370-0008); не полностью представлен паспорт (руководство по эксплуатации) на ГРПШ-400-01-У1 с заводским N 279 (Сеть газопотребления автономного теплоснабжения объектов мусоросортировочного комплекса с регистрационным N А42-04370-0012); не полностью представлен паспорт (руководство по эксплуатации) на ГРПШ-400-01 с заводским N 00146 (Сеть газопотребления административно-производственного здания с регистрационным N А42-04370-0004), в связи с чем не представляется возможным определить назначенный срок службы данных технических устройств, а также требования изготовителей к техническому обслуживанию и текущему ремонту данных технических устройств; не представлена проектная документация на опасные производственные объекты, в связи с чем не представляется возможным определить срок эксплуатации сооружений (газопроводов), а также соответствие опасных производственных объектов проектной документации (т.1, л.д. 139-151, т.2, л.д. 1-51).
Изложенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 16.07.2020 N 42-17-2020-1357.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры к выполнению требований в области промышленной безопасности при эксплуатации сетей газопотребления, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного, Управление и суд первой инстанции пришли к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении судом не установлено.
Довод Общества о незаконности проведения проверки в его отношении в период карантина, вызванного новой коронавирусной инфекции обоснованно отклонен судом первой инстанции как противоречащий материалам дела.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен особый порядок проведения в 2020 году проверок в отношении хозяйствующих субъектов в рамках осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, предусмотренного Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ. Между тем указанный порядок действует с 03.04.2020, в то время как в отношении Общества проверка проведена в период с 18.03.2020 по 19.03.2020 на основании распоряжения органа, осуществляющего публичные полномочия, от 28.02.2020 (т.1, л.д. 136-151). В связи с чем права и законные интересы Общества проведенной проверкой не нарушены.
Наказание назначено с соблюдением срока давности. Признаков малозначительности в совершённом деянии не имеется. Оснований для замены наказания на предупреждение не установлено.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела
Таким образом, Арбитражный суд Республики Марий Эл полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.10.2020 по делу N А38-5200/2020 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью производственное объединение "Газсервис" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-5200/2020
Истец: ООО ПО Газсервис
Ответчик: Марийский территориальный отдел Приволжского Управления Ростехнадзора
Третье лицо: Приволжское управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору