Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 7 апреля 2021 г. N Ф05-5564/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Москва |
|
18 декабря 2020 г. |
Дело N А40-271900/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
И.В.Бекетовой, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э.Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.08.2020 по делу N А40-271900/19 (84-2167)
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
третьи лица: 1) Правительство Москвы; 2) ООО "Мезонин"; 3) ПАО "Банк "Санкт-Петербург"
о признании незаконным и отмене уведомления,
при участии:
от заявителя: |
Полещук С.С. по дов. от 28.11.2019; |
от ответчика: |
Скиперский А.С. по дов. от 30.12.2019; |
от третьих лиц: |
1) Полещук С.С. по дов. от 19.12.2019; 2) не явился, извещен; 3) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее также - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее также - ответчик, регистрирующий орган, Управление Росреестра по Москве, Управление), изложенного в письме от 22.08.2019 N 77/017/215/2019-504 об отказе во внесении в ЕГРН записи о регистрации права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 77:02:0015011:2522 площадью 16 кв.м, расположенный по адресу: г.Москва, проезд Серебрякова, вл.14/2 (далее также - спорный объект недвижимости/земельный участок), о возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности города Москвы на объект недвижимости с кадастровым номером 77:02:0015011:2522 площадью 16 кв.м, расположенный по адресу: г.Москва, проезд Серебрякова, вл.14/2.
Решением суда от 31.08.2020, принятым по данному делу, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, доводы которой полностью поддержал, просил решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого отказа в осуществлении регистрационных действий.
Представители заявителя и третьего лица - Правительства Москвы в судебном заседании возражали против доводов и требований ответчика, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Представители третьих лиц - ООО "Мезонин" и ПАО "Банк "Санкт-Петербург", извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей участвующих в деле лиц, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 12.11.2018 N 37847 земельный участок с кадастровым номером 77:02:0015011:26, расположенный по адресу: г.Москва, проезд Серебрякова, вл.14/1, был разделен на три земельных участка с кадастровыми номерами 77:02:0015011:2520, 77:02:0015011:2521 и 77:02:0015011:2522.
04.04.2019 на основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 26.11.2018 N 37847 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества в рамках строительства Северо-Восточной хорды (Северный и Северо-Восточный административные округа города Москвы)" ГКУ "Управление дорожно-мостового строительства" с ООО "Мезонин" заключено соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд города Москвы (далее также - соглашение).
Данным соглашением предусмотрено изъятие в пользу города Москвы земельных участков площадью 1 716 кв.м с кадастровым номером 77:02:0015011:2520 и площадью 16 кв.м с кадастровым номером 77:02:0015011:2522, расположенных по адресу: г.Москва, проезд Серебрякова, вл.14.
Пунктом 2.1 означенного соглашения в соответствии с отчетом об оценке от 24.11.2018 N 18-00-30-89 за указанные изымаемые земельные участки установлена сумма денежной компенсации в размере 21 191 020 руб.
Данные земельные участки обременены ипотекой, о чем в ЕГРН сделана запись регистрации от 23.05.2014 N 77-77-02/057/2014-754.
В соответствии со ст.ст.14, 15, 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Порядком представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, утв. приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 N 883, Департамент обратился в Управление с заявлением от 22.08.2019 N 77/017/215/2019-504 о государственной регистрации права собственности на вышеуказанные земельные участки с приложением в соответствии с требованиями ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ соглашения, копии платежного поручения от 08.04.2019 N 2242 об оплате возмещения стоимости изымаемого имущества ООО "Мезонин".
Уведомлением от 22.08.2019 N 77/017/215/2019-504 Управление отказало Департаменту в государственной регистрации права собственности города Москвы на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0015011:2522 ввиду отсутствия сведений о государственной регистрации права собственности ООО "Мезонин" в отношении спорного объекта.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента городского имущества города Москвы в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных Департаментом городского имущества города Москвы требований.
Согласно положениям ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с п.3 и п.4 ст.1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Частью 1 статьи 14 данного Федерального закона установлено, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
При этом перечень оснований, наличие которых необходимо для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Согласно положениям п.5 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии со ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Положениями статьи 60 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлено, что основанием для государственной регистрации прав на изъятые для государственных или муниципальных нужд земельный участок и (или) расположенные на таком земельном участке объекты недвижимости является заключенное в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд или вступившее в силу решение суда об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд (ч.1). Одновременно с документом, указанным в части 1 настоящей статьи, для государственной регистрации прав представляются документы, подтверждающие предоставление возмещения за изымаемый земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимости, если соглашением об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд не установлено иное (ч.2).
При государственной регистрации прав на изъятые земельные участки положения ст.60 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ являются специальными.
Как следует из материалов дела, применительно к ст.60 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ Департаментом в Управление были представлены все необходимые документы.
Вопреки доводам Управления об отсутствии сведений о государственной регистрации права собственности ООО "Мезонин" в отношении спорного земельного участка, суд первой инстанции обоснованно указал в своем решении, что право собственности на данный объект возникает у ООО "Мезонин" ввиду наличия зарегистрированного права собственности на земельный участок 77:02:0015011:26, расположенный по адресу: г.Москва, проезд Серебрякова, вл.14/1, в силу положений п.2 ст.11.4 Земельного кодекса РФ, что не препятствует Управлению осуществить регистрацию права собственности города Москвы на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0015011:2520 на основании представленных Департаментом документов.
Таким образом, представленные на государственную регистрацию документы в настоящем случае соответствовали требованиям законодательства и содержали всю необходимую информацию для государственной регистрации права собственности в отношении спорного объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания для принятия оспариваемого отказа, который противоречит требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Департаментом требований, обязав Управление в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
Доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.08.2020 по делу N А40-271900/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-271900/2019
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ГКУ г. Москвы Управление дорожно-мостового строительства, ООО Мезонин, ПАО "Банк "Санкт-Петербург"
Хронология рассмотрения дела:
07.04.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5564/2021
18.12.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-59570/20
31.08.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-271900/19
18.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-271900/19
17.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-271900/19