Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20 мая 2021 г. N Ф05-2460/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
28 декабря 2020 г. |
Дело N А40-112905/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ЖСК "Оркестр ГАБТ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.09.2020 по делу N А40-112905/19 по заявлению ЖСК "Оркестр ГАБТ"
к Управлению Росреестра по Москве
третьи лица: 1. Ахтямов М.М.; 2. Балясникова Н.Б.; 3. Дмитриев П.В.;
4. Журавлева А.Л.; 5. Малицкий Е.Е.
6. Маслова О.Л.; 7. Лузанова Н.Ф.
8. Мещеринова Н.В.; 9. Рябинина Г. А.
10.Оруджева С.М.; 11.Онайтене О.А.
12. Яцук Г.А.; 13. Зубарева И.П.
14. Федоренко Б.Ф.; 15. Кузнецова Д.В.
16. Серпер Н.А. ;17. Руманов B.C.
18. Слепнева АН.;19. Хафизова Н.А.
20. Дмитриев П.В.; 21. Яровой А.В.
22. Мещеринов В.А.; 23. Виноградова O.A.
24. Иосифов Г.К.; 25. Крынский А.В.
26. Кондрашева B.C.; 27. Фирсов И.В.
28. Борисова Е.А.; 29. Андреев А.Н.
30.Дравнель M.B.; 31. Каширин В.А.
32. Хазов А.В. ; 33. Романовская Л.А.
34. Каплан Л.Я.; 35. Ященко А.Н.
36. Тамазова В.В.; 37. Шейнкман В.А.
38. Черныш И.Г.; 39. Николаенко Г.Ф.
40. Дзегиленко Ф.Н.; 41. Жук Т.М.
42. Вахрушева М.В.; 43. Жук В.И.
44. Володина Д.Д.; 45. Бородина Е.В.
46. Борисова Т.В.; 47. Панюшкин Г.Н.
48. Острин А.Б.; 49. Яровой В.К.
50. Ершова И.О.; 51. Иосифов Д.Г.
52.Григорян С.А.; 53. Крейн И.М.
54.Дедов Ю.А.; 55. Гершанова Е.Д.
56.Малиновская Н.В.; 57. Миронова B.E.
58.Амаева Л.А.; 59.Ларина А.А.
60. Мраморнова Г.А.; 61. Шевелева Г.И.
62. Романенко К.В.; 63. Дубров В.Э.
64. Сергеев B.E.; 65.Никешина Н.Н.
66. Лузанова Т.Г.;67. Терпогосов З.Р.
68. Мраморнов А.С.; 69. Но В.Ж.
70. Гусейнов К.К.; 71.Куликова Е.В.
о признании незаконными решения и действий,
при участии:
от заявителя: |
Алешкин В.М. по дов. от 01.10.2018; |
от ответчика: |
Арутюнян И.С. по дов. от 30.12.2019; |
от третьих лиц: |
1) Алешкин В.М. по дов. от 07.09.2018; 2) Алешкин В.М. по дов. от 08.08.2018; 3) Алешкин В.М. по дов. от 16.08.2018; 4) Алешкин В.М. по дов. от 30.08.2018; 5) Алешкин В.М. по дов. от 03.09.2018; 6) Алешкин В.М. по дов. от 31.08.2018; 7) Алешкин В.М. по дов. от 30.08.2018; 10) Алешкин В.М. по дов. от 31.08.2018; 11) Алешкин В.М. по дов. от 03.09.2018; 12) Алешкин В.М. по дов. от 04.09.2018; 8, 9,13-71) не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительного кооператив "Оркестр ГАБТ" (далее - заявитель) с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление) о признании незаконным решения и действия Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве, выразившихся в приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственную регистрации прав объектов недвижимости, а именно гаражных блоков, расположенных в пределах кадастрового квартала N 77:09:0005014 по адресу: г. Москва, ул. Беговая, д. 15, стр. 7 (площадь 93,2 кв.м.), стр. 8 (площадь 77,0 кв.м.), стр. 9 (115,5 кв.м.), стр. 11 (20,3 кв.м.), об обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав объекта недвижимости - гаражного блока площадью 93,2 кв.м., расположенного в пределах кадастрового квартала N 77:09:0005014 по адресу г. Москва, ул. Беговая, д. 15, стр. 7 за Жилищно-строительным кооперативом "Оркестр ГАБТ", гаражного блока площадью 77,0 кв.м., расположенного в пределах кадастрового квартала N 77:09:0005014 по адресу г. Москва, ул. Беговая, д. 15, стр. 8 за Жилищно-строительным кооперативом "Оркестр ГАБТ" ИН7714002302), гаражного блока площадью 115,5 кв.м., расположенного в пределах кадастрового квартала N 77:09:0005014 по адресу г. Москва, ул. Беговая, д. 15, стр. 9 за Жилищно-строительным кооперативом "Оркестр ГАБТ", гаражного блока площадью 20,3 кв.м., расположенного в пределах кадастрового квартала N 77:09:0005014 по адресу г. Москва, ул. Беговая, д. 15, стр. 11 за Жилищно-строительным кооперативом "Оркестр ГАБТ".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.08.2019 требования ЖСК "Оркестр ГАБТ" удовлетворены частично. Суд признал незаконным решение Управления, выразившееся в отказе осуществить государственный кадастровый учет гаражных блоков, расположенных в пределах кадастрового квартала N 77:09:0005014 по адресу: г. Москва, ул. Беговая, д. 15, стр. 7 (площадь 93,2 кв.м.), стр. 8 (площадь 77,0 кв.м.), стр. 9 (115,5 кв.м.), стр. 11 (20,3 кв.м.). В остальной части требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18.03.2020 N Ф05-2460/2020 решение Арбитражного суда города Москвы от 23.08.2019 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2019 года по делу N А40-112905/2019 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении Арбитражный суд Московского округа указал суду первой инстанции, что необходимо уточнить заявленные требования, устранить допущенные нарушения, определить круг лиц, на чьи права может повлиять решение по делу, обсудить вопрос о их привлечении к участию в деле, и, правильно применив к установленным обстоятельствам нормы материального и процессуального права, принять законный и обоснованный судебный акт.
