г. Москва |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А40-23239/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
В.А.Свиридова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Володиной Н.С.
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.09.2020 по делу N А40-23239/20,
по заявлению Володиной Н.С.
к Департаменту экономической политики и развития г. Москвы
о признании недействительным акта
при участии:
от заявителя: |
Кулагина О.А. по дов. от 18.05.2020; |
от ответчика: |
Федотов П.С. по дов. от 20.12.2019; |
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Володина Наталья Симоновна (далее - заявитель, Предприниматель, ИП Володина Н.С.), с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту экономической политики и развития города Москвы (далее - Департамент) о признании недействительным акта N 31739 от 20.11.2019 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором (далее - Акт).
Решением от 21.09.2020 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, предприниматель обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель считает, что нового объекта торговли нет; существует единый объект, состоящий из двух помещений.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент поддержал решение суда, возражал против доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал решение суда, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав позиции представителей лиц, участвующих в деле, считает, что отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в Департамент поступила информация от ГКУ "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" об объекте осуществления ИП Володиной Н.С. торговли, а именно.
Согласно информационной карте от 19.06.2019 с приложением фотографий объекта, находящегося по адресу: г. Москва, наб. Фрунзенская, д. 30, стр. 1, ком. 21, Заявитель осуществляет по указанному адресу торговую деятельность (далее также - Объект).
Указанный объект включен в Список объектов.
Вышеназванный Список объектов опубликован на официальном сайте Департамента https://www.mos.ru/depr/ 04.09.2019, о чем Заявителю сообщено письмом от 09.09.2019 N ДПР-31-8543/19. При этом вид торговли, осуществляемой через Объект, был определен как "торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов".
Департаментом составлен Акт N 31739 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором от 20.11.2019 г.
Предприниматель, не согласившись с актом N 31739 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором от 20.11.2019 г., обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на наличие фактических и правовых оснований у Департамента для принятия оспариваемого Акта.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд руководствуется следующим.
Согласно пункту 1 статьи 410 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) торговый сбор устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городе федерального значения Москве сбор устанавливается настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации и обязателен к уплате на территории этого субъекта Российской Федерации.
Закон города Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе" (далее также - Закон о торговом сборе), в соответствии с главой 33 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливает торговый сбор, ставки торгового сбора, льготы по торговому сбору и определяет орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором на территории города Москвы.
Согласно пункту 1 статьи 418 НК РФ орган государственной власти города федерального значения Москвы осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в пределах, установленных настоящей статьей.
Законом города федерального значения Москвы определяется орган, осуществляющий полномочия, указанные в пункте 1 настоящей статьи (п. 2 ст. 418 НК РФ).
Пунктом 3 статьи 418 НК РФ определено, что уполномоченный орган в соответствии с законодательством осуществляет контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором на территории города федерального значения Москвы.
Согласно статье 4 Закона о торговом сборе полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляются органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики.
Пунктом 4.20 Положения о Департаменте экономической политики и развития города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 N 210-ПП, определено, что ДЭПиР осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 N 401-ПП утвержден Порядок сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве (далее также - Порядок).
В соответствии с положениями пункта 1.1 Порядка он устанавливает порядок сбора и обработки сведений об объектах обложения торговым сбором, порядок выявления объектов осуществления торговли, используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в отношении которых в налоговый орган не представлены уведомления или в отношении которых в уведомлениях указаны недостоверные сведения, а также порядок передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором.
Пунктом 1.2. Порядка также определено, что полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляет Департамент экономической политики и развития города Москвы (далее также - Уполномоченный орган).
Согласно пункту 2.1 Порядка под сбором сведений об объектах обложения торговым сбором понимается получение Уполномоченным органом сведений из источников, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия.
В целях сбора Уполномоченным органом сведений об объектах осуществления торговли Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Центр налоговых доходов" (далее также - ГБУ "Центр налоговых доходов"), в том числе, осуществляет межведомственное взаимодействие, связанное с направлением информации об объектах осуществления торговли, размещенных на территории города Москвы, в Уполномоченный орган в соответствии с регламентом, утвержденным Уполномоченным органом.
Формы и порядок осуществления в рамках Межведомственного взаимодействия плановых и внеплановых мероприятий по сбору информации об объектах осуществления торговли устанавливаются Регламентом.
Пунктом 2.2 Порядка к числу источников сведений об объектах обложения торговым сбором отнесены:
Органы исполнительной власти города Москвы, в том числе Департамент торговли и услуг города Москвы, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (п. 2.2.2.).
Физические и юридические лица (п. 2.2.4.).
Уполномоченный орган использует в целях сбора сведений об объектах обложения торговым сбором информацию об объектах осуществления торговли:
Полученную в рамках Межведомственного взаимодействия от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти города Москвы, подведомственных им государственных предприятий и государственных учреждений (п. 2.2(1).1.).
Размещенную органами государственной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также содержащуюся в федеральных государственных информационных системах и информационных системах города Москвы (п. 2.2(1).2).
