город Ростов-на-Дону |
|
17 декабря 2020 г. |
дело N А32-8918/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.,
судей Ковалевой Н.В., Маштаковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чекуновой А.Т.,
при участии:
от истца: представитель Шлёнских Ю.Л. по доверенности N СКАВ НЮ-182/Д от 14.05.2018,
от ответчика: представитель Забавский А.В. по доверенности N 52 от 10.04.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.10.2020 по делу N А32-8918/2019 по иску открытого акционерного общества Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога
к акционерному обществу "Новороссийский судоремонтный завод"
о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования и процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги", в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к акционерному обществу "Новороссийский судоремонтный завод" (далее - ответчик, завод, АО "Новороссийский судоремонтный завод") о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования промежуточных станций в размере 804 762 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 37 648 рублей 48 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами начисляемые исходя из ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды от суммы задолженности в размере 804 762 рублей, начиная с 21.02.2019 по день фактического исполнения обязательства, расходов по уплате государственной пошлины в размере 19 849 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.12.2019, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019 по делу N А32-8918/2019 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.10.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе истец просит решение арбитражного суда первой инстанции от 02.10.2020 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указало, что решение суда первой инстанции является незаконным и подлежит отмене, поскольку судом неверно применены нормы материального права и неполно выяснены обстоятельства имеющие значение для дела. Так, действующее законодательство устанавливает два условия для начисления платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в составах поездов, отставленных в пути следования на промежуточных станциях: невыполнение технологических норм на грузовые операции и нарушение срока доставки. Суд первой инстанции указал, что при начислении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, истец должен доказать следующие обстоятельства: факт нахождения вагонов на своих путях по причинам, зависящим от грузополучателя - ответчика; факт того, что указанная задержка вагонов на его путях привела к нарушению расчетного срока доставки. Однако суд первой инстанции не принял во внимание, что со стороны общества в материалы дела были представлены все необходимые документы, которые подтверждают вышеуказанные обстоятельства. Нахождение вагонов на путях общего пользования, по причинам зависящем от грузополучателя подтверждается составленными в установленном порядке извещениями, актами общей формы, ведомостями подачи и уборки вагонов в которых указаны причины задержки на промежуточных станциях. В результате невыполнения срока оборота вагонов пути необщего пользования ответчика были заняты ранее поданными вагонами, которые находились под грузовой операцией длительное время, что явилось причиной бросания поездов, следовавших в адрес ответчика. Судом первой инстанции ошибочно сделан вывод о том, что общество не подтвердило нарушение заводом технологических норм на выгрузку грузов. Общество представило анализ занятости путей необщего пользования ответчика, из которого следует, что во время оставления от движения составов на путях необщего пользования ответчика находились вагоны под грузовыми операциями сверхнормативного времени, установленного договором. Суд первой инстанции ошибочно пришел к выводу, что истцом не подтверждена должным образом невозможность станции назначения принимать поезда и вина грузополучателя в задержке вагонов на промежуточных станциях. Однако статья 39 Устава железнодорожного транспорта предусматривает в качестве причины для задержки вагонов в пути следования - "неприем станцией назначения", а не "невозможность приема станцией назначения". Тем самым закон не требует установления факта физической заполненности именно станции назначения. Довод ответчика о том, что нарушение сроков уборки вагонов приводит к нарушению срока оборота вагонов, противоречит пункту 2.1 Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов (утвержден приказом МПС от 29.09.2003 N 67), которым определены виды конкретных операций с вагонами.
В представленном в материалы дела отзыве ответчик просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15.11.2012 между обществом (перевозчик) и заводом (владелец) заключен договор N 398/7 (далее - договор) на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Новороссийский судоремонтный завод" при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги, регулирующий осуществление эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу, примыкающего:
- за стрелкой N 308 к пути N 4 парка "Восточный", являясь его продолжением. Границей является изостык светофора М-312;
- на продолжении пути N 2 парка "Восточный" за светофором М-314. Границей является изостык светофора М-314.
Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивом владельца.
В соответствии с пунктом 4 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению.
Для обеспечения ритмичности подачи вагонов, интервал времени до очередной подачи вагонов на выставочный путь составляет 6 часов. По согласованию сторон интервал времени до очередной передачи вагонов может изменяться. При подаче вагонов по письменной заявке или телефонограмме владельца на выставочные пути ранее срока, определенного в данном пункте договора, данные вагоны зачисляются на ответственность владельца с времени фактической передачи вагонов на выставочном пути зафиксированного в памятке приемосдатчика.
