г. Пермь |
|
13 января 2021 г. |
Дело N А50-37157/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 января 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Муравьевой Е.Ю., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии:
от заявителя - Ширшова А.О., паспорт, доверенность от 04.02.2020, диплом,
В судебное заседание Семнадцатого арбитражного апелляционного суда явились представители:
от заинтересованного лица - Коробова Т.Г., удостоверение, доверенность от 26.12.20, диплом, Тимкина О.В., удостоверение, доверенность от 26.12.2020, диплом,
от третьего лица - не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заявителя Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 07 октября 2020 года
по делу N А50-37157/2019
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1086671005838, ИНН 6671257260)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Перми (ОГРН 1045900976527, ИНН 5905000292)
о признании недействительным решения от 02.07.2019 N 09-171
о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
третье лицо - Федеральное государственное автономное учреждение "Управление имуществом специальных проектов" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1047734020542, ИНН 7734121555),
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, учреждение, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Перми (далее - Инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения Инспекции от 02.07.2019 N 09-171 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 07 октября 2020 года заявленные требования удовлетворены частично.
Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Перми о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 02.07.2019 N 09-171 признано недействительным в части доначисления и предъявления к уплате земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:47072 без учета площадей сформированных земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав этих домов объекты недвижимого имущества, начисления и предъявления к уплате соответствующих сумм пени за неуплату в установленный срок земельного налога, применения и предъявления к уплате соответствующих сумм налоговых санкций по пункту 1 статьи 119 и пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации при избранной кратности снижения налоговых санкций. На Инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В остальной части требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований и просит принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе Учреждение настаивает на том, что земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4411470:38, 59:01:4416055:9 являлись ограниченными в обороте и использовались для нужд обороны, в связи с чем, не являются объектом налогообложения земельным налогом. В отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4411470:38, доначисление земельного налога необоснованно в виду того, что право постоянного (бессрочного) пользования учреждения на данный участок прекращено до начала налогового периода на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 20.12.2016 N 3020. Кроме того, данный ненормативный правовой акт подтверждает нахождение на земельном участке федеральных объектов недвижимого имущества, используемых для постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. На земельных участках с кадастровыми номерами 59:01:0000000:47071, 59:01:0000000:47073 расположены многоквартирные дома и эти участки не являлись объектом налогообложения земельным налогом. Так же Учреждение считает, что в рассматриваемом случае имеются основания для освобождения ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России от ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ в связи с подачей налоговых декларации на основании указаний собственника (учредителя Учреждения) - Министерства обороны Российской Федерации и отсутствием субъективной стороны вменяемого деяния.
В свою очередь, Налоговый орган, выразив несогласие с вынесенным решением, направил апелляционную жалобу, решение суда считает незаконным в части признания недействительным решения ИФНС России по Индустриальному району г.Перми от 02.07.2019 N 09-171, просит в удовлетворении заявленных требований ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации отказать в полном объёме.
В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган указывает, что земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав этих домов объекты недвижимого имущества, как самостоятельные объекты права, в установленном законом порядке в проверяемом периоде сформированы не были, их границы на местности определены не были, межевание не произведено, на государственный кадастровый учет данные участки поставлены и выделены из состава земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:47072 после проверяемого периода, в связи с чем, объектом налогообложения в 2017 году являлся земельный участок с кадастровым номером 59:01:0000000:47072, площадь и кадастровая стоимость которого содержится в ЕГРН. Представленный в материалы дела расчет не может быть использован для определения налоговой базы по земельному налогу. Налоговый орган отмечает, что оснований для применения подп. 6 п. 2 ст. 389 НК РФ к земельному участку с кадастровым номером 59:01:0000001:47072 в рассматриваемом случае не имеется, поскольку на спорном земельном участке помимо многоквартирных домов находятся здание детского сада, магазина, нежилые помещения, и иные объекты инженерной инфраструктуры.
Инспекция против удовлетворения жалобы Учреждения возражает по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Учреждение, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, отклонило доводы апелляционной жалобы налогового органа.
В заседании суда апелляционной инстанции, проведенном в режиме видео-конференц-связи при техническом содействии Арбитражного суда Свердловской области, представитель заявителя, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, против удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представители налогового органа, доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме, против удовлетворения апелляционной жалобы Учреждения возражали по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечил, что в силу части 5 статьи 156, части 2 статьи 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, что должностным лицом Инспекции в порядке пункта 9.1 статьи 88 НК РФ проведена камеральная налоговой проверка представленной учреждением 21.12.2018 уточненной (корректирующей) налоговой декларации по земельному налогу за 2017 год, по итогам которой составлен акт налоговой проверки от 04.04.2019 N 74114, фиксирующий выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах.
Уполномоченным должностным лицом (заместителем начальника) Инспекции, при надлежащем уведомлении заявителя, рассмотрены материалы налоговой проверки, и вынесено решение от 02.07.2019 N 09-171 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым учреждению по выявленным нарушениям доначислен (предъявлен к уплате) земельный налог в сумме 7 900 095 руб., начислены пени за неуплату в установленный срок земельного налога в сумме 1 327 761,85 руб., применены налоговые санкции по пункту 1 статьи 119, пункту 1 статьи 122 НК РФ в общем размере 496 457,24 руб. (при установленных смягчающих налоговую ответственность обстоятельств размер штрафа уменьшен налоговым органом в восемь раз).
Инспекцией установлено, что в налоговой декларации учреждением не отражены сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 59:01:4411470:38, 59:01:4416055:9, 59:01:0000000:47071, 59:01:0000000:47072, 59:01:0000000:47073 как объектах налогообложения, не исчислен и не уплачен земельный налог за 2017 год в общей сумме 7 900 095 руб., а также нарушен срок представления первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2017 год: нормативно установленный срок представления - не позднее 01.02.2018, фактически представлена - 24.09.2018.
Не согласившись с вынесенным Инспекцией решением от 02.07.2019 N 09-171, заявитель обжаловал его в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю 06.09.2019 N 18-18/221 жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Считая, что решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не соответствует Кодексу и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, учреждение обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании решения Инспекции недействительным.
Судом первой инстанции принято вышеизложенное решение.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, отзывов на апелляционные жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Исходя из пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
На территории муниципального образования "Город Пермь" земельный налог введен решением Пермской городской Думы от 08.11.2005 N 187 "О земельном налоге на территории города Перми" с 01.01.2006.
Налоговая база по налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (пункт 1 статьи 390 Кодекса); при этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Как установлено пунктом 1 статьи 391 НК РФ, налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки (пункт 2 статьи 391 Кодекса).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, а отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации. В отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, согласно статье 394 Кодекса устанавливается налоговая ставка 0,3 процента.
Таким образом, Кодексом нормативно разграничен порядок налогообложения земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, земельные участки первой категории исключены из объектов налогообложения земельным налогом, в отношении земельных участков второй категории для целей налогообложения предусмотрено применение пониженной налоговой ставки.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
При этом изъятие таких земельных участков из оборота и исключение их из объектов налогообложения по земельному налогу связаны с целевым назначением и (или) фактическим использованием этих участков, с категорией земель, разрешенным использованием, а также фактическим использованием земельного участка.
Согласно пункту 5 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи.
Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами (пункт 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для освобождения земельных участков от налогообложения земельным налогом на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо выполнение следующих условий: земельные участки должны находится в федеральной собственности, иметь соответствующее разрешенное использование, фактически использоваться для обеспечения деятельности в области обороны и безопасности, подтверждением чего будет являться фактическое использование на постоянной основе расположенных на них объектов для названных нужд (соответствующие правовые позиции приведены в пункте 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017, и в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2016 N 302-КГ16-11762).
В соответствии со статьей 11 федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба как особый вид федеральной государственной службы исполняется гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
Таким образом, в силу приведенных нормативных требований не подлежат налогообложению земельным налогом только находящиеся в федеральной собственности земельные участки, занятые объектами недвижимости, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Согласно правовой позиции, отраженной в постановлении Президиума ВАС РФ от 05.06.2012 N 16720/11, именно налогоплательщики должны представить доказательства, подтверждающие состав объектов налогообложения, объем налогооблагаемой базы и размер сумм налогов, подлежащих уплате, как и доказательства правовых оснований для признания земельного участка изъятым из объектов обложения земельным налогом.
