г. Санкт-Петербург |
|
18 декабря 2020 г. |
Дело N А56-56076/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Фуркало О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28798/2020) общества с ограниченной ответственностью "Северо - Западное консультационное агентство" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.09.2020 по делу N А56-56076/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Северо - Западное консультационное агентство "
к Пулковской таможне"
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Северо-Западное консультационное агентство" (далее - заявитель, Общество, ООО "СЗКА") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Пулковской таможни (далее - заинтересованное лицо, таможня, таможенный орган) от 30.06.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10221000-174/2020, о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 10.09.2020 в виде резолютивной части Арбитражный суд города Санкт - Петербурга и Ленинградской области в удовлетворении заявления отказал.
29.09.2020 судом изготовлено мотивированное решение суда.
ООО "Северо - Западное консультационное агентство " не согласившись с вынесенным решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило обжалуемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что порядок декларирования товаров Обществом нарушен не был, запреты, и ограничения в виде мер технического регулирования, предусмотренные для декларируемого товара, соблюдены надлежащим образом.
По мнению подателя жалобы, декларируемый товар полностью отвечает требованием безопасности и эффективности, что подтверждено надлежащими документами и является основанием для признания соблюдения мер технического регулирования, запретов и ограничений в отношении ввезенного Обществом товара. Сертификат EN ISO 13485:2012 от 05.12.2017 (Регистрационное свидетельство N 9560 ред.9), выданный организацией - участником Договоренности ILAC MRA, подлежит признанию на территории Российской Федерации, а, следовательно, декларация о соответствии N РОСС FR..АБ69.Д04583 от 15.08.2018 является действующей, принятой и зарегистрированной в установленном порядке.
Также податель просит применить положения статьи 2.9 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 08.05.2019 в 11 ч. 09 мин. Пулковскому таможенному посту Пулковской таможни таможенным представителем ООО "СЗКА" подана декларация на товары N 10221010/080519/0022274 (далее - ДТ) для помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, прибывших в адрес ООО "Арком" по авианакладным N 1Z422W886750724142 от 01.05.2019 и N 555-17696652 от 30.04.2019, в рамках контракта от 01.02.2012 N 10. ДТ зарегистрирована 08.05.2019 в 11 ч 17 мин.
В соответствии со сведениями, заявленными в гр. 31 ДТ товар N 1 представляет собой: "материалы стоматологические адгезивные. Код ОКП 939170. 1.материалы стоматологические адгезивные sealbond ultima, в бут.4.5 мл. (вид 118870). химический состав: ацетон-58% (cas N67-64-1), бифенил диметилакрилат-20-25% (cas N125086-31-9), гидроксиэтилметакрилат-20-25% (cas N868-77-9), производитель: R.T.D.товарный знак: RTD, марка: sealbond ultima, артикул: 1030410, модель: sealbond ultima, количество: 1000 шт". Заявленный код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 3006400000.
В качестве документа, подтверждающего соответствие товара N 1, в графе 44 товара N 1 заявлены сведения о декларации, о соответствии РОСС FR.АБ69.Д04583 от 15.08.2018 (далее - ДС), выданной органом по сертификации Общества с ограниченной ответственностью "ЛенСерт" (аттестат аккредитации NRA.RU.11AB69).
Позиция 7 ДС N РОСС FR.АБ69.Д04583 от 15.08.2018 содержит сведения о следующих документах, на основании которых принималась ДС: Регистрационное удостоверение на медицинское изделие N ФСЗ 2012/12644 от 26.04.2016; Сертификат EN ISO 13485:2012 от 05.12.2017 (регистрационное свидетельство N9560 ред. 9), выданный Национальной лабораторией метрологии и испытаний (LNE), Франция.
Таможенным органом установлено, что сведения о Национальной лаборатории метрологии и испытаний (LNE) (Франция) отсутствуют в Реестре аккредитованных лиц, размещенного на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации.
Таким образом, организация, выдавшая сертификат системы качества EN ISO 13485:2012 от 05.12.2017, на основании которого принята ДС N РОСС FR.АБ69.Д04583 от 15.08.2018, не является организацией, аккредитованной в Национальной системе аккредитации РФ.
