г. Челябинск |
|
06 февраля 2024 г. |
Дело N А76-19851/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Калашника С.Е., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30 ноября 2023 года по делу N А76-19851/2023.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Интертехника" - Лютин А.В. (паспорт, доверенность от 01.01.2024, диплом); Коркодинова Е.А. (паспорт, доверенность от 01.01.2024, диплом).
Центральная акцизная таможня (далее также - истец, таможня, таможенный орган) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Интертехника" (далее также - ответчик, ООО "Интертехника", общество) о взыскании утилизационного сбора в размере 29 295 000 руб., пени в размере 249 337 руб. 50 коп. (с учётом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.11.2023 (резолютивная часть решения объявлена 30.11.2023) по делу N А76-19851/2023 принят отказ Центральной акцизной таможни от требования к ООО "Интертехника" о взыскании утилизационного сбора в размере 29 295 000 руб. Производство по делу в указанной части прекращено. В удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Центральная акцизная таможня (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает, что общество не представило на Акцизный специализированный таможенный пост (центр электронного декларирования) документы для осуществления взимания утилизационного сбора в момент нахождения техники под процедурой таможенный склад. Обязанность по уплате утилизационного сбора обществом исполнена не своевременно, пени не уплачены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путём размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
До начала судебного заседания Центральной акцизной таможни направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя истца.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей Центральной акцизной таможни.
До начала судебного заседания от ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщён к материалам в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании отклонили изложенные в апелляционной жалобе доводы и просили апелляционный суд оставить решение без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, обществом в таможенный орган поданы декларации на товары, задекларировав и поместив под таможенную процедуру таможенного склада грузовые самосвалы марки SHACMAN по следующим декларациям на товары (код ИМ70):
- N 10009100/021122/3139008 в количестве 12 единиц,
- N 10009100/081122/3142003 в количестве 12 единиц,
- N 10009100/101122/3143701 в количестве 7 единиц.
Впоследствии, обществом в таможенный орган поданы декларации на товары, задекларировав и поместив под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления те же грузовые самосвалы марки SHACMAN по следующим декларациям на товары (код ИМ40):
- N 10009100/061222/3160428 в количестве 12 единиц,
- N 10009100/091222/3163055 в количестве 12 единиц,
- N 10009100/061222/3160517 в количестве 7 единиц.
Сумма утилизационного сбора к уплате при выпуске товара для внутреннего потребления, с учетом коэффициента (для самосвалов - 6,3) и базовой ставки (150 000 руб.), составила 29 295 000 руб., в том числе по:
- ДТ N 10009100/061222/3160428 (12 единиц) - 11 340 000 руб.,
- ДТ N 10009100/091222/3163055 (12 единиц) - 11 340 000 руб.,
- ДТ N 10009100/061222/3160517 (7 единиц) - 6 615 000 руб.
Указанный утилизационный сбор по обозначенным грузовым самосвалам списан таможенным органом со счета общества в отношении деклараций на товары:
- N 10009100/091222/3163055 в сумме 11 340 000 руб. по таможенным приходным ордерам
N 10009100/111222/1000181637,
N 10009100/111222/1000181638,
N 10009100/111222/1000181639,
N 10009100/111222/1000181640,
N 10009100/111222/1000181641,
N 10009100/111222/1000181642,
N 10009100/111222/1000181643,
N 10009100/030223/1000031347,
N 10009100/030223/1000031357,
N 10009100/030223/1000031359,
N 10009100/030223/1000031361,
N 10009100/030223/1000031363 (с указанием информации о VIN номерах транспортных средств и номерах ДТ),
- N 10009100/061222/3160517 в сумме 11 340 000 руб. по таможенным приходным ордерам
N 10009100/080223/1000035832,
N 10009100/080223/1000035834,
N 10009100/080223/1000035836,
N 10009100/080223/1000035837,
N 10009100/080223/1000035850,
N 10009100/080223/1000035854,
N 10009100/080223/1000035852 (с указанием информации о VIN номерах транспортных средств и номерах ДТ),
- N 10009100/061222/3160428 в сумме 6 615 000 руб. по таможенным приходным ордерам
N 10009100/101222/1000180965,
N 10009100/101222/1000180966,
N 10009100/101222/1000180968,
N 10009100/101222/1000180969,
N 10009100/101222/1000180970,
N 10009100/101222/1000180971,
N 10009100/101222/1000180972,
N 10009100/101222/1000180973,
N 10009100/101222/1000180974,
N 10009100/101222/1000180975,
N 10009100/101222/1000180977,
N 10009100/101222/1000180978 (с указанием информации о VIN номерах транспортных средств и номерах ДТ).
