г. Владимир |
|
17 декабря 2020 г. |
Дело N А79-1461/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2020 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Устиновой Н.В., судей Мальковой Д.Г., Наумовой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбатовой М.Ф., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Чебоксары Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.06.2019 по делу N А79-1461/2018 в части отказа в удовлетворении исковых требований в отношении земельного участка с кадастровым номером 21:01:020902:34, принятое по иску администрации города Чебоксары Чувашской Республики (ОГРН 1022101150037, ИНН 2126003194) к индивидуальному предпринимателю Кислову Игорю Петровичу (ОГРНИП 304212931400128) об освобождении земельных участков, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Администрация города Чебоксары Чувашской Республики (далее - Администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Кислову Игорю Петровичу (далее - Предприниматель) об обязании освободить земельные участки:
- с кадастровым номером 21:01:020901:84 общей площадью 70 кв.м от временного торгового павильона, расположенного по адресу: г. Чебоксары, по пр. Мира, рядом с домом N 23, и возвратить земельный участок Администрации по акту приема-передачи с проведением демонтажа объекта торговли в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу;
- с кадастровым номером 21:01:020902:34 общей площадью 77 кв.м от торгового киоска по реализации газетно-журнальной продукции, расположенного по адресу: г. Чебоксары, по ул. Хевешская, между жилыми домами N 20 и N 30, и возвратить земельный участок Администрации по акту приема-передачи с проведением демонтажа объекта торговли в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением от 10.06.2019 Арбитражный суд Чувашской Республики в удовлетворении иска отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Постановлением от 31.10.2019 Первый арбитражный апелляционный суд отменил решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.06.2019 по делу N А79-1461/2018 в части отказа в удовлетворении исковых требований в отношении земельного участка с кадастровым номером 21:01:020902:34; обязал Предпринимателя освободить земельный участок с кадастровым номером 21:01:020902:34 общей площадью 77 кв.м от торгового киоска, расположенного по адресу: г. Чебоксары, по ул. Хевешская, между жилыми домами N 20 и N 30, и возвратить земельный участок Администрации по акту приема-передачи с проведением демонтажа объекта торговли в течение одного месяца с момента вступления судебного акта в законную силу; в остальной части решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.06.2019 по делу N А79-1461/2018 оставил без изменения; взыскал с Предпринимателя в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение иска в сумме 6000 руб.
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.03.2020 решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.06.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2019 по делу N А79-1461/2018 оставлены без изменения.
05.10.2020 в суд апелляционной инстанции от Предпринимателя поступило заявление о пересмотре по новым обстоятельствам постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2019 по делу N А79-1461/2018 в части отказа в удовлетворении исковых требований в отношении земельного участка с кадастровым номером 21:01:020902:34.
Постановлением от 19.11.2020 Первый арбитражный апелляционный суд заявление Предпринимателя о пересмотре по новым обстоятельствам постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2019 по делу N А79-1461/2018 удовлетворил; постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2019 по делу N А79-1461/2018 в части отмены решения Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.06.2019 по делу N А79-1461/2018 в части отказа в удовлетворении исковых требований в отношении земельного участка с кадастровым номером 21:01:020902:34 отменил по новым обстоятельствам; назначил апелляционную жалобу Администрации в указанной части к повторному рассмотрению.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу возразил по доводам заявителя, считая решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований в отношении земельного участка с кадастровым номером 21:01:020902:34 законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание от 10.12.2020 не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в части отказа в удовлетворении исковых требований в отношении земельного участка с кадастровым номером 21:01:020902:34 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, по договору от 03.06.2013 N 70/1053-ЛК Администрация (арендодатель) предоставила Предпринимателю (арендатор) во временное владение и пользование для размещения временного торгового павильона земельный участок площадью 77 кв.м с кадастровым номером 21:01:020902:0034 по адресу: г. Чебоксары, ул. Хевешская, между жилыми домами N 20 и N 30, на срок до 19.09.2013.
Письмом от 09.11.2017 N 29/08-5585, направленным в адрес ответчика 10.11.2017 и возвращенным органом почтовой связи по истечении срока хранения, и письмом от 15.12.2017, полученным Предпринимателем 25.12.2017, Администрация уведомила арендатора об отказе от договора аренды и потребовала освободить земельный участок, являвшийся предметом аренды, и сдать его по акту приема-передачи.