Ввиду вышеуказанного, таможенный орган пришел к выводу о том, что представленная ООО "СЗКА" при декларировании товаров по ДТ N 10221010/080519/0022274, ДС N РОСС FR.АБ69.Д04583 от 15.08.2018, не может служить документом, подтверждающим соответствие товара требованиям стандартов, так как оформлена не в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2014 N 604 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра аккредитованных лиц, реестра экспертов по аккредитации, реестра технических экспертов, реестра экспертных организаций и предоставления сведений из указанных реестров".
Усмотрев в действиях ООО "СЗКА" достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, 28.01.2020 Таможня вынесла определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 10221000-174/2020 и проведении по нему административного расследования.
30.06.2020 таможенным органом вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10221000-174/2020, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
По правилам части 6 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованности оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный срок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как установлено частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, влечет административную ответственность в виде наложения на юридических лиц административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 Кодекса под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена названной нормой права, являются общественные отношения, обеспечивающие установленный порядок декларирования товаров.
Объективная сторона правонарушения выражается в противоправном действии, заключающемся в заявлении в декларации на товары недостоверных сведений о товаре либо в представлении недействительных документов, которые могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений.
Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, является лицо, в обязанности которого входило совершение таможенных операций для выпуска товаров, достоверное его декларирование и соблюдение порядка применения запретов и ограничений при этом.
Согласно пункту 3 Приложения N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе для объектов технического регулирования, в отношении которых не вступили в силу технические регламенты Евразийского экономического союза, действуют нормы законодательства государств-членов или актов Комиссии.
Согласно статье 29 Федерального закона от 27.12,2009 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон) для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 Закона.
Согласно пункту 3 статьи 46 Закона Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утверждён Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 (далее - Перечень) и, следовательно, при таможенном декларировании данного товара, предоставление декларации о соответствии является обязательным.
Товары, в том числе, материалы стоматологические с кодом ОКП 9391, поименованы в Перечне.
В отношении позиций продукции с кодом ОКП 9391, поименованным в Перечне, в соответствии с примечанием "**" к Перечню, указано, что декларация о соответствии этой продукции принимается при наличии у изготовителя (продавца) протокола исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной в установленном порядке испытательной лаборатории (центре), или сертификата системы качества, выданного органом по сертификации, аккредитованным в установленном порядке, или действительного сертификата соответствия на продукцию, выданного органом по сертификации, аккредитованным в установленном порядке
Согласно статье 2 Закона орган по сертификации - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации.
В соответствии со статьей 31 Закона аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия, осуществляется национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Согласно п. 1,2,5 ст.4 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Закон N 412-ФЗ):
аккредитация в национальной системе аккредитации - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации;
аккредитованное лицо - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, получившие аккредитацию в порядке, установленном Законом N 412-ФЗ.
В соответствии со ст. 8 Закона N 412-ФЗ национальный орган по аккредитации осуществляет формирование и ведение реестра аккредитованных лиц.
Согласно ст. 26 Закона N 412-ФЗ реестр аккредитованных лиц содержит, в том числе сведения об аккредитованных лицах (наименование юридического лица, адрес места нахождения, и т.д.), даты внесения в реестр сведений об аккредитованном лице, номер и дату принятия решения об аккредитации, уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2014 N 604 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра аккредитованных лиц, реестра экспертов по аккредитации, реестра технических экспертов, реестра экспертных организаций и предоставления сведений из указанных реестров" (далее - Постановление) реестры являются государственными информационными ресурсами, обладателем информации которых является Российская Федерация, и ведутся посредством использования федеральной государственной информационной системы в области аккредитации.
Согласно пунктам 19, 20 Постановления сведения, содержащиеся в реестрах, являются открытыми для ознакомления с ними органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. Доступ к сведениям, содержащимся в реестрах, обеспечивается путем размещения указанных сведений на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных.