Из материалов дела следует, что учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил по решениям (заданиям) Министра обороны Российской Федерации и (или) директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации. Учредителем учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации, учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации.
Судом установлено, что в ходе проверки налоговым органом установлено не исчисление земельного налога за 2017 год в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 59:0114416055:9, 59:01:441470:38, 59:01:0000000:47071, 59:01:0000000:47072, 59:01:0000000:47073.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, указанные земельные участки в 2017 году принадлежали на праве постоянного (бессрочного) пользования заявителю и находились в собственности Российской Федерации.
Основанием для доначисления налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 59:01:0000000:47071, 59:01:0000000:47072, 59:01:0000000:47073 послужил вывод инспекции об их необоснованном исключении обществом из объектов налогообложения в 2017 году, поскольку на данных земельных участках объектов закрепленных за учреждением на праве оперативного управления не числилось.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом налогообложения земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
Согласно части 1 статьи 16 федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
При государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем (часть 5 статьи 40 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Таким образом, с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность собственников этих помещений. При этом каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Указанная позиция соответствует позиции изложенной в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", пунктах 66 и 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 11642/11, а также письмах Минфина России от 22.08.2016 N 03-05-06-02/48918 и Федеральной налоговой службы от 14.03.2017 N БС-4-21/4539@.
Из системного толкования указанных норм следует, что земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, с того момента, как будет зарегистрировано право собственности на любое из помещений таких многоквартирных домов, в силу закона переходят под режим общего имущества многоквартирного дома и, следовательно, в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного жилого дома, а потому в силу прямого указания в подпункте 6 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации такие земельные участки не признаются объектом налогообложения.
Как следует из материалов дела, по данным информационного ресурса, ведение которого осуществляется налоговыми органами, в том числе на основе представленных сведений органами государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество:
- в границах земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:47071 расположены объекты недвижимого имущества, закрепленные на праве оперативного управления за учреждением (подъездной железнодорожный путь - 59:01:4410825:124), на праве собственности за ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (электросетевые комплексы -59:01:0000000:49398 и 59:01:0000000:77045), за ПАО Междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (телефонная канализация - 59:01:0000000:49348);
-на земельном участке с кадастровым номером 59:01:0000000:47072 числятся объекты недвижимого имущества, закрепленные на праве собственности за ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (электросетевые комплексы - 59:01:0000000:49398 и 59:01:0000000:77045, линия электропередач - 59:01:0000000:77749), за ООО "Весна" (гаражи для служебного автотранспорта - 59:01:4410761:3960, 59:01:4410761:3963 и 59:01:4410761:3966, склады временного хранения - 59:01:4410761:3965 и 59:01:4410761:3967, здание столовой - 59:01:4410761:3968), за ПАО Междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (телефонная канализация - 59:01:0000000:49348), за Российской Федерацией (магазин - 59:01:4410761:55), за ЗАО "ИКС 5 Недвижимость" (магазин - 59:01:4410764:161); общедолевая собственность Куликова М.Н., Микова Н.И., Карасева Е.А. (нежилые здания - 59:01:4410761:3958 и 59:01:4410761:3374); на праве оперативного управления за МКУ "Пермблагоустройство" (автомобильные дороги - 59:01:0000000:76071 и 59:01:0000000:81272); на объект с кадастровым номером 59:00:0000000:7880 (сеть наружного освещения) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество записи о зарегистрированных правах отсутствуют;
- в границах земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:47073 расположены объекты недвижимого имущества, закрепленные на праве собственности за ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (электросетевые комплексы - 59:01:0000000:49398 и 59:01:0000000:77045), за ООО "Специализированный застройщик "Современный квартал "Новый центр" (производственно-материальная база - 59:01:4416016:3695).
В проверяемом налоговом периоде (2017 год) на земельных участках с кадастровыми номерами 59:01:0000000:47071, 59:01:0000000:47072, 59:01:0000000:47073 многоквартирных жилых домов не зарегистрировано.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, из материалов дела следует, что на земельном участке с кадастровым номером 59:01:0000000:47072 размещены многоквартирные дома, права первых собственников которых зарегистрированы до 01.01.2017 (далее также - сформированные земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав этих домов объекты недвижимого имущества), и указанный участок частично был расформирован и сформированы участки под многоквартирные дома, что исключает обязанность заявителя уплачивать налог в полном объеме за весь земельный участок.
