Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20 апреля 2021 г. N Ф05-1055/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
23 декабря 2020 г. |
Дело N А40-118046/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.10.2020 по делу N А40-118046/2020
по заявлению ООО "ЕВРОТЭК"
к Центральной акцизной таможне
о признании незаконным решение,
в присутствии:
от заявителя: |
Хорунжая О.Ю. по дов. от 07.11.2019; |
от заинтересованного лица: |
Муравьев И.А. по дов. от 13.10.2020; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда от 26.10.2020, принятым по настоящему делу, удовлетворены требования общества с ограниченной ответственностью "ЕвроТэк" (заявитель, Общество) о признании незаконным решение Центральной акцизной таможни (таможня, ЦАТ), изложенного в письме от 14.04.2020 N 45-05-12/1192 об отказе в корректировке или аннулировании таможенного приходного ордера N 10009199/120319/ТС-6378736 от 12.03.2019 и возврате излишне уплаченного утилизационного сбора, суд также обязал ЦАТ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем аннулирования ТПО 10009199/120319/ТС-6378736 от 12.03.2019 и возврата на расчетный счет заявителя суммы излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 810 750,00 рублей в установленном законом порядке.
Не согласившись с принятым судом решением, ЦАТ обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права. В судебном заседании представитель поддержал доводы жалобы, считая, что решение таможенного органа принято законно и обоснованно.
Представитель Общества в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителей сторон, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, ООО "ЕвроТэк" на Северо-Западном акцизном таможенном посту (специализированном) ЦАТ по ДТ N 10009199/050319/0000957 задекларирован и выпущен в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления товар: машина специализированная для противообледенительной обработки воздушных судов, модели "ELEPHANT ВЕТА", новая, 2019 года выпуска, VIN N YV2V0Y1A1JZ120520, мощность двигателя 206 кВт, код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) 8705 90 800.
За указанный товар Обществом уплачен утилизационный сбор: на данную самоходную машину выдан паспорт самоходной машины. Факт уплаты утилизационного сбора также подтверждается отметкой об уплате сбора в паспорте самоходной машины N RU ТК 194209.
Товар выпущен Северо-Западном акцизным таможенным постом (специализированным) в соответствии с заявленной таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления".
Установив, что товар не относится к транспортным средствам, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, Общество обратилось в Таможенный орган в лице Северо-Западного акцизного таможенного поста с заявлением от 10.03.2020 N 40-2020 о корректировке или аннулировании ТПО N 10009199/120319/ТС-6378736 и о восстановлении на едином лицевом счете сумм излишне уплаченного утилизационного сбора.
Таможенный орган письмом от 14.04.2020 N 45-05-12/1192 отказал Обществу в корректировке либо аннулировании ТПО N 10009199/120319/ТС-6378736 от 12.03.2019 и в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, в связи с тем, что код ТН ВЭД ЕАЭС, по которому классифицирован товар, соответствует Перечню видов и категорий самоходных машин, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.
В обосновании данного довода таможенный орган сослался на нормы Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Постановление Правительства N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которыми определены правовые основания, плательщики и порядок расчета и уплаты утилизированного сбора за транспортные средства на территории Российской Федерации. В связи с чем, основания для корректировки ТПО N 10009199/120319/ТС-6378736 от 12.03.2019 или его аннулирования отсутствуют.
Полагая, что решение таможенного органа не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагает на общество обязанности по дополнительной уплате утилизированного сбора, ООО "ЕвроТэк" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200 АПК РФ, а также с учетом совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, правомерно исходил из нижеследующего.
Правовые основы уплаты утилизационного сбора за ввозимые в Российскую Федерацию транспортные средства определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 3 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ). Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утверждены Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень), и Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила).
Указанный Перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
В раздел X Перечня "Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств", положениями которого руководствовался Таможенный орган, включены транспортные средства, классифицируемые по кодам 8705, 8479 10 ООО 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
При решении вопроса об отнесении товара к транспортным средствам, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, необходимо учитывать помимо кода ТН ВЭД ЕАЭС его реальные физические характеристики, в том числе вид и категорию транспортного средства, самоходной машины или прицепа.
