Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 июля 2021 г. N Ф07-1872/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А56-37883/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Будылевой М.В., Горбачевой О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Хариной И.С.
при участии:
от истца (заявителя): Ветрогонский С.С. - доверенность от 11.12.2020
от ответчика (должника): Козловкова Е.В. - доверенность от 03.06.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28643/2020) ООО "Специализированный застройщик "Сэтл Октябрьская" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.09.2020 по делу N А56-37883/2020 (судья Анисимова О.В.), принятое
по иску ООО "Специализированный застройщик "Сэтл Октябрьская"
к МИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за соверешение налогового правонарушения от 27.11.2019 N 7239
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Сэтл Октябрьская" (далее - заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган) от 27.11.2019 N 7239 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 02.09.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просил решение суда отменить.
Протокольным определением суда от 25.11.2020 судебное заседание отложено на 16.12.2020.
В судебном заседании 16.12.2020 представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить. Представитель инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществом 21.06.2019 в налоговый орган представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2018 года, в которой заявлена сумма налога к уплате в размере 1 987 271 руб. В налоговой декларации налогоплательщик исчислил земельный налог в отношении земельного участка с кадастровым номером 78:12:0633102:5081 по ставке 0,01% от кадастровой стоимости.
Инспекцией на основе представленной декларации в порядке положений статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) проведена камеральная налоговая проверка, по итогам которой составлен акт проверки N 5280 от 07.10.2019.
По результатам рассмотрения материалов проверки, возражений налогоплательщика от 11.11.2019, Инспекцией принято решение от 27.11.2019 N 7239 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - Решение), в соответствии с которым подлежит доначислению налог в сумме 775 013 руб., начислены пени за несвоевременную уплату налога в размере 104 187,57 руб., заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 155 002 руб.
Основанием для доначисления земельного налога явился вывод налогового органа о неправильном применении ставки земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 78:12:0633102:5081. Инспекцией сделан вывод об отсутствии правовых оснований для применения пониженной ставки земельного налога, в связи с чем применена ставка 1,5% от кадастровой стоимости.
Апелляционная жалоба Общества решением Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу N 16-13/07054 от 06.02.2020 оставлена без удовлетворения, а обжалуемое решение - без изменения.
Не согласившись с решением о привлечении к налоговой ответственности, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением, указав в его обоснование, что земельный участок приобретен Обществом для жилищного строительства, в связи с чем применение при исчислении налога налоговой ставки в размере 0,01% от кадастровой стоимости является правомерным.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не усматривает оснований для отмены решения.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога.
Объектом налогообложения по земельному налогу признаются согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог, а плательщиками - организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 394 НК РФ в отношении ряда земельных участков, в том числе занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, ставки земельного налога не могут превышать 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка; в отношении прочих земельных участков подлежит применению налоговая ставка 1,5 процента.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 2 Закона N 617-105 для земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно- коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, ставка земельного налога установлена в размере 0,01 процента.
Конституционный Суд в Определении от 09.02.2017 N 212-О указал, что при исчислении земельного налога за конкретный налоговый период должна применяться налоговая ставка, соответствующая кадастровой стоимости земельного участка, определенной с учетом категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка по состоянию на 1 января налогового периода.
Таким образом, как верно указал суд, за налоговый период должна применяться налоговая ставка, соответствующая виду разрешенного использования земельного участка по состоянию на 1 января налогового периода.
Из положений статей 391, 394, 396 НК РФ в их системной связи следует, что основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок, а налоговая база по данному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в том числе в зависимости от изменения вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату.
Таким образом, применение соответствующей ставки земельного налога не может производиться произвольно, в отсутствие документов, подтверждающих соответствие данной налоговой ставки категории земель и виду разрешенного использования спорных земельных участков, внесенных в реестр государственного кадастрового учета.
В отношении земельных участков, предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства, положениями главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации, предусмотрен особый порядок исчисления земельного налога, поставленный в зависимость от момента приобретений соответствующих участков на условиях осуществления на нем жилищного строительства (пункт 15 статьи 396 НК РФ).
Вместе с тем, налоговые органы не наделены полномочиями по установлению и изменению вида разрешенного использования земельных участков с учетом целей их приобретения.
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенной использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости (пункты 13, 14 ст. 7 Федерального) закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Статья 16 Федерального закона N 221-ФЗ предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.
С учетом изложенного, при проверке правильности исчисления налогоплательщиками земельного налога, налоговые органы, на основании пункта 1 статьи 88 НК РФ, руководствуются сведениями органов Росреестра о разрешенном использовании земельного участка, подлежащего налогообложению.
Органом, осуществляющим в Санкт-Петербурге государственный кадастровый учет земельных участков, является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее - Управление Росреестра по Санкт-Петербургу).
Согласно сведениям Управления Росреестра по Санкт-Петербургу, представленным в инспекцию в порядке положений статьи 85 НК РФ, с 2018 года Общество является собственником нескольких земельных участков.
По земельному участку с кадастровым номерам: 78:12:0633102:5081 установлено расхождение в ставке земельного налога.
Кадастровая стоимость по состоянию на 21.11.2018 земельного участка определена в размере 628 639 977.84 руб. Вид разрешенного использования- "Для размещения промышленных объектов". Заявителем указанный вид разрешенного использования не оспаривается.
Сведений об изменении вида разрешенного использования данного земельного участка в Инспекцию от Управления Росреестра по Санкт-Петербургу не поступало.
В 2018 году на территории Санкт-Петербурга действовал Закон Санкт-Петербурга от 23.11.2012 N 617-105 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге".
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 2 Закона N 617-105 в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, налоговая ставка устанавливается в размере 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка. В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 2 Закона N 617-105 в отношении прочих земельных участков (не поименованных в ст. 2) применяется налоговая ставка в размере 1,5%.
Конституционный суд в Определении от 09.02.2017 N 212-0 указал, что при исчислении земельного налога за конкретный налоговый период должна применяться налоговая ставка, соответствующая кадастровой стоимости земельного участка] определенной с учетов категории земель и (или) вида разрешенного использования, земельного участка по состоянию на 1 января налогового периода.
Как отмечено в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.07.2018 N А56-73892/2017, учитывая выводы Конституционного суда, изложенные в Определении от 09.02.2017 N 212-0, за налоговый период должна применяться налоговая ставка соответствующая виду разрешенного использования земельного участка по состоянию на 1 января налогового периода. Изменение кадастровой стоимости земельных участков, происшедшие в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменение вида разрешенного использования земельного участка могут учитываться только со следующего налогового периода по земельному налогу.
Исходя из позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 20.11.2012 N 7943/12, сам факт приобретения по договору купли-продажи земельных участков и получения разрешения на строительство не является достаточным для применения пониженной ставки земельного налога. Для применения пониженной ставки земельного налога также необходимо подтвердить соответствующий вид использования земельного участка. Аналогичная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 N 12651/11, в котором подчеркнуто, что фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и соответствовать сведениям, внесенным в кадастр.
Из представленных в материалы дела документов следует, что земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 78:1:0633102:5081 с видом разрешенного использования "для размещения промышленных объектов".
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.02.2016 N 305-КГ15-13502, применение соответствующей ставки земельного налога не может производиться произвольно в отсутствие документов, подтверждающих соответствие данной налоговой ставки категории земель и виду разрешенного использования земельных участков, внесенных в реестр государственного кадастрового учета.
При указанных обстоятельствах, с учетом того, что положения статьи 394 НК РФ допускают дифференциацию ставок только в зависимости от категорий земель и (или) вида разрешенного использования.
Поскольку спорный земельный участок не имел в 2018 году вида разрешенного использования, соответствующего требованиям о применении пониженной ставки земельного налога, что подтверждается выпиской из ЕГРН, правовые основания для применения ставки в размере 0,01% отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.09.2020 по делу N А56-37883/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-37883/2020
Истец: ООО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "СЭТЛ ОКТЯБРЬСКАЯ"
Ответчик: МИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу