г. Москва |
|
24 декабря 2020 г. |
Дело N А41-33844/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Разумак М.А., по доверенности от 25.12.2019;
от ГБУЗ "ДС N 12 ДЗМ": Рык П.В., генеральный директор (выписка из ЕГРЮЛ), Шустиков К.В., по доверенности от 20.02.2020;
от ТУ ФАУГИ в МО: не явились, извещены;
от Федерального агентства лесного хозяйства: не явились, извещены;
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от АО "Мособлэнерго": Ивакин Е.Н., по доверенности от 22.06.2020;
от Государственного казенного учреждения города Москвы "Соцэнерго" Департамента здравоохранения города Москвы: Хрущалев М.Д., по доверенности от 27.09.2019;
от Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области: не явились, извещены;
от ГАУ МО "Центрлесхоз": не явились, извещены;
от Департамента городского имущества города Москвы: Проничкна Ю.В., по доверенности от 25.12.2019;
от ГКУ "Мособллес": Малахова Ю.Б., по доверенности от 17.02.2020,
рассмотрев в судебном заседании дело N А41-33844/19 по заявлению ГБУЗ "ДС N 12 ДЗМ" к Комитету лесного хозяйства Московской области, третьи лица: ТУ ФАУГИ в МО, Федеральное агентство лесного хозяйства, Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация муниципального образования городской округ Люберцы Московской области, АО "Мособлэнерго", Государственное казенное учреждение города Москвы "Соцэнерго" Департамента здравоохранения города Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, ГКУ МО "Мособллес", ГАУ МО "Центрлесхоз", о признании,
УСТАНОВИЛ:
ГБУЗ "ДС N 12 ДЗМ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области со следующими требованиями (с учетом принятых судом уточнений):
1. Признать незаконным бездействие Мособлкомлес, выразившееся в не утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обязать Мособлкомлес устранить допущенные нарушения прав Заявителя, путем принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
2. Признать незаконным бездействие Мособлкомлес, выразившееся в непринятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка Заявителю, образуемого на основании схемы расположения земельною участка на кадастровом плане территории и обязать Мособлкомлес устранить допущенные нарушения прав Заявителя, путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образуемого на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной решением Мособлкомлес.
3. Признать незаконным отказ Мособлкомлес в проведении лесопатологи-ческого обследования на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0000000:96657, выраженный в письмах N 1425/29-12 от 25.01.2019; N 15136/29-12 от 04.07.2019 и обязать Мособлкомлес устранить допущенные нарушения, путем проведения на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0000000:96657 лесопатологического обследования.
4.Признать незаконным отказ Мособлкомлес выполнять требования пожарной безопасности в лесах при эксплуатации лесной дорога и обязать Мособлкомлес устранить допущенные нарушения, путем очистки леса от захламленности валежной и сухостойной древесиной, сучьями, древесными и иных отходами, другими горючими материалами, на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0000000:96657, вдоль лесной дороги, идущей от автомобильной дороги "Красково-Коренево-Торбеево" через деревню Лукьяновка в деревню Сосновка города Люберцы Московской области (в кварталах 48, 49, 50 и 51 Малаховского участкового лесничества Виноградовского лесничества Московской области) на расстояние 10 метров с каждой стороны лесной дороги.
В деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований участвуют Федеральное агентство лесного хозяйства, Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация муниципального образования городской округ Люберцы Московской области, АО "Мособлэнерго", Государственное казенное учреждение города Москвы "Соцэнерго Департамента здравоохранения города Москвы", Департамент городского имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 ноября 2019 года по делу N А41-33844/19 исковые требования ГБУЗ "ДС N 12 ДЗМ" удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением суда, Комитет лесного хозяйства Московской области обжаловал его в апелляционном порядке.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 02 июня 2020 года суд перешел к рассмотрению дела N А41-33844/19 по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, так как судом первой инстанции не рассмотрены требования.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2020 года по делу N А41-33844/19 приняты ГБУЗ "ДС N 12 ДЗМ" уточненные исковые требования в следующей редакции:
1. Признать незаконным бездействие Мособлкомлес, выразившееся в не утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 28296,45 квадратных метра на кадастровом плане территории обязать Мособлкомлес устранить допущенные нарушения путем принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 28296,45 квадратных метра на кадастровом плане территории, в следующих координатах:
Обозначение характерных точек границ |
X |
Y |
1 |
2 |
3 |
Н1 |
459045,97 |
2222807,13 |
Н2 |
459051,42 |
2222970,76 |
Н3 |
459051,58 |
2222971,87 |
Н4 |
459052,36 |
2223002,15 |
Н5 |
459027,16 |
2223002,53 |
Н6 |
459005,72 |
2223003,04 |
Н7 |
458980,99 |
2223003,71 |
Н8 |
458969,69 |
2223003,94 |
Н9 |
458933,80 |
2222995,53 |
Н10 |
458905,41 |
2222986,19 |
Н11 |
458916,41 |
2222918,71 |
Н12 |
458921,64 |
2222882,97 |
Н13 |
458928,71 |
2222841,93 |
Н14 |
458933,36 |
2222816,10 |
Н15 |
458885,63 |
2222808,17 |
Н16 |
458910,95 |
2222730,58 |
Н17 |
458933,83 |
2222731,97 |
Н18 |
458935,29 |
2222805,39 |
Н19 |
458976,22 |
2222805,36 |
Н20 |
458991,37 |
2222805,09 |
Н21 |
458993,36 |
2222801,91 |
Н22 |
459002,33 |
2222805,08 |
2. Признать незаконным бездействие Мособлкомлес, выразившееся в непринятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка общей площадью 28296,45 квадратных метра на кадастровом плане территории и обязать Мособлкомлес устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка общей площадью 28296,45 квадратных метра, который предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной решением Мособлкомлес.
3. Признать незаконным отказ Мособлкомлес в проведении лесопатологического обследования на земельном (лесном) участке с кадастровым номером 50:22:0000000:96657 вкварталах 48 и 49 Малаховского участкового лесничества Виноградовского лесничества Московской области, выраженный в письме N 15136/29-12 от 04.07.2019 г. и обязать Мособлкомлес устранить допущенные нарушения путем проведения лесопатологического обследования на земельном (лесном) участке с кадастровым номером 50:22:0000000:96657 в кварталах 48 и 49 Малаховского участкового лесничества Виноградовского лесничества Мос-ковской области.
4. Признать незаконным отказ Мособлкомлес выполнять правила пожарной безопасности в лесах на земельном (лесном) участке с кадастровым номером 50:22:0000000:96657 в кварталах 48, 49, 50 и 51 Малаховского участкового лесничества Виноградовского лесничества Московской области, выраженный в письме N 15136/29-12 от 04.07.2019 г.и обязать Мособлкомлес устранить допущенные нарушения путем очистки леса от захламления валежной и сухостойной древесиной, сучьями, древесными и иными отходами, другими горючими материалами на земельном (лесном) участке с кадастровым номером 50:22:0000000:96657 вдоль лесной дороги, идущей от автомобильной дороги "Красково-Коренево-Торбеево" около деревни Лукьяновка городского округа Люберцы Московской области в деревню Сосновка городского округа Люберцы Московской области в кварталах 48, 49, 50 и 51 Малаховского участкового лесничества Виноградовского лесничества Московской области на расстояние 10 метров с каждой стороны указанной лесной дороги.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2020 года по делу N А41-33844/19 апелляционный суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ГКУ МО "Мособллес", ГАУ МО "Центрлесхоз".
Явившиеся в судебное заседание представители ГБУЗ "ДС N 12 ДЗМ", Департамента городского имущества города Москвы поддержали исковые требования, представители Комитета лесного хозяйства Московской области, ГКУ "Мособллес" против удовлетворения исковых требований возражали.
ТУ ФАУГИ в МО, Федеральное агентство лесного хозяйства, Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация муниципального образования городской округ Люберцы Московской области, ГАУ МО "Центрлесхоз" своих представителей в судебное заседание не направили.
Представитель ГБУЗ "ДС N 12 ДЗМ" заявил ходатайство о приостановлении производства по делу до вынесения судом первой инстанции дополнительного решения.
Поскольку апелляционный суд определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 02 июня 2020 года суд перешел к рассмотрению дела N А41-33844/19 по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, апелляционный суд отказал в удовлетворении заявленного ходатайства.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке пункта 6.1 статьи 268 АПК РФ по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции по имевшимся и дополнительно представленным сторонами документам, суд считает иск подлежащим удовлетворению в части.
Как следует из материалов дела, решением Исполкома Мособлсовета депутатов трудящихся от 11.04.1941 г. N 949 за детским санаторием "Сосновка" Пролетарского района г. Москвы в поселке Малаховка Ухтомского района закреплено 2,5 га земли, расположенной в 41 квартале Малаховского лесопарка (т1, л.д. 32).
Решением Исполкома Мособлсовета депутатов трудящихся от 22.10.1959 N 1340/31 детскому туберкулезному санаторию N 12 "Сосновка" Ждановского райздравотдела г. Москвы под строительство очистных сооружений отведен из Гослесфонда земельный участок площадью 1 га в квартале 49/41 Малаховского лесничества Раменского лесхоза, в лесах 1 группы, в 50-километровой зеленой зоне г. Москвы, во временное пользование без исключения из гослесфонда.
Решением Исполкома Мособлсовета депутатов трудящихся от 09.12.1969 N 1804/32 в дополнение к решению Исполкома Люберецкого горсовета от 14.10.1969 г. N 1516 "О разрешении детскому туберкулезному санаторию N 12 "Сосновка" Ждановского райздравотдела г. Москвы строительства нового корпуса детского сада на 140 мест и об отводе санаторию N 12 земельного участка площадью 0,16 га под строительство очистных сооружений из земель гослесфонда, дополнительно детскому туберкулезному санаторию N 12 "Сосновка" отведен земельный участок площадью 0,15 га из земель гослесфонда в квартале 49 под трассу канализации, дороги и ЛЭП, без исключения из земель гослесфонда.
В настоящее время на выделенном детскому туберкулезному санаторию N 12 "Сосновка" участке лесного фонда расположены объекты недвижимости, принадлежащие ГБУ здравоохранения г. Москвы "Детский бронхолегочный санаторий N 12 Департамента здравоохранения города Москвы" на праве оперативного управления, что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права.
Таким образом, на землях гослесфонда расположено медицинское учреждение "Детский бронхолегочный санаторий N 12 Департамента здравоохранения города Москвы", а именно, учреждение расположено на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0000000:96657 площадью 1907306+/-24168 кв. м, расположенном по адресу: Московская область, Люберецкий муниципальный район, Виноградлвское лесничество, Малаховское участковое лесничество, кв. 48, выделы 1, 3-12, кварталы 49, 50, квартал 57 выделы 1-6, 8, 11, квартал 58 выделы 1-17, 19. Границы данного участка определены в соответствии с действующим законодательством.
Являясь правообладателем объектов недвижимости, расположенных в границах участка лесного фонда с кадастровым номером 50:22:0000000:96657,с целью оформления земельного участка, заявитель 10.09.2018 направил в Мособлкомлес заявление, в котором просил утвердить схему расположения земельного участка под территорию бронхолегочного диспансера и предварительно согласовать его предоставление без проведения торгов в постоянное (бессрочное) пользование.
Испрашиваемый земельный участок находится в заборе, его площадь не оспаривается заинтересованным лицом.
В соответствии с положениями ч. 11 ст. 39.20 ЗК РФ, 11 зданий, связанных в единый комплекс, расположены на неделимом земельном участке, и закреплены за двумя юридическими лицами на праве оперативного управления, в связи с чем, такой земельный участок предоставляется в постоянное (бессрочное) пользование лицу, в оперативном управлении которого находится наибольшая площадь зданий. Согласие иных лиц, которым принадлежат здания, на приобретение такого земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование не требуется.
В соответствии со свидетельствами о регистрации зданий, в оперативном управлении Заявителя находится 10 зданий с общей площадью 2 123,6 кв. м, а в оперативном управлении ГКУ "Соцэнерго" 1 здание общей площадью 150 кв. м, в связи с чем, право на оформление постоянного (бессрочного) пользования земельным участком оформляется Заявителем.
Письмом N исх-20223/26-12 от 25.09.2018 г. Комитет лесного хозяйства Московской области довел до сведения заявителя, что ранее в адрес ГБЗУ "ДС N 12 ДЗМ" было направлено "Уведомление о согласовании схемы расположения земельного участка с находящимися на нем зарегистрированными объектами капитального строительства на кадастровом плане территории". В связи с этим заявителю предложено самостоятельно осуществить государственный кадастровый учет испрашиваемого участка.
