Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 июня 2021 г. N Ф02-1331/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
28 декабря 2020 г. |
Дело N А19-8723/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 августа 2020 года по делу N А19-8723/2020 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транснефть - Восток" (ОГРН 1063801003617, ИНН 3801079671) к Министерству лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859; 664003) о взыскании 193 093 рубля 99 копеек,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Транснефть - Восток" (далее - истец, ООО "Транснефть-Восток", общество) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Министерству лесного комплекса Иркутской области (далее - ответчик, Министерство) о взыскании 822 рублей 46 копеек - неосновательного обогащения (сбережения) в виде излишне уплаченных арендных платежей по договору аренды лесного участка от 19.11.2014 N 91-637/14, 192 271 рубль 53 копейки - процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 09.12.2017 по 30.07.2020, процентов за пользование чужими денежными средствами с 30.07.2020 до момента фактического возмещения суммы неосновательного обогащения. Уточнения исковых требований приняты судом в порядке статьи 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 августа 2020 года исковые требования удовлетворены. Взыскано с ответчика в пользу истца 822 рубля 46 копеек - неосновательного обогащения (сбережения); 192 271 рубль 53 копейки - процентов за пользование чужими денежными средствами; 6 793 рубля - судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 августа 2020 года по делу N А19-8723/2020, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, министерство не администрировало в соответствующий бюджет спорные денежные средства (проценты за пользование денежными средствами), равно как и не получало эти средства (так как является администратором бюджетных средств), в связи с чем министерство полагает, что правовые основания для взыскания процентов отсутствовали. Кроме того, министерство полагает, что проценты за пользование денежными средствами, взысканные судом с министерства в пользу истца являются чрезмерными и могут быть уменьшены в судебном порядке (пункт 1 статьи 333 ГК РФ). Расчет размера арендной платы должен производиться согласно условиям договора аренды (п. 4.3. договора), таким образом, у суда отсутствовали основания для взыскания неосновательного обогащения в размере 822,46 руб.
В материалы дела поступил письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы, в котором истец с выводами суда первой инстанции согласен, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 06.11.2020.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения Агентства лесного хозяйства Иркутской области "О предоставлении в пределах земель лесного фонда лесного участка в аренду" от 31.10.2014 N 3000-апр между Агентством лесного хозяйства Иркутской области (в настоящее время - Министерство лесного комплекса Иркутской области) (арендодатель) и ООО "Транснефть - Восток" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 19.11.2014 N 91-637/14, в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять в возмездное временное пользование лесной участок, расположенный на землях лесного фонда, имеющий местоположение: Иркутская область, Тайшетский район, Тайшетское лесничество, Шиткинское участковое лесничество, Технический участок N1 (колхоз им. Лазо), кв. N 15 (в. 20 ч), кв. N 32 (в. 1 ч, 2 ч, 3 ч, 9 ч, 10 ч, 34 ч, 35 ч), кв. N 45 (вв. 10 ч, 15 ч, 16 ч), Красноборская дача, кв. NN 49 (в. 9 ч, 12 ч, 13 ч), 62 (в. 1 ч, 7 ч, 11 ч, 12 ч, 13 ч), 63 (в. 13 ч, 18 ч, 19 ч, 22 ч, 31 ч, 32 ч, 33 ч, 53 ч), 64 (в. 37 ч, 43 ч, 44 ч, 45 ч, 50 ч, 51 ч, 52 ч, 53 ч, 55 ч, 66 ч), 80 (в. 4 ч, 5 ч, 11 ч), 81 (в. 13 ч, 18 ч, 20 ч, 24 ч, 26 ч, 34 ч, 41 ч, 47 ч, 48 ч, 52 ч, 59 ч, 61 ч, 62 ч), 105 (в. 5 ч, 11 ч, 17 ч, 18 ч, 24 ч, 25 ч, 34 ч, 39 ч, 40 ч, 41 ч), 114 (в. 1 ч, Зч, 4 ч, 6 ч), 120 (в. 6 ч, 7 ч, 8 ч, 9 ч, 12 ч, 19 ч, 20 ч, 25 ч, 28 ч, 29 ч), Юртинское участковое лесничество, Первомайская дача, кв. NN 16 (в. 5 ч, 23 ч), 84 (в. 1 ч, 2 ч, Зч, 4 ч, 5 ч, 6 ч, 7 ч, 10 ч, 11 ч, 12 ч, 13 ч, 16 ч, 19 ч), 112 (в. Зч, 5 ч, 6 ч, 8 ч, 9 ч, 13 ч, 17 ч, б/н ч), 141 (в. 1 ч, Зч, 4 ч, 6 ч, 7 ч, 8 ч, 12 ч, 15 ч, 17 ч, 22 ч, 24 ч, 25 ч, 26 ч, 28 ч, 29 ч), 168 (в. 2 ч, Зч, 6 ч, 8 ч, 9 ч, 11 ч, 14 ч, 17 ч, 23 ч, 24 ч, 27 ч, 28 ч, 31 ч), 195 (в. 1 ч, 2 ч, 9 ч, 13 ч, 14 ч, 15 ч, 17 ч), 228 (в. 1 ч, 2 ч, 3 ч, 6 ч, 7 ч, 12 ч), 273 (в. 6 ч, 7 ч, 10 ч, 15 ч, 17 ч, 19 ч), Юртинекая дача, кв. NN 13 (в. Зч, 5 ч, 7 ч), 14 (в. 8 ч), 21 (в. 1 ч, 6 ч, 8 ч, 9 ч, 10 ч, 13 ч), 26 (в. Зч, 14 ч, 15 ч, 18 ч), 28 (в. 5 ч), 31 (в. 7 ч, 12 ч), 55 (в. 2 ч, 5 ч), Технический участок N 5 (колхоз "Власть Советов") кв. N 58 (в. 1 ч, 4 ч, 5 ч) (защитные и эксплуатационные леса), общей площадью 58,11 га, в границах, указанных в актах натурного технического обследования лесного участка от 03.10.2014, утвержденных агентством лесного хозяйства Иркутской области 09.10.2014, планах лесного участка с номерами учетной записи в государственном лесном реестре 000783-2014-10, 000787-2014-10, 000784- 2014-10, 000785-2014-10, 000786-2014-10; в целях выполнения работ для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов: дорога автомобильная с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия (Магистральный нефтепровод "Куюмба-Тайшет". Подъездные дороги к УЗА. (533,9 км, 545 км, 554,9 км, 567,3 км, 586,8 км, 589,8 км, 645,9 км, 652,47 км, 665,49 км, 675,13 км, 685,8 км)).
Лесной участок передан в пользование арендатора по акту приема-передачи.
Договор аренды лесного участка зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в установленном законом порядке 02.03.2015.
Размер и условия внесения арендной платы согласованы сторонами в разделе 4 договора от 19.11.2014 N 91-637/14.
Согласно пунктам 4.1, 4.2 договора от 19.11.2014 N 91-637/14 годовой размер арендной платы по договору в целях выполнения работ для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов: дорога автомобильная с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия (Магистральный нефтепровод "Куюмба-Тайшет".
Подъездные дороги к УЗА. (533,9 км, 545 км, 554,9 км, 567,3 км, 586,8 км, 589,8 км, 645,9 км, 652,47 км, 665,49 км, 675,13 км, 685,8 км)), составляет: в 2014 году - 396 954 рублей 92 копеек, в 2015 году 418 032 рублей 17 копеек, в 2016 году - 435 596 рублей 55 копеек, в 2017 году - 456 673 рублей 80.
Обязательство по внесению арендатором арендной платы, возникает с момента государственной регистрации договора.
На момент подписания договора расчет размера арендной платы за пользование участком произведен на основании ставок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
По пункту 4.3. договора арендная плата в целях использования лесов для выполнения работ для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов: дорога автомобильная с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия (Магистральный нефтепровод "Куюмба-Тайшет".
Подъездные дороги к УЗА. (533,9 км, 545 км, 554,9 км, 567,3 км, 586,8 км, 589,8 км, 645,9 км, 652,47 км, 665,49 км, 675,13 км, 685,8 км)), вносится арендатором ежеквартально равными частями согласно приложению 3.1. договора с 1 по 15 число первого месяца текущего квартала.
Первый платеж (за оставшуюся часть квартала, считаемую со дня государственной регистрации договора) вносится в течение 10 дней с момента государственной регистрации договора, при этом размер первого платежа рассчитывается следующим образом: 396 954,92 /365*У, где: 396 954,92 - размер годовой арендной платы; 365 - количество дней в году; Y - количество дней, считаемых со дня, следующего за днем после государственной регистрации договора, до конца квартала, в котором зарегистрирован договор.
Как следует из материалов дела, работы по строительству линейного объекта Магистральный нефтепровод "Куюмба-Тайшет". Подъездные дороги к УЗА. (533,9 км, 545 км, 554,9 км, 567,3 км, 586,8 км, 589,8 км, 645,9 км, 652,47 км, 665,49 км, 675ДЗ км, 685,8 км), выполнены, 30.11.2016 утвержден акт N 69-2016/14 приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией по форме N КС-14, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а, которыми установлен факт выполнения строительства объекта "Магистральный нефтепровод "Куюмба - Тайшет". Подъездные дороги к УЗА" в полном соответствии с проектом, государственными стандартами, санитарно-эпидемиологическими, экологическими, пожарными и строительными нормами и правилами, а также факт готовности объекта к эксплуатации.
Распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области от 29.12.2017 N 4412-мр на основании заявления ООО "Транснефть-Восток" от 08.12.2017 последнему в аренду предоставлен спорный лесной участок в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов: эксплуатация линейного объекта - "Магистральный нефтепровод "Куюмба-Тайшет". Подъездные дороги к УЗА".
Истец полагает, что с 30.11.2016, даты ввода в эксплуатацию линейного объекта, расположенного на лесном участке, предоставленном обществу по договору аренды от 19.11.2014 N 91-637/14, для расчета арендной платы подлежит поправочный коэффициент 0,1, установленный пунктом 9 примечания к таблице N 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 N 109 "О внесении изменения в таблицу 16 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", следовательно, в период с декабря 2016 по 2019 год уплате подлежала арендная плата в размере меньшем, чем установлено пунктом 4.1 договора, и фактически внесена истцом.
В порядке досудебного урегулирования спора, истцом в адрес ответчика направлено требование от 08.04.2020 N ТНВ-01-07-07/11948 о возврате в течение 10 календарных дней с момента получения настоящего требования излишне уплаченных арендных платежей в сумме 1 097 063 рублей 72 копейки и оплате процентов за пользование чужими денежными средствами.
Требование истца ответчиком в добровольном порядке исполнено частично, министерством обществу перечислены денежные средства в сумме 1 096 241 рубль 26 копеек, в оставшейся части требования не исполнены.
Согласно пояснениям ответчика, расхождения в размере суммы переплаты по арендным платежам связаны с применяемыми сторонами методиками расчета, при этом министерством расчет произведен исходя из согласованного в пункте 4.3 договора условия о порядке внесения арендных платежей поквартально.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании суммы неосновательного обогащения (сбережения) и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Иркутской области исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Проанализировав условия договора от 19.11.2014 N 91-637/14, суд первой инстанции пришел верному к выводу о том, что по своей правовой природе указанный договор является договором аренды лесного участка, правоотношения по которому регулируются положениями параграфа 1 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), главой 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Судом установлено, что сторонами согласованы его существенные условия, предусмотренные статьей 607 ГК РФ, статьей 72 ЛК РФ, учитывая факт регистрации договора в установленном законом порядке, договор является заключенным.
Лесной участок передан в аренду по акту приема-передачи.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права и правовые позиции.
В соответствии с главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обязательства из неосновательного обогащения возникают при обогащении одного лица за счет другого, и такое обогащение происходит при отсутствии к тому законных оснований или последующем их отпадении.
Обогащение признается неосновательным, если приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого произошло при отсутствии к тому предусмотренных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.
Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Согласно пункту 3 статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила, предусмотренные главой 60 "Обязательства вследствие неосновательного обогащения", подлежат применению к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Пунктом 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении", разъяснено, что если оплата произведена в связи с договором, но не на основании его, так как договором не предусматривалась обязанность такой оплаты, требования о возврате излишне уплаченных по договору сумм происходит на основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку статья 1103 названного Кодекса предусматривает возможность применения правил главы 60 Кодекса к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Таким образом, исходя из правовой природы требований истца, в предмет доказывания по данному делу входят следующие факты: приобретение или сбережение ответчиком имущества за счет истца; отсутствие законных оснований для приобретения либо сбережения имущества ответчиком; размер неосновательного обогащения (сбережения).
Согласно части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 4 статьи 71 ЛК РФ).
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу статьи 614 ГК РФ и статьи 94 ЛК РФ размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 ЛК РФ и договором аренды лесного участка.
В силу частей 1, 2 статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Частью 1 статьи 73 ЛК РФ установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Из совокупного толкования данных норм материального права следует, что по общему правилу размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 ЛК РФ, относится к категории регулируемых цен, следовательно, арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставкой арендной платы, определенной в постановлении Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Согласно примечанию N 9 к таблице 16, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 N 109 "О внесении изменения в таблицу 16 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" и Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 117 "О внесении изменений в ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" к ставкам в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, при эксплуатации линейных объектов применяется поправочный коэффициент 0,1.
