Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26 мая 2021 г. N Ф05-7306/21 настоящее постановление отменено
г. Москва |
|
28 декабря 2020 г. |
Дело N А40-38212/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Мухина С.М., Никифоровой Г.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "РОБЕРТ
БОШ" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.09.2020 по делу N А40-38212/20 принятое
по заявлению ООО "РОБЕРТ БОШ" к Московской областной таможне
Третье лицо: ООО "КБФ ГРУПП"
о признании незаконным отказа
в присутствии:
от заявителя: |
Рогаленко С.Ю. по дов. от 25.05.2020; |
от заинтересованного лица: |
Сидоренков Д.А. по дов. от 01.12.2020; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "РОБЕРТ БОШ" (далее- заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Московской областной таможни (далее- таможенный орган, заинтересованное лицо) от 29.11.2019 г. N 09- 12/38623 во внесении изменений в сведения, заявленные в декларациях на товары, указанные в обращении от 10.10.2019 г. N 129; возложении на заинтересованное лицо обязанности по внесению указанных в обращении изменений, в декларации на товары и осуществлении возврата Обществу излишне уплаченных таможенных платежей, окончательный размер которых определить на стадии исполнения решения суда.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 21.09.2020 в удовлетворении вышеуказанных требований отказано в полном объеме, ввиду отсутствия к тому правовых и фактических оснований.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований по основаниям, изложенным в ней.
От таможни в материалы дела поступил отзыв.
Судебное разбирательство было отложено в порядке ст.158 АПК РФ.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, в связи с чем, спор рассмотрен в его отсутствие в порядке ст.123, 156 АПК РФ.
Представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, решение просил отменить.
Представитель таможенного органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, решение просил оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей заявителя и таможни, не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы, исходя из следующего.
Обращаясь в суд, Общество сослалось на следующие фактические обстоятельства возникшего спора.
В 2016-2017 гг. оно ввезло на таможенную территорию Союза товар- щетки стеклоочистителей различных модификаций (артикулов) и поместило их под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на Ленинградском таможенном посту Московской областной таможни по декларациям на товары, номера которых указаны в заявлении Общества.
10.10.2019 г. таможенный представитель Общества, действуя по его поручению, в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 г. N 289 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии", утвердившим Порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее- "Порядок"), направил в Московскую областную таможню обращение о внесении изменений в указанные декларации на товары с обоснованием необходимости внесения этих изменений.
Обращение мотивировано принятием на 62-й сессии Комитета по Гармонизированной Системе Всемирной таможенной организации, состоявшейся в Брюсселе период с 17 по 28 сентября 2018 года, классификационного мнения относительно классификации щеток стеклоочистителей в субпозиции 8512 90 Гармонизированной Системы описания и кодирования товаров (далее- Классификационное мнение).
Письмом от 29.11.2019 г. "О предоставлении информации" таможня фактически отказала заявителю во внесении изменений, указав, что его обращение не содержит должных сведений, предусмотренных Порядком, не уточняя, какие конкретно сведения не представлены; обращение направлено не декларантом; с учётом общеправового принципа "закон обратной силы не имеет" принятое Классификационное мнение может быть применено к отношениям, возникшим после введения их в действие и не может распространяться, на перечисленные в обращении ДТ 2016, 2017 года.
Общество полагая, что отказ ответчика во внесении изменений в сведения, заявленные в декларациях на товары, указанные в обращении не соответствует таможенному законодательству и нарушает его права и законные интересы обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции вопреки доводам жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для дела обстоятельства, правильно применил нормы материального права, верно оценил представленные сторонами доказательства и, сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворяя заявленных требований.
Поддерживая указанный вывод, апелляционный суд считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с пунктом 17 Порядка совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в деклараций на товары, после выпуска товаров с разрешения таможенного органа, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 года N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" (далее - Порядок) таможенный орган, рассматривающий обращение и документы, представленные в соответствии с абзацем первым пункта 12 настоящего Порядка, либо документы, представленные в соответствии с абзацем вторым пункта 12 настоящего Порядка, проводит таможенный контроль в порядке, установленном Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
В соответствии с п.12 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары после выпуска товаров, по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения или иных подтверждающих документов.
В силу п. 1 ст. 147 ФЗ N 311-ФЗ "О таможенном регулировании" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика.
Таким образом, действующее законодательство предоставляет заявителю право инициировать процедуру внесения изменений в декларации на товары и возврата излишне уплаченных таможенных платежей, в то время как реализация заявителем соответствующего права влечет за собой обязанность таможенного органа провести таможенный контроль в форме, предусмотренной законом.