Кроме того, заявитель неоднократно обращался в Мособлкомлес с письменными сообщениями о неблагополучном состоянии леса на лесном участке с КН 50:22:0000000:96657, которое представляет опасность для граждан и имущества заявителя, и просил заинтересованное лицо провести лесопатологическое обследование и санитарно-оздоровительные мероприятия, включая уборку захламленности вдоль лесной дороги.
Свои требования Заявитель мотивировал тем, что лесной участок является землями лесного фонда, находящимися в собственности РФ, полномочия которой в части защиты и охраны леса, полностью переданы субъекту РФ, и весь участок включен в состав Малаховского и Виноградовского лесничеств Московской области.
Мособлкомлес отказал Заявителю в проведении лесопатологического обследования и санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе, в письмах N 1425/29-12 от 25.01.2019, N 15136/29-12 от 04.07.2019.
Отказ мотивирован следующим.
26.04.2018 проведено лесопатологическое обследование, по результатам которого состояние леса признано удовлетворительным. Также Комитет лесного хозяйства сослался на недопуском своих работников на часть лесного участка, огороженную забором Заявителя и отсутствием сведений о лесном участке в реестрах государственного лесопатологического мониторинга.
Также в обоснование отказов указано, что лесные дороги, которые являются дорогами необщего пользования, обладают особым статусом, и проезд граждан по ним запрещен. Кроме того, в отказах указано, что поскольку заявителем осуществляется оформление права на указанный в обращении лесной участок, заинтересованное лицо не имеет возможности планировать и проводить на нем санитарно-оздоровительные мероприятия за счет средств федерального и регионального бюджетов.
Заинтересованное лицо указало, что в случае принятия решения судом о предоставлении земельного участка Заявителю, полномочия по проведению лесопатологического обследования и санитарно-оздоровительных мероприятий на лесном участке, будут возложены на Заявителя.
Считая бездействие заинтересованного лица по неутверждению схемы расположения земельного участка, по непринятию решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также отказ от проведения лесопатологического обследования и санитарно-оздоровительных мероприятий на лесном участке незаконными и нарушающими права и законные интересы Заявителя, последний обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
По требованию о признании незаконным бездействия Мособлкомлес, выразившегося в не утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 28 296,45 квадратных метра на кадастровом плане территории и обязании Мособлкомлес устранить допущенные нарушения путем принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 28 296,45 квадратных метра на кадастровом плане территории, в приведенных координатах апелляционный суд отмечает следующее.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель является государственным бюджетным учреждением, оказывающим медицинские услуги (п. 2.1 - 2.2 Устава).
Учредителем (городом Москвой) Заявителю на праве оперативного управления передано 10 зданий, зарегистрированных ранее 1 января 2016 года (свидетельства о государственной регистрации права).
Органами исполнительной власти РСФСР, Московской области и Люберецкого района Заявителю предоставлялись земельные участки, на которых были возведены здания.
Одно из зданий (котельная-прачечная), образующих единый комплекс со зданиями, находящимися в оперативном управлении Заявителя, передано в оперативное управление ГКУ "Соцэнерго".
Все перечисленные здания, располагаются на земельном участке с КН 50:22:0000000:96657. В соответствии с выпиской из ЕГРН (т. 7 л. 205-247) земельный участок отнесен к землям лесного фонда, находится в собственности РФ, расположен по адресу: МО, Люберецкий муниципальный район, Виноградовское и Малаховское участковое лесничество.
Таким образом, заявитель является пользователем лесного участка и расположенных на нем лесных насаждений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках В соответствии с положениями ст. 268 ГК РФ, п. 2 ч. 2 ст. 39.9 ЗК РФ государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование на основании решения уполномоченного органа.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ).
Согласно Положению о комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 г. N 863/22 (далее - Положение), комитет лесного хозяйства Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ.
Возражая против удовлетворения данного требования, представитель заинтересованного лица, пояснил, что заявителю направлено Уведомление Комитета лесного хозяйства Московской области N исх-14610/26-08 о согласовании схемы расположения земельного участка с находящимся на нем объектом капитального строительства на кадастровом плане территории" (т. 2, л.д. 17).
Апелляционный суд отклоняет указанный довод, ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено ЗК РФ.
