г. Воронеж |
|
15 декабря 2010 г. |
Дело N А08-3387/2010-20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 декабря 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2010 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Михайловой Т.Л.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Анзельм К.К.,
при участии:
от главы крестьянско-фермерского хозяйства "Гусаровка" Азарова Марка Ивановича: представители не явились, надлежаще извещен,
от Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Шебекинском районе и г. Шебекино: представители не явились, надлежаще извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянско-фермерского хозяйства "Гусаровка" Азарова Марка Ивановича на решение Арбитражного суда Белгородской области от 17.08.2010 г. по делу N А08-3387/2010-20 (судья Хлебников А.Д.) по заявлению главы крестьянско-фермерского хозяйства "Гусаровка" Азарова Марка Ивановича к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Шебекинском районе и г. Шебекино о признании недействительным постановления,
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянско-фермерского хозяйства "Гусаровка" Азаров Марк Иванович (далее - глава КФХ "Гусаровка" Азаров М.И., заявитель) обратился в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Шебекинском районе и г. Шебекино (далее - Управление) о признании недействительным постановления N 351 от 14.05.2010 г. (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 17.08.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. С главы КФХ "Гусаровка" Азарова М.И взыскано 200 рублей государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Глава КФХ "Гусаровка" Азаров М.И. не согласился с вынесенным судебным актом и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование апелляционной жалобы глава КФХ "Гусаровка" Азаров М.И. указывает на то, что суд первой инстанции в обжалуемом решении ссылается на постановление ВАС РФ от 24.05.2005 г. N 15749/04, где нормы законодательства, регулирующие правоотношения с системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств для целей уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа к индивидуальным предпринимателям. Заявитель указывает на то, что указанное постановление ВАС РФ основано на положениях ст. 235 НК РФ, тогда как глава Налогового кодекса РФ "Единый социальный налог" отменена с 01.01.2010 г.
Заявитель ссылается на то, что в ст. 6, п. 1 ст. 28 Федерального закона N 167-ФЗ по состоянию на 01.01.2010 г. крестьянские (фермерские) хозяйства не упоминаются в качестве страхователей.
Также заявитель считает, что глава КФХ "Гусаровка" Азаров М.И. не является индивидуальным предпринимателем в силу того, что КФХ "Гусаровка" зарегистрировано в качестве юридического лица.
Управление в представленном отзыве возражало против доводов апелляционной жалобы, считая ее не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании 01.12.2010 г. объявлялся перерыв до 08.12.2010 г. (с учетом выходных дней).
Стороны, извещенные о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке, в судебное заседание не явились.
В материалах дела имеется заявление главы крестьянско-фермерского хозяйства "Гусаровка" Азарова Марка Ивановича о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
На основании ст. ст. 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части.
Как следует из материалов дела, крестьянское фермерское хозяйство "Гусаровка" (далее - КФХ "Гусаровка") создано на основании постановления главы Администрации Шебекинского района Белгородской области от 27 марта 1992 года N 172.
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц крестьянско-фермерское хозяйство "Гусаровка" зарегистрировано в качестве юридического лица, главой КФХ "Гусаровка" является Азаров Марк Иванович. Сторонами не оспаривается, что членом КФХ "Гусаровка" является Азарова Наталья Викторовна.
Как следует из материалов дела, в адрес заявителя Управлением направлено требование N 177 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 22.03.2010 г., согласно которому Азарову М.И. предлагалось уплатить в срок до 09.04.2010 г. недоимку по страховым взносам и пени в сумме 16 293,19 руб., в том числе:
страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии - 9700 руб., пени - 1162,15 руб.,
страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии - 4850 руб., пени - 581,04 руб.
В связи с неисполнением требования N 177 от 22.03.2010 г. Управлением принято постановление N 351 от 14.05.2010 г. ( далее -постановление N 351) о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов, в пределах сумм, отраженных в требовании N 177 от 22.03.2010 г.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленным требований в части признания недействительным постановления N 351 о взыскании за счет имущества недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 год в размере 14 550 руб. ( в т.ч. 9700 руб.- на страховую часть, 4850 руб. - на накопительную часть) и начисленных на указанную сумму пени за период с 01.01.2010 г. по 22.03.2010 г. в размере 340, 6 руб., суд первой инстанции, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Крестьянское (фермерское) хозяйство, образованное до введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, является юридическим лицом до момента регистрации изменений его правового статуса по заявлению главы КФХ.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ) предусмотрено, что крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1, вправе сохранить статус юридического лица на период до 01.01.2010 (пункт 3 статьи 23 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ). В соответствии с Федеральным законом N 239-ФЗ, срок для перерегистрации крестьянских (фермерских) хозяйств продлен до 01.01.2013.