Согласно пункту 5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
Разделом X Перечня предусмотрены размеры утилизационного сбора в отношении машин для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств (классифицируемые по кодам ТН ВЭД 8705, 8479 10 000 0).
Таким образом, для взимания утилизационного сбора на основании Раздела X Перечня должно быть одновременно соблюдено три условия в отношении ввозимой техники: Машина должна быть классифицирована по коду ТН ВЭД ЕАС 8705; Целевое назначение техники - "машины для содержания дорог"; Машина не должна быть создана на базе шасси колесных транспортных средств.
Указание Таможенного органа на примечание 4 Перечня, согласно которому основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код ТН ВЭД ЕЭАС, не подтверждает правомерность оспариваемого решения, ввиду следующего.
Согласно содержанию данной нормы, при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора код единой ТН ВЭД ЕАЭС является основным, но не единственным критерием.
Положения примечания 4 Перечня не освобождают государственный орган от обязанности подтвердить правомерность отнесения ввезенных самоходных машин к соответствующему разделу Перечня в зависимости от их назначения.
Совокупность изложенных правовых норм свидетельствует, что товар является объектом обложения утилизационным сбором в том случае, если в отношении ввозимого товара выполняется совокупность условий, предусмотренных как пунктами 1 и 5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, так и разделом X Перечня. Классификация по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8705 не является основанием для уплаты утилизационного сбора "по аналогии" в отношении тех самоходных машин, которые не предназначены для содержания дорог. Код ТН ВЭД ЕАЭС имеет квалифицирующее значение для определения коэффициента расчета размера утилизационного сбора, как это 4 предусмотрено в примечаниях 4 и 6 к Перечню, только для тех самоходных машин, которые имеют вид и категорию, предусмотренную в Перечне.
Ввезенная Обществом специальная аэродромная машина не отвечает обязательным условиям взимания утилизационного сбора, так как: - не предназначена для содержания дорог и не относится к иным видам самоходных машин, указанным в Перечне; - создана на базе колесных транспортных средств, то есть исходя из формулировки Раздела X Перечня, попадает в категорию исключений из данного Раздела за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств").
Данные обстоятельства подтверждаются декларацией на товары N 10009199/050319/0000957, технической документацией на Машину.
Согласно технической документации производителя Машина представляет собой противообледенительную установку, которая "спроектирована и предназначена для проведения противообледенительной обработки воздушных судов всех типов в любом аэропорту" (стр. 1, пункт 1.3). Противообледенительная установка изготовлена в соответствии со стандартами серии EN 1915, в которых изложены требования к оборудованию аэропортов, а также стандартом EN 12312-6 2017, в котором изложены специальные требования к противообледенительным установкам. Все стандарты основываются на Директиве о машинах, механизмах и машинном оборудовании 2006/42/ЕС.
В декларации на товары N 10009199/050319/0000957 указано, что Машина не относится к машинам коммунального хозяйства, в число которых входят машины для содержания дорог ("ГОСТ 31544-2012. Межгосударственный стандарт. Машины для городского коммунального хозяйства и содержания дорог. Специальные требования безопасности").
Таким образом, Машина под категорию, установленную Перечнем, не подпадает, следовательно, возложение на Общество обязанности по уплате утилизационного сбора в отношении этой машины неправомерно, не основано на законе и нарушает права ООО "ЕвроТэк".
Таможенным органом при решении вопроса об уплате утилизационного сбора не были приняты во внимание установленные в Перечне физические характеристики товара, в том числе вид, категория и назначение самоходной машины, что привело к вынесению незаконного решения в отношении Общества.
Утилизационный сбор является обязательным в силу закона публичным платежом в бюджет и по своей сути представляет собой фискальный сбор, и, как следствие, на него распространяется принцип формальной определенности.
Правила взимания сбора должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком и не зависела от усмотрения контролирующих органов.
В отношении утилизационного сбора все неустранимые сомнения, противоречия и неясность актов законодательства толкуются в пользу плательщика (Постановление Конституционного Суда РФ от 19.07.2019 N 30-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в связи с запросом Арбитражного суда Республики Карелия").
