г. Москва |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А40-116378/20 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда
В.Р. Валиев (единолично)
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "ЛокоТех-Сервис"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28 сентября 2020 года
по делу N А40-116378/20, принятое судьей Куклиной Л.А.
в порядке упрощенного производства
по исковому заявлению ОАО "Российские железные дороги"
к ООО "ЛокоТех-Сервис"
о взыскании
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ
ОАО "РЖД" (далее - Истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с ООО "ЛокоТех-Сервис" (далее - Ответчик) 94 916 руб. 31 коп. убытков на основании ст.ст.15, 393 ГК РФ.
Решением суда от 28 сентября 2020 года, принятым в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены в полном объеме. При этом суд пришел к выводу о доказанности истцом юридического состава для взыскания убытков.
С решением не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу. В которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд апелляционной инстанции находит решение суда от 28 сентября 2020 года подлежащим изменению.
Как усматривается из материалов судебного дела, 30 апреля 2014 года между истцом (Заказчик) и ответчиком (Исполнитель) заключен договор N 285 на сервисное обслуживание локомотивов, в соответствии с которым Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по сервисному обслуживанию локомотивов.
Согласно п. 1.2 договора в период нахождения локомотивов на сервисном обслуживании Исполнитель берет на себя обязательства по обеспечению исправного работоспособного состояния локомотивов и устранения всех неисправностей и недостатков локомотивов.
В соответствии с п. 1.5 Договора результатом сервисного обслуживания локомотивов является поддержание локомотивов в технически исправном состоянии и позволяющем эксплуатировать локомотивы в соответствии с законодательством Российской Федерации, Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и Договором.
Подпунктом 4.1.2. Договора закреплена обязанность Исполнителя осуществлять качественное выполнение сервисного обслуживания локомотивов.
Пунктом 2.3.2. Договора установлено, что ответственность за отказы в работе оборудования, средств измерений и инструментов, указанных в Актах осмотра оборудования и инструментов и в Актах осмотра средств измерений, их неисправности, связанные с нарушением сроков проведения планово-предупредительных работ, сроков и качества их обслуживания, несет исполнитель по Договору.
Согласно п. 8.2. Договора Исполнитель несет гарантийные обязательства за выполняемое Сервисное обслуживание в отношении каждого принятого на Сервисное обслуживание Локомотива, с момента первичной приемки Локомотива по акту формы ТУ-162.
В соответствии с п. 3.1.8 Договора Заказчик обязуется по каждому случаю возникновения Отказа Локомотива своевременно составлять Акт-рекламацию, в котором отражать причины его возникновения и виновную сторону, в соответствии с внутренними документами Заказчика (в том числе в соответствии с договорами поставки, капитального ремонта и модернизации Локомотивов).
В обоснование исковых требований истец указывает, в феврале 2020 годах имели место случаи отказов технических средств на локомотивах (электровозах, тепловозах) ОАО "РЖД", ранее проходивших техническое обслуживание в Сервисных локомотивных депо ООО "ЛокоТех-Сервис".
В частности, 25.02.2020 года при следовании электровоза ВЛ80С N 2728 по участку Агрыз-Уром, произошел отказ технического средства - отгар шины и выплавление гибкого медного шунта по месту крепления на сглаживающем реакторе РС53 секции 2. Причиной возникновения неисправности явилось не качественное проведение регламентных работ согласно пункту 11.6.1 "Руководства по техническому обслуживанию и текущему ремонту электровозов ВЛ80ИО", утвержденного вице- президентом ОАО "РЖД" В.А. Гапановичем 31.12.2004 года, при проведении текущего ремонта работниками сервисного локомотивного депо Красноуфимск-Уральский (СЛД-61) ООО "ЛокоТех-Сервис".
Ввиду невозможности дальнейшего проследования затребован вспомогательный локомотив. Помощь оказана электровозом ВЛ80С N 542 под управлением машиниста Смирнова А.В.. помощника машиниста Гусева Э.А.
Следствием отказа технического средства стала задержка поездов N 2795 на 2 ч. 14 мин.. N 6371 на 27 мин., N 367 на 10 мин., N 2733 на 02 ч. 15 мин., N 2882 на 1 ч. 35 мин.. N 6371 на 2 мин., N 2997 на 26 мин. и др.
Для расследования причин отказа локомотива создана комиссия из представителей Заказчика (ОАО "РЖД") и Исполнителя (ООО "Локотех-Сервис"). Комиссией определены причины возникновения неисправности электровоза и виновная сторона.
По результатам расследования оформлены акт - рекламации N 17 от 02.03.2020, акт первичного осмотра локомотива от 27.02.2020, -акт служебного расследования от 25.02.2020, протокол совещания у начальника эксплуатационного локомотивного депо Юдино от 02.03.2020, техническое заключении от 02.03.2020.
Первичные документы устанавливают, что виновным в не обеспечении выполнения гарантийных обязательств по сервисному обслуживанию явилось Сервисное локомотивное депо Красноуфимск-Уральский (СЛД-61) ООО "ЛокоТех- Сервис". Неисправность устранена за счет ответчика.
Акт-рекламации. Техническое заключение, акт первичного осмотра локомотива подписаны представителем сервисной организации без возражений, что свидетельствует о признании вины в отказе технического средства и как следствие возникновении убытков у ОАО "РЖД".
Истец указывает, что в связи с отказом электровоза ВЛ80С ОАО "РЖД" причинены убытки на сумму 53 209,85 руб.
Убытки складываются из затрат по вспомогательному локомотиву (расход электроэнергии, сверх оплата труда локомотивной бригады вспомогательного электровоза), вызванному для передислокации неисправного локомотива к месту ремонта.
24.02.2020 г. при следовании электровоза ЧМЭЗ N 1780 по перегон) Яр-Фаленки произошел отказ технического средства - неисправность перепускного клапана топливного коллектора. Причиной возникновения неисправности явилось не качественное проведение технического обслуживания электровозу, работниками ПСО - 55 Муром-Восточный ООО "ЛокоТех-Сервис".
Ввиду невозможности дальнейшего проследования затребован вспомогательный локомотив. Помощь оказана электровозом ЧМЭЗ N 3740 под управлением машиниста Леванова А.Г.
Следствием отказа технического средства стала задержка поездов N 2601 на 47 мин.. N 2013 на 27 мин.. N 9715 на 1 час 15 мин.. N 2009 на 49 мин., 2015 на 1 час 00 мин. и др.
Для расследования причин отказа локомотива создана комиссия из представителей Заказчика (ОАО "РЖД") и Исполнителя (ООО "Локотех-Сервис"). Комиссией определены причины возникновения неисправности электровоза и виновная сторона.
По результатам расследования оформлены акт - рекламации N 16 от 26.02.2020, протокол совещания у начальника эксплуатационного локомотивного депо Киров от 03.03.2020.
Первичные документы устанавливают, что виновным в не обеспечении выполнения гарантийных обязательств по сервисному обслуживанию явилось Сервисное локомотивное депо Лянгасово-Западный ООО "ЛокоТех-Сервис" филиала "Западный". Неисправность устранена за счет данного предприятия.
Акт-рекламации. протокол совещания подписаны представителем сервисной организации без возражений, что свидетельствует о признании вины в отказе технического средства и как следствие возникновении убытков у ОАО "РЖД".
В связи с отказом электровоза ВЛ80С ОАО "РЖД" причинены убытки на сумму 1229,29 руб.
Убытки складываются из затрат по вспомогательному локомотиву (расход топлива, сверх оплата труда локомотивной бригады вспомогательного электровоза), вызванному для передислокации неисправного локомотива к месту ремонта.
26.02.2020 года при следовании электровоза ЧМЭЗ N 1585 по участку Яр- Фаленки. произошел отказ технического средства - обрыв ремней двухмашинного агрегата. Причиной возникновения неисправности 6 тягового электродвигателя явилось не качественное проведение цикловых работ в объеме Т2-2 СУ-73 Балезино ООО "ЛокоТех-Сервис".
