Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17 мая 2021 г. N Ф05-8710/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
20 января 2021 г. |
Дело N А40-92182/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей Т.В. Захаровой, А.И. Трубицына,
при ведении протокола судебного заседания секретарем С.В. Саватюхиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 сентября 2020 года по делу N А40-92182/2020, принятое судьей Голоушкиной Т.Г.
по иску ПАО "МРСК Центра" (ОГРН 1046900099498)
к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284)
о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Перемышленников Д.А. по доверенности от 30.04.2020, Переверзева Е.Б. по доверенности от 30.04.2020
от ответчика: представитель не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
ПАО "МРСК Центра" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии в размере 3 541 613,29 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 4 543 135 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16 сентября 2020 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить полностью и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечил, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Заявитель апелляционной жалобы не согласен с решением суда первой инстанции.
Истец возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
12.03.2020 персоналом ПАО "МРСК-Центра" проводилась проверка соблюдения потребителями условий заключенных договоров, определяющих порядок учета поставляемой электрической энергии, а также наличия у потребителей оснований для потребления электрической энергии.
При проведении проверки строящейся военной базы Министерства обороны РФ по адресу: Белгородская область, Валуйский район, в границах бывшего АОЗТ "Восход" 31:26:0000000:425, был установлен факт бездоговорного потребления электроэнергии по следующим объектам Министерства Обороны РФ: казарма N 11, комбинат бытового обслуживания, водозабор, очистные сооружения, церковь, уличное освещение от БКТП 172.1, от БКТП 172.3, от БКТП 172.4, а именно потребление электроэнергии по указанным объектам в отсутствии договора энергоснабжения со сