Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 8 апреля 2021 г. N Ф10-1116/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
14 января 2021 г. |
Дело N А09-9717/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.01.2021.
Постановление в полном объёме изготовлено 14.01.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Волошиной Н.А., судей Григорьевой М.А. и Мосиной Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Кулешовой А.В., при участии в судебном заседании: в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Орловской области и Немцовой О.И на определение Арбитражного суда Брянской области от 22.10.2020 по делу N А09-9717/2019 (судья Садова К.Б.), принятое по заявлению финансового управляющего Кальмук Светланы Николаевны, к
1) государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное),
2) государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Орловской области,
об обязании перечислять пенсию на специальный счет должника,
по делу по заявлению ПАО Сбербанк в лице Орловского отделения N 8595
к Немцовой Ольге Ивановне
о признании её несостоятельным должником (банкротом),
УСТАНОВИЛ:
ПАО Сбербанк в лице Орловского отделения N 8595 обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании Немцовой Ольги Ивановны (14.11.1957 года рождения, 243550, Брянская область, п.г.т. Погар, ул. Воинов Интернационалистов, д. 48; ИНН 575302769939) несостоятельным должником (банкротом).
Определением суда от 19.09.2019 заявление принято к производству арбитражного суда, назначено судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику.
Решением суда от 25.06.2020 Немцова Ольга Ивановна признана несостоятельным должником (банкротом), введена процедура реализации имущества должника, финансовым управляющим должника утверждена Кальмук Светлана Николаевна.
23.07.2020 в арбитражный суд поступило заявление финансового управляющего Кальмук Светланы Николаевны об обязании Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) перечислять пенсию по старости, получателем которой является Немцова О.В., на специальный счет должника N 40817810647000919785, открытый в Орловском отделении N 8595 ПАО Сбербанк, кор.счет N 30101810300000000601, БИК 045402601.
Определением суда от 30.07.2020 заявление принято к производству арбитражного суда, назначено судебное заседание.
Определением суда от 01.09.2020 к участию в обособленном споре в деле о банкротстве в качестве заинтересованного лица привлечено Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Орловской области.
Определением суда от 28.09.2020 к участию в обособленной споре в качестве соответчика привлечено Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Орловской области.
Определением суда области от 22.10.2020 года заявление финансового управляющего Немцовой Ольги Ивановны Кальмук Светланы Николаевны удовлетворено частично.
Суд обязал государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Орловской области перечислять пенсию по старости, получателем которой является Немцова Ольга Ивановна, на специальный счет должника N 40817810647000919785, открытый в Орловском отделении N8595 ПАО Сбербанк, кор. счет N 30101810300000000601, БИК 045402601.
В оставшейся части заявленные требования к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) оставлено без
удовлетворения.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Орловской области и Немцова О.И обратились в апелляционный суд с жалобами, в которых просят определение суда от 11.10.2020 отменить, и принять новый судебный акт.
Мотивируя позицию, заявители жалобы указывают на нарушение ч. 12 п. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которой выплата страховой пенсии на территории РФ производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, в том числе при признании этого гражданина банкротом Пенсионное законодательство прямо указывает на необходимость выплаты пенсии непосредственно гражданину в полном объёме без каких-либо ограничений.
От финансового управляющего Кальмук С.Н. поступил отзыв на апелляционные жалобы, в удовлетворении которых просит суд отказать.
Лица, участвующие в деле о банкротстве, в судебное заявление не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отсутствие сторон.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно положениям части 1 статьи 223 АПК РФ, статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Пунктом 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве предусмотрено, что отношения связанные с банкротством граждан, урегулированы главой X "Банкротство граждан", а также главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI данного Закона.
Как следует из материалов дела и установлено судом области, Решением суда от 25.06.2020 Немцова Ольга Ивановна признана несостоятельным должником (банкротом), введена процедура реализации имущества должника, финансовым управляющим должника утверждена Кальмук Светлана Николаевна.
Финансовым управляющим был открыт специальный счет
N 40817810647000919785 на имя должника Немцовой Ольги Ивановны в Орловском отделении N 8595 ПАО Сбербанк г. Орел.
Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Немцова Ольга Ивановна является получателем страховой пенсии по старости с 17.10.2012 в размере 22 838 руб. 24 коп., в том числе размер фиксированной выплаты к страховой пенсии 5 686 руб. 25 коп.
29.06.2020 финансовый управляющий обратился к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с требованием о перечислении пенсионных выплат пенсионера Немцовой О.И., признанного банкротом, на специальный счет, открытый ему финансовым управляющим.
06.07.2020 в адрес финансового управляющего поступило уведомление ГУ -Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Орловской области исх. N 27-317 о невозможности перечисления страховой пенсии пенсионера, признанного банкротом, в связи с тем, что волеизъявление выражено неуполномоченным лицом.
Ссылаясь на то, что финансовый управляющий является представителем пенсионера в силу Закона и обладает правом на подачу заявления об изменении порядка выплаты пенсии путем перечисления на счет должника, финансовый управляющий Кальмук С.Н. обратилась в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд области руководствовался следующим
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества,
определенного пунктом 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве, согласно которому из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным
законодательством.
Таким образом, по общему правилу пенсия, выплачиваемая должнику -гражданину после введения процедуры реализации имущества гражданина, является имуществом, приобретенным гражданином после признания его банкротом, и в силу пункта 1 статьи 213.25 статьи 213.25 Закона о банкротстве подлежит включению в конкурсную массу.
Как установлено судом в рамках рассмотрения настоящего обособленного спора, гражданка Немцова Ольга Ивановна является получателем пенсии, которая выплачивается на счет должника.
Вместе с тем согласно пункту 5 статьи 213.25 Закона о банкротстве, с даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично.
Пунктами 6, 7 указанной статьи Закона о банкротстве предусмотрено, что в ходе реализации имущества гражданина финансовый управляющий от имени гражданина, в том числе распоряжается средствами на счетах и во вкладах в кредитных организациях; открывает и закрывает счета гражданина в кредитных организациях. С даты признания банкротом гражданин не вправе лично открывать банковские счета и вклады в кредитных организациях и получать по ним денежные средства.
Приведенные положения закона обеспечивают контроль денежных операций по выплатам, предназначенным кредиторам в период конкурсного производства, по расходованию конкурсной массы, в том числе возврату должнику гарантированной суммы прожиточного минимума, который
осуществляет именно финансовый управляющий.
Судом области установлено, что специальный счет в рамках дела о банкротстве открыт финансовым управляющим в Орловском отделении N 8595 ПАО Сбербанк г. Орел.
На основании изложенного, суд области пришел к выводу о том, что доход должника в виде страховой пенсии по старости подлежит перечислению на специальный счет, открытый финансовым управляющим.
Самостоятельное получение должником пенсии в размере, превышающем прожиточный минимум, нарушает права кредиторов должника и приводит к невозможности удовлетворения их требований.
Довод Пенсионного фонда о необходимости заявления гражданина-банкрота о перечислении его пенсии на счет в кредитной организации был отклонён судом области, поскольку в силу пункта 5 статьи 213.25 Закона о банкротстве с даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона о банкротстве отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются только Законом о банкротстве.
Нормы, которые регулируют несостоятельность (банкротство) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и содержатся в иных
федеральных законах, могут применяться только после внесения
соответствующих изменений и дополнений в Закон о банкротстве.
Таким образом, Закон о банкротстве, регулирующий отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, содержит специальные нормы, которые имеют преимущественное право перед иными нормами
законодательства Российской Федерации, в том числе и имеют приоритет по отношению к нормам пенсионного законодательства.
Суд области указал, что Закон о банкротстве в этой части не входит в противоречие с Законом о страховых пенсиях.
Так, по смыслу пункта 13 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях) законный порядок доставки пенсии заключается в том, что она может по выбору пенсионера доставляться через кредитную организацию путем зачисления сумм страховой пенсии на счет пенсионера в этой кредитной организации либо через организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой страховых пенсий, путем вручения сумм страховой пенсии на дому или в кассе организации, производящей доставку.
В соответствии с пунктом 19 статьи 21 Закона о страховых пенсиях получение пенсии представителем не исключается. То есть запрета на участие в отношениях по выплате пенсий представителя пенсионера Закон о страховых пенсиях не содержит. Вместе с тем, Закон о страховых пенсиях не регулирует вопросы представительства. Данные вопросы регулируются гражданским законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Как отмечалось ранее, согласно пункту 5 статьи 213.25 Закона о банкротстве с даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично.
Таким образом, финансовый управляющий является представителем пенсионера в силу закона, поэтому обладает всеми правами пенсионера, в том числе правом подать заявление об изменении порядка выплаты пенсии путем перечисления на основной счет должника. В противоречие с законным режимом выплаты пенсии такое распоряжение не вступает.
В свою очередь, пункт 12 статьи 21 Закона о страховых пенсиях в редакции Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ означает лишь, что признание гражданина-пенсионера несостоятельным не является основанием для
прекращения или приостановления выплаты, пенсионные обязательства государства подлежат исполнению. Однако порядок получения пенсии
определяется финансовым управляющим должника как законным
представителем такого гражданина.
С учетом изложенного, нормы пенсионного законодательства о порядке выплаты и доставки пенсий не могут повлечь за собой отказ в удовлетворении законного требования финансового управляющего о перечислении пенсионных выплат на основной счет гражданина-банкрота, поскольку права и обязанности финансового управляющего и гражданина-банкрота урегулированы
специальными нормами Закона о банкротстве.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что страховая пенсия по старости является доходом, на который может быть обращено взыскание, а также учитывая соблюдение финансовым управляющим требований Закона о банкротстве в части необходимости открытия специального счёта должника, суд области пришел к выводу о том, что заявленное ходатайство подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, финансовым управляющим заявлено требование об обязании ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) и ГУ - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Орловской области перечислять пенсию по старости, получателем которой является Немцова Ольга Ивановна, на специальный счет должника.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право на обращение в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав или оспариваемых интересов имеют заинтересованные лица. Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, является установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса и факта его нарушения ответчиком, а также доказанность того обстоятельства, что избранный способ защиты приведет к восстановлению нарушенных прав.
Иском в арбитражном процессе следует считать спорное правовое требование одного лица к другому, вытекающее из материально-правового отношения, основанное на юридических фактах и предъявленное в арбитражный суд для разрешения в строго определенном процессуальном порядке. При этом иск предъявляется к лицу, которое, по убеждению истца, нарушило или нарушает его права или законные интересы.
Согласно части 1 статьи 44 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сторонами в арбитражном процессе являются истец и ответчик.
Истцами являются организации и граждане, предъявившие иск в защиту своих прав и законных интересов (часть 2 статьи 44 АПК РФ).
Исходя из положений статьи 47 АПК РФ выбор ответчика по делу (как замена, так и процессуальное соучастие на стороне ответчика) является прерогативой истца и должен осуществляться с таким расчетом, что удовлетворение именно заявленных требований в защиту права и законного интереса и именно к этому лицу приведет к наиболее быстрой и эффективной защите от посягательств и/или восстановлению нарушенных и/или оспариваемых прав.
Судом установлено, что Постановлением Правления ПФР N 97п от 17.02.2020 утверждено Положение об Управлении, которое не содержит такой функции, как выплата пенсий, пособий и иных социальных выплат.
01.06.2020 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Орловской области внесена запись в ЕГРЮЛ в отношении ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о регистрации указанных учредительных документов.
Таким образом, с 01.06.2020 в обязанности Управления не входит перечисление пенсий и иных выплат.
При этом, 16.04.2020 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Орловской области было поставлено на учет Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Орловской области и с 01.06.2020 выплата пенсий, пособий и иных социальных выплат входит в число полномочий Центра.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд области пришел к выводу о том, что в данном случае отсутствуют нарушения прав истца непосредственно ответчиком - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное), в связи с чем данное лицо является ненадлежащим ответчиком по настоящему заявлению.
