Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 25 мая 2021 г. N Ф09-1718/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
24 декабря 2020 г. |
Дело N А60-36690/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Голубцова В.Г., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 28 октября 2020 года по делу N А60-36690/2020,
принятое судьей Калашником С.Е.
по заявлению публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания" (ИНН 4501122913, ОГРН 1064501172416)
к Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 6671290250, ОГРН 1096671008345)
о признании недействительным предписания от 24.04.2020 N А-331-851/1.,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Курганская генерирующая компания" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заинтересованное лицо, Управление Ростехнадзора) от 24.04.2020 N А-331-851/1
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28 октября 2020 года (резолютивная часть объявлена 21 октября 2020 года) по делу N А60-36690/2020 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе изложены доводы о том, что является неверным вывод суда первой инстанции о том, что схема теплоснабжения не является нормативным документом и не может отменять требований законодательства в области промышленной безопасности. Полагает, что в отсутствие каких-либо технических документов, позволяющих отнести спорный трубопровод к опасному производственному объекту, схема теплоснабжения является единственным документом, в соответствии с которым возможно определить температуру теплоносителя в нем. Считает, что в силу части 5 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" схема теплоснабжения города является одним из основных документов, которым следует руководствоваться при определении температурного режима эксплуатации систем теплоснабжения.
Также податель жалобы ссылается на то, что в ходе проверки обществом представлены сведения о том, что на ряде участков теплотрассы по ул. Моторостроителей (в павильонах секционных задвижек) находится оборудование, уменьшающее температуру теплоносителя в трубопроводе.
Управление Ростехнадзора представило отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного разбирательства от заявителя поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи со сложной санитарно-эпидемиологической обстановкой, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции.
Апелляционным судом рассмотрено данное ходатайство об отложении судебного разбирательства, в удовлетворении данного ходатайства следует отказать.
Исходя из положений части 4 статьи 158 АПК РФ, отложение рассмотрения дела является правом, а не обязанностью суда.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных статьей 158 АПК РФ суд апелляционной инстанции не усматривает, поскольку невозможность участия в судебном заседании не является препятствием к реализации стороной своих процессуальных прав. В рассматриваемом деле явка сторон не признана обязательной.
В связи с этим полагает возможным рассмотрение дела по имеющимся в материалах дела доказательствам в отсутствие подателя жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление Ростехнадзора на основании распоряжения от 11.03.2020 N РП-331-851-о проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества "КГК".
В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
1. Обществом "КГК" не поставлен на учет в территориальном органе Ростехнадзора, не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - ОПО) подлежащий учету магистральный трубопровод сетевой воды (с параметрами теплоносителя: рабочая температура -150,0°С, рабочее давление - 1,6 МПа), предназначенный для транспортирования теплоносителя в систему централизованного теплоснабжения г. Кургана, проложенный надземным и подземным способами прокладки по адресу: г. Курган от проспекта Конституции, 29А (вывод 111 очереди ТЭЦ-1) - вдоль ж/д ул. Чехова, вдоль ул. Мостостроителей, до I микрорайона (ПСЗ-6), от тепловой камеры N 62а (сокращенное наименование - ТК-62а) до ул. Химмашевская, N 7). Протяженность данного магистрального трубопровода составляет 18471 м. Кадастровый N 45:25:000000:23534, собственник - общество "КГК" (согласно выписке из ЕГРН об объекте).