Согласно пункту 11 договора на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается следующий технологический срок оборота вагона: 6 часов.
Согласно параграфу 12 договора при наличии порожних вагонов под погрузку и груженных вагонов под выгрузку, приоритет отдается выгрузке. Погрузка на железнодорожном пути необщего пользования владельца производится в подвижной состав в порядке сдвоенных операций.
Как указал истец в исковом заявлении, в феврале - октябре 2018 года в адрес ответчика - грузополучателя завода АО "Новороссийский судоремонтный завод" на станцию назначения Новороссийск следовали вагоны с грузом, которые были задержаны в пути следования на промежуточных станциях в связи с нарушением ответчиком - грузополучателем установленного договором технологического срока оборота вагонов.
Так:
1) 18.02.2018 на промежуточной станции Грачи СКВ по приказу N 1517 отставлен от движения поезд N 2539 с индексом 6110-359-5210 по причине: не обеспечение своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях необщего пользования АО "Новороссийский судоремонтный завод".
22.02.2018 поезд был поднят по приказу N 1571 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
О задержке, отправлении и прибытии поезда ответчик был уведомлен письмами станции Новороссийск. N N 1841, 2039, 2171, на которых имеется отметка о получении представителем АО "Новороссийский судоремонтный завод".
Факт нарушения технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования ответчика истец подтверждает ведомостями подачи и уборки вагонов N N 024391,024395,024399,025404,025410, 025411.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копией дорожной ведомости ЭР885324. По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск был составлен акт общей формы N 15/4023 от 25.02.2018.
На основании актов общей формы на 1 вагон по ставкам Тарифного руководства была рассчитана плата в размере 1 574 рубля 12 копеек с НДС.
2) 29.03.2018 на промежуточной станции Морозовская СКВ по приказу N 2809 отставлен от движения поезд N 3039 с индексом 6110-461-5210 в количестве 27 вагонов по причине: не обеспечение своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях необщего пользования АО "Новороссийский судоремонтный завод".
31.03.2018 поезд был поднят по приказу N 2869 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
О задержке, отправлении и прибытии поезда ответчик был уведомлен письмами станции Новороссийск. N N 3819, 3892, 4219, на которых имеется отметка о получении представителем АО "Новороссийский судоремонтный завод".
Факт нарушения технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования ответчика истец подтверждает ведомостями подачи и уборки вагонов N N 036642, 036645, 041652.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается дорожными ведомостями N N ЭТ612335, ЭТ615475, ЭТ611884, ЭТ615889, ЭТ614819, ЭТ615791, ЭТ620941, ЭТ615878, ЭТ621080, ЭТ619996, ЭТ615758, ЭТ611675, ЭТ615627, ЭТ612289, ЭТ615500.
По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск были составлены акты общей формы N 15/6568-15/15/6582 от 08.04.2018.
На основании актов общей формы на 27 вагонов по ставкам Тарифного руководства была рассчитана плата в размере 11 437 рубля 74 копеек с НДС.
3) 16.06.2018 на промежуточной станции Червленная СКВ по приказу N 4546 отставлен от движения поезд N 3282 с индексом 8176-326-5210 в количестве 58 вагонов по причине: не обеспечение своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях необщего пользования АО "Новороссийский судоремонтный завод".
17.06.2018 поезд был поднят по приказу N 4433 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
О задержке, отправлении и прибытии поезда ответчик был уведомлен письмами станции Новороссийск. N N 6116,6139, 6225, на которых имеется отметка о получении представителем АО "Новороссийский судоремонтный завод".
Факт нарушения технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования ответчика истец подтверждает ведомостями подачи и уборки вагонов N N 064099,064104.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки истец подтверждает дорожными ведомостями N N ЭЦ585815, ЭЦ585810, ЭЦ587173, ЭЦ602774, ЭЦ587036, ЭЦ587042, ЭЦ586831, ЭЦ585606, ЭЦ585760, ЭЦ585770, ЭЦ585661, ЭЦ585702, ЭЦ585459, ЭЦ585415, ЭЦ586464, ЭЦ586458, ЭЦ586446, ЭЦ586437, ЭЦ586452, ЭЦ585381, ЭЦ586198, ЭЦ585251, ЭЦ585235, ЭЦ586221, ЭЦ586209, ЭЦ585157, ЭЦ585164, ЭЦ584924, ЭЦ584916, ЭЦ586125, ЭЦ584830, ЭЦ584824, ЭЦ586041, ЭЦ585928, ЭЦ584789.
По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск были составлены акты общей формы N 15/10218-15/10252 от 20.06.2018.
На основании актов общей формы на 47 вагонов по ставкам Тарифного руководства была рассчитана плата в размере 13 033 рублей 10 копеек с НДС.
4) 03.07.2018 на промежуточной станции Моздок СКВ по приказу N 4816 отставлен от движения поезд N 2365 с индексом 8176-342-5210 в количестве 54 вагонов по причине: не обеспечение своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях необщего пользования АО "Новороссийский судоремонтный завод".
05.07.2018 поезд был поднят по приказу N 4733 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
О задержке отправлении и прибытии поезда ответчик был уведомлен письмами станции Новороссийск. N N 6567, 6631, 6711, на которых имеется отметка о получении представителем АО "Новороссийский судоремонтный завод".
Факт нарушения технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования ответчика истец подтверждает ведомостями подачи и уборки вагонов N N 071193, 071198, 072214.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копией дорожными ведомостями N N ЭЧ229650, ЭЧ232059, ЭЧ230311, ЭЧ230353, ЭЧ230065, ЭЧ230225, ЭЧ229571, ЭЧ229615, ЭЧ231679, ЭЧ231305, ЭЧ229449, ЭЧ230762, ЭЧ229976, ЭЧ229916, ЭЧ231384, ЭЧ230339, ЭЧ230800, ЭЧ257839, ЭЧ258782, ЭЧ258405, ЭЧ253571.
По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск были составлены акты общей формы N 15/10761 - 15/10781 от 07.07.2018.
На основании актов общей формы на 54 вагона по ставкам Тарифного руководства была рассчитана плата в размере 36 256 рублей 68 копеек с НДС.
5) 05.07.2018 на промежуточной станции Армавир-Ростовский СКВ по приказу N 1273 отставлен от движения поезд N 2255 с индексом 5300-569-5254 в количестве 30 вагонов по причине: не обеспечение своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях необщего пользования АО "Новороссийский судоремонтный завод".
13.07.2018 поезд был поднят по приказу N 1532 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
О задержке и отправлении поезда ответчик был уведомлен письмами станции Новороссийск. N N 1489, 1983, на которых имеется отметка о получении представителем АО "Новороссийский судоремонтный завод".
Факт нарушения технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования ответчика истец подтверждает ведомостями подачи и уборки вагонов N N 072207,072212,073242,073251.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копией дорожными ведомостями N N В0289125, В0289124, ВО289093, ВО289097, В0289122, ВО289015, ВО289096, ВО289013, ВО289095.
По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск были составлены акты общей формы N 15/11898-15/11906 от 18.07.2018.
На основании актов общей формы на 9 вагонов по ставкам Тарифного руководства была рассчитана плата в размере 35 831 рубля 88 копеек с НДС.
6) 05.07.2018 на промежуточной станции Динская СКВ по приказу N 4868 отставлен от движения поезд N 2801 с индексом 5201-651-5254 в количестве 5 вагонов по причине: не обеспечение своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях необщего пользования АО "Новороссийский судоремонтный завод".
17.07.2018 поезд был поднят по приказу N 4928 и отправлен на станцию назначения Новороссийск. О задержке, отправлении и прибытии поезда ответчик был уведомлен письмами станции Новороссийск. N N 6833, 7004, 7116, на которых имеется отметка о получении представителем АО "Новороссийский судоремонтный завод".
Факт нарушения технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования ответчика истец подтверждает ведомостями подачи и уборки вагонов N N 072206, 072212, 072222, 072229, 073242, 073251, 074269, 074274.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копией дорожными ведомостями N N В0288973, В0288982, В0288981, В0288983, В0288984.
По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск были составлены акты общей формы N 15/12343-15/12347 от 22.07.2018.
На основании актов общей формы на 5 вагонов по ставкам Тарифного руководства была рассчитана плата в размере 28 803 рублей 80 копеек с НДС.
7) 18.08.2018 на промежуточной станции Клевенка СКВ по приказу N 3221 отставлен от движения поезд N 2419 с индексом 8119-187-5210 в количестве 3 вагона по причине: не обеспечение своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях необщего пользования АО "Новороссийский судоремонтный завод".
30.08.2018 поезд был поднят по приказу N 3289 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
О задержке, отправлении и прибытии поезда ответчик был уведомлен письмами станции Новороссийск. N N 8062, 8268, 8562, на которых имеется отметка о получении представителем АО "Новороссийский судоремонтный завод".
Факт нарушения технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования ответчика истец подтверждает ведомостями подачи и уборки вагонов N N 084462, 084467, 084473, 084476, 085485, 085495, 085500, 085504, 086510, 086513, 086519, 086524, 086529, 086531, 086538, 086540.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копией дорожными ведомостями N N ЭЫ365572, ЭЫ387598.
По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск были составлены акты общей формы N N 15/16945, 15/16946 от 17.09.2018.
На основании актов общей формы на 3 вагона по ставкам Тарифного руководства была рассчитана плата в размере 17 848 рублей 68 копеек с НДС.
8) 16.07.2018 на промежуточной станции Кизляр СКВ по приказу N 5047 отставлен от движения поезд N 3006 с индексом 8176-351-5210 в количестве 53 вагонов по причине: не обеспечение своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях необщего пользования АО "Новороссийский судоремонтный завод".
16.07.2018 поезд был поднят по приказу N 4914 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
О задержке, отправлении и прибытии поезда ответчик был уведомлен письмами станции Новороссийск. N N 6859, 6994, 7056, на которых имеется отметка о получении представителем АО "Новороссийский судоремонтный завод".
Факт нарушения технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования ответчика истец подтверждает ведомостями подачи и уборки вагонов N N 074269, 074272.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копией дорожными ведомостями N N ЭЧ902719, ЭЧ904372, ЭЧ902503, ЭЧ903047, ЭЧ902728, ЭЧ902294, ЭЧ901353, ЭЧ902925, ЭЧ902955, ЭЧ901596, ЭЧ902322, ЭЧ902162, ЭЧ902571, ЭЧ903474, ЭЧ901990, ЭЧ906454, ЭЧ901716.
По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск были составлены акты общей формы N 15/12002-15/12018 от 19.07.2018.
На основании актов общей формы на 46 вагонов по ставкам Тарифного руководства была рассчитана плата в размере 12 755 рублей 80 копеек с НДС.
9) 17.06.2018 на промежуточной станции Разъезд 9 км СКВ по приказу N 4557 отставлен от движения поезд N 2319 с индексом 6170-032-5210 в количестве 16 вагонов по причине: не обеспечение своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях необщего пользования АО "Новороссийский судоремонтный завод".
29.06.2018 поезд был поднят по приказу N 4632 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
О задержке, отправлении и прибытии поезда ответчик был уведомлен письмами станции Новороссийск. N N 6135, 6463, 6466, на которых имеется отметка о получении представителем АО "Новороссийский судоремонтный завод".
Факт нарушения технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования ответчика истец подтверждает ведомостями подачи и уборки вагонов N N 064104, 064107, 065146, 065148, 065149, 066156, 066161, 066174.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копией дорожными ведомостями N N В0288579, В0288578, В0288576, В0288575, В0288571, В0288572, В0288574, В0288573, В0288624, В0288626, ВО288625, ВО288628, ВО288627, ВО288630, ВО288629, ВО288580.
По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск были составлены акты общей формы N 15/10971-15/10987 от 10.07.2018.
На основании актов общей формы на 16 вагонов по ставкам Тарифного руководства была рассчитана плата в размере 91 511 рублей 36 копеек с НДС.
10) 12.06.2018 на промежуточной станции Гудермес СКВ по приказу N 4456 отставлен от движения поезд N 3016 с индексом 6170-950-5210 в количестве 12 вагонов по причине: не обеспечение своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях необщего пользования АО "Новороссийский судоремонтный завод".
12.06.2018 поезд был поднят по приказу N 4331.
17.06.2018 поезд был задержан на ст. Махачкала СКВ по приказу N 4558, поднят 06.07.2018 по приказу N 4770 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
О задержке, отправлении и прибытии поезда ответчик был уведомлен письмами станции Новороссийск. N N 5988, 5991, 6136, 6681, 6902, на которых имеется отметка о получении представителем АО "Новороссийский судоремонтный завод".