В соответствии со ст.322 ТК ЕАЭС таможенному органу предоставлено право осуществлять таможенный контроль, в том числе и в форме проверки документов и сведений, которая в силу ст. 326 ТК ЕАЭС подразумевает проверку документов и сведений, представленных при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.
Пунктом 6 ст.324 ТК ЕАЭС установлено, что проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами.
В соответствии с п.3 ст.326 ТК ЕАЭС по результатам проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, таможенным органом принимаются решения в соответствии с ТК ЕАЭС.
Пунктом 1 ст. 147 ФЗ "О таможенном регулировании" N311-ФЗ установлен трехлетний срок подачи заявлений о внесении изменений и возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Пунктом 7 ст. 310 ТК ЕАЭС установлен трехлетний срок для проведения таможенного контроля.
Из этого следует, что при подаче заявлений о внесении изменений и возврате излишне уплаченных таможенных платежей декларант ограничен указанным сроком и обязан подать заявления в пределах трех лет.
Учитывая, что в соответствии со статьей 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль составляет 3 года, он не может быть проведен по ДТ, по которым истек указанный срок к моменту обращения Общества с заявлением о внесении изменений в сведения, указанные в ДТ.
В данном случае к моменту обращения Общества в таможню с заявлением от 10.10.2019 исх. N 129 указанные сроки не истекли.
Вместе с тем, Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N 289 от 10 декабря 2013 года "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" установлен порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее- Порядок).
Пунктом 13 Порядка установлены требования к обращению о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ. В обращении обязательным к указанию является обоснование необходимости внесения таких изменений (дополнений).
При внесении в сведения о коде ТН ВЭД товаров обоснованием для внесения изменения является несоответствие текста товарной позиции и соответствующих положений ТН ВЭД указанным сведениям о характеристиках товаров.
В данном случае, Примечание 2 (Б) к Разделу XVI описывает особенности классификации товаров в пределах классификационной группировки раздела XVI (группы 84, 85), и не относятся непосредственно к товарам, рассматриваемым в товарной позиции 9603 ТН ВЭД в соответствии с текстом товарной позиции и не могут обладать приоритетом в соответствии с текстом правила 1 ОПИ ТН ВЭД.
Примечание 2 (а) к Разделу XVI устанавливает, что части, которые являются товарами, включенными в какую- либо из товарных позиций трупы 84 или 85 (кроме товарных позиций 8409, 8431, 8448, 8466, 8473, 8487, 8503, 8522, 8529, 8538 и 8548), во всех случаях должны классифицироваться в предусмотренных для них товарных позициях.
Пояснениями к товарной позиции 8512 ТН ВЭД ЕАЭС, в частности пояснениями к подсубпозициям 8512 90 900 1 и 8512 90 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС, разъяснено, что к ним относятся рычаги электрических стеклоочистителей со щетками или без щеток.
При этом, как при декларировании товаров, так и при внесении изменений декларантом сведений о наличии в щетках рычагов стеклоочистителей, креплений и универсальных адаптеров не указано.
Таким образом, щетки стеклоочистителей более конкретно поименованы в тексте товарной позиции 9603 ТН ВЭД ЕАЭС, как "щетки, являющиеся частями механизмов, приборов или транспортных средств", чем в товарной позиции 8512 ТН ВЭД ЕАЭС "стеклоочистители" с учетом пояснений к подсубпозициям 8512 90 900 1 и 8512 90 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
Случаи внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров определены положениями раздела III данного Порядка.
В соответствии со статьей 32 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г.Астане 29 мая 2014 г.) (далее - Договор), вступившего в силу 1 января 2015, в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее- ТК ЕАЭС) и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, а также в соответствии с положениями Договора.
На основании пункта 3 статьи 444 ТК ЕАЭС, решения Комиссии, регулирующие таможенные правоотношения, действующие на дату вступления ТК ЕАЭС в силу, сохраняют свою юридическую силу и применяются в части, не противоречащей ТК ЕАЭС.
На основании подпункта "в" пункт 11 Порядка сведения, заявленные в ДТ, подлежат изменению (дополнению) после выпуска товаров по результатам рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц либо на основании вступивших в законную силу решений судебных органов государств-членов.
Изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, после выпуска товаров с разрешения таможенного органа производится на основании обращения декларанта и документов, указанных в абзаце первом пункта 12 Порядка, или документов, указанных в абзаце втором пункта 12 Порядка, в соответствии с разделом IV Порядка (пункт 11.1 Порядка).
В соответствии с пунктом 12 Порядка для внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров декларантом представляются обращение, надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронный вид, документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ, в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров - ДТС, а в случае необходимости уплаты таможенных, иных платежей - также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату.