Данный трубопровод (с рабочими параметрами теплоносителя: рабочая температура - 150,0°С. рабочее давление - 1.6 МПа) является неотъемлемой частью (продолжением) трубопроводов от источника тепловой энергии (от водогрейных котлов и подогревателей сетевой воды, используемых в границах ТЭЦ-1 г. Кургана, предназначенных для производства тепловой энергии в виде горячей воды - теплоносителя), предназначенных для транспортирования теплоносителя потребителям централизованной системы теплоснабжения г. Кургана, которые зарегистрированы в территориальном органе Ростехнадзора и государственном реестре опасных производственных объектов в границах ОПО рег. N А55-03465-0001 "Площадка главного корпуса Курганской ТЭЦ (ТЭЦ-1)", III класс опасности и ОПО рег. NА55-03465-0006 "Сеть газопотребления Курганской ТЭЦ", III класс опасности), эксплуатируемых обществом "КГК" с регистрационными номерами: рег. N К-723-Кв (водогрейный котел ст. N 1 "ПТВМ-00", параметры теплоносителя: Рсет. воды- 2,5 МПа; Т = 150°C рег. N К-743-Кв (водогрейный котел ст. N 2 "ПТВМ-00", параметры теплоносителя: Рсет. воды- 2,5 МПа; Т = 150°C - peг. N К-1182-Кв (водогрейный котел ст. N 4 "ПТВМ-100", параметры теплоносителя: Рсет. воды- 2,5 МПа; Т = 150°C peг. NК-1394-Кв (водогрейный котел ст. N 5 "ПТВМ-100" параметры теплоносителя: Рсет. воды- 2,5 МПа; Т = 150°C рег. N К-2182 (параметры теплоносителя: Рсет. воды- 1,6 МПа; Т = 150°C peг. N К-2263-тр (параметры теплоносителя: Рсет. воды- 1,6 МПа; Т = 150°C) peг. N К-2264-тр (параметры теплоносителя: -Рсет. воды- 1,6 МПа; Т = 150°C peг. N К-2265-тр (параметры теплоносителя: Рсет. воды- 1,6 МПа; Т = 150°C peг. N К-2266-тр (параметры теплоносителя: Рсет. воды- 1,6 МПа; Т = 150°C peг. N К-2267-тр (параметры теплоносителя: Рсет. воды- 1,6 МПа; Т = 150°C peг. N К-2182-тр (параметры теплоносителя: Рсет. воды- 1,6 МПа; Т = 150°C.
2. В обществе "КГК" отсутствует паспорт магистрального трубопровода (кадастровый N 45:25:000000:23534, зарегистрированный по адресу: г. Курган от проспекта Конституции, 29А (вывод III очереди ТЭЦ-1) - вдоль ж/д ул. Чехова, вдоль ул. Мостостроителей, до 1 микрорайона, (ПСЗ-6), от ТК-62а до ул. Химмашевская, Л° 7), содержащий следующую информацию:
- рабочая среда;
- рабочие параметры среды (давление и температура теплоносителя)
- расчетный срок службы;
- расчетный ресурс;
- расчетное число пусков;
- расчет трубопровода на прочность;
- данные о монтаже (изготовлении);
- сведения о сварке;
- сведения о трубах;
- сведения об основной арматуре;
- сведения о фланцах и крепежных деталях;
- чертежи, свидетельства и др. документы на изготовление и монтаж
трубопровода (документы изготовителей на отдельно поставленные для
применения в составе трубопровода элементы и устройства;
- перечень работ, проведенных при ремонте (реконструкции)
трубопровода и дата их проведения);
- сведения о техническом освидетельствовании (диагностировании).
Технические характеристики данного трубопровода определены проектной документацией на расширение ТЭЦ до мощности 1560 Гкал/ч (том У1) "Выводы теплопроводов с ТЭЦ", представленной обществом "КГК" в Управление Ростехнадзора в период проведения внеплановой выездной проверки 20.08.2019 (письмо директора СП "Курганская ТЭЦ" N 3/1487).
3. В обществе "КГК" отсутствует исполнительная схема (чертеж) магистрального трубопровода сетевой воды (кадастровый N 45:25:000000:23534, зарегистрированный по адресу: г. Курган от проспекта Конституции, 29А (вывод III очереди ТЭЦ-1) - вдоль ж/д ул. Чехова, вдоль ул. Мостостроителей, до I микрорайона, (ПСЗ-6), от ТК-62а до ул. Химмашевская, N 7), на которой должны быть указаны:
- материалы (марки, стандарты или технические условия), наружные диаметры, толщины труб и деталей из труб, длина трубопровода;
- расположение опор, компенсаторов, подвесок, арматуры, приборов (располагаемых непосредственно на трубопроводе), фильтров, воздушников и дренажных устройств:
- расположение сварных соединений (при их наличии) с раздельным обозначением сварных соединений, выполняемых при монтаже трубопровода и выполняемых в организации-изготовителе элементов трубопровода;
- границы (пределы) трубопровода и направление движения рабочей среды.
4. Обществом "КГК" не обеспечены безопасные условия эксплуатации ОРПД в исправном состоянии, а именно: обществом "КГК" не проведено техническое диагностирование в рамках экспертизы промышленной безопасности (далее - ЭПБ) по истечении назначенного срока службы магистрального трубопровода сетевой воды (с параметрами: рабочая температура - 150,0°С, рабочее давление - 1,6 МПа), предназначенного для транспортирования теплоносителя в систему централизованного теплоснабжения г. Кургана, проложенный надземным и подземным способами прокладки по адресу: г. Курган от проспекта Конституции, 29А (вдоль ж/д ул. Чехова, вдоль ул. Мостостроителей, до I микрорайона, (ПСЗ-6), от ТК-62а д ул. Химмашевская, N 7).
Протяженность данного магистрального трубопровода составляет 18,471 км, кадастровый N 45:25:000000:23534, собственник - общество "КГК" (согласно выписке из ЕГРН об объекте). Ввод в эксплуатацию данного трубопровода датируется 1980 годом (срок эксплуатации ОРПД составляет 40 лет). Положительное заключение ЭПБ данного ОРПД, проведенной по истечении срока службы (ресурса) с целью продления срока безопасной эксплуатации (службы), в государственном реестре заключений ЭПБ не зарегистрировано - отсутствует. Срок безопасной эксплуатации ОРПД (трубопровода сетевой воды кадастровый N 45:25:000000:23534) до очередного технического диагностирования или утилизации не определен, условия дальнейшей безопасной эксплуатации данного ОРПД в пределах установленного по результатам ЭПБ срока безопасной эксплуатации ОРПД в ПАО "КГК" отсутствуют. Магистральный трубопровод сетевой воды (кадастровый N 45:25:000000:23534) эксплуатируется обществом "КГК" за пределом срока службы.
По результатам проверки обществу "КГК" выдано предписание от 24.04.2020 N А-331-851/1 с требование в срок до 01.07.2020 устранить выявленные нарушения.
Полагая, что указанное предписание нарушает его права и законные интересы, является незаконным, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Судом первой инстанции принято обжалуемое решение.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Исходя из части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие ненормативного акта, решения закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 АПК РФ).
В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности ОПО) опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
По п. 1 ст. 9 Закона о промышленной безопасности ОПО организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
По п. 214 Правил промышленной безопасности ОПО не позднее 10 рабочих дней после принятия решения о вводе в эксплуатацию и пуска (включения) в работу оборудования под давлением (за исключением оборудования, указанного в п. 215) эксплуатирующая организация направляет в территориальный орган Ростехнадзора по месту эксплуатации ОПО (или иной федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, которому подведомственен данный ОПО) информацию согласно п. 216 ФНП для осуществления учета оборудования под давлением.
Согласно п. 216 Правил промышленной безопасности ОПО для постановки на учет оборудования под давлением эксплуатирующая это оборудование организация представляет в территориальный орган Ростехнадзора или иной федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, если оборудование под давлением эксплуатируется на подведомственном данному органу ОПО:
а) заявление, содержащее информацию об эксплуатирующей организации с указанием места установки стационарного оборудования, места применения транспортабельного оборудования и планируемого периода его эксплуатации на указанном месте, а также места нахождения производственной площадки для ремонта и о технического освидетельствования цистерн и планируемом регионе их применения;
б) копии акта готовности оборудования под давлением к вводу в эксплуатацию и приказа (распорядительного документа) о вводе его в эксплуатацию, а также реквизиты документации, подтверждающей соответствие оборудования требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и ст. 7 Федерального закона N 116-ФЗ;
в) краткие сведения о подлежащем учету оборудовании, указанные в паспорте, в том числе: наименование или обозначение оборудования, год изготовления, завод-изготовитель, заводской номер (по системе нумерации изготовителя); основные технические характеристики, расчетные и рабочие (максимальные, номинальные, минимальные) параметры и условия работы оборудования, сведения о рабочей среде, расчетный срок службы, расчетный ресурс (для трубопроводов, котлов и их основных частей), расчетное количество пусков (для трубопроводов и котлов), максимальное количество циклов работы (если установлено) сосуда или заправок баллонов; сведения о дате и результатах проведения технического освидетельствования или экспертизы промышленной безопасности и сроках следующего технического освидетельствования или экспертизы;
г) комплект технической документации на русском языке (паспорт, чертеж (комплект чертежей), руководство (инструкция) по эксплуатации, удостоверение (свидетельство) о качестве монтажа либо их копии в бумажном или электронном виде, заверенные эксплуатирующей организацией) оборудования, проверка готовности которого проводилась без участия уполномоченного представителя Ростехнадзора или иного федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, если оборудование под давлением эксплуатируется на подведомственном данному органу ОПО, в случаях, предусмотренных подпунктами "а", "в" пункта 205 настоящих ФНП.