На такие КФХ нормы Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ, а также нормы иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов или существа правоотношения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) (в редакции, действовавшей в 2009 г.) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 167-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2009 г.) застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств. Право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2 статьи 7 Федерального закона N 167-ФЗ).
В силу статьи 3 Федерального закона N 167-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2009 г.) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
На основании пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 167-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2009 г.) страховые взносы в виде фиксированного платежа уплачивают страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 167-ФЗ, а именно индивидуальные предприниматели, адвокаты и приравненные к ним в целях названного Закона частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы.
В силу пункта 4 статьи 28 Федерального закона N 167-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2009 г.) порядок и сроки уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 148 были утверждены Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа, которые согласно пункту 1 распространялись в 2009 г. на глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств.
Следовательно, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств для целей уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа к индивидуальным предпринимателям. При этом установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации, применяемая в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ).
Таким образом, для целей налогообложения глава крестьянского (фермерского) хозяйства является как страхователем, так и застрахованным лицом, обязанным уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа на тех же условиях, на каких они уплачиваются индивидуальными предпринимателями.
Изложенное также согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 24 мая 2005 г. N 15749/04, согласно которой нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств для целей уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа к индивидуальным предпринимателям.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что глава КФХ "Гусаровка" Азаров М.И. не обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа, поскольку не является индивидуальным предпринимателем, а КФХ "Гусаровка" зарегистрировано в качестве юридического лица отклоняются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) (в редакции, действовавшей в спорный период -2009 г.) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу ст. 28 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи - индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа.
Согласно п.2 статьи 28 Федерального закона N 167-ФЗ размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2008 N 799 стоимость страхового года на 2009 год установлена в размере 7274,40 рублей.
Пунктом 4 ст. 28 Федерального закона N 167-ФЗ установлено, что порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.2, 4 постановления Правительства РФ от 11.03.2003 N 148 "Об утверждении Правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа" уплата фиксированного платежа страхователями осуществляется путем зачисления его на счета территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, открытые в территориальных органах Федерального казначейства, по месту регистрации страхователей.
Фиксированный платеж за текущий год уплачивается не позднее 31 декабря этого года.
Доказательств уплаты страховых взносов на ОПС в вышеуказанном порядке и размере заявителем не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у заявителя обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2009 г. в виде фиксированного платежа за себя и за члена КФХ "Гусаровка" - Азарову Н.В. в размере 14 550 руб.
Согласно п. 1 ст. 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с 1 ст.25 Федерального закона N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов( п.3, 2 ст.25 Федерального закона N 212-ФЗ).
Пунктами 5- 8 ст.25 установлено, что пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.
Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
При этом, пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств плательщика страховых взносов на счетах в банке, а также за счет иного имущества плательщика страховых взносов в порядке, предусмотренном для взыскания недоимки по страховым взносам.
Поскольку заявителем не представлено доказательств уплаты страховых взносов в установленном порядке и размере за 2009 год в размере 14 550 руб., Управлением в связи с неуплатой указанной суммы правомерно начислены пени за период с 01.01.2010 г. по 22.03.2010 г. в размере 340, 6 руб.
Отклоняя доводы заявителя о недопустимости бесспорного взыскания спорной недоимки, суд первой инстанции также правомерно указал, что с 01.01.2010 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 года N 212-ФЗ " О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
В силу п.2 ст. 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшихся на 31 декабря 2009 года включительно, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном данным Федеральным законом.
При этом положениями указанного закона установлен бесспорный ( внесудебный) порядок взыскания недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам независимо от размера задолженности, подлежащей взысканию.
Так, в соответствии с п. 1 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 212-ФЗ.
Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 Федерального закона N 212-ФЗ за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Взыскание недоимки по страховым взносам с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона N 212-ФЗ. ( п.3 ст. 18)
При этом, под индивидуальными предпринимателями для целей указанного закона понимаются также главы крестьянских (фермерских) хозяйств ( п.3 ст.2 Федерального закона N 212-ФЗ).
Положениями ст.19 Федерального закона N 212- предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя ( п.1, 2 ст.19)
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 Федерального закона N 212-ФЗ ( п.3 ст.19).
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ, требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. (п. 2 ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ).
В соответствии с п. 14 ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 Федерального закона N 212-ФЗ.
Пунктом 1 ст. 20 Федерального закона N 212-ФЗ в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 Федерального закона N 212-ФЗ.
В силу п. 2 ст. 20 Федерального закона N 212-ФЗ решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве"), с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов (п. 3 ст. 20 Федерального закона N 212-ФЗ).
Из материалов дела усматривается, что сроки на взыскание недоимки по страховым взносам за 2009 год и соответствующих пени, а также порядок взыскания Управлением не нарушен, расчетных счетов у заявителя не имеется.
Однако суд апелляционной инстанции не может согласиться с решением суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований заявителя в части признания недействительным постановления N 351 в части взыскания пени в размере 1 402. 59 руб.
Из представленного Управлением расчета пени, включенной в оспариваемое постановление, следует, что пени в сумме 1743,19 руб., в том числе пени на страховую часть пенсии - 1162,15 руб., на накопительную часть - 581,04 руб., начислены заявителю в связи с наличием у него недоимки по уплате страховых взносов на страховую часть пенсии, в том числе:
- пени в сумме 453,79 руб., в том числе пени на страховую часть пенсии - 302,53 руб., на накопительную часть - 151,26 руб. начислены за период с 01.04.2009 г. по 22.03.2010 г. на недоимку 2007 года в сумме 3696 руб.,
- пени в сумме 948,80 руб., в том числе пени на страховую часть пенсии - 632,55 руб., на накопительную часть - 316,25 руб. начислены за период с 01.04.2009 г. по 22.03.2010 г. на недоимку 2008 года в сумме 7728 руб.,
- пени в сумме 340,60 руб., в том числе пени на страховую часть пенсии - 227,07 руб., на накопительную часть - 113,53 руб. начислены за период с 01.01.2010 г. по 22.03.2010 г. на недоимку 2009 года в сумме 14 550 руб.
Таким образом, взыскиваемые на основании постановления N 351 пени в размере 1 402. 59 руб. начислены на задолженность заявителя по страховым взносам за 2007, 2008 г.г. за период с 01.04.2009 г. по 22.03.2010 г
При этом исходя из ст.26 Федерального закона N 167-ФЗ, а также требований Федерального закона N 212- ФЗ, содержащего аналогичные положения в отношении оснований для начисления и порядка начисления и уплаты пени, следует, что уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность, помимо обязанности по уплате страховых взносов, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате взносов либо после исполнения последней.
Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налогов (взносов). Поэтому после истечения пресекательного срока взыскания задолженности, пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (взносов) и с этого момента не подлежат начислению. Возможность взыскания пеней с момента истечения пресекательных сроков на взыскание задолженности, на которую они начислены, утрачивается.
Взыскание в бесспорном порядке пеней, начисленных на недоимку, возможность взыскания которой утрачена, нарушает права заявителя и не согласуется с требованиями вышеприведенных положений законодательства. (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2007 N 8241/07, от 03.06.2008 N 1868/08, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.03.2008 N 4041/08).
Как указано выше, Управлением были начислены пени в сумме 1402,59 руб. на недоимку 2007-2008 гг.
При этом, исходя из положений Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2007-2008 гг), а также требований ст.ст.46, 47 НК РФ, сроки на взыскание указанных сумм недоимки по страховым взносам истекли.
Управлением не представлено доказательств осуществления мер по взысканию недоимки по страховым взносам за 2007-2008 г.г. в установленном законом порядке (инкассовые поручения на взыскание недоимки за счет денежных средств на счетах в банках, решения о взыскании недоимки за счет имущества, решения суда).
Судом апелляционной инстанции также учтено, что решение Управления о взыскании с заявителя недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2008 год признано недействительным постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А08-5755/2009-16.
Таким образом, пени в сумме 1402,59 руб. начислены на задолженность заявителя за 2007-2008 гг., в отношении которой Управлением утрачена возможность принудительного взыскания. В материалах дела доказательства, свидетельствующие об обратном, отсутствуют.
Следовательно, спорное постановление в части взыскания с заявителя пени в сумме 1402,59 руб., начисленных на недоимку 2007-2008 гг., срок для взыскания которой Управлением пропущен, противоречит Федеральных законов N 167-ФЗ, N 212-ФЗ.
Исходя из положений ч. 1 ст. 65, ч. 2 ст. 200 АПК РФ, государственный орган обязан доказать соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законность принятия оспариваемого решения, а также обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта, решения.
В рассматриваемом случае Управлением не представлено доказательств законности постановления N 351 в части взыскания пени в размере 1402,59 руб..
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что апелляционная жалоба главы крестьянско-фермерского хозяйства "Гусаровка" Азарова Марка Ивановича подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда Белгородской области от 17.08.2010 г. по делу N А08-3387/2010-20 отмене в части отказа в удовлетворении требований главы КФХ "Гусаровка" Азарова Марка Ивановича о признании недействительным постановления Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Шебекинском районе и г.Шебекино от 14.05.2010 г. N 351 в части взыскания пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1402,59 руб., начисленных на недоимку по страховым взносам за 2007, 2008 гг., взыскания с главы КФХ "Гусаровка" Азарова Марка Ивановича государственной пошлины в доход федерального бюджета в сумме 200 руб.