Решением от 08.09.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В судебном заседании представитель ЖСК "Оркестр ГАБТ" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт.
Представитель Управления возражал по доводам апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
Представитель третьих лиц: Ахтямова М.М., Балясниковой Н.Б., Дмитриева П.В., Журавлевой А.Л., Малицкого Е.Е., Масловой О.Л., Лузановой Н.Ф., Оруджевой С.М., Онайтене О.А., Яцук Г.А. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Остальные третьи лица в судебное заседание не явились.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Как следует из обстоятельств дела, 12.12.2018 ЖСК "Оркестр ГАБТ" обратился в Управление через МФЦ района Савеловский (САО) с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета, а именно гаражных блоков, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Беговая, д. 15, стр. 7 (площадь 93,2 кв.м.), стр. 8 (площадь 77,0 кв.м.), стр. 9 (115,5 кв.м.), стр. 11 (20,3 кв.м.) (материалы учетных дел N N 77-0-1-71/3292/2018-1456, 1457, 1458, 1460) одновременно в связи с созданием указанных объектов недвижимости. Номер кадастрового квартала, в пределах которого расположены объекты недвижимости (гаражные блоки), N 77:09:0005014. Год завершения строительства 1953 г.
Управление Росреестра по Москве уведомлением от 19.12.2018 государственный кадастровый учет приостановило до 19.03.2019 в связи с тем, что с заявлением о государственном кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо, а также представленные технические планы подготовлены с нарушением пункта 20 Требований, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
В связи с тем, что заявителем не устранены нарушения, Управление 19.03.2019 вынесло решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Полагая, что решение и действия Управления, выразившиеся в приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственную регистрации прав объектов недвижимости, а именно гаражных блоков, расположенных в пределах кадастрового квартала N 77:09:0005014 по адресу: г. Москва, ул. Беговая, д. 15, стр. 7 (площадь 93,2 кв.м.), стр. 8 (площадь 77,0 кв.м.), стр. 9 (115,5 кв.м.), стр. 11 (20,3 кв.м.) незаконными и нарушают законные права и интересы ЖСК "Оркестр ГАБТ", заявитель обратился в арбитражный суд о признании их незаконными.
Арбитражный суд города Москвы, отказывая в удовлетворении заявленных требований, уточненных в порядке ст. 49 АПК РФ, руководствовался положениями ст. ст. 14, 24, 69, 72 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Суд первой инстанции пришел к выводу, что заявителем не представлено документов, подтверждающих проведенный ранее учет спорных объектов недвижимости, равно как и не представлено правоустанавливающих документов в отношении спорных объектов недвижимости.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как следует из обстоятельств дела, 10.06.1946 Советом Министров СССР было вынесено Постановление N 1198 "О строительстве жилого дома для артистов оркестра Государственного академического Большого театра СССР", в соответствие с которым коллективу артистов оркестра Государственного академического Большого театра СССР была разрешена постройка жилого дома в г. Москве, а также для строительства указанного дома было разрешено коллективу артистов оркестра ГАБТ СССР организовать жилищно-строительный кооператив.
Письмом от 06.10.1953 N 887/023 Отдел городских земель сообщил Дирекции Большого театра (на N37-277) о разрешении строительства двух гаражей на 15 автомашин индивидуального пользования на территории двора по ул. Беговой, д. 7А (ныне ул. Беговая, д. 15), указав на необходимость: Местоположение гаражей согласовать с райархитектором Ленинградского района; Проект гаражей представить на рассмотрение Межведомственной комиссии Ленинградского райсовета и получить разрешение на производство работ.