Содержащуюся в обращениях физических и юридических лиц, а также размещенную ими в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и в средствах массовой информации (п. 2.2(1).3.).
Полученную при проведении предусмотренных Регламентом мероприятий по сбору информации об объектах осуществления торговли от организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих указанные объекты, собственников и иных правообладателей объектов недвижимого имущества, в которых размещены объекты осуществления торговли (предоставленную в добровольном порядке без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации) (п. 2.2(1).4.).
В силу пункта 2.3 Порядка, обработка сведений осуществляется путем анализа и сопоставления полученной информации об объектах осуществления торговли.
Приказом Департамента от 14.06.2019 N 64-ПР утвержден Порядок осуществления Департаментом экономической политики и развития города Москвы полномочий по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором (далее также - Порядок осуществления полномочий).
Согласно пункту 2.1.1 при сборе сведений об объектах обложения торговым сбором используется информация об объекте осуществления торговли, полученная Департаментом из источников, указанных в пунктах 2.2, 2.2(1) Порядка, а также в соответствии с Регламентом.
Согласно пунктам 1.2, 1.4 Порядка осуществления полномочий, по результатам сбора и обработки сведений об объектах обложения торговым сбором, Департамент формирует список объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления или в уведомлениях указаны недостоверные сведения (далее также - Список объектов).
Сведения об объекте осуществления торговли публикуются на официальном сайте Департамента в срок не позднее трех рабочих дней следующих за днем включения указанного объекта в Список объектов в соответствии с пунктом 2.6 Порядка осуществления полномочий (п.2.3).
Во исполнение вышеназванных положений ДЭПиР, получив от ГКУ МКМЦН информацию об объекте осуществления торговли, а именно: Информационную карту от 19.06.2019 с приложением фотографий объекта по адресу г. Москва, наб. Фрунзенская, д. 30, стр. 1, ком. 21, в котором Заявитель осуществляет торговую деятельность (далее также - Объект) включил названный Объект в Список объектов.
Вышеназванный Список объектов опубликован на официальном сайте Департамента https://www.mos.ru/depr/ 04.09.2019, о чем Заявителю сообщено письмом от 09.09.2019 N ДПР-31-8543/19.
При этом вид торговли, осуществляемой через Объект, был определен как "торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов".
В соответствии с положениями пункта 4.1. Порядка юридическое лицо, являющееся правообладателем объекта, включенного в Список объектов, вправе в течение 20 дней со дня внесения такого объекта в Список объектов, опубликованный на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, подать в Уполномоченный орган обращение об исключении такого объекта из Списка объектов (далее также - Обращение).
В случае если в отношении соответствующего объекта не поступило Обращение в срок, указанный в настоящем пункте, Уполномоченный орган составляет соответствующий акт в порядке, установленном разделом 5 настоящего Порядка.
Заявитель воспользовался правом, предусмотренным пунктом 4.1. Порядка и обратился в адрес Департамента в установленный двадцатидневный срок с заявлением от 24.09.2019 об исключении Объекта по адресу г. Москва, наб. Фрунзенская, д. 30, стр. 1, ком. 21 из Списка объектов.
Указанное обращение было рассмотрено Межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве (далее также - Комиссия, МВК).
Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 N 402-1111 "О Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве" утверждено Положение о Комиссии.
Обращение предпринимателя рассмотрено 13.11.2019 на заседании Комиссии, по итогам которого Комиссия приняла решение об отказе в исключении Объекта из Списка объектов, что подтверждается Выпиской из протокола N 75.
Письмом от 20.11.2019 N ДПР-11-1713/19 Департамент уведомил Заявителя о принятом решении.
20.11.2019 г. Департаментом был составлен Акт N 31739 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором. Акт N 31739 был направлен Департаментом в адрес Заявителя сопроводительным письмом от 26.11.2019 N ДПР-30-8977/19.
22.11.2019 Предприниматель обратился в ДЭПиР с заявлением о пересмотре решения МВК от 13.11.2019 об отказе в исключении Объекта из Списка. Однако поскольку законодательством не предусмотрена процедура пересмотра ранее принятого решения МВК по обращению, указанное обращение было рассмотрено как заявление об отмене Акта.
Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 N 402-ПП "О Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве" утверждено Положение о Комиссии.
24.12.2019 жалоба ИП Володиной Н.С. была рассмотрена на заседании Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве.
По итогам рассмотрения комиссией было принято решение об отказе в отмене Акта, что подтверждается Выпиской из протокола от 24.12.2019 N 77.
Письмом от 27.12.2019 N ДПР-31-8543/19 Департамент уведомил Заявителя о принятом решении (Приложение N 6).
С учетом изложенного, судом сделан правомерный вывод о том, что Акт N 31739 от 20.11.2019 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором составлен Департаментом в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, а решение Комиссии от 24.12.2019 об отказе в отмене Акта - принято законно и обоснованно.
Доводы жалобы о том, что деятельность осуществляется в выявленном объекте ИП Володиной в рамках приобретенного Патента на право применения патентной системы налогообложения, в связи с чем она освобождается от уплаты торгового сбора, отклоняются, так как были рассмотрены судом первой инстанции и правомерно им отклонены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 411 НК РФ плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории города Москвы, в отношении которых нормативным правовым актом установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории города Москвы.
Пунктом 1 статьи 412 НК РФ определено, что объектом обложения торговым сбором признается использование объекта осуществления торговли для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, хотя бы один раз в течение квартала.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 413 Кодекса торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.
При этом к торговой деятельности относится, в частности, такой вид торговли как:
торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
Статьей 2 Закона о торговом сборе, в том числе, установлена ставка торгового сбора для торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 413 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях главы 33 "Торговый сбор" Кодекса, в том числе, используются следующие понятия:
1) объект осуществления торговли в отношении видов торговли, указанных в пункте 2 статьи 413 Кодекса, - здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор;
2) торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.
К объектам стационарной торговой сети, не имеющим торговых залов, согласно пункту 1.6. Порядка, относятся объекты:
-Расположенные в коридорах, холлах, вестибюлях отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также нежилых помещений в многоквартирных домах объекты осуществления торговли, используемые одной или несколькими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов (п. 1.6.1. Порядка);
-Расположенные в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемые одной или несколькими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов, в том числе через окно выдачи товаров, без доступа покупателей в помещение (п. 1.6.2. Порядка);
- Расположенные в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемые двумя и более организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и прохода покупателей и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов (п. 1.6.3. Порядка).
Таким образом, индивидуальные предприниматели, ведущие торговлю, являются плательщиками торгового сбора только в случае использования объектов движимого или недвижимого имущества (объекта осуществления торговли), находящегося на территории города Москва, и при установлении ставки торгового сбора в отношении этого вида деятельности.
Понятие "торгового объекта" для целей торгового сбора прямо в налоговом законодательстве не определено. В соответствии со статьей 11 НК РФ в данном случае подлежат применению нормы отраслевого законодательства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" торговым объектом признается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в ходе проведения сбора сведений об Объекте выявлено, что ИП Володина Н.С. осуществляла торговлю в нежилых помещениях Торгово-выставочного комплекса "Росстройэкспо", расположенного по адресу: г. Москва, наб. Фрунзенская, д. 30, стр. 1, через два Объекта, а именно Объект 1 (ком. 21) и Объект 2 (ком. 22) с наименованием "Либерти".
Указанные объекты отделены друг от друга.
Объект 1 имеет индивидуальную входную группу, вывеску с наименованием и является обособленным.
Вышеназванные Объекты оснащены оборудованием, предназначенным и используемым для демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями, что также подтверждается фотографиями, сделанными в ходе проведения сбора сведений.
Так, согласно фототаблице, являющейся неотъемлемым приложением к информационной карте, Заявителем на момент осуществления сбора информации по Объекту 1, в отношении которого составлен оспариваемый Акт N 31739, предлагались к продаже различные товары, а именно предметы мебели (столы, стулья, комоды, тумбы) и элементы декора (зеркала, вазы, часы, картины, корзины, декоративные клетки и пр.). Кроме того, на Объекте 1 представлен стеллаж с меловой краской на развес в заводских упаковках в ассортименте.
Из фотографий, являющихся неотъемлемой частью Информационной карты, следует, что на Объекте 2 Предпринимателем реализуется иной ассортимент товаров: межкомнатные и входные двери.
Торговые объекты имеют разное оформление, отделены друг от друга и не имеют между собой какого-либо прохода для покупателей.
Вопреки доводам Заявителя, расположенные на Объекте 2 образцы дверей не являются проходом в торговый зал Объекта 1, что следует из фотоматериалов.
Проход покупателей между объектами возможен исключительно через коридор, который представляет собой помещение общего пользования, со входом в том числе в иные торговые объекты, деятельность в которых осуществляют иные хозяйствующие субъекты.
Таким образом, Предприниматель фактически осуществляет торговую деятельность в двух самостоятельных Объектах торговли, а именно: Объект 1 и Объект 2, имея при этом лишь один Патент на осуществление розничной торговли.
Таким образом, Департамент при составлении Акта N 31739 исходил из фактически имевшейся организации пространства и особенностей осуществления им торговой деятельности (обособленной торговле различными видами товаров).
Определяющим критерием в рассматриваемом случае является организация ведения торговой деятельности, включающая обустройство места ее осуществления, обеспечивающего демонстрацию товаров, их сохранность, возможность и готовность к реализации.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что Индивидуальный предприниматель Володина Наталья Симоновна осуществляет торговлю через объект стационарной торговой сети, не имеющий торгового зала, и является плательщиком торгового сбора.
Соответственно, Акт от 05.02.2019 N 31739 составлен Департаментом обоснованно, оснований для признания его недействительным не имеется.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.09.2020 по делу N А40-23239/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-23239/2020
Истец: Володина Наталья Симоновна
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