город Ростов-на-Дону |
|
14 апреля 2024 г. |
дело N А53-17696/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Боровковой Е.С.,
при участии:
от истца: представитель Шевченко О.Ю. по доверенности от 02.02.2024;
от ответчика: представитель Мельник О.С. по доверенности от 15.12.2023;
от третьих лиц: представителей не направили, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
акционерного общества "Ростовводоканал"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.02.2024 по делу N А53-17696/2023
по иску Муниципального казенного учреждения "Управление казной города Ростова-на-Дону" (ОГРН 1026103283491 ИНН 6152000743)
к акционерному обществу "Ростовводоканал"
(ОГРН 1056167043470 ИНН 6167081833)
при участии третьих лиц: муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону"; общество с ограниченной ответственностью "Южная вентиляционная компания"; общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Безопасный дом"; общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Создание"
об обязании принять объекты во временную техническую эксплуатацию,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение "Управление казной города Ростова-на-Дону" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к акционерному обществу "Ростовводоканал" (далее - ответчик) с требованием об обязании акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону" в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу принять во временную техническую эксплуатацию (обслуживание) сооружение - водопроводную насосную станция, расположенную по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Содружества, в районе дома N 86/1, номер кадастрового квартала 61:44:0071514, площадью 26,0 кв. м и расположенный в ней электронасос КМ 65-50-160 и сооружение - водопроводную насосную станция, расположенную по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Содружества, в районе дома N 82, номер кадастрового квартала 61:44:0071502, площадью 24,6 кв. м и расположенный в ней электронасос КМ 65-50-160.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 01.02.2024 по делу N А53-17696/2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Акционерное общество "Ростовводоканал" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что между спорными ВНС и эксплуатируемыми АО "Ростовводоканал" сетями имеются водопроводные сети, принадлежность которых установить не представляется возможным. При этом доказательств владения данными трубопроводами как и доказательств их передачи в аренду АО "Ростовводоканал" истцом не представлено, как и то, что ВНС участвуют в технологическом цикле водоснабжения, материалами дела установлено, что ВНС не работают.
В судебное заседание не явились третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства.
Суд рассматривает дело в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От истца в апелляционный суд поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен судом к материалам дела.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, дал пояснения по существу спора.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, спорное оборудование находится в городе Ростове-на-Дону на территории Советского района.
Письмом от 17.11.2022 N 59-28.02/2165 администрация Советского района города Ростова-на-Дону обратилась в МКУ "Управление казной города Ростова-на-Дону", просила принять в работу пакет документов для проведения процедуры по принятию в муниципальную собственность вышеуказанных объектов.
Порядок принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей регламентируется Положением, утвержденным Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 25.04.2019 N 336. Положением утвержден исчерпывающий перечень документов, необходимых для признания в судебном порядке вещи бесхозяйной.
В соответствии с указанным перечнем администрацией Советского района предоставлены: копия объявления в газете "Ростов официальный" о начале процедуры передачи в муниципальную собственность, акты о невозможности установления собственников, топографические съемки объектов, выписки из Единого государственного реестра недвижимости на объекты недвижимости, паспорта оборудования. С учетом данного пакета документов администрация просила включить рассматриваемые объекты в реестр бесхозяйных вещей города Ростова-на-Дону.
12.01.2023 МКУ "Управление казной города Ростова-на-Дону" издано распоряжение N 8 "О включении в реестр бесхозяйного имущества города Ростова-на-Дону". Указанным распоряжением в реестр бесхозяйного имущества города Ростова-на-Дону включены спорные объекты движимого имущества.
17.01.2023 МКУ "Управление казной города Ростова-на-Дону" издано распоряжение N 10 "О включении в реестр бесхозяйного имущества города Ростова-на-Дону". Указанным распоряжением в реестр бесхозяйного имущества города Ростова-на-Дону включены спорные объекты недвижимости.
Письмом от 24.03.2023 N 5814 АО "Ростовводоканал" сообщило МКУ "Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону" о невозможности принять в эксплуатацию вышеуказанные объекты, возвратив акты приема-передачи во временную техническую эксплуатацию ВНС "Содружества, 82, 86/1" не подписанными в связи с выявленными замечаниями.
МКУ "Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону" письмом от 29.03.2023 N 59.46-1288 сообщило МКУ "Управление казной города Ростова-на-Дону" о том, что АО "Ростовводоканал" отказалось от подписания акта приема-передачи объекта во временную техническую эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Таким образом, орган местного самоуправления, осуществляя свои полномочия в сфере водоснабжения населения, обязан принимать меры к надлежащему обслуживанию бесхозяйных объектов централизованной системы водоснабжения, учету таких объектов и их обращению в муниципальную собственность.
В силу части 1 статьи 6 и статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Гарантирующей организацией, согласно пункту 6 статьи 2 Закона N 416-ФЗ,признается организация осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Положениями статьи 12 Закона N 416-ФЗ установлено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации.
Толкование приведенных норм права позволяет прийти к выводу о том, что обязанность учета и оформления затрат на содержание бесхозяйных объектов централизованного водоснабжения возложена на орган местного самоуправления в целях исключения ситуации, при которой какие-либо объекты централизованного водоснабжения никем не обслуживаются, что может привести к ухудшению качества услуг водоснабжения и поставляемого ресурса или невозможности оказания таких услуг в дальнейшем.
Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 18.08.2014 N 924 определены гарантирующие организации для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения в границах городского округ "Город Ростов-на-Дону" и зоны их деятельности. Из пункта 1.2 постановления следует, что для центральных систем водоотведения гарантирующей организацией является ОАО "ПО Водоканал". Зона деятельности: территория городского округа "Город Ростов-на-Дону", за исключением северной части территории Октябрьского района города Ростова-на-Дону от ул. Речной.
Таким образом, в случае возникновения аварийных ситуаций на объектах водно-коммунального хозяйства, ОАО "ПО Водоканал" как гарантирующая организация обязана принимать все необходимые меры по их устранению и нести соответствующие затраты.
Правопреемником ОАО "ПО Водоканал" является акционерное общество "Водоканал Ростова-на-Дону" (АО "Ростовводоканал").
Из смысла части 1 статьи 14, части 1 статьи 17 Закона N 416-Федерального закона следует, что гарантирующая организация - это, прежде всего, та, которая способна и обязана обеспечить присоединенных абонентов комплексом услуг по водоотведению, под которым подразумевается транспортировка и прием на очистку сточных вод.
Пунктом 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 6 статьи 8 Закона N 416-ФЗ расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статьей 32 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что при расчете тарифов гарантирующих организаций учитываются расходы, связанные с приобретением необходимых для осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения товаров и услуг организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) систем водоотведения.
Принятие мер по сохранности имущества требуется, как правило, с момента обнаружения факта заброшенности вещи либо отказа от нее собственника, следовательно, обязанность по передаче бесхозяйных объектов водоснабжения эксплуатирующей организации, возникает именно с этого момента.
Таким образом, с момента выявления бесхозяйных сетей, факт выявления которых установлен актами о невозможности установления собственников, не только у администрации возникает обязанность по оформлению указанного объекта в собственность, но и у АО "Ростовводоканал", как у гарантирующей организации, в силу закона возникает обязанность, до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством, обеспечивать водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатацию таких объектов, в целях исключения ситуации, при которой какие-либо объекты централизованного водоснабжения никем не обслуживаются, что может привести к ухудшению качества услуг водоснабжения и поставляемого ресурса или невозможности оказания таких услуг в дальнейшем.
МКУ "Управление казной города Ростова-на-Дону" в адрес ответчика направлена претензия от 11.04.2023 N УКР-1027 с просьбой принять во временную техническую эксплуатацию указанные объекты.
Письмом от 02.05.2023 N 8534 АО "Ростовводоканал" сообщило об отсутствии оснований для принятия Объектов во временную эксплуатацию.
АО "Ростовводоканал" является лицом, осуществляющим профессиональную деятельность в сфере водоснабжения (водоотведения), которая предполагает наличие у него организационных и технических возможностей для обеспечения надлежащей эксплуатации объектов инженерной инфраструктуры, посредством которой он осуществляет коммерческую деятельность по обеспечению абонентов водой и отводу от абонентов сточных вод.
Расходы организации, осуществляющей водоснабжение и водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 8 Закона N 416-ФЗ).
Таким образом, Законом N 416-ФЗ бремя содержания бесхозяйных сетей возложено на организации, осуществляющие их эксплуатацию. Законом гарантировано возмещение этих затрат посредством учета при установлении цен (тарифов) для таких организаций всех экономически обоснованных расходов, связанных с эксплуатацией таких объектов.
С учетом изложенного прямым указанием закона обязанность по принятию на обслуживание бесхозяйных сетей возложена на ответчика, являющегося лицом, которому принадлежат сети, к которым осуществлено присоединение бесхозяйных сетей, а также лицом, являющимся гарантирующей организацией в отношении соответствующего вида деятельности по водоотведению. При этом, законом обязанность принять бесхозяйную инженерную сеть на обслуживание не ставится в зависимость от воли сторон и качества (дефектности) объекта.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 10.08.2020 N 309-ЭС20-10242 и постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 13.03.2020 по делу N А76-35094/2018, Определении Верховного Суда РФ от 10.11.2020 N 309-ЭС20-16978 по делу N А34-8138/2017, постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2020 N 07АП-399/2020 по делу N А67-9636/2019.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что спорные объекты не вовлечены в процесс водоснабжения, опровергаются материалами дела.
Согласно представленным сторонами в материалы дела топографическими материалами подтверждается технологическая связь спорных водопроводных насосных станций с водопроводными сооружениями района города.
Представленный в материалы дела акт совместного обследования объектов от 15.11.2023 содержит сведения об их ненадлежащем, неработоспособном состоянии, что подтверждается и отзывом третьего лица.
ООО "Южная вентиляционная компания" в отзыве на иск указала на ненадлежащее состояние водопроводной насосной станции, расположенной по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Содружества, в районе дома N 86/1, и расположенного в ней электронасоса КМ 65-50-160.
Однако это не свидетельствует об отсутствии технологической связи объектов с системой водоснабжения и, следовательно, не опровергает доводов о необходимости принятия их в техническую эксплуатацию (обслуживание) для приведения в рабочее состояния и обеспечения требуемого нормативами качества водоснабжения района города.
Изложенное влечет вывод о правомерности заявленных требований и необходимости их удовлетворения.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.02.2024 по делу N А53-17696/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-17696/2023
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ КАЗНОЙ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ", ООО "ЮЖНАЯ ВЕНТИЛЯЦИОННАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: АО "ВОДОКАНАЛ РОСТОВА-НА-ДОНУ"
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СОЗДАНИЕ", ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "БЕЗОПАСНЫЙ ДОМ"