Ввиду невозможности дальнейшего проследования затребован вспомогательный локомотив. Помощь оказана электровозом ЧМЭЗ N 884 под управлением машиниста Шульгина P.M.., помощника машиниста Мирошина Ю.Н.
Следствием отказа технического средства стала задержка поездов. Для расследования причин отказа локомотива создана комиссия из представителей Заказчика (ОАО "РЖД") и Исполнителя (ООО "Локотех-Сервис"). Комиссией определены причины возникновения неисправности электровоза и виновная сторона.
По результатам расследования оформлены акт - рекламации N 17 от 26.02.2020, акт осмотра тепловоза от 25.02.2020, акт служебного расследования от 25.02.2020, протокол совещания у начальника эксплуатационного локомотивного депо Киров от 03.03.2020.
Первичные документы устанавливают, что виновным в не обеспечении выполнения гарантийных обязательств по сервисному обслуживанию явилось Сервисное локомотивное депо Лянгасово-Западный ООО "ЛокоТех-Сервис". Неисправность устранена за счет ответчика.
Акт-рекламации, акт первичного осмотра локомотива, протокол совещания подписаны представителем сервисной организации без возражений, что свидетельствует о признании вины в отказе технического средства и как следствие возникновении убытков у ОАО "РЖД".
В связи с отказом электровоза ВЛ80С ОАО "РЖД" причинены убытки на сумму 20 353,92 руб.
Убытки складываются из затрат по вспомогательному локомотиву (расход топлива, сверх оплата труда локомотивной бригады вспомогательного электровоза), вызванному для передислокации неисправного локомотива к месту ремонта.
04.02.2020 года при следовании электровоза ВЛ80С N 2547/2548Б по перегону Зюрзя-Уфимка, произошел отказ технического средства - нарушение геометрии токоприемника секции N 1. Причиной возникновения неисправности явилось нарушение работниками СУ Вековка сервисного локомотивного депо Муром- Восточный филиала Западный ООО "ЛокоТех-Сервис" пункта 8.5.1 "Руководства по техническому обслуживанию и текущему ремонту электровозов переменного тока ВЛ80 ИО", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" 31.12.2004 года, при проведении ремонта.
Ввиду невозможности дальнейшего проследования затребован вспомогательный локомотив. Помощь оказана электровозом ВЛ80С N 979 под управлением машиниста Сюзева Ю.Н., помощника машиниста Усанина М.А.
Следствием отказа технического средства стала задержка поезда N 2420 на 1 ч. 02 мин. Кроме этого задержаны 8 поездов на общее время 03 ч.58 мин., (из них 5 грузовых поездов на 03 ч. 36 мин.. 2 пассажирских поезда на 00 ч. 15 мин., 1 пригородный поезд на 00 ч. 07 мин.). Для расследования причин отказа локомотива создана комиссия из представителей Заказчика (ОАО "РЖД") и Исполнителя (ООО "Локотех-Сервис"). Комиссией определены причины возникновения неисправности электровоза и виновная сторона.
По результатам расследования оформлены: акт - рекламации N 3 от 06.02.2020, акт комиссионного осмотра электровоза, акт служебного расследования 01 04.02.2020, протокол совещания у начальника эксплуатационного локомотивного депо Красноуфимск от 06.02.2020, техническое заключении от 06.02.2020.
Первичные документы устанавливают, что виновным в не обеспечении выполнения гарантийных обязательств по сервисному обслуживанию явилось Сервисное локомотивное депо Муром-Восточный ООО "ЛокоТех-Сервис". Неисправность устранена за счет ответчика.
Акт-рекламации, Техническое заключение, акт комиссионного осмотра, протокол совещания подписаны представителем сервисной организации без возражений, что свидетельствует о признании вины в отказе технического средства и как следствие возникновении убытков у ОАО "РЖД".
В связи с отказом электровоза ВЛ80С ОАО "РЖД" причинены убытки на сумму 14 643,01 руб.
Убытки складываются из затрат по вспомогательному локомотиву (расход электроэнергии, сверх оплата труда локомотивной бригады вспомогательного электровоза), вызванному для передислокации неисправного локомотива к месту ремонта.