Таким образом, нормами земельного законодательства предусмотрено именно вынесение решения об утверждении соответствующей схемы расположения земельного участка. Поскольку уведомление таким документом не является, апелляционный суд полагает, что Комитетом допущено бездействие, выразившееся в неутверждении схемы расположения спорного земельного участка
Таким образом, требование о признании незаконным бездействия, выразившегося в неутверждении схемы расположения спорного земельного участка и обязании Комитета утвердить такую схему в приведенных координатах подлежит удовлетворению.
По требованию о признании незаконным бездействия Комитета, выразившегося в непринятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка апелляционный суд отмечает следующее.
Как указывалось выше, являясь правообладателем объектов недвижимости, расположенных в границах участка лесного фонда с кадастровым номером 50:22:0000000:96657, с целью оформления земельного участка, заявитель 10.09.2018 г. направил в Мособлкомлес заявление, в котором просил утвердить схему расположения земельного участка под территорию бронхолегочного диспансера и предварительно согласовать его предоставление без проведения торгов в постоянное (бессрочное) пользование.
Вопреки доводам заявителя, Комитет принял соответствующее решение по указанному вопросу.
В материалы дела представлен приказ N 29п-2607 от 04.07.2019 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка", в связи с чем бездействие по указанному вопросу допущено не было.
Несогласие заявителя с формулировками указанного приказа не может свидетельствовать о бездействии Комитета и невынесении спорного приказа.
Соответственно, в удовлетворении указанного требования надлежит отказать.
По требованию заявителя об обязании Комитета провести на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0000000:96657 лесопатологическое обследование, апелляционный суд отмечает следующее.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения;
Согласно подпункт 3 пункта 1 статьи 60.3 Лесного кодекса РФ мероприятия по защите лесов включают в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.
В свою очередь, меры санитарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе проведение лесопатологических обследований (подпункт 3 пункта 1 статьи 60.3 ЛК РФ).
В соответствии с пунктом 2 Приказа Минприроды России от 16.09.2016 N 480 "Об утверждении порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования" проведение лесопатологических обследований обеспечивается органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий, либо гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими использование лесов.
Поскольку в рассматриваемом случае заявитель осуществляет использование лесов, проведение лесопатологических обследований, в силу вышеприведенных норм, является его обязанностью.
Таким образом, оснований для удовлетворения требования об обязании Комитета провести на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0000000:96657 лесопатологическое обследование не имеется.
По требованию: признать незаконным отказ Мособлкомлес выполнять правила пожарной безопасности в лесах на земельном (лесном) участке с кадастровым номером 50:22:0000000:96657 в кварталах 48, 49, 50 и 51 Малаховского участкового лесничества Виноградовского лесничества Московской области, выраженный в письме N 15136/29-12 от 04.07.2019 г.и обязать Мособлкомлес устранить допущенные нарушения путем очистки леса от захламления валежной и сухостойной древесиной, сучьями, древесными и иными отходами, другими горючими материалами на земельном (лесном) участке с кадастровым номером 50:22:0000000:96657 вдоль лесной дороги, идущей от автомобильной дороги "Красково-Коренево-Торбеево" около деревни Лукьяновка городского округа Люберцы Московской области в деревню Сосновка городского округа Люберцы Московской области в кварталах 48, 49, 50 и 51 Малаховского участкового лесничества Виноградовского лесничества Московской области на расстояние 10 метров с каждой стороны указанной лесной дороги апелляционный суд отмечает следующее.
В соответствии с положениями пп. "б" п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" обязательные для исполнения меры пожарной безопасности в лесах осуществляются органами государственной власти субъектов РФ в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов РФ в соответствии с ч. 1 ст. 83 ЛК РФ.
В соответствии п. 26 Постановления N 417, вдоль лесных дорог, не имеющих полос отвода, полосы шириной 10 метров с каждой стороны дороги должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов.
Аналогичные требования устанавливаются специализированные нормативные акты, определяющие правила эксплуатации лесных дорог - п. 12.3 СП 318.1325800.2017 и п. 7.3.4 СП 288.1325800.2016.
Наличие лесной дороги, идущей от автомобильной дороги "Красково-Коренево-Торбеево" через деревню Лукьяновка в деревню Сосновка города Люберцы Московской области, и свои обязательства по ее содержанию Заинтересованное лицо признает.