Протоколом от 39.10.1953 N 17 "О разрешении на строительство гаража на 13 автомашин" на основании решения отдела городских земель от 06.10.1953 г. N 887/023 и решения заседания межведомственной комиссии Ленинградского райисполкома по протоколу от 28.10.1953 г. N 2111, заседание Правления ЖСК "Оркестр ГАБТ" постановило: "Правление не возражает против постройки гаража на территории двора ЖСК на основании предъявленных т.Шварц документов и списка. Вместе с тем, Правление не берет на себя ответственность дать разрешение на постройку гаража до решения общего собрания (согласно инструкции Мин. Ком. Хоз. РСФСР от 31.10.1939 г. N 634)".
Протоколом N II "О строительстве гаражей" от 02.06.1954 г. Общее собрание членов ЖСК "Оркестр ГАБТ" постановило: "Разрешить строительство гаражей членам ЖСК с выполнением обязательств, указанных в Постановлении".
В соответствие с вышеперечисленными решениями, членам ЖСК "Оркестр ГАБТ" было разрешено строительство гаражей.
Гаражи (объекты недвижимости) площадью 20.3 кв.м., 77.0 кв.м., 115.5 кв.м., 93.2 кв.м., расположенные по адресу г. Москва, ул. Беговая, д. 15, стр. 7, 8, 9, 11 отображаются на плане земельного участка Савеловского территориального бюро технической инвентаризации города Москвы, составленного по состоянию на 15.01.2009 г. по адресу ул. Беговая, д. 15 (квартал N 2137 Северный АО г. Москвы), что свидетельствует о существовании (наличии) гаражей.
Данный факт подтверждается техническим паспортом Савеловского территориального бюро технической инвентаризации города Москвы на домовладение N 15, расположенное по ул. Беговой.
ЖСК "Оркестр ГАБТ" обратился в ООО "Геодезическая Компания БУДУЩЕЕ+" (115088, г. Москва, ул. Угрешская, д. 2, стр. 1), аккредитованное при Саморегулируемая организация Ассоциация "Объединение кадастровых инженеров", заключив договоры на выполнение кадастровых работ N 19-09-18г7 19.09.2018, а именно для составления технических планов в отношении объектов недвижимости, расположенные по адресу: г.Москва, ул.Беговая, д.15, стр. 7, 8, 9, 11, предоставив полный пакет документов.
Технические планы спорных объектов недвижимости (четырех гаражных блоков) представлены в Управление через МФЦ района Савеловский (САО) в электронной форме в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем.
В соответствие с подготовленными ООО "Геодезическая Компания БУДУЩЕЕ+" техническими планами, ЖСК "Оркестр ГАБТ" обратилось с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества по каждому строению в отдельности в Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве через МФЦ района Савеловский (САО).
19.12.2018 Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве уведомило о приостановлении осуществления кадастрового учета (вх. N 77-0-1-71/3292/2018-1456, 1458, 1457, 1460) в связи с тем, что представленные технические планы подготовлены с нарушением п. 20 Требований.
С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
На основании части 5 статьи 72 Закона N 218-ФЗ настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу. Настоящий Федеральный закон по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
Закон N 218-ФЗ, как и ранее действовавший Федеральный закон от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", предусматривают преемственность регистрационного законодательства в части признания юридически действительными ранее возникших прав собственности или иных вещных прав на недвижимость.
Согласно части 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В соответствии счастью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 14 Закона 218-ФЗ кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 19 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона N 218-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Согласно части 2 статьи 24 Закона N 218-ФЗВ техническом плане указываются:
1) сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства, едином недвижимом комплексе, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости;
2) сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей таких объектов недвижимости;
3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, которым присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости.
Форма технического плана и требования к его подготовке утверждены приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
В соответствии с частью 12 статьи 24 Закона N 218-ФЗ технический план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план.
В соответствии с частью 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Таким образом, статьей 69 Закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусматривает особый порядок внесения сведений об объектах, которые отнесены к ранее учетным объектам недвижимости.
В качестве доказательства осуществления ранее государственного кадастрового учета спорного объекта представителем заявителя были представлены в регистрирующий орган действующий технический паспорт на домовладение N 15 по ул. Беговой Северного административного округа г. Москвы (гаражные блоки).
Суд установлено, что технический паспорт на домовладение от 15.01.2009 был составлен в отношении объекта учета в виде многоквартирного шестиэтажного жилого дома, а не в отношении спорных гаражей. Спорные объекты гаражи обозначены в разделе V. технического паспорта на домовладение от 15.01.2009, который называется "Оценка служебных строений, дворовых сооружений и замощений".