Поскольку ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) не является надлежащим ответчиком по данному спору, оснований для удовлетворения заявленных требований об обязании перечислять пенсию по старости, получателем которой является Немцова Ольга Ивановна, на специальный счет должника, предъявленных к лицу, которое не является лицом, осуществляющим данные выплаты, не имеется.
В связи с чем, в данной части заявленные требования к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) оставлены судом области без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с позицией суда первой инстанции исходя из следующего.
Отношения, связанные с банкротством граждан, регулируются положениями главы X Закона о банкротстве; отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные главой X, регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве (пункт 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве, все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно абзацу 2 пункта 5 статьи 213.25 Закона о банкротстве с даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично.
Финансовый управляющий на основании пункта 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве обязан осуществлять контроль за своевременным исполнением гражданином текущих требований кредиторов, своевременным и в полном объеме перечислением денежных средств на погашение требований кредиторов; исполнять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом обязанности, в том числе обязанности по контролю прихода и расхода денежных средств должника.
Финансовый управляющий в ходе реализации имущества гражданина от имени гражданина распоряжается средствами гражданина на счетах и во вкладах в кредитных организациях, открывает и закрывает указанные счета в кредитных организациях, принимает меры по блокированию операций с банковскими картами должника по перечислению денежных средств с использованием банковских карт на основной счет должника.
В целях обеспечения сохранности имущества гражданина, соблюдения баланса прав должника и кредиторов финансовый управляющий обязан использовать один (основной) счет для финансовых операций должника (статьи 133, 213.9, 213.25 Закона о банкротстве).
Согласно разъяснениям пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан", по общему правилу, в конкурсную массу гражданина включается все его имущество, имеющееся на день принятия арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом и введении процедуры реализации имущества, а также имущество, выявленное или приобретенное после принятия указанного решения, в том числе заработная плата и иные доходы должника.
В конкурсную массу не включаются получаемые должником выплаты, предназначенные для содержания иных лиц (например, алименты на несовершеннолетних детей; страховая пенсия по случаю потери кормильца, назначенная ребенку; пособие на ребенка; социальные пенсии, пособия и меры социальной поддержки, установленные для детей-инвалидов, и т.п.).
Из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством, в том числе деньги в размере установленной величины прожиточного минимума, приходящейся на самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении (абзац первый пункта 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве, статья 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Вопросы об исключении из конкурсной массы указанного имущества (в том числе денежных средств), о не включении в конкурсную массу названных выплат решаются финансовым управляющим самостоятельно во внесудебном порядке. В частности, реализуя соответствующие полномочия, финансовый управляющий вправе направить лицам, производящим денежные выплаты должнику (например, работодателю), уведомление с указанием сумм, которые должник может получать лично, а также периода, в течение которого данное уведомление действует.
При наличии разногласий между финансовым управляющим, должником и лицами, участвующими в деле о банкротстве, относительно указанных имущества, выплат и (или) их размера любое из названных лиц вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением о разрешении возникших разногласий. По результатам рассмотрения соответствующих разногласий суд выносит определение (пункт 1 статьи 60, абзац второй пункта 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве).
Между тем, согласно части 12 статьи 21 Закона N 400-ФЗ выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, в том числе при признании этого гражданина банкротом в соответствии с Законом о банкротстве, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона.
Данный пункт изменен Законом N 350-ФЗ, который вступил в силу с 01.01.2019.
В ранее действовавшей редакции часть 12 статьи 21 Закона о страховых пенсиях не устанавливала дополнительных гарантий пенсионерам в процедурах банкротства. Однако положения указанной нормы, с учетом внесенных с 01.01.2019 изменений, по сути, вывели из состава конкурсной массы гражданина-банкрота, выплачиваемую ему страховую пенсию.
В соответствии с частями 1, 13 статьи 21 Закона N 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за пенсией.
Доставка страховой пенсии производится по желанию пенсионера через кредитную организацию путем зачисления сумм страховой пенсии на счет пенсионера в этой кредитной организации либо через организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой страховых пенсий, путем вручения сумм страховой пенсии на дому или в кассе организации, производящей доставку.
Основания для приостановления и возобновления, прекращения и восстановления выплаты страховой пенсии урегулировано статьями 24, 25 Закона о страховых пенсиях.
Согласно пункту 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" (далее - Постановление N 45) при рассмотрении дел о банкротстве граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, суды должны учитывать необходимость обеспечения справедливого баланса между имущественными интересами кредиторов и личными правами должника (в том числе его правами на достойную жизнь и достоинство личности).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу части 2 статьи 99 Федерального закона "Об исполнительном производстве" во взаимосвязи с его статьей 4, конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств данного дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (определения от 13 октября 2009 года N 1325-О-О, от 15 июля 2010 года N 1064-О-О и от 22 марта 2011 года N 350-О-О).
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии.
Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Порядок выплаты и доставки страховых пенсий, в том числе удержания из сумм указанной пенсии, определен Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях).
При этом в целях недопущения внесения произвольных изменений в правила пенсионного обеспечения в базовом законодательном акте, регулирующем пенсионные правоотношения - Законе о страховых пенсиях, содержится норма, предусматривающая, что изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплат страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в названный Закон.
Закон N 350-ФЗ был опубликован в официальном Интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 03.10.2018, "Парламентская газета", N 36, 05-11.10.2018, "Российская газета", N 223, 05.10.2018, "Собрание законодательства РФ", 08.10.2018, N 41, ст. 6190.
Указанные изменения в закон были внесены законодателем с целью установления ясности в правовом регулировании вопроса о выплате и доставке страховых выплат, в том числе, удержаний из сумм пенсии, гражданину банкроту, учитывая различную судебную практику по данному вопросу.
Таким образом, законодатель устранил неясности в правоприменительной практике при применении двух законов, а также прямо установил, что в случае признания гражданина банкротом пенсия продолжает выплачиваться исключительно пенсионеру.
При таких обстоятельствах, с учетом указанных изменений в Закон о страховых пенсиях, которые были опубликованы в официальных источниках, вопрос о перечислении пенсии на счет гражданина-банкрота был фактически решен.
У финансового управляющего отсутствует возможность на распоряжение пенсионными правами гражданина, в отношении которого проводится процедура банкротства.
Доставка пенсии лицу, признанному банкротом, должна осуществляться только на основании его волеизъявления.
Поскольку на дату рассмотрения настоящего спора судом первой инстанции Закон N 350-ФЗ в силу вступил, суд должен был руководствоваться его положениями.
Поскольку на дату рассмотрения настоящего спора судом первой инстанции Закон N 350-ФЗ вступил в законную силу, суд первой инстанции должен был руководствоваться его положениями. Пенсионным законодательством не предусмотрена возможность изменения порядка доставки страховой пенсии гражданину, признанному банкротом, по требованию его финансового управляющего (определение Верховного Суда РФ от 23.09.2019 N 307-ЭС19-9805 (2) по делу N А56-40344/2016).
Согласно тексту измененной редакции, указанный пункт федерального закона с 01 января 2019 года стал действовать в следующей редакции: "Выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, в том числе при признании этого гражданина банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона".
Случаев, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона и позволяющих не применять положения настоящего закона к Немцовой О.И. судом апелляционной инстанций не установлено.
Согласно пункту 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" доставка страховой пенсии производится по желанию пенсионера через кредитную организацию путем зачисления сумм страховой пенсии на счет пенсионера в этой кредитной организации либо через организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой страховых пенсий, путем вручения сумм страховой пенсии на дому или в кассе организации, производящей доставку.
По смыслу вышеприведенных норм разрешение вопроса о получении денежных средств в размере страховой части пенсии по старости и об исключении из конкурсной массы денежных средств на содержание должника-гражданина носит заявительный характер, по результату рассмотрения ходатайства должника выносится судебный акт, который может быть обжалован.
