Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 19 апреля 2021 г. N Ф09-1673/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А60-28096/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Васевой Е.Е., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Маркелова Михаила Евгеньевича
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 08 сентября 2020 года
по делу N А60-28096/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя Маркелова Михаила Евгеньевича (ИНН 661305302620, ОГРНИП 313663317500044)
к Администрации Камышловского городского округа (ИНН 6613002150, ОГРН 1026601077733)
о признании недействительным градостроительного плана земельного участка в части установления места допустимого размещения зданий, строений, сооружений,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Маркелов Михаил Евгеньевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации Камышловского городского округа (далее - администрация) о признании недействительным градостроительного плана земельного участка RU 66321000-2019-022 от 05.04.2019 в части установления места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, просит обязать администрацию внести изменения в градостроительный план RU 66321000-2019-022 от 05.04.2019 в части установления места допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08 сентября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что пункт 2 статьи 7 Правил землепользования и застройки Камышловского городского округа, утвержденных решением Думы Камышловского городского округа от 25.05.2017 N 116 (далее - Правила N 116), допускает, что проведение реконструкции таких объектов возможно, в том числе путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции в сторону соответствия, без указания на размер такого уменьшения, а также запрета на минимальное уменьшение их несоответствия. Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) также не содержит запрета на установление минимальных отступов, равных нулю (нулевых отступов), от границ земельных участков. Приведенные в пункте 19 "предпринимательство" таблицы 8 отступы от границ (от границы участка, прилегающей к красной линии улицы, проезда не менее 5 м, от границ соседних участков менее 6-м) применимы в отношении земельного участка, минимальная площадь которого не менее 1000 кв. м, тогда как площадь земельного участка, принадлежащего заявителю, составляет всего 565 кв.м. О нарушении своих прав и законных интересов предпринимателю стало известно после получения письма от 12.03.2020 N 1651, в котором администрацией были даны разъяснения относительно ограничений в использовании принадлежащего заявителю земельного участка, который предприниматель счел незаконными и обратился за защитой своих прав в судебный орган.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, ИП Маркелову М.Е. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 565 кв. м, расположенный по адресу г. Камышлов ул. Энгельса, д. 191 с кадастровым номером 66:46:0103004:11.
05.04.2019 на основании заявления предпринимателя Администрацией Камышловского городского округа подготовлен и выдан градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ) RU 66321000-2019-022, расположенного по адресу: по адресу г. Камышлов ул. Энгельса, д. 191 с кадастровым номером 66:46:0103004:11.
Заявитель, не согласившись с указанием на чертеже места допустимого размещения объекта капитального строительства, считая ГПЗУ несоответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Судом принято приведенное выше решение.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционных жалобах и в отзывах на апелляционные жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено АПК РФ. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными (части 1 и 2 статьи 117 АПК РФ).
Пропуск установленного законом срока на обжалование либо отказ суда в его восстановлении является достаточным и самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления о признании незаконными ненормативных правовых актов.
Как следует из части 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок на обращение в суд исчисляется со дня, когда предпринимателю стало известно о нарушении ее прав и законных интересов.
Из материалов дела следует, что заявитель просит признать недействительным градостроительный план земельного участка RU 66321000-2019-022 от 05.04.2019 в части установления места допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
Судом установлено, что градостроительный план земельного участка RU 66321000-2019-022 выдан предпринимателю 05.04.2019, таким образом, о нарушении своих прав заявитель узнал 05.04.2019.
Поскольку ИП Маркелов М.Е. обратился в суд с настоящим заявлением только 08.06.2020, 3-месячный срок для обращения в суд, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, заявителем пропущен.
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока, а также доказательств уважительных причин пропуска трехмесячного срока, заявителем суду не представлено.
То обстоятельство, что только из письма от 12.03.2020 N 1651 предприниматель узнал, как следует применять градостроительный план земельного участка, не говорит о том, что из самого плана предприниматель не мог узнать о нарушении своих прав.
Пропуск срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
К тому же судом верно установлено, что на текущий момент предприниматель не лишен возможности защитить свои интересы, обратившись в администрацию в том порядке, какой предусмотрен местными правилами землепользования и застройки.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится, в том числе утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр.
Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходим, в том числе градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство.
Согласно положениям частям 1, 2 статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Положениями главы 5 ГрК РФ регламентирован порядок планировки территории.
В соответствии с частью 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи (часть 2 статьи 41 ГрК РФ).
Как установлено пунктами 3, 4 части 3 статьи 57.3 ГрК РФ, в градостроительном плане земельного участка содержится информация в том числе: о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства.
Статьей 36 ГрК РФ установлено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (часть 1). Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (часть 3).
Как следует из материалов дела, на чертеже ГПЗУ RU 66321000-2019-022 отражено место допустимого размещения объекта капитального строительства, которое ограничено отступами от границ земельного участка на 5 и 6 метров к центру земельного участка. Также ограничения по обязательному отступу отражены в пункте 2.3 ГПЗУ RU 66321000-2019-022, согласно которому установлены минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство: от границы участка, прилегающей к красной линии улицы, проезда не менее 5 м, от границ соседних участков не менее 6-м.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Камышловского городского округа, утвержденными решением Думы Камышловского городского округа от 25.05.2017 N 116 (далее - Правила), принадлежащий заявителю земельный участок располагается в территориальной зоне ОД(К) (общественно-деловая зона (комплексная).
В таблице 8 приведены предельные значения параметров земельных участков и разрешенного строительства, в частности согласно пункту 19 "предпринимательство" установлены отступы от границ: от границы участка, прилегающей к красной линии улицы, проезда не менее 5 м, от границ соседних участков не менее 6-м.
В силу статьи 4 данных Правил дальнейшее использование земельных участков и объектов капитального строительства, указанных в части 3 настоящей статьи, определяется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, статьей 7 настоящих Правил.
Согласно пункту 1 статьи 7 Правил земельные участки и объекты капитального строительства, указанные в пункте 3 статьи 6 и признанные не соответствующими настоящим Правилам после введения их в действие или внесения изменений в настоящие Правила, могут использоваться без установления срока их приведения в соответствие с настоящими Правилами за исключением случаев, установленных федеральными законами и настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи реконструкция объектов капитального строительства, не соответствующих настоящим Правилам, может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.
Не допускается увеличивать площадь и строительный объем объектов капитального строительства, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 3 статьи 6 настоящих Правил. На таких объектах не допускается увеличивать объемы и интенсивность производственной деятельности без приведения используемой технологии в соответствие с требованиями безопасности: экологической, санитарно-гигиенической, противопожарной, гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций, иными требованиями безопасности, устанавливаемыми техническими регламентами (а вплоть до их вступления в установленном порядке в силу - нормативными техническими документами в части, не противоречащей Федеральному закону "О техническом регулировании" и ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Правил владельцы земельных участков, существовавших до вступления в силу настоящих Правил, имеющих размеры меньше минимальных, неудобную конфигурацию, неблагоприятные инженерно-геологические и иные характеристики, которые не позволяют эффективно использовать участки, вправе обратиться в комиссию по подготовке правил землепользования и застройки за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Отклонениями от предельных параметров является санкционированное для конкретного участка отступление от предельных параметров разрешенного строительства - высоты построек, процента застройки участка, отступов построек от границ участка.
Согласно пункту 2 статьи 8 Правил соответствующее заявление направляется в администрацию городского округа и должно содержать обоснования того, что отклонения от настоящих Правил:
- необходимы для эффективного использования земельного участка;
- не ущемляют права соседей, в случаях где необходимо их согласование, и не входят в противоречие с интересами городского округа;
- допустимы по техническим требованиям, строительным нормам и правилам, экологическим требованиям, требованиям пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности.
В соответствии со статьей 40 ГрК РФ правообладатель земельного участка вправе обратиться за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, если такое отклонение необходимо в целях однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на десять процентов.
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.
Судом установлено и предпринимателем не оспаривается, что с заявлением о разрешении отклонения от предельных параметров разрешенного строительства он в администрацию не обращался.
По смыслу части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки, а также принятые в их развитие документы территориального планирования, призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Данный правовой подход соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18.06.2013 N 136/13.
Поскольку оспариваемое предпринимателем положение ГПЗУ соответствует законодательству (ГрК РФ, Правилам землепользования и застройки Камышловского городского округа), суд первой инстанции обоснованно отказал в признании ненормативного акта недействительным.
Поскольку в соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса РФ при подаче апелляционной жалобы следовало уплатить 150 рублей, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2850 рублей в силу статьи 104 АПК РФ подлежит возврату индивидуальному предпринимателю Маркелову Михаилу Евгеньевичу.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 сентября 2020 года по делу N А60-28096/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Маркелову Михаилу Евгеньевичу (ИНН 661305302620, ОГРНИП 313663317500044) из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 2850 (две тысячи восемьсот пятьдесят) рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 07.10.2020.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-28096/2020
Истец: Маркелов Михаил Евгеньевич
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ КАМЫШЛОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА