г. Санкт-Петербург |
|
28 декабря 2020 г. |
Дело N А56-43795/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баженовой Ю.С.
судей Полубехиной Н.С., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шахрзаевым М.И.,
при участии:
от истца: представитель Иванова Е.Н. по доверенности от 25.04.2020;
от ответчика: представитель не явился, извещен,
от 3-го лица: представитель Степанкевич Е.В. по доверенности от 30.12.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29444/2020) Правительства Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2020 по делу N А56-43795/2020, принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Спортивный клуб "Солнечное" (197341, Санкт-Петербург город, улица 3-я линия 1-й половины, дом 53, литер А, квартира 73, ОГРН: 1047815019559, ИНН: 7810322143)
к Правительству Санкт-Петербурга (191060, г. Санкт-Петербург, Смольный);
третье лицо: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Спортивный клуб "Солнечное" (далее - Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга (далее - Правительство), выразившегося в нерассмотрении заявления от 01.02.2019 N 2715/10-0-0 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 78:38:0021137:5029, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения объектов физической культуры и спорта, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, поселок Солнечное, 2-я Боровая улица, участок 6, для строительства объекта спорта с учетом обращения от 29.02.2020 N 2212-364-08-44/20, а также обязании Правительства принять решение по предоставлению указанного земельного участка в аренду Обществу в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу для строительства объекта спорта.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2020 суд признал незаконным бездействие Правительства Санкт-Петербурга, выразившееся в нерассмотрении заявления общества с ограниченной ответственностью "Спортивный клуб" Солнечное" от 30.01.2019 N 2715/19-0-0 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 78:38:0021137:5029, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения объектов физической культуры и спорта, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, поселок Солнечное, 2-я Боровая улица, участок 6 для строительства объекта спорта с учетом обращения от 29.02.2020 N 221_2-364-08-44/20; обязал Правительство Санкт-Петербурга в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу совершить действия, предусмотренные п.5 ст.39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Правительство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на пропуск Обществом срока для обжалования бездействия Правительства.
Правительство, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Представитель Общества в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель Комитета с доводами жалобы Правительства согласился.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, апелляционный суд установил следующее.
Распоряжением Комитета от 20.03.2017 N 1012-рзк по заявлению Общества была утверждена Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 8084 кв.м., расположенного по адресу: Санкт-Петербург, поселок Солнечное, 2-я Боровая улица, участок 6, (местоположение: Российская Федерация, Санкт-Петербург, поселок Солнечное, 2-я Боровая улица, участок 6, (восточнее дома 4, литера А по 41-му км Приморского шоссе), категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - спорт.
Земельный участок был сформирован, поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 78:38:0021137:3386.
Впоследствии, выяснилось, что границы сформированного участка пересекают границы трех территориальных зон ТРЗ-1 - зона рекреационного назначения - объектов отдыха, спорта, досуга и развлечений с включением объектов инженерной инфраструктуры, ТРЗ-2 (около 9,8 м) - зона рекреационного назначения - объектов туризма и санаторно-курортного лечения, гостиниц и пансионатов, дачного фонда с включением объектов инженерной инфраструктуры, ТР1 (около 9,6 м) - зона рекреационного назначения - лесов и лесопарков с включением объектов инженерной инфраструктуры.
Письмом от 01.06.2018 N 39340-39/18 Комитет сообщил о необходимости проведения переформирования части земельного участка путем перераспределения земель и земельного участка с кадастровым номером 78:38:0021137:3386, в связи с тем, что часть спорного земельного участка в границах территориальной зоны ТР1 расположена на территории городских лесов Санкт-Петербурга.
Распоряжением Комитета от 16.11.2018 N 2264-рзк утверждена новая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в результате чего площадь земельного участка уменьшилась с 8 084 кв.м до 7 348 кв.м и в дальнейшем при проведении повторного кадастрового учета участку присвоен кадастровый номер 78:38:0021137:5029.
В продолжение вышеуказанной процедуры Обществом 31.01.2019 было подано заявление N 01-58-765/19-0-0 о предоставлении участка без проведения торгов для размещения объекта обеспечения занятий спортом в помещениях.
Ссылаясь на то, заявление Общества в установленный срок не рассмотрено, бездействие Правительства является необоснованным, нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, Заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, установив факт обращения Общества с соответствующим заявлением и отсутствие результата его рассмотрения, признал оспариваемое бездействие незаконным, обязав Правительство в качестве способа восстановления права совершить действия, предусмотренные п.5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Пункт 3 части 1 статьи 199 и часть 5 статьи 200 АПК РФ предусматривают распределение бремени доказывания по заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, а именно: заявитель должен доказать нарушение его прав и законных интересов оспариваемым актом, а орган, принявший этот акт, должен доказать его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта.
В соответствии с п.п. 3 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам для размещения объектов социально-культурного назначения.
В соответствии с п.1.1 распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга от 21.07.2015 N 12-рг "О предоставлении земельных участков юридическим лицам для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов" предоставление земельных участков юридическим лицам в аренду без проведения торгов для размещения объектов социально-культурного назначения, осуществляется при условии соответствия указанных объектов критериям, установленным в п.п. 4 - 6 ст. 8 закона Санкт-Петербурга от 26.05.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования" (далее - Закон СПб N 282-43).
Согласно п. 4 ст. 8 Закона СПб N 282-43 критерием отнесения объекта социально-культурного назначения, предоставляемого без торгов, является отнесение объекта к объектам, размещаемым на основании вида разрешенного использования земельного участка, в частности "спорт".
Порядок предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов регламентирован в ст. 39.14 ЗК РФ и в Положении о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и проведения работ по приспособлению для современного использования, утвержденном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.07.2015 N 656 (далее - Положение).
По смыслу пунктов 14, 16 статьи 39.15 ЗК РФ срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет 2 года, а решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В соответствии со ст. 3 Закона СПб N 282-43 решение о предоставлении объектов недвижимости для целей строительства и об установлении инвестиционных условий принимается Правительством Санкт-Петербурга.
Установив, что Комитетом было издано распоряжение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и Общество в установленный срок обратилось за предоставлением участка, однако, Правительством в нарушение вышеуказанной процедуры не было принято решения по заявлению Общества, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое бездействие незаконным и обязал Правительство в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу совершить действия, предусмотренные п.5 ст.39.17 ЗК РФ.
Норма пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ является императивной и может считаться соблюденной в случае, если действия государственного органа завершены принятием в установленный срок обоснованного решения, в противном случае следует вывод о незаконном бездействии уполномоченного органа даже при условии осуществления деятельности по рассмотрению заявления.
Частью 2 статьи 201 АПК РФ установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2013 N 1908-О, по своему буквальному смыслу положение части 4 статьи 198 АПК РФ для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.
Доводы подателя жалобы о пропуске Обществом предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока на оспаривание бездействия Правительства, впервые заявленные в апелляционной жалобе, при рассмотрении дела судом первой инстанции не заявлялись (статья 9 АПК РФ), более того являются необоснованными, поскольку бездействие Правительства в данном случае носит длящийся характер.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2020 по делу N А56-43795/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-43795/2020
Истец: ООО "СПОРТИВНЫЙ КЛУБ "СОЛНЕЧНОЕ"
Ответчик: ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: КИО СПБ, Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
17.05.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3485/2021
28.12.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-29444/20
13.11.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21959/20
04.09.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-43795/20