Описание служебных строений в виде гаражей, приведенное в техническом паспорте на домовладение, не позволяет их отнести к объектам капитального строительства и не подтверждает ранее проведенный в отношении их органами технической инвентаризации технический учет.
Согласно письму Министерства экономического развития РФ от 10.03.2016 N ОГ-Д23-2841 в соответствии с Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 4 августа 1998 г. N 37, единицей технической инвентаризации являются: домовладение; отдельно стоящее основное здание.
На каждый объект составляется учетно-техническая документация, которая группируется в инвентарное дело.
В соответствии с Инструкцией на земельном участке может располагаться единица технической инвентаризации - домовладение или единица технической инвентаризации - отдельно стоящее основное здание (например, жилой дом).
Кроме того, суд указал, что технический паспорт на домовладение, представленный заявителем, не может служить документом, позволяющим внести в ЕГРН сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, так как согласно ответам из органов технической инвентаризации, объекты ранее не были учтены, в архиве отсутствуют технические паспорта и иная документация об учете заявленных к регистрации объектов.
Судом первой инстанции также верно отмечено, что к постановке на учет были заявлены стр. 7 площадью 93,2 кв. м; стр. 8 площадью 77,0 кв. м; стр. 9 площадью 115,5 кв. м; стр. 11 площадью 20,3 кв. м.
В техническом же паспорте на домовладение указана иная площадь соответствующих строений, а именно площадью 102,5 кв. м.; 94,1 кв. м; 134,5 кв. м; 20,4 кв. м.
Таким образом, площади спорных объектов, заявленных к постановке на кадастровый учет сильно разняться с площадью тех же самых объектов, указанной в техническом паспорте, на который в качестве доказательства ссылается заявитель.
Документов, свидетельствующих о законности изменения площади гаражей, заявителем не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что изменение площади спорных объектов произошло ввиду погрешностей измерений при составлении технических паспортов в 1985 г. и 2009 г., не принимаются как бездоказательные. Разница в площади стр. 8 и стр. 9 составляет соответственно 17 м и 19 м, что сомнительно считать погрешностью в измерениях.
Заявитель также не представил доказательства возведения указанных объектов недвижимости в соответствии с установленными нормативными требованиями, а также введения их в эксплуатацию в установленном порядке в качестве объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется:
1) в связи с созданием объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 19 настоящего Федерального закона;
2) в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
3) в связи с образованием, прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, если в соответствии с федеральным законом такие ограничения и обременения не подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости;
4) в отношении всех помещений и машино-мест в здании, сооружении одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета на это здание, сооружение либо в случае, если право собственности на это здание, сооружение уже зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
5) в отношении здания, являющегося многоквартирным домом, и помещений, являющихся общим имуществом в таком доме, одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета расположенных в таком доме квартир;
6) в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости;
7) в отношении образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в установленном федеральным законом порядке) и которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства;
8) в отношении земельных участков, образуемых на основании решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд;
9) в отношении земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с частью 14 статьи 41 настоящего Федерального закона;
10) в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
11) в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута.
Судом установлено, что заявитель не представил каких - либо документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию спорных гаражей.
Многочисленные ответы ГБУ "ЦГА Москвы", входящие в состав приложения технических планов, согласно которым в просмотренных документах архивных фондов Мосгорисполкома, Исполкома Ленинградского райсовета документов об отводе земельного участка на территории двора ЖСК для строительства двух гаражей на 15 автомашин по адресу: ул. Беговая, д. 7а, не имеется. Центральный государственный архив города Москвы сообщил об отсутствии технической документации в отношении спорных гаражей.
Из представленных документов следует, что годом создания спорных гаражей является 1953 год.
Согласно части 5 статьи 69 Закона N 218-ФЗ в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
Таким образом, для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости необходимо предоставить в Управление не только правоустанавливающий документ, но и документ, свидетельствующий о проведенном ранее техническом или регистрационной учете, инвентаризации данных объектов.
На основании изложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод, что документов, подтверждающих проведенный ранее учет спорных объектов недвижимости, а, равно как и правоустанавливающих документов в отношении спорных объектов недвижимости заявителем не представлено.
Кроме того, суд установил, что фактически указанные гаражи переданы в пользовании членам ЖСК "Оркестр ГАБТ". При этом документов, подтверждающих наличие правовых оснований для передачи в пользовании указанных гаражей, членам ЖСК, заявителем в Управление и суду не представлено.
Учитывая изложенные обстоятельства, у суда первой инстанции отсутствовали законные основания для удовлетворения требований заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм права, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.09.2020 по делу N А40-112905/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б. Краснова |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-112905/2019
Истец: ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ "ОРКЕСТР ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО БОЛЬШОГОТЕАТРА"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2460/20
28.12.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-58608/20
08.09.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-112905/19
18.03.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2460/20
25.11.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-61435/19
21.08.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-112905/19