Указанные требования ответчиком не исполнены, расположенный на земельном участке объект не демонтирован, в подтверждение чего Администрацией представлен акт осмотра от 19.02.2018 N 71-Е (т. 1 л.д. 30-32).
Названные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с иском об обязании ответчика освободить и возвратить Администрации земельный участок с кадастровым номером 21:01:020902:34 по акту приема-передачи.
В силу статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Договор аренды заключается на срок, определенный договором (пункт 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 621 Гражданского кодекса Российской Федерации если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что Предприниматель по истечении установленного договором срока аренды продолжал пользоваться земельным участком при отсутствии возражений истца, в связи с чем договор был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок.
Пунктом 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
При этом при направлении арендатору уведомления о прекращении договора на основании данной нормы права не имеет значения, какие обстоятельства предопределили намерение арендодателя отказаться от договора.
На основании указанных норм договор аренды от 03.06.2013 N 70/1053-ЛК прекратили свое действие в связи с односторонним отказом арендодателя.
Между тем, правоотношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности урегулированы Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговой деятельности).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о торговой деятельности размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Кроме того, статьей 6 Закона о торговле установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют полномочия по разработке и принятию законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности, органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли (части 1, 2). Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования торговой деятельности, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (часть 3 статьи 6).
Действующее с 01.03.2015 земельное законодательство (статьи 39.33 и 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации) также связывает возможность использования публичных земельных участков без их непосредственного предоставления и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов с включением таких объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары утверждаются решением Чебоксарского городского Собрания депутатов в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из материалов дела, нестационарный торговый объект, расположенный в г. Чебоксары по ул. Хевешской между домами N 20 и N 30, отсутствует в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары.
Вместе с тем, по административному иску Предпринимателя вступившим в законную силу решением Верховного Суда Чувашской Республики от 17.07.2020 по делу N 3а-143/2020 признано недействующим с момента вступления в законную силу указанного решения решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25.12.2018 N 1516 "О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары" в части невключения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары нестационарного торгового объекта, расположенного на земельном участке площадью 77 кв.м с кадастровым номером 21:01:020902:34 по адресу:
г. Чебоксары, ул. Хевешская, в районе дома N 20.
Конституционный Суд Российской Федерации применительно к содержанию положений части 6 статьи 10 Закона о торговой деятельности отмечал, что положения данного Закона направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация этого законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. В соответствии с этим оспариваемая норма не может рассматриваться как исключающая необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 225-О, от 06.12.2018 N 3111-О).
В приказе Минпромторга России от 25.12.2014 N 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года" предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип "меняется место - сохраняется бизнес".
В рассматриваемом случае решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25.12.2018 N 1516 "О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары" в части невключения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары нестационарного торгового объекта, расположенного на земельном участке площадью 77 кв.м с кадастровым номером 21:01:020902:34 по адресу: г. Чебоксары, ул. Хевешская, в районе дома N 20, признано решением Верховного Суда Чувашской Республики от 17.07.2020 по делу N 3а-143/2020 недействующим с момента вступления в законную силу указанного решения.
Позиция ответчика свидетельствует о намерении продолжать торговую деятельность на спорном земельном участке.
Истцом не представлено доказательств системных нарушений ответчиком правил торговли, отсутствия потребности населения в размещении нестационарного торгового объекта на спорном земельном участке.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требования Администрации об обязании Предпринимателя освободить земельный участок с кадастровым номером 21:01:020902:34 общей площадью 77 кв.м от торгового павильона, расположенного по адресу: г. Чебоксары, по ул. Хевешская, между жилыми домами N 20 и N 30, и возвратить его по акту приема-передачи.
Доводы заявителя жалобы относительно несогласия с указанным выводом суда первой инстанции отклоняются как необоснованные с учетом вышеизложенного.
Таким образом, решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований в отношении земельного участка с кадастровым номером 21:01:020902:34 является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Администрации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.06.2019 по делу N А79-1461/2018 в части отказа в удовлетворении исковых требований в отношении земельного участка с кадастровым номером 21:01:020902:34 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Чебоксары Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Устинова |
Судьи |
Е.Н. Наумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-1461/2018
Истец: Администрация города Чебоксары Чувашской Республики
Ответчик: ИП Кислов Игорь Петрович
Третье лицо: Отдел адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел России по Чувашской Республике
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6831/19
19.11.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6831/19
11.03.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-8653/20
31.10.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6831/19
10.06.2019 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-1461/18