На основании п. 217 Правил промышленной безопасности ОПО опасные производственные объекты, на которых используется оборудование под давлением, подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее - ОПО), на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.03.2014 N 116 (далее - Правила промышленной безопасности ОПО) для регистрации объектов в государственном реестре организации, эксплуатирующие эти объекты, представляют в установленном порядке сведения, характеризующие каждый объект. Организациям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре.
Согласно п. 3, 6 - 8, 11 Требований к регистрации объектов в государственном реестре ОПО и ведению государственного реестра ОПО, утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 N 495 (далее - Требования к регистрации ОПО) данные требования обязательны для выполнения всеми организациями, эксплуатирующими ОПО. Отнесение объектов к ОПО осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с названными Требованиями. При осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести такой объект к категории ОПО. При проведении идентификации эксплуатирующая организация осуществляет анализ, в том числе проектной документации (документации) объекта, с учетом внесенных изменений (при их наличии), технологических регламентов, спецификации установленного оборудования, документации на технические устройства, используемые на объекте.
По результатам идентификации эксплуатирующая организация присваивает ОПО типовое наименование (именной код объекта) в соответствии с приложением N 1 к Требованиям к регистрации ОПО.
На основании п. 12 названных Требований правильность идентификации объекта проверяется Ростехнадзором при его регистрации в государственном реестре на основании данных, представленных эксплуатирующей организацией. Регистрация объекта в государственном реестре ОПО осуществляется Ростехнадзором на основании заявления эксплуатирующей организации и документов, указанных в п. 14 Требований к регистрации ОПО.
По п. 14 Требований к регистрации ОПО для регистрации объекта в государственном реестре организация, эксплуатирующая этот объект, не позднее 10 рабочих дней со дня начала его эксплуатации представляет в регистрирующий орган на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, заявление в соответствии с административными регламентами регистрирующих органов и прилагает к нему следующие документы, необходимые для формирования и ведения государственного реестра:
1) документы, которые содержат сведения, характеризующие каждый опасный производственный объект (в 2 экземплярах), подписанные руководителем юридического лица либо его уполномоченным представителем, индивидуальным предпринимателем либо его уполномоченным представителем и заверенные печатью (в случае наличия) или подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью в случае представления сведений в форме электронного документа, заполненные на основании анализа документов, приведенных в пункте 8 Требований, результатов проведенной идентификации и иных документов, содержащие следующие данные:
а) наименование и место нахождения опасного производственного объекта;
б) признаки опасности опасного производственного объекта;
в) класс опасности опасного производственного объекта;
г) классификация опасного производственного объекта;
д) виды деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии для эксплуатации опасного производственного объекта;
е) полное наименование, адрес места нахождения эксплуатирующей организации, должность, фамилия, имя и отчество (в случае, если имеется) руководителя, дата подписания документа руководителем эксплуатирующей организации;
ж) реквизиты опасного производственного объекта и регистрирующего органа;
з) наименование площадки, участка, цеха, здания, сооружения, входящих в состав опасного производственного объекта;
и) краткая характеристика опасности опасного производственного объекта;
к) наименование, тип, марка, модель (при наличии), регистрационные или учетные номера (для подъемных сооружений и оборудования, работающего под давлением, подлежащего учету в регистрирующем органе), заводские номера (в случае наличия) технических устройств, наименование опасного вещества, взрывоопасных пылевоздушных смесей, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте;
л) проектные (эксплуатационные) характеристики, дата изготовления и ввода в эксплуатацию;
м) числовые обозначения признаков опасности опасного производственного объекта;
2) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании опасного производственного объекта, в том числе земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещается опасный производственный объект (для объектов недвижимости), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре
недвижимости;
3) документы, которые содержат обоснование безопасности опасного производственного объекта с указанием реквизитов положительного заключения экспертизы промышленной безопасности обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, установленных пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов");
4) документы, которые содержат текстовую часть подраздела "Технологические решения" проектной документации (документации) на опасные производственные объекты капитального строительства (с указанием реквизитов заключения соответствующей экспертизы здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий).
Оборудование не может быть поставлено на учет в случае непредставления эксплуатирующей организацией информации и документов, перечисленных в настоящем пункте, представления указанной информации и документов не в полном объеме, а также в случае невозможности осуществления на основании представленной информации и документов идентификации оборудования и оценки его соответствия установленным требованиям в области промышленной безопасности.