Поскольку сведения о Национальной лаборатории метрологии и испытаний (LNE) (Франция) отсутствуют в Реестре аккредитованных лиц, размещенного на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации, то организация, выдавшая сертификат системы качества EN ISO 13485:2012 от 05.12.2017, на основании которого принята ДС N РОСС FR.АБ69.Д04583 от 15.08.2018, не является организацией, аккредитованной в Национальной системе аккредитации РФ.
В соответствии с положениями статьи 104 ТК ЕАЭС, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме.
Согласно пункту 8 статьи 111 ТК ЕАЭС, с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС "запреты и ограничения" - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов;
В соответствии с пп. 1-2,5 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений. Соблюдение мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе. В случае если актами, устанавливающими запреты и ограничения, не определены случаи и (или) порядок подтверждения их соблюдения, соблюдение таких запретов и ограничений подтверждается, в том числе, при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Согласно статье 2 ТК ЕАЭС понятие запретов и ограничений, среди прочего, включает меры технического регулирования.
В соответствии с п. 3 ст. 101 Договора о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор) для целей применения международных договоров, указанных в п. 1 ст. 101 Договора, к запретам и ограничениям относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, в том числе меры технического регулирования.
Согласно пункту 3 статьи 108 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации.
Согласно пп. 7,9,10 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию, в том числе, сведения: о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС; о документах, подтверждающих соблюдение законодательства государств-членов, контроль за соблюдением, которого возложен на таможенные органы; о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 ТК ЕАЭС.
Согласно статье 401 ТК ЕАЭС таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства-члена, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.
Согласно статье 404 ТК ЕАЭС, при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами. При осуществлении своей деятельности таможенный представитель вправе требовать от представляемого им лица документы и сведения, необходимые для совершения таможенных операций, в том числе содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение установленных ТК ЕАЭС требований.
В соответствии со статьей 405 ТК ЕАЭС таможенный представитель обязан соблюдать иные обязанности, установленные ТК ЕАЭС и (или) устанавливаемые законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Факт предоставления ДС N РОСС FR.АБ69.Д04583 от 15.08.2018 выданной на основании сертификата Национальной лаборатории метрологии и испытаний (LNE) (Франция) не аккредитованной в Национальной системе аккредитаций России подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах материалами дела нашли подтверждение выводы таможенного органа о несоблюдении декларантом установленных запретов и ограничений при таможенном оформлении импортных товаров.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При определении вины организации необходимо использовать понятие вины юридического лица, изложенное в части 2 статьи 2.1 Кодекса, согласно которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество имело возможность для выполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению запретов и ограничений при таможенном декларировании товаров, каких-либо объективных препятствий к соблюдению требований таможенного законодательства судом апелляционной инстанции не установлено. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины декларанта в совершенном правонарушении.
Утверждение заявителя жалобы об отсутствии в его действиях вины, со ссылками на принятие всех необходимых мер по соблюдению действующего законодательства не может быть принято апелляционным судом во внимание, как не подтвержденное документально.
С учетом изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания считать, что декларант в целях исполнения возложенной на него обязанности по соблюдению установленных запретов и ограничений принял все необходимые меры для соблюдения требований таможенного законодательства.
Таким образом, апелляционный суд считает, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Имеющиеся в деле доказательства суд апелляционной инстанции находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Нарушения процедуры привлечения декларанта к административной ответственности судебной коллегией также не установлено, поскольку последний был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, то есть не был лишен гарантированных ему КоАП РФ прав участвовать при производстве по делу, заявлять свои возражения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса, таможенным органом не пропущен.
Основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, исходя из характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения, арбитражным судом не установлены. Каких-либо поводов для переоценки указанного вывода у суда апелляционной инстанции не имеется.
По мнению суда, в рассматриваемом случае назначенное Обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 211 АПК РФ отказал Обществу в признании незаконным и отмене постановления таможни от 30.06.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10221000-174/2020.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 269-271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.09.2020 по делу N А56-56076/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.В. Фуркало |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-56076/2020
Истец: ООО "СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО"
Ответчик: ПУЛКОВСКАЯ ТАМОЖНЯ