Обращение и документы, указанные в абзаце первом пункта 12 Порядка, подаются в таможенный орган, в котором зарегистрирована ДТ, либо иной таможенный орган, определенный в соответствии с законодательством государств-членов.
Обращение составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено Порядком. В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений (дополнений) и обоснование необходимости внесения таких изменений (дополнений) (пункт 13 Порядка),
В случае внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ в виде электронного документа, обращение, КДТ, а также ДТС в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров, документы, подтверждающие вносимые изменения (дополнения), в том числе документы, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей" могут быть представлены декларантом в виде электронных документов с использованием информационных систем в порядке, установленном законодательством государств-членов (пункт 15 Порядка).
Рассмотрение таможенным органом обращения и документов, предусмотренных абзацем первым пункта 12 Порядка, производится в соответствии с законодательством государства-члена в установленный законодательством этого государства-члена срок, который не может превышать 30 календарных дней со дня регистрации обращения и документов, предусмотренных абзацем первым пункта 12 Порядка, в таможенном органе (пункт 16 Порядка).
В соответствии с пунктом 17 Порядка таможенный орган, рассматривающий обращение и документы, представленные в соответствии с абзацем первым пункта 12 Порядка, проводит таможенный контроль в порядке, установленном ТК ЕАЭС.
В случае если в ходе проверки документов, представленных в виде электронных документов, выявлена необходимость представления на бумажных носителях документов, подтверждающих изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ, декларанту направляется требование о представлении документов с использованием информационных систем таможенного органа в порядке, установленном законодательством
На основании пункта 18 Порядка таможенный орган отказывает во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, в следующих случаях:
а) обращение и документы, указанные в абзаце первом пункта 12 Порядка, или документы, представленные в соответствии с абзацем вторым пункта 12 Порядка, поступили в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного пунктом 7 статьи 310 ТК ВАЭС;
б) не выполнены требования, предусмотренные пунктами 3, 4, 11 - 15 Порядка;
в) при проведении таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган выявил иные сведения, чем представленные декларантом для внесения в ДТ и указанные в обращении и документах, представленных в соответствии с абзацем первым пункта 12 Порядка, или в документах, представленных в соответствии с абзацем вторым пункта 12 Порядка.
Таможенный орган в письменной форме информирует декларанта об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ.
Довод Общества о необходимости изменения кода ТН ВЭД на основании Квалификационного мнения, принятого 62-й сессией Всемирной Торговой Организацией в сентябре 2018 года (далее - 62-я сессия ВТамО) является необоснованным на основании следующего.
Данные поправки не являются нормативным правовым актом.
Описание товаров, указанных в ДТ не соответствуют тексту, указанному на странице XVI/49 поправок к Сборнику классификационных мнений, принятых на 62-й сессии ВТамО.
Кроме того, коллегия поддерживает довод таможенного органа о невозможности распространения Квалификационного мнения на правоотношения, возникшие до его принятия.
В отношении предварительных решений о классификации товаров, принятых таможенными органами Республики Беларусь коллегия полагает необходимым отметить, что согласно п.4 ст. 21 ТК ЕАЭС предварительные решения о классификации товаров применяются на территории государства-члена, таможенные органы которого приняли такие предварительные решения о классификации товаров. Поскольку представленные Обществом предварительные решения приняты не таможенными органами Российской Федерации, то на территории Российской Федерации указанные решения не применяются.
Относительно требований Общества об обязании ответчика устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем возврата из бюджета излишне уплаченных таможенных платежей следует указать, что письмо таможни об отказе во внесении изменений в декларации на товары принято на основании п. 12 Решения N 289.
Учитывая изложенное, таможенным органом таможенный контроль в отношении товаров, задекларированных по ДТ, указанных в исковом заявлении, не проводился, документы, представленные ООО "Роберт Бош" к заявлению, таможенным органом не исследовались.
На основании вышеизложенного рассмотреть обращение по существу вопросов не представлялся возможным.
Соответственно, возврат излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не является устранением допущенных нарушений прав и законных интересов при признании не соответствующим действующему законодательству оспариваемого письма. Данные требования выходят за пределы заявленного предмета спора.
Таким образом, судом были проверены и оценены все доводы заявителя, но отклонены как противоречащие материалам дела и основанные на неверном толковании норм права.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения требований апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч.4 ст.270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.09.2020 по делу N А40-38212/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-38212/2020
Истец: ООО "РОБЕРТ БОШ"
Ответчик: Московская областная таможня
Третье лицо: ООО "КБФ ГРУПП"
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7306/2021
18.02.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-80740/2021
21.10.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-38212/20
26.05.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7306/2021
28.12.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-61934/20
21.09.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-38212/20