Как верно отмечено судом первой инстанции, оснований для исключения данного участка из объектов налогообложения в полном объеме не имеется.
Таким образом, суд апелляционной инстанции отмечает, что уже с даты первой регистрации права собственности на помещения в многоквартирном доме земельный участок с кадастровым номером 59:01:0000000:47072 в части земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, перестали быть объектом обложения земельным налогом для заявителя в силу закона.
При этом, согласно официальным разъяснениям, исключение земельного участка из объектов обложения земельным налогом обусловлено моментом регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал подлежащим отмене и признанию недействительным решение Инспекции в части доначисления и предъявления к уплате земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:47072 без учета площадей сформированных земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав этих домов объекты недвижимого имущества, начисления и предъявления к уплате соответствующих сумм пени за неуплату в установленный срок земельного налога, применения и предъявления к уплате соответствующих сумм налоговых санкций по пункту 1 статьи 119 и пункту 1 статьи 122 НК РФ при избранной кратности снижения налоговых санкций.
Доводы налогового органа о том, что у заявителя отсутствовали основания для исключения земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:47072 поскольку по сведениям Инспекции в 2017 году на данном земельном участке за учреждением не числилось объектов на праве оперативного управления; в проверяемом налоговом периоде часть земельного участка, на котором расположены многоквартирные жилые дома, как самостоятельные объекты права в установленном законом порядке не сформированы, их границы на местности не определены, межевание не произведено и из состава земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:47072 они не выделены, апелляционной коллегией признаются несостоятельными, поскольку не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора с учетом положений пункта 6 части 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации и возникновения права долевой собственности собственников многоквартирного жилого дома в данном случае в силу закона.
Ссылки налогового органа на наличие на спорном земельном участке иных недвижимых объектов не могут быть приняты судом апелляционной инстанции как основанные на неверном толковании норм права.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу названных норм права с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Относительно земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416055:9, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Как указывалось ранее, в соответствии с частью 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
При этом согласно части 2 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:
1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);
2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);
3) размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 59:01:4416055:9, расположенный по адресу: Пермский край, ЗАТО Звездный относится к категории земель - земли обороны и безопасности, предоставлен "для специального использования", вид разрешенного использования: "под учебный полигон (стрельбище)", используется в качестве стрельбища, в соответствии с распоряжением ТУ Росимущества по Пермской области от 28.12.2007 N 1435-р (что подтверждается и видом разрешенного использования в 2017 году).
При таких фактических обстоятельствах, учитывая, что земельный участок отведен непосредственно под стрельбище, может быть использован для проведения стрельбищ, изначально был предоставлен "для специального использования", характер его использования не менялся, назначения земли также не изменялось, суд считает несостоятельными выводы налогового органа, основанные только на фактическом осмотре земельного участка, поскольку то обстоятельство, что в момент осмотра на участке не осуществлялись учения и не производились стрельбы не изменяет характер его фактического использования и назначения.
Таким образом, при принятии решения в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416055:9 судом не учтены обстоятельства его фактического предоставления и назначения.
Земельный участок с кадастровым номером 59:01:4416055:9 как используемый в качестве стрельбища при проведении соответствующих учений, также не подлежит налогообложению, что подтверждается видом разрешенного использования и категорией земель в 2017 году.
Поскольку решением инспекции о доначислении заявителю указанной суммы налога нарушены права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, суд апелляционной инстанции полагает подтвержденной совокупность обстоятельств, свидетельствующих об обоснованности заявленных требований о признании недействительным решения ИФНС по Индустриальному району г. Перми от 02.07.2019 N 09-171 в части доначисления земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416055:9 занятого стрельбищем, соответствующих сумм пени и штрафов.
С учетом приведенных обстоятельств, решение суда первой инстанции в данной части подлежит отмене, а апелляционная жалоба заявителя удовлетворению в указанной части.
Как следует из материалов дела, на участке с кадастровым номером 59:01:4411470:38 расположены объекты военного городка N 21 (штаб, убежище, склады).