Судом первой инстанции установлено, что источники теплоснабжения (водогрейные котлы, подогреватели на ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2) зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов обеими эксплуатирующими организациями с температурой 130 и 150°С, что подтверждается свидетельствами о регистрации ОПО в государственном реестре и представленными организациями сведениями, характеризующими опасные производственные объекты.
От источников теплоснабжения вода первоначально поступает в трубопроводы сетевой воды на территории ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Участок трубопровода сетевой воды на территории ТЭЦ-2 изначально зарегистрирован в составе опасного производственного объекта "Площадка главного корпуса" ООО "Курганская ТЭЦ" с параметрами теплоносителя 130-70°С. За забором ТЭЦ-2 этот трубопровод без какого-либо изменяющего параметры оборудования переходит в магистральный трубопровод, эксплуатируемый заявителем.
Температура на источниках теплоты (водогрейных котлах, подогревателях Курганской ТЭЦ-1) - 150°С, что подтверждается сведениями, характеризующими опасные производственные объекты заявителя и представленными заявителем при регистрации ОПО - Площадка главного корпуса Курганской ТЭЦ и Сеть газопотребления Курганской ТЭЦ.
От источников теплоснабжения ТЭЦ-1 на её территории перегретая вода поступает в 5 трубопроводов, которые по требованию Уральского управления Ростехнадзора в марте 2020 года поставлены заявителем на учёт в Управлении Ростехнадзора, а в июле 2020 года зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов на основании разработанных экспертной организацией паспортов трубопроводов с параметрами теплоносителя 150-70°С.
Таким образом, магистральные трубопроводы сетевой воды должны быть по заявлению заявителя:
- постановлены на учёт в территориальном органе Ростехнадзора в соответствии с Правилами промышленной безопасности ОПО;
- зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Законом о промышленной безопасности ОПО, Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371, Требованиями к регистрации ОПО, поскольку трубопроводы работают под избыточным давлением (более 0,07 мегапаскаля) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия (подп. "б" п. 2 Приложения 1 к Закону о промышленной безопасности ОПО).
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Курганская ТЭЦ" (далее - общество "Курганская ТЭЦ") пыталось организовать техническое перевооружение ТЭЦ-2 для понижения температуры теплоносителя в сетевом трубопроводе.
Однако заключением экспертизы промышленной безопасности от 05.02.2020 установлено, что данными изменениями признаки опасности объекта не устранены, изменения проектного графика отпуска тепловой энергии соответствуют требованиям промышленной безопасности.
Общество "Курганская ТЭЦ" обращалось 15.03.2019 в Управление Ростехнадзора с заявлением об исключении из состава ОПО участка трубопровода сетевой воды с заменой его на участок трубопровода сетевой воды, трубопроводы в пределах главного корпуса до узла смешения сетевой воды, но 28.03.2019 получило уведомление Управления Ростехнадзора об отказе в предоставлении государственной услуги в связи с тем, что утрата признаков опасности отсутствует.
В составе ОПО "Площадка главного корпуса" общества "Курганская ТЭЦ" до настоящего времени зарегистрирован в государственном реестре ОПО участок трубопровода сетевой воды с температурой теплоносителя свыше 115°С (150-70°С).
Заявитель в жалобе утверждает, что в силу части 5 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" схема теплоснабжения города является одним из основных документов, которым следует руководствоваться при определении температурного режима эксплуатации систем теплоснабжения.
Вместе с тем, в соответствии с п. 20 статьи 2 Федерального закона "О теплоснабжении" N 190-ФЗ от 27.07.2010 схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера.
Соответственно схема теплоснабжения не отменяет требований законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности к опасным производственным объектам: к источникам тепловой энергии централизованной системы теплоснабжения г. Кургана (ТЭЦ-1 с проектным температурным графиком тепловой сети 150-70°С, ТЭЦ-2 с проектным температурным графиком тепловой сети 130-70°С).
Вопреки позиции заявителя, схема теплоснабжения г. Кургана не является нормативным актом.
На источниках тепловой энергии централизованной системы теплоснабжения г.Кургана (ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2), эксплуатируемых обществами "КГК" и "Курганская ТЭЦ", проектной документацией не предусмотрены технические устройства (узлы смешивания, подмеса и др. устройства), обеспечивающие регулирование температуры теплоносителя ниже проектных параметров (температура теплоносителя 150°С на выводах ТЭЦ-1 и температура теплоносителя 130°С на выводе ТЭЦ-2). Источники тепловой энергии ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 с указанными параметрами теплоносителя свыше 115°С, а также трубопроводы сетевой воды на территории ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 с температурой 150 и 130°С, которые затем соединяются с магистральными трубопроводами на территории г. Кургана, зарегистрированы в составе опасных производственных объектов в государственном реестре ОПО, что подтверждается свидетельствами о регистрации и сведениями, характеризующими ОПО.