Кроме того, 13.02.2020 года при следовании электровоза ЧМЭ-3 N 4724 по перегону Краснозарсцкий-Паратск, произошел отказ технического средства - неисправность компрессора К2 тепловоза. Причиной возникновения неисправности явилось необеспечение работниками сервисного локомотивного депо Красноуфимск- Уральский филиала Западный ООО "ЛокоТех-Сервис" безотказной работы локомотива после проведенного 17.01.2020 технического обслуживания в объеме ГО-3. в части некачественного выполнения регламентных работ по ремонту маслооткачивающего насоса (нарушение п.4.6.9 "Руководства по техническому обслуживанию и техническому ремонту тепловозов ЧМЭЗ ИО", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" 31.12.2004 года).
Ввиду невозможности дальнейшего проследования затребован вспомогательный локомотив. Помощь оказана электровозом ЧМЭЗ N 1138 под управлением машиниста Шушалыкова А.Н.. помощника машиниста Короткова П.Е.
Следствием отказа технического средства стала задержка поезда N 3804 на 2 ч. 49 мин.
Для расследования причин отказа локомотива создана комиссия из представителей Заказчика (ОАО "РЖД") и Исполнителя (ООО "Локотех-Сервис"). Комиссией определены причины возникновения неисправности электровоза и виновная сторона.
По результатам расследования оформлены акт - рекламации N 11 от 14.02.2020, акт комиссионного осмотра электровоза 14.02.2020, акт служебного расследования от 13.02.2020, протокол совещания у начальника эксплуатационного локомотивного депо Юдино от 14.02.2020, техническое заключении от 14.02.2020.
Первичные документы устанавливают, что виновным в не обеспечении выполнения гарантийных обязательств по сервисному обслуживанию явилось Сервисное локомотивное депо Красноуфимск-Уральский (СЛД-61) ООО "ЛокоТех- Сервис". Неисправность устранена за счет ответчика.
Акт-рекламации, Техническое заключение, акт комиссионного осмотра подписаны представителем сервисной организации без возражений, что свидетельствует о признании вины в отказе технического средства и как следствие возникновении убытков у ОАО "РЖД".
В связи с отказом элекгровоза ВЛ80С ОАО "РЖД" причинены убытки на сумму 5 480,24 руб.
Убытки складываются из затрат по вспомогательному локомотиву (расход топлива, сверх оплата груда локомотивной бригады вспомогательного электровоза), вызванному для передислокации неисправного локомотива к месту ремонта.
Истец указывает, что в связи с отказами локомотивов ОАО "РЖД" причинены убытки на общую сумму 94 916,31 руб. Убытки складываются из затрат по вспомогательному локомотиву (перерасход топлива, сверх оплата труда локомотивной бригады вспомогательного электровоза), вызванному для передислокации неисправного локомотива к месту ремонта.
Порядок оплаты труда работников филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД" установлен Положением о корпоративной системе оплаты труда работников филиалов и структурных подразделений открытого акционерного общества "Российские железные дороги", утвержденным решением правления ОАО "РЖД" (протокол от 18-19 декабря 2006 г. N 40. в редакции от 22.05.2015, далее по тексту - Положение).
Размер оплаты труда машинистов и помощников машинистов нaxoдится в зависимости от количества отработанных ими часов (задержка поездов-щйАричине отказов технических средств приводит к увеличению отработанных часов данной категории работников и как следствие повышенной оплате труда). Таким образом, размер оплаты труда машинистов и помощников машинистов задержанных поездов и вспомогательного локомотива находится в зависимости от причинения Ответчиком вреда. Так, в соответствии с п.1 Приложения N 4 Положения "Особенности оплаты труда рабочих локомотивных бригад" оплата труда рабочих локомотивных бригад (машинисты и помощники машинистов электровозов, тепловозов, паровозов, электропоездов и дизель-поездов) осуществляется по часовым тарифным ставкам, соответствующим установленным им разрядам оплаты труда и тарифным коэффициентам четвертого уровня оплаты труда TCP (тарифная сетка по оплате труда рабочих).