В соответствии со статьей 25 ЛК РФ одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
К линейным объектам согласно пункту 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ относятся линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Транснефть - Восток" на основании договора аренды от 19.11.2014 N 91-637/14 предоставлен лесной участок, расположенный на землях лесного фонда, имеющий местоположение: Иркутская область, Тайшетский район, Тайшетское лесничество, Шиткинское участковое лесничество, в целях выполнения работ для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов: дорога автомобильная с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия (Магистральный нефтепровод "Куюмба-Тайшет". Подъездные дороги к УЗА. (533,9 км, 545 км, 554,9 км, 567,3 км, 586,8 км, 589,8 км, 645,9 км, 652,47 км, 665,49 км, 675,13 км, 685,8 км)).
Судом первой инстанции установлено, что 30.11.2016 утвержден акт N 69-2016/14 приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией по форме N КС-14, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а, в соответствии с которым строительство объекта "Магистральный нефтепровод "Куюмба - Тайшет". Подъездные дороги к УЗА" завершено, объект соответствует проекту, государственными стандартами, санитарно-эпидемиологическими, экологическими, пожарными и строительными нормами и правилами, установлен факт готовности объекта к эксплуатации.
Таким образом, объект, в целях строительства которого заключен договор аренды лесного участка от 19.11.2014 N 91-637/14, создан с момента утверждения акта по форме 10 N КС-14, введен в эксплуатацию с 30.11.2016, следовательно, с указанной даты, лесной участок считается переданным в пользование общества в целях эксплуатации линейного объекта и к расчету арендной платы по договору от 19.11.2014 N 91-637/14 подлежит применению поправочный коэффициент 0,1, предусмотренный примечанием N 9 к таблице 16, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 N 109 "О внесении изменения в таблицу 16 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" и Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 117 "О внесении изменений в ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Данные обстоятельства признаны ответчиком, в том числе представленным в материалы дела распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области от 12.05.2020 N 91-1010-мр о применении понижающего коэффициента в расчете арендной платы (ООО "ТРАНСНЕФТЬ - ВОСТОК") с 30.11.2016.
Министерство полагает, что расчет арендной платы подлежит корректировке с учетом установленного пунктом 4.3 договора порядка уплаты арендных платежей, то есть исходя из суммы арендной платы, подлежащей уплате в квартал, в связи с чем, Министерством на основании произведенного расчета произведен возврат излишне уплаченной арендной платы в сумме 1 096 241 рубль 26 копеек (платежные поручения от 18.05.2020 N 187253, N 187249, N 187265, N 187261, N 187256, N 187252, N 187242, N 187259, N 187255, N 187251). Аналогичные доводы Министерства о расчете арендной платы применительно пункту 4.3 договора заявлены апелляционному суду.
Истец, не согласившись произведенным истцом расчетом, полагает, что расчет подлежащей возврату суммы уплаченной арендной платы надлежит производить исходя из фактического количества дней, без привязки к условиям пункта 4.3 договора.
Отклоняя доводы Министерства, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о правомерности исковых требований о взыскании 822 рублей 46 копеек - неосновательного обогащения (сбережения).
Согласно части 1 статьи 8 ЛК РФ участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Иркутской области от 04.03.2009 N 41-пп "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Иркутской области" размер арендной платы в квартал за использование земельного участка определяется путем деления размера арендной платы в год за использование земельного участка на количество дней в году и последующего умножения на количество дней в квартале.
В случае заключения договора аренды земельного участка после первого дня квартала, а также в случае прекращения договора аренды земельного участка до последнего дня квартала определение размера арендной платы в квартал за использование земельного участка осуществляется путем деления размера арендной платы в год за использование земельного участка на количество дней в году и последующего умножения на количество дней в квартале с момента заключения или до момента прекращения договора аренды земельного участка.
Согласно части 1 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
Без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются, в том числе в случае использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (пункт 1 части 3 статьи 73.1 ЛК РФ).
Согласно части 1 статьи 7 ЛК РФ типовые договоры аренды лесных участков, в том числе предусматривающие осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого вида использования лесов, предусмотренного частью 1 статьи 25 настоящего Кодекса.
В соответствии с абзацем 2 пункта 4.3 договора аренды лесного участка от 19.11.2014 N 91-637/14 первый платеж (за оставшуюся часть квартала, считаемую со дня государственной регистрации договора) вносится в течение 10 дней с момента государственной регистрации договора, при этом размер первого платежа рассчитывается следующим образом: 396 954,92 /365*У, где: 396 954,92 - размер годовой арендной платы; 365 - количество дней в году; Y - количество дней, считаемых со дня, следующего за днем после государственной регистрации договора, до конца квартала, в котором зарегистрирован договор.
На дату заключения договора от 19.11.2014 N 91-637/14 форма типового договора утверждена Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 N 319 "Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка".
В настоящее время формы типовых договоров утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 N 1003 "О типовом договоре аренды лесного участка" (утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 04.05.2018) и приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.12.2017 N 693 "Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков", пунктом 2.4 формы типового договора аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (Приложение N 14 к Приказу Минприроды России от 20.12.2017 N 693 "Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков" (зарегистрировано в Минюсте России 26.03.2018 N 50525) установлено правило, что в первый и последний год действия настоящего Договора арендная плата начисляется исходя из фактического количества дней аренды, годового размера арендной платы и количества дней в году.
Таким образом, исходя из приведенных положений законодательства, и условий согласованных в абзаце 2 пункта 4.3 договора аренды лесного участка от 19.11.2014 N 91-637/14, расчет арендной платы для целей определения суммы переплаты надлежит производить исходя из размера годовой арендной платы, количества дней в году; и фактического количества дней в соответствующем периоде (квартале).
При таких обстоятельствах, проверив произведенный истцом расчет суммы неосновательного обогащения (сбережения), произведенный в соответствии с требованиями законодательства и условий договора аренды, суд первой инстанции обоснованно посчитал правомерными и удовлетворил требования истца о взыскании с Министерства неосновательного обогащения сбережения в сумме 822 рублей 46 копеек.
Согласно пункту 2 статьи 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395 ГК РФ) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
Истец начислил ответчику проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 192 271 рубль 53 копейки за период с 09.12.2017 по 30.07.2020.
Представленный истцом расчет процентов судом первой инстанции проверен, признан верным, арифметическая правильность расчет ответчиком не оспорена.
Учитывая, что требование о взыскании неосновательного обогащения (сбережения) заявлено правомерно, требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 192 271 рубль 53 копейки за период с 09.12.2017 по 30.07.2020, также обоснованы и подлежат удовлетворению на основании статей 395, 1102, 1103 ГК РФ.
При этом, доводы апелляционной жалобы относительно возможности в данном случае применения положений статьи 333 ГК РФ, подлежат отклонению, поскольку указанные положения могут быть применимы к требованиям о взыскании договорной неустойки, а не процентов за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы Министерства о том, что оно не является получателем средств, поступающих в качестве арендной платы, в связи с чем, не могут быть с него взысканы, также подлежат отклонению.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 51 Бюджетного кодекса РФ неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 57 Бюджетного кодекса РФ неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41, 42, 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации.
В Приложении N 5 к Закону Иркутской области от 20 декабря 2019 года N 130-ОЗ "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" Министерство лесного комплекса Иркутской области указано в качестве главного администратора доходов областного бюджета по плате за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы.
Согласно статье 160.1. Бюджетного кодекса РФ главный администратор формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета, а администратор доходов бюджета обладает полномочиями на принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней, штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата. Кроме того, администратор доходов бюджета осуществляет начисление, учет, контроль за правильностью начисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет.
На основании Положения о Министерстве лесного комплекса Иркутской области (в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 03.05.2018 N 336-пп, от 21.05.2018 N 376-пп, от 19.07.2018 N 526-пп, от 13.08.2018 N 574-пп), Министерство лесного комплекса Иркутской области осуществляет функции по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду и наделено правом совершать сделки, заключать государственные контракты, иные договоры, соглашения в соответствии с законодательством.
Таким образом, полномочиями на принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней, штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, наделено непосредственно Министерство лесного комплекса Иркутской области.
В этой связи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении на Министерство обязанности по возврату излишне перечисленных истцом арендных платежей в бюджет Иркутской области и начисленных на них процентов.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 августа 2020 года по делу N А19-8723/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-8723/2020
Истец: ООО "Транснефть-Восток"
Ответчик: Министерство лесного комплекса Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
29.04.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1007/2022
17.01.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5127/20
04.06.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1331/2021
28.12.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5127/20
15.09.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-8723/20
13.08.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-8723/20