От источников теплоты Курганской ТЭЦ-1 перегретая вода с температурой 150°С поступает в трубопроводы сетевой воды на территории ТЭЦ-1, пять трубопроводов в пределах ТЭЦ-1 06.03.2020 на основании заявлений общества "КГК" и дубликатов паспортов (температура воды 150 °С) поставлены на учёт в Управлении Ростехнадзора, что подтверждается уведомлениями Управления Ростехнадзора.
Сведения о пяти трубопроводах 06.07.2020 внесены в государственный реестр ОПО с температурой теплоносителя 150°С.
Трубопровод (кадастровый номер 45:25:000000:23534) является продолжением за границами ТЭЦ-1 трубопроводов от источника тепловой энергии в пределах ТЭЦ-1, поставленных на учёт в Управлении Ростехнадзора и зарегистрированных в государственном реестре опасных производственных объектов.
Поскольку параметры теплоносителя являются едиными для всего магистрального трубопровода (150°С), трубопровод (кадастровый номер 45:25:000000:23534) должен быть поставлен на учёт в Управлении Ростехнадзора.
Кроме того, у заявителя отсутствует паспорт магистрального трубопровода с кадастровым номером 45:25:000000:23534.
В соответствии с п. 218.1 Правил промышленной безопасности ОПО восстановление паспорта по эксплуатации оборудования под давлением в случае утраты, утери или невозможности дальнейшего использования по причине износа должно осуществляться в соответствии с приложением N 9 к настоящим ФНП. Паспорта и иные документы на оборудование, работающее под избыточным давлением, на которое не распространяются требования TP ТС 032/2013, должны оформляться в соответствии с приложением N 11 к настоящим ФНП.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу А34-5682/2020 подтвержден факт того, что в нарушение требований промышленной безопасности обществом не поставлен на учет в территориальном органе Ростехнадзора и не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов подлежащий учету магистральный трубопровод сетевой воды с давление 1,6 МПа и температурой 150 градусов Цельсия (кадастровый номер 45:25:000000:23534).
Данные судебные акты имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела согласно части 2 статьи 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные вышеозначенными судебными актами не доказываются вновь при рассмотрении настоящего дела.
Преюдициальная связь судебных актов арбитражных судов обусловлена указанным свойством обязательности как элемента законной силы судебного акта, в силу которой в процессе судебного доказывания суд не должен дважды устанавливать один и тот же факт в отношениях между теми же сторонами. Иной подход означает возможность опровержения опосредованного вступившим в законную силу судебным актом вывода суда о фактических обстоятельствах другим судебным актом, что противоречит общеправовому принципу определенности, а также принципам процессуальной экономии и стабильности судебных решений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2007 N 2-П).
Кроме того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21.12.2011 N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела; тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности; наделение судебных решений, вступивших в законную силу, свойством преюдициальности - сфера дискреции федерального законодателя, который мог бы прибегнуть и к другим способам обеспечения непротиворечивости обязательных судебных актов в правовой системе, но не вправе не установить те или иные институты, необходимые для достижения данной цели; введение же института преюдиции требует соблюдения баланса между такими конституционно защищаемыми ценностями, как общеобязательность и непротиворечивость судебных решений, с одной стороны, и независимость суда и состязательность судопроизводства - с другой; такой баланс обеспечивается посредством установления пределов действия преюдициальности, а также порядка ее опровержения.
По изложенным выше мотивам не принимаются во внимание приведенные в апелляционной жалобе доводы.
Оспариваемое предписание выдано заинтересованным лицом в рамках предоставленных ему полномочий, по своему содержанию соответствуют предъявляемым к ним требованиям.
Содержащиеся в оспариваемом предписании формулировки суд считает доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить заявителю.
Сроки исполнения оспариваемого предписания являются разумными, а предписание исполнимым. Техническая невозможность выполнения предписанных действий в установленный срок не доказана.
На основании части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что основания, указанные в ст. 201 АПК РФ, для признания оспариваемого предписания недействительными и для удовлетворения заявленных требований общества отсутствовали.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 октября 2020 года по делу N А60-36690/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-36690/2020
Истец: ПАО КУРГАНСКАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ
Ответчик: УРАЛЬСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