В соответствии с нормативными документами оплата производится за фактически отработанное время, с применением установленных Правительством Российской Федерации районных коэффициентов к заработной плате, выплат стимулирующего, компенсационного характера, за работу с вредными условиями труда (Приказ ОАО
"РЖД" от 26.12.2016 N 1480 "О доплате за работу с вредными условиями труда").
Работникам локомотивных бригад (машинистам, помощникам машинистов) при работе с тяжеловесными поездами установлены доплаты в процентном отношении от часовой тарифной ставки за фактически отработанное время в поездке (распоряжение Дирекции тяги филиала ОАО "РЖД" от 31.08.2017 N Горьк ДТ-126/р "О внесении изменений в "Особенности оплаты труда работников Горьковской дирекции тяги").
Таким образом, ОАО "РЖД" понесло дополнительные расходы по оплате труда машинистов и помощников машинистов по вине ответчика.
Убытки в части понесенных ОАО "РЖД" расходов на электроэнергию, топливо подтверждены документально (договор купли-продажи электрической энергии, договор поставки топлива, счет-фактуры прилагаются).
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предназначенные для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железнодорожным путям общего пользования железнодорожный подвижной состав и контейнеры независимо от их принадлежности должны удовлетворять обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, а также требованиям Правил Технической эксплуатации железных дорог РФ.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденными приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286 и зарегистрированными в Минюсте РФ 28.01.2011 г. N 19627, железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающим безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (п. 1 приложения N 5 к ПТЭ "Техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава").
Согласно пункту 21 указанного приложения к Правилам не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав, имеющий неисправности и угрожающие безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также ставить в поезда грузовые вагоны, состояние которых не обеспечивает сохранность перевозимых грузов. Требования к техническому состоянию железнодорожного подвижного состава и производству его технического обслуживания и ремонта устанавливаются нормами и правилами.
Пунктом 12.1 Договора предусмотрено, что убытки Заказчика в виде ущерба и/или упущенной выгоды, возникшие вследствие нарушения Исполнителем своих обязательств, возмещаются Исполнителем в течение 20 календарных дней с момента предъявления соответствующего требования.
В связи с отказом в возмещения ущерба в добровольном порядке, истец обратился с иском к ответчику о взыскании причиненных убытков в размере 94 916,31 руб.
Установив данные фактические обстоятельства, суд первой инстанции удовлетворил заявленные исковые требования в полном объеме.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии со статьями 135, 136, 155 ТК РФ работники получают заработную плату независимо от неправомерных действий работодателя или иных лиц, и выплаты таким работникам являются для организации как субъекта гражданских правоотношений не убытками, а законодательно установленными расходами как работодателя (условно- постоянными расходами).
В этой связи включение истцом в состав убытков по всем случаям отказов затрат, связанных с фондами оплаты труда и страховых взносов в общей сумме 18 246,95 руб., неправомерно. Соответственно, в данной части требований следует отказать.
Довод ответчика о том, что истец обязался оказывать ответчику содействие при проведении сервисного обслуживания, подлежит отклонению, так как из подпункта "г" пункта 2.1.1 договора, не следует, что доставка неисправного локомотива в ближайшее депо для проведения сервисного обслуживания при наступлении гарантийного случая осуществляется истцом безвозмездно или за свой счет.
Расходы сторон по оплате госпошлины распределяются пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, в результате чего с ответчика в пользу истца следует взыскать 2 490 руб. (ст.110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, ч. 2 ст. 269, п.3 ч.1 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28 сентября 2020 года по делу N А40-116378/20 изменить. Взыскать с ООО "ЛокоТех-Сервис" в пользу ОАО "Российские железные дороги" 76 669 руб. 36 коп. - в возмещение убытков, 2 490 руб. - в возмещение расходов по оплате госпошлины, в остальной части иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-116378/2020
Истец: ОАО РЖД в лице филиала Горьковская железная дорога
Ответчик: ООО "ЛОКОТЕХ-СЕРВИС"