Таким образом, начиная с 01 января 2019 года, законодательно установлены две нормы права, позволяющие должнику получить денежный иммунитет от предъявленных к нему требований за счет конкурсной массы самого должника - величина прожиточного минимума, установленная в соответствующем субъекте Российской Федерации или страховая пенсия по старости.
В связи с чем, именно должник в заявлении определяет: подлежат ли исключению из конкурсной массы денежные средства в размере страховой пенсии по старости или в размере величины минимального прожиточного минимума для населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Мотивы выбора того или иного варианта исполнительского денежного иммунитета могут зависеть как от размера пенсии, так и от размера периодически изменяющейся величины минимального прожиточного минимума для населения, которые должник вправе выбирать и изменять неоднократно в зависимости от того, какой размер исполнительского денежного иммунитета его больше устаивает в силу действующего законодательства.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что личные права должника (в том числе его права на достойную жизнь и достоинство личности), защита которых обеспечивается конституционными принципами и перечисленными положениями закона, предполагают неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования гражданина.
Величина такого минимума определяется в соответствии с требованиями закона с учетом социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов и предполагает, что размер находящегося под гарантированным иммунитетом имущества необходим и достаточен для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Федеральный закон "О страховых пенсиях" предусматривает случаи, в которых законодатель допускает возможность удержания сумм из установленной пенсионеру страховой пенсии.
Таким образом, удовлетворение подобного заявления и определение фактически способа доставки пенсии не изменяет и не отменяет обязанностей гражданина-должника в деле о его банкротстве, связанных с совершением добросовестных действий, способствующих формированию конкурсной массы. Совершение должником действий, направленных на уклонение от погашения имеющейся у него задолженности, не допускается (статья 10 ГК РФ).
В любом случае Закон о банкротстве предусматривает социальный механизм исключения из конкурсной массы дополнительного (помимо гарантированного) имущества (пункт 2 статьи 213.25 Закона о банкротстве), использование которого и предполагает возможность гражданина доказать существование обстоятельств, требующих получения им имущества в размере, превышающем размер исполнительского иммунитета.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют последней правоприменительной практике: определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2019 N 307-ЭС19-9805 (2) по делу N А56-40344/2016, Решение Верховного Суда РФ от 23.03.2020 N АКПИ20-65, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11.11.2020 по делу N А68-4519/2016.
На основании изложенного, Определение Арбитражного суда Брянской области от 22.10.2020 по делу N А096-9717/2019 подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Брянской области от 22.10.2020 года по делу N А09-9717/2019 отменить.
В удовлетворении заявления финансового управляющего Кальмук Светланы Николаевны об обязании Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) перечислять пенсию по старости, получателем которой является Немцова О.В., на специальный счет должника N 40817810647000919785, открытый в Орловском отделении N 8595 ПАО Сбербанк, кор.счет N 30101810300000000601, БИК 045402601, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Волошина |
Судьи |
М.А. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-9717/2019
Должник: Немцова О.И., Немцова Ольга Ивановна
Кредитор: ПАО "Сбербанк России" в лице Орловского отделения N 8595
Третье лицо: Безверхия Ю.Н., Брянская областная нотариальная палата, ГУ Центр по выплате пенсий и обработке информации ПФ РФ в Орловской области, Евдокименко Н.М., ИП Эксперт Фурсов А.В., Котелкин Н.В., Неворошкина Л.Л., Немцов Евгений Эмануилович, НП Центр финансового оздоровления предприятий Агропромышленного комплекса ", ООО "ВарМи", ООО "Гуголплекс", ООО "ЭКСПО-Орел", Отдел адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Брянской области, ПАО "Восточный экспресс банк", Рязанова Л.Э., Ставцев А.Ю., Ставцев В.И., Ставцева В.И., Управление ГИБДД УМВД России по Орловской области, Управление Федеральной службы гос.регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе, УФНС России по Брянской области, фин.упр. Кальмук С.Н.
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2022 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-8762/2021
07.07.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1116/2021
12.05.2021 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1848/2021
08.04.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1116/2021
24.02.2021 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-7426/20
14.01.2021 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4150/20
25.06.2020 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-9717/19