Факт нарушения технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования ответчика истец подтверждает ведомостями подачи и уборки вагонов N N 063079, 064104, 064113, 064118, 065140, 065147, 065149, 065153, 066156, 066162, 066167, 066170, 066174, 071180, 071184, 071190, 072206, 072212.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копией дорожными ведомостями N N В0288579, В0288578, В0288576, В0288575, В0288571, В0288572, В0288574, В0288573, В0288624, ВО288626, ВО288625, ВО288628, ВО288627, ВО288630, ВО288629, ВО288580.
По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск были составлены акты общей формы N 15/12997-15/13011 от 27.07.2018.
На основании актов общей формы на 12 вагонов по ставкам - Тарифного руководства была рассчитана плата в размере 112 175 рублей 52 копеек с НДС.
11) 31.05.2018 на промежуточной станции Разъезд 9 км СКВ по приказу N 4224 отставлен от движения поезд N 2337 с индексом 2436-277-5210 в количестве 60 вагонов по причине: не обеспечение своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях необщего пользования АО "Новороссийский судоремонтный завод".
02.06.2018 поезд был поднят по приказу N 4155.
04.06.2018 поезд был задержан на ст. Овечка СКВ по приказу N 4297, поднят 06.06.2018 по приказу N 4228 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
О задержке, отправлении и прибытии поезда ответчик был уведомлен письмами станции Новороссийск. N N 5578,5640, 5685, 5788, 5862, на которых имеется отметка о получении представителем АО "Новороссийский судоремонтный завод".
Факт нарушения технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования ответчика истец подтверждает ведомостями подачи и уборки вагонов N N 061018, 061027, 061036, 062047, 062051.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копией дорожной ведомости N 3X767916.
По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск был составлены акт общей формы N 15/9339 от 08.06.2018.
На основании актов общей формы на 60 вагонов по ставкам Тарифного руководства была рассчитана плата в размере 84 110 рублей 40 копеек с НДС.
12) 03.07.2018 на промежуточной станции Кизляр СКВ по приказу N 4843 отставлен от движения поезд N 2502 с индексом 8176-339-5210 в количестве 55 вагонов по причине: не обеспечение своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях необщего пользования АО "Новороссийский судоремонтный завод".
04.07.2018 поезд был поднят по приказу N 4712.
05.06.2018 поезд был задержан на ст. Червленная-Узловая СКВ по приказу N 4886, поднят 06.07.2018 по приказу N 4766 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
О задержке, отправлении и прибытии поезда ответчик был уведомлен письмами станции Новороссийск. N N 6579, 6600, 6648, 6672,6775, на которых имеется отметка о получении представителем АО "Новороссийский судоремонтный завод".
Факт нарушения технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования ответчика истец подтверждает ведомостями подачи и уборки вагонов N N 071202, 072207, 072212.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копией дорожными ведомостями N N ЭЧ423097, ЭЧ423240, ЭЧ422768, ЭЧ423007, ЭЧ422291, ЭЧ423465, ЭЧ422821, ЭЧ422527, ЭЧ423383, ЭЧ423378, ЭЧ422959, ЭЧ404719, ЭЧ404905, ЭЧ404815, ЭЧ411525, 34411354, 34415478.
По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск были составлены акты общей формы N 15/10954-15/10970 от 10.07.2018.
На основании актов общей формы на 55 вагонов по ставкам Тарифного руководства была рассчитана плата в размере 27 322 рублей 90 копеек с НДС.
13) 25.04.2018 на промежуточной станции Дарг-Кох СКВ по приказу N 3522 отставлен от движения поезд N 2702 с индексом 2436-020-5210 в количестве 56 вагонов по причине: не обеспечение своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях необщего пользования АО "Новороссийский судоремонтный завод".
29.04.2018 поезд был поднят по приказу N 3510.
30.04.2018 поезд 3371 был задержан на ст. Коноково СКВ по приказу N 3632, поднят 05.05.2018 по приказу N 3634 и отправлен на станцию назначения Новороссийск. О задержке, отправлении и прибытии поезда ответчик был уведомлен письмами станции Новороссийск. N N 4707, 4847, 4888, 4986 4987, на которых имеется отметка о получении представителем АО "Новороссийский судоремонтный завод".
Факт нарушения технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования ответчика истец подверждает ведомостями подачи и уборки вагонов N N 046802, 046803, 046806, 046816, 046825, 046827, 051831, 051840, 051848, 052857.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копией дорожными ведомостями N N ЭУ999408, ЭУ999910,ЭФ0011330.