Не предусмотренное законом взимание утилизационного сбора в отношении колесной специальной аэродромной техники, однозначно не включенной в Раздел X Перечня, не только нарушает баланс публичных и частных интересов, но и влечет необоснованные дополнительные расходы Общества.
Так, при базовой ставке равной 172 500 руб. размер утилизационного сбора для рассматриваемой категории техники (код ТН ВЭД 8705) колеблется от 483 000 руб. до 810 750 руб. за одну единицу техники, и уплата утилизационного сбора безусловно ведет к росту затрат на ее приобретение.
Утверждение таможенного органа со ссылкой на пункты 1 и 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, что утилизационный сбор уплачивается за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, за исключением транспортных средств, указанных в п. 6 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ без учета категорий и видов транспортных средств, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, является необоснованным и не соответствующим Закону N 89-ФЗ.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, утилизационный сбор представляет собой неналоговый фискальный сбор.
При этом обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами и не подпадающие под данное НК РФ определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой именно фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия ст. 57 Конституции Российской Федерации и развивающих ее правовых позиций об условиях надлежащего установления налогов и сборов, конкретизированных законодателем применительно к сборам, в частности п. 3 ст. 17 НК РФ, которая приобретает тем самым универсальный характер. Так, для отношений по уплате фискальных сборов в правовом государстве принципиально важным является соблюдение требования определенности правового регулирования, заключающейся в конкретности, ясности и недвусмысленности нормативных установлений, что призвано обеспечить лицу, на которое законом возлагается та или иная обязанность, реальную возможность предвидеть в разумных пределах последствия своего поведения в конкретных обстоятельствах.
С учетом изложенного на отношения по взиманию утилизационного сбора распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, нашедший своей закрепление, в частности, в п. 6 ст. 3 НК РФ и состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком и не зависела от усмотрения контролирующих органов. Это означает, что все существенные элементы юридического состава утилизационного сбора, в том числе, его объект, базовая ставка и порядок исчисления, должны быть установлены законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ объектом обложения утилизационным сбором являются колесные транспортные средства (шасси), самоходные машины, прицепы к ним.
При этом, в силу пункта 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, облагаются утилизационным сбором не все транспортные средства, а только те из них, виды и категории которых определены Правительством Российской Федерации. Во исполнение пункта 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ Правительством Российской Федерации было принято Постановление Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - ПП N 81).
ПП N 81 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила), а также Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Правил утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем. Обязанность по уплате утилизационного сбора возникает только в отношении тех видов и категорий самоходных машин, которые включены в Перечень.
В Перечень включены следующие сведения: идентификационный код; виды и категории самоходных машин и прицепов к ним; коэффициент расчета утилизационного сбора (новые самоходные машины и прицепы к ним; самоходные машины и прицепы к ним, с даты выпуска которых прошло более 3 лет). Перечень содержит вид и категорию самоходных машин, в отношении которых устанавливается утилизационный сбор. В Перечне также указываются коды ТН ВЭД ЕАЭС, относящиеся к самоходным машинам, включенным в Перечень. При этом, исходя из структуры Перечня, коды ТН ВЭД ЕАЭС не являются самостоятельными характеристиками самоходных машин, а указываются в качестве вставных конструкций (в скобках), дополняющих такие характеристики самоходных машин как вид и категория. Из формулировок Перечня буквально следует, что утилизационный сбор устанавливается в отношении конкретной категории и вида самоходных машин и только в отношении тех машин соответствующего вида и категории, которые классифицируются по указанным в Перечне кодам ТН ВЭД ЕАЭС. В раздел X Перечня "Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств", положениями которого руководствовался Таможенный орган, включены транспортные средства, классифицируемые по кодам 8705, 8479 10 ООО 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Разделом X Перечня предусмотрены размеры утилизационного сбора в отношении машин для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств (классифицируемые по кодам ТН ВЭД 8705, 8479 10 000 0). Ввезенная Обществом Машина специализированная для противообледенительной обработки воздушных судов, модель "VESTERGAARD ELEPHANT ВЕТА", 2019 г.в., сер. N 2234, шасси Volvo FE 280, 5-эк. кл. стандарт Евро 6, колесная формула 4x2, мощность двигателя 206 квт/7700 смЗ, цвет белый, VIN YV2V0Y1A1JZ120520 согласно технической документации спроектирована и предназначена для проведения противообледенительной обработки воздушных судов всех типов в любом аэропорту.