Факт списания указанной суммы утилизационного сбора со счета общества также зафиксирован таможенным органом в отчетах о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей от 30.06.2023.
Однако, полагая, что утилизационный сбор обществом уплачен несвоевременно, таможенный орган, начислив пени, обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что товары, находящиеся под таможенной процедурой таможенный склад сохраняют статус иностранного товара и не облагаются таможенными сборами, пошлинами, налогами.
Оценив повторно в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ).
На основании пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые: осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ).
Правилами взимания утилизационного сбора, как в отношении колесных транспортных средств (шасси), так и в отношении самоходных машин предусмотрено, что они устанавливают порядок взимания утилизационного сбора за транспортные средства, которые ввозятся в Российскую Федерацию или производятся, изготавливаются в Российской Федерации, и в отношении которых в соответствии с Федеральным законом N 89-ФЗ требуется уплата утилизационного сбора.
Уплата утилизационного сбора осуществляется лицами, признанными плательщиками утилизационного сбора в соответствии со статьей 24.1 указанного Федерального закона. Взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики - лица, ввезшие транспортные средства в Российскую Федерацию, осуществляет Федеральная таможенная служба.
Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в валюте Российской Федерации отдельными расчетными (платежными) документами по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства. Для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик или его уполномоченный представитель в случае, если декларирование транспортного средства к нему не осуществляется, представляют в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика, необходимые документы по установленным перечням.
Согласно пункту 6 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств: ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей; с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации; с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.
В соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" Правительством Российской Федерации утверждены: Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора - Постановлением от 26.12.2013 N 1291 Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора - Постановлением от 06.02.2016 N 81 (далее - Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси), Постановление N 1291, Перечень видов и категорий самоходных машин, Правила N 81).
В силу пункта 3 Правил N 81 взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзацах втором и пятом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.
Согласно пункту 11 "Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора", утвержденных Постановлением N 1291, для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ, представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование транспортного средства: платежные документы об уплате утилизационного сбора, расчет суммы утилизационного сбора, а также документы, подтверждающие наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора.
Документы должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней с момента выпуска транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования) либо с момента фактического пересечения колесными транспортными средствами (шасси) и прицепами к ним государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае, если декларирование колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).
После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов (пункт 13 Правил N 81).
В соответствии с пунктом 17 Правил N 81 в случае если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы информируют не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, обществом в таможенный орган поданы декларации на товары, задекларировав и поместив под таможенную процедуру таможенного склада грузовые самосвалы марки SHACMAN по декларациям на товары:
N 10009100/021122/3139008 в количестве 12 единиц,
N 10009100/081122/3142003 в количестве 12 единиц,
N 10009100/101122/3143701 в количестве 7 единиц (код ИМ70).
Позднее, в соответствии со статьёй 114 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статьями 134, 135 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза по данным грузовым самосвалам подана на Центральный акцизный пост Центральной акцизной таможни декларация на товары в соответствии с процедурой "Выпуск для внутреннего потребления" (ИМ40).
При этом при оформлении декларации на товары в соответствии с режимом "Выпуск для внутреннего потребления" ответчиком представлены расчеты суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств.
Согласно отчету Федеральной таможенной службы России о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей (приложен в отзыве на исковое заявление), утилизационный сбор списан с лицевого счета 10.12.2022, то есть в пределах 15 дневного срока с момента помещения товаров под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления (06.12.2022).
Согласно статье 155 Таможенного кодекса Евразийского экономического союз и статьи 120 Федерального закона N 289-ФЗ при помещение товаров под таможенную процедуру "таможенный склад" товары хранятся на таможенном складе без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в связи с чем обязанность по уплате утилизационного сбора при такой процедуре не наступает.
Из материалов дела следует, что ответчиком после оформления деклараций на товары в соответствии с режимом "Выпуск для внутреннего потребления" (ИМ40) своевременно уплачен утилизационный сбор в сумме 29 295 000 руб.
Таким образом, оснований для начисления пеней за несвоевременную уплату утилизационного сбора у таможни не имелось.
Решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права, ведущих к отмене судебного акта, не допущено, при рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Доводы апелляционной жалобы опровергаются материалами дела, им дана надлежащая оценка судом первой инстанции, в связи с чем они подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, судебные расходы относятся на её подателя.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 30 ноября 2023 года по делу N А76-19851/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.П. Скобелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-19851/2023
Истец: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "ИнтерТехника"