По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск были составлены акты общей формы N N 15/8029,15/8030,15/8031 от 06.05.2018.
На основании актов общей формы на 55 вагонов по ставкам Тарифного руководства была рассчитана плата в размере 225 597 рублей 12 копеек с НДС.
14) 07.10.2018 на промежуточной станции Муртазово СКВ по приказу N 6673 отставлен от движения поезд N 3026 с индексом 8176-436-5210 в количестве 50 вагонов по причине: не обеспечение своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях необщего пользования АО "Новороссийский судоремонтный завод".
11.10.2018 поезд был поднят по приказу N 510 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
О задержке, отправлении и прибытии поезда ответчик был уведомлен письмами станции Новороссийск. N N 9047, 9141, 9206, на которых имеется отметка о получении представителем АО "Новороссийский судоремонтный завод".
Факт нарушения технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования ответчика истец подтверждает ведомостями подачи и уборки вагонов N N 102815, 102821, 102830, 103843.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается дорожными ведомостями N N ЭЭ820289, ЭЭ820368,ЭЭ82096, ЭЭ820695, ЭЭ820359, ЭЭ820508, ЭЭ820927, ЭЭ822638, ЭЭ822674, ЭЭ823624, ЭЭ823475, ЭЭ823203, ЭЭ823057, ЭЭ824175, ЭЭ822574, ЭЭ822651, ЭЭ822372, ЭЭ822303, ЭЭ822705, ЭЭ822654, ЭЭ822600, ЭЭ822544, ЭЭ822443, ЭЭ822479, ЭЭ823249, ЭЭ823199, ЭЭ822377, ЭЭ822320, ЭЭ822863, ЭЭ822784, ЭЭ822217, ЭЭ822140, ЭЭ822410, ЭЭ822459, ЭЭ822595, ЭЭ822522.
По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск были составлены акты общей формы N N 15/18523-15/18560 от 13.10.2018.
На основании актов общей формы на 36 вагонов и 28 контейнеров по ставкам Тарифного руководства была рассчитана плата в размере 93 090 рублей 20 копеек с НДС.
Общая сумма платы за пользование инфраструктурой составила, с учетом НДС, в размере 804 762 рубля.
В адрес ответчика направлены претензии от 12.09.2018, 24.10.2018, 29.10.2018, 08.11.2018 N N 18/54, 18/55, 18/74, 18/90, 18/95, 18/98, 18/100, 18/101, 18/103, 18/111, 1332 с требованием об оплате платы за время нахождения вагонов в составе брошенных поездов, которые ответчиком оставлены без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
При повторном рассмотрении дела суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 784, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 39, 119 Устава железнодорожного транспорта (далее - Устав), Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 45, Правилами эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Правомерность действий перевозчика по остановке в пути следования загонов по причинам, зависящим от грузополучателя, основывается на нормах статьи 39 Устава, пункта 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Частью 12 статьи 39 Устава определено, что если в указанных в части 11 статьи 39 Устава случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В силу части 13 статьи 39 Устава оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
В соответствии с частью 17 статьи 39 Устава размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Приказом от 29.04.2015 127-т/1 Федеральной службы по тарифам России утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство).
Пунктом 2.4 Тарифного руководства установлено, что плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам таблицы N 2 в случае нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки.
В соответствии со статьей 39 Устава для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных статьей 39 Устава, оформляется акт общей формы.
Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС N 26 от 18.06.2003 (далее - Правила N 26), предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил N 26, при перевозках грузов акт общей формы составляется на станциях в том числе для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.
Согласно части 5 пункта 4.7 Правил N 26, перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Согласно пункту 4.7 Правил N 26 основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Как установлено судом первой инстанции, обстоятельства простоя и причины задержки вагонов, послужившие основанием для начисления спорной платы, подтверждаются истцом актами общей формы.
В актах общей формы указана причина задержки вагонов на промежуточных станциях - неприем поезда железнодорожной станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от грузополучателя - АО "Новороссийский судоремонтный завод".
По заявлению общества, бросание поездов произошло по причине не выполнения ответчиком технологических норм переработки вагонов.
Между тем, как следует из анализа оборота подвижного состава станции Новороссийск и АО "Новороссийский судоремонтный завод", представленного ответчиком, последний в период задержки спорных вагонов регулярно принимал на свой подъездной путь к переработке подвижной состав и выводил на станцию Новороссийск порожние вагоны после выгрузки.