Постановление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Шебекинском районе и г.Шебекино от 14.05.2010 г. N 351 в части взыскания с главы КФХ "Гусаровка" Азарова Марка Ивановича пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1402,59 руб., начисленных на недоимку по страховым взносам за 2007, 2008 гг. подлежит признанию недействительным.
Судом апелляционной инстанции учтено, что суд первой инстанции взыскал с главы КФХ "Гусаровка" Азарова М.И. государственную пошлину в размере 200 руб. в связи с тем, что при заявителю при подаче заявления была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины.
Согласно части 1 статьи 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом. В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом выводов суда апелляционной инстанции о наличии оснований для частичного признания недействительным постановления Управления N 351, а также того обстоятельства, что Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Шебекинском районе и г. Шебекино освобождено от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина за рассмотрение дела в первой инстанции не подлежит взысканию ни с главы крестьянско-фермерского хозяйства "Гусаровка" Азарова М.И., ни с Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Шебекинском районе и г. Шебекино.
В силу изложенного решение суда первой инстанции в части взыскания с главы КФХ "Гусаровка" Азарова Марка Ивановича государственной пошлины в доход федерального бюджета в сумме 200 руб. также подлежит отмене.
В соответствии со ст.110 АПК РФ с учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы главы крестьянско-фермерского хозяйства "Гусаровка" Азарова М.И. расходы по уплате заявителем государственной пошлины подлежат отнесению на Управление.
При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
По смыслу пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 АПК РФ уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд. Уплаченная государственная пошлина поступает в бюджет. Следовательно, отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно статье 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.
Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Иными словами, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком является орган пенсионного фонда, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 ст. 333.37 НК РФ, не может повлечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов.
Также положениями ст.333.40 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность возврата уплаченной государственной пошлины в случаях, если решения судов приняты полностью или частично не в пользу государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц.
Таким образом, законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 АПК РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
На основании вышеизложенного, расходы по государственной пошлине, уплаченной главой КФХ "Гусаровка" Азаровым М.И. за рассмотрение апелляционной жалобы, по чеку-ордеру СБ8592/0047 от 11.10.2010 г. в размере 100 руб., подлежат взысканию с Управления в пользу заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 200, 201, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу главы КФХ "Гусаровка" Азарова Марка Ивановича на решение Арбитражного суда Белгородской области от 17.08.2010 г. по делу N А08-3387/2010-20 удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 17.08.2010 г. по делу N А08-3387/2010-20 в части отказа в удовлетворении требований главы КФХ "Гусаровка" Азарова Марка Ивановича о признании недействительным постановления Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Шебекинском районе и г.Шебекино от 14.05.2010 г. N 351 в части взыскания пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1402,59 руб., начисленных на недоимку по страховым взносам за 2007, 2008 гг., взыскания с главы КФХ "Гусаровка" Азарова Марка Ивановича государственной пошлины в доход федерального бюджета в сумме 200 руб. отменить.
Признать недействительным постановление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Шебекинском районе и г.Шебекино от 14.05.2010 г. N 351 в части взыскания с главы КФХ "Гусаровка" Азарова Марка Ивановича пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1402,59 руб., начисленных на недоимку по страховым взносам за 2007, 2008 гг.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шебекинском районе и г.Шебекино устранить допущенные нарушения прав и законных интересов главы КФХ "Гусаровка" Азарова Марка Ивановича.
В остальной части решение Арбитражного суда Белгородской области от 17.08.2010 г. по делу N А08-3387/2010-20 оставить без изменения, апелляционную жалобу главы КФХ "Гусаровка" Азарова Марка Ивановича без удовлетворения.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Шебекинском районе и г.Шебекино, расположенного по адресу Белгородская область, г. Шебекино, пл. Ленина, 4, в пользу главы КФХ "Гусаровка" Азарова Марка Ивановича судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-3387/2010
Истец: Азаров Марк Иванович глава кфх "гусаровка", Глава КФХ "Гусаровка", КФХ "ГУСАРОВКА"
Ответчик: УПФ В ШЕБЕКИНСКОМ Р-НЕ И Г. ШЕБЕКИНО, УПФ РФ (ГУ) в Шебекинском р-не и г. Шебекино, УПФР в Шебекинском районе и г. Шебекино
Хронология рассмотрения дела:
11.05.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7251/10
29.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N А08-3387/2010-20
16.03.2011 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N А08-3387/2010-20
15.12.2010 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7251/10
17.08.2010 Решение Арбитражного суда Белгородской области N А08-3387/10