Указанная самоходная машина не предназначена для передвижения по дорогам общего пользования (в том числе в связи с риском ее разрушения).
В силу прямого указания статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ утилизационный сбор подлежит уплате в отношении не всех транспортных средств и самоходных машин, а только в отношении тех, виды и категории которых определены Перечне.
Перечень не содержит такого вида и категории самоходных машин как "машина для противообледенительной обработки судов" и, следовательно, ввезенная Обществом Самоходная машина не является объектом уплаты утилизационного сбора.
Также Самоходная машина для противообледенительной обработки воздушных судов, модель "VESTERGAARD ELEPHANT ВЕТА", год выпуска 2019, хоть и имеет код ТН ВЭД ЕАЭС 8705 90 800 5, который указан в Перечне X. "Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств", однако, не предназначена для содержания дорог, создана на базе шасси колесных транспортных средств и поэтому не включена в Перечень.
Таким образом, ввезенная Обществом Самоходная машина модели "ELEPHANT ВЕТА" не поименована в Перечне видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, и соответственно Самоходная машина не облагается утилизационным сбором.
Ссылка таможенного органа на то, что Общество самостоятельно исчислило и уплатило утилизационный сбор и не представило иного расчета суммы утилизационного сбора не имеет правового значения, поскольку в случае неуплаты Обществом утилизационного сбора для Общества наступили бы неблагоприятные последствия в виде невыдачи паспорта самоходной машины и невозможности введения указанной самоходной машины в гражданский оборот на территории Российской Федерации.
В своем Заявлении от 10.03.2020 Общество сообщило Таможенному органу об отсутствии правовых оснований для уплаты утилизационного сбора в отношении спорной Машины и о необходимости аннулировать таможенный приходный ордер N 10009199/120319/ТС-6378736, а также о восстановлении суммы уплаченного утилизационного сбора на ЕЛС Общества, в связи с тем, что Машина не находится в Перечне и не облагается утилизационным сбором.
В соответствии с пунктом 8 Порядка заполнения и применения таможенного приходного ордера, утв. Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.3010 N 228, при необходимости изменения и (или) дополнения сведений об исчисленных и уплаченных платежах, указанных в ТПО, ДТПО, корректировка таких сведений осуществляется путем заполнения нового ТПО, ДТПО с аннулированием ранее заполненного ТПО, ДТПО путем проставления соответствующей отметки и ее заверения оттиском личной номерной печати и подписью должностного лица. В новом ТПО необходимо сделать отметку об оформлении данного ТПО взамен аннулированного с указанием справочного номера аннулированного. При этом отдельное заявление о зачете платежей, администрируемых таможенными органами, не подается.
Согласно пункта 30 Временного порядка работы заинтересованных структурных подразделений ФТС России, Центрального информационно-технического таможенного управления и таможенных органов с единым ресурсом лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, с применением комплекса программных средств "Лицевые счета - ЕЛС", утв. приказом ФТС России от 26.06.2019 N 1039, возврат плательщикам излишне уплаченных или излишне взысканных сумм иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, производится в форме их зачета в счет авансовых платежей по КБК авансовых платежей, за исключением КБК, в отношении которых правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации установлены особенности администрирования.
Учитывая приведенные нормы права, фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что обжалуемое Решение МОТ не соответствует положениям таможенного законодательства и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку таможенным органом не доказана невозможность использования метода определения таможенной стоимости по первому методу (по стоимости сделки с ввозимыми товарами), и не установлена недостоверность представленных обществом сведений, подтверждающих обоснованность примененного им метода, а также не доказана правильность исчисления таможенной стоимости по избранному МОТ методу.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из заявленных обществом требований, суд правомерно обязал Центральную акцизную таможню устранить нарушения прав и законных интересов ООО "ЕвроТэк" в установленном законом порядке и сроки.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки суда при принятии обжалуемого акта. Каких-либо новых доводов апелляционная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы, который освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.10.2020 по делу N А40-118046/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-118046/2020
Истец: ООО "ЕВРОТЭК"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