Как установлено Инспекцией по сведениям, предоставленным органами кадастрового учета, указанные земельные участки в проверяемом периоде являлись собственностью Российской Федерации, обременены правами третьих лиц - предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование учреждению и имели следующее целевое назначение - участок с кадастровым номером 59:01:4411470:38 - "под склады и жилищное строительство спецназначения", право постоянного (бессрочного) пользования учреждения прекращено 04.04.2017 на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 20.12.2016 N
Исходя из информационного ресурса, ведение которого осуществляется налоговыми органами, в том числе на основе представленных сведений органами государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в 2017 году на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4411470:38 объектов недвижимого имущества не зарегистрировано.
Вопреки позиции Учреждения доказательств нахождения на спорных земельном участке 59:01:4411470:38 зданий, строений, сооружений, находящихся в федеральной собственности, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, непосредственного использования земельных участков в соответствии с функциями и задачами, оговоренными в статьях 27, 93 Земельного кодекса и законодательстве об обороне, материалы дела не содержат (статья 64, часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Для квалификации соответствующих земель в качестве земель специального назначения (в частности земель обороны и безопасности) в соответствии с их фактическим использованием для указанных нужд, необходимы доказательства непосредственной связи использования соответствующих земельных участков с функциями и задачами, оговоренными в статьях 27, 93 Земельного кодекса Российской Федерации и законодательстве об обороне.
Вместе с тем, доказательств такой связи материалы дела не содержат.
Представленные акты осмотра не свидетельствуют о том, что они используются для нужд обороны и безопасности.
С учетом вышеизложенного, решение налогового органа в части доначисления заявителю земельного налога в отношении земельного участка с кадастровыми номерами 59:01:4411470:38 соответствует действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы Учреждения о том, что на земельном участке с кадастровым номером 59:01:0000000:47071 располагаются вспомогательные сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации не свидетельствуют о том, что данный земельный участок предназначен для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации и фактически используется для обеспечения деятельности в области обороны и безопасности.
Относительно довода заявителя об отсутствии состава налогового правонарушения, предусмотренного статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Как установлено пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Согласно статье 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.
Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 110 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) хотя должно было и могло это осознавать.
В силу статьи 398 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.
Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В нарушение указанной нормы, ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ налоговая декларация по земельному налогу за 2017 году представлена в налоговый орган 24.09.2018.
В рассматриваемом случае, вина заявителя в совершении правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, выразилась в непредставлении налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации по земельному налогу за 2017 год в налоговый орган по месту нахождения объекта налогообложения.
Согласно статьям 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации при применении налоговых санкций суду или налоговому органу, рассматривающему дело, следует учитывать обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации).
В ходе проверки налоговым органом установлены смягчающие вину обстоятельства: социальная направленность деятельности; тяжелое финансовое положение; несоразмерность деяния тяжести наказания.
С учетом установленных налоговым органом смягчающих обстоятельств, в соответствии с пунктом 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации, размер штрафа снижен в 8 раз.
Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренные статьей 109 Налогового кодекса Российской Федерации, а также обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, предусмотренные статьей 111 Налогового кодекса Российской Федерации, судом не установлены.
Вина заявителя в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, характеризуется бездействием должностных лиц Учреждения, допустивших непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2017 год в установленный в срок. При этом, ненадлежащая организация учредителем финансово-хозяйственной деятельности ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" не является обстоятельством, исключающим вину учреждения в совершении правонарушения.
Основания для иных выводов у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Учитывая, что судом при оценке законности решения ИФНС по Индустриальному району г. Перми от 02.07.2019 N 09-171 неправильно применены нормы материального права, суд апелляционной инстанции в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает необходимым отменить решение суда в части и признать недействительным решение Инспекции в части доначисления земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416055:9 занятого стрельбищем, соответствующих сумм пени и штрафов.
В остальной части, обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Судебные расходы апелляционным жалобам судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель и налоговый орган освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 07 октября 2020 года по делу N А50-37157/2019 отменить в части.
Признать недействительным вынесенное Инспекцией Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Перми (ОГРН 1045900976527, ИНН 5905000292) решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 02.07.2019 N 09-171 в части доначисления и предъявления к уплате земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416055:9 предоставленного "под учебный полигон (стрельбище)", начисления и предъявления к уплате соответствующих сумм пени и штрафов.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.