Как установлено судом первой инстанции, за период с 25.04.2018 по 05.05.2018 по данным Таблицы N 1 работы станции Новороссийск и АО "Новороссийский судоремонтный завод" по подаче/уборке вагонов под выгрузку во время задержек составов на промежуточных станциях (т. 8, л.д. 12) АО "Новороссийский судоремонтный завод" подало под выгрузку в 40 подачах 878 вагонов, вывело после выгрузки в 45 подачах 917 вагонов, на станцию Новороссийск прибыло за это время 928 вагонов;
По данным Таблицы N 2 (т. 8, л.д. 14) за период с 30.05.2018 по 29.06.2018 подано под выгрузку в 103 подачах 2157 вагонов, выведено после выгрузки в 131 подачах 2220 вагонов, на станцию Новороссийск прибыло - 2096 вагонов;
По данным Таблицы N 3 (т. 8, л.д. 21) за период с 29.06.2018 по 17.07.2018 подано под выгрузку в 68 подачах 1388 вагонов, выведено после выгрузки в 70 подачах 1458 вагонов, на станцию Новороссийск прибыло - 1373 вагонов.
По данным Таблицы N 4 (т. 8, л.д. 25) за период с 17.08.2018 по 30.08.2018 подано под выгрузку в 52 подачах 1063 вагонов, выведено после выгрузки в 50 подачах 1060 вагонов, на станцию Новороссийск прибыло - 1018 вагонов.
Следовательно, АО "Новороссийский судоремонтный завод" перерабатывало все прибывшие и поданные вагоны, соблюдая баланс ввода/вывода.
Приложенный истцом в возражениях по делу Анализ занятости пути необщего пользования является неполным перечнем памяток уборки вагонов после выгрузки, который только подтверждает непрерывную, регулярную и своевременную работу ответчика по приему и переработке всех подаваемых ему вагонов и коррелируются с приведенными в Таблицах N N 1,2.3,4 данными.
Истец не опроверг доводы ответчика об отсутствии причин, зависящих от грузополучателя в задержке вагонов на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема их железнодорожной станцией назначения. Учитывая изложенное, довод заявителя жалобы о том, что суд первой инстанции ошибочно пришел к выводу, что истцом не подтверждена должным образом невозможность станции назначения принимать поезда и вина грузополучателя в задержке вагонов на промежуточных станциях, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно правовой позиции, выраженной в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делам N N А32-47798/2017, А32-17943/2019, предмет доказывания по делу не может ограничиваться лишь обстоятельствами, связанными с превышением технологического срока оборота вагонов.
Материалами настоящего дела не подтверждается причинно-следственная связь исключительно между нарушением ответчиком технологических норм выгрузки и задержкой истцом поездов на промежуточных станциях на путях общего пользования. Из представленных доказательств следует, что причинами отставления поездов от движения явились обстоятельства, не связанные с деятельностью АО "Новороссийский судоремонтный завод".
Поскольку ОАО "Российские железные дороги" не представило доказательств вины грузополучателя (общества) в простаивании вагонов на путях общего пользования, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии у ответчика обязанности по оплате такого простоя и отказал в иске.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2020 по делу N А32-17943/2019.
Истцом заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 37 648 рублей 48 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами начисляемые исходя из ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды от суммы задолженности в размере 804 762 рублей, начиная с 21.02.2019 по день фактического исполнения обязательства.
Поскольку судом первой инстанции отказано в удовлетворении требования о взыскании суммы основного долга, постольку судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно подпунктам 4, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ N О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", действующей с 01.01.2015) государственная пошлина по апелляционной жалобе на решение арбитражного суда составляет 3 000 рублей.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы открытым акционерным обществом Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога не представлены доказательства уплаты государственной пошлины, постольку в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 3 000 рублей подлежит взысканию в доход федерального бюджета с заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.10.2020 по делу N А32-8918/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога (ОГРН 1037739877295 ИНН 7708503727) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8918/2019
Истец: ОАО " РЖД" в лице филиала " Северо-Кавказская железная дорога филиал " РЖД", ОАО "РЖД" Северо-Кавказская железная дорога, ОАО ФИЛИАЛ "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" СЕВЕРО-КАВКАЗКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
Ответчик: АО "НОВОРОССИЙСКИЙ СУДОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД"
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2263/2021
17.12.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18947/20
02.10.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-8918/19
25.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12180/19
16.09.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15432/19
01.07.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-8918/19