Довод Заинтересованного лица относительного того, что лесная дорога - дорога необщего пользования и проезд граждан по ней запрещен, не имеет отношения к делу.
Заявителем представлены доказательства, и, они не оспорены Заинтересованным лицом, что лес в обе стороны от лесной дороги захламлен валежной древесиной, сухостоем и бытовым мусором.
К аналогичным выводам пришли сотрудники Рослесозащиты, указав на необходимость санитарно-оздоровительных мероприятий на лесном участке с КН 50:22:0000000:96657.
Таким образом, требование о признании незаконным отказа Мособлкомлеса выполнять правила пожарной безопасности в лесах на земельном (лесном) участке с кадастровым номером 50:22:0000000:96657 подлежит удовлетворению.
Исходя из изложенного, обжалуемое решение подлежащим отмене, а исковые требования - удовлетворению в указанной части.
Руководствуясь статьями 266, пунктом 6.1 статьи 268, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 ноября 2019 года по делу N А41-33844/19 отменить.
Принять отказ от иска ГБУЗ "ДС N 12 ДЗМ" от требования об обязании Комитета лесного хозяйства направить сведения о вновь образованном земельном участке (на основании решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка) в орган регистрации прав для осуществления его государственного кадастрового учёта и для государственной регистрации права собственности Российской Федерации.
Производство по делу в указанной части прекратить.
Признать незаконным бездействие Мособлкомлес, выразившееся в не утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 28296,45 квадратных метра на кадастровом плане территории обязать Мособлкомлес устранить допущенные нарушения путем принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 28296,45 квадратных метра на кадастровом плане территории, в следующих координатах:
Обозначение характерных точек границ
X
Y
1
2
3
Н1
459045,97
2222807,13
Н2
459051,42
2222970,76
Н3
459051,58
2222971,87
Н4
459052,36
2223002,15
Н5
459027,16
2223002,53
Н6
459005,72
2223003,04
Н7
458980,99
2223003,71
Н8
458969,69
2223003,94
Н9
458933,80
2222995,53
Н10
458905,41
2222986,19
Н11
458916,41
2222918,71
Н12
458921,64
2222882,97
Н13
458928,71
2222841,93
Н14
458933,36
2222816,10
Н15
458885,63
2222808,17
Н16
458910,95
2222730,58
Н17
458933,83
2222731,97
Н18
458935,29
2222805,39
Н19
458976,22
2222805,36
Н20
458991,37
2222805,09
Н21
458993,36
2222801,91
Н22
459002,33
2222805,08
Признать незаконным отказ Мособлкомлес выполнять правила пожарной безопасности в лесах на земельном (лесном) участке с кадастровым номером 50:22:0000000:96657 в кварталах 48, 49, 50 и 51 Малаховского участкового лесничества Виноградовского лесничества Московской области, выраженный в письме N 15136/29-12 от 04.07.2019 г.и обязать Мособлкомлес устранить допущенные нарушения путем очистки леса от захламления валежной и сухостойной древесиной, сучьями, древесными и иными отходами, другими горючими материалами на земельном (лесном) участке с кадастровым номером 50:22:0000000:96657 вдоль лесной дороги, идущей от автомобильной дороги "Красково-Коренево-Торбеево" около деревни Лукьяновка городского округа Люберцы Московской области в деревню Сосновка городского округа Люберцы Московской области в кварталах 48, 49, 50 и 51 Малаховского участкового лесничества Виноградовского лесничества Московской области на расстояние 10 метров с каждой стороны указанной лесной дороги.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-33844/2019
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ "ДЕТСКИЙ БРОНХОЛЕГОЧНЫЙ САНАТОРИЙ N 12 ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ", ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "СОЦЭНЕРГО ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ"
Ответчик: Комитет лесного хозяйства Московской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, АО "Мособлэнерго", ГАУ МО "Центрлесхоз", ГКУ МО "Мособллес", ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство имущественных отношений Московской области, ТУ Росимущества в МО, ТУ ФАУГИ в МО, Федеральное агентство лесного хозяйства
Хронология рассмотрения дела:
15.09.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4369/2021
05.07.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11888/2021
21.04.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4369/2021
24.12.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-24272/19
21.02.2020 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-33844/19
01.11.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-33844/19
15.08.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-33844/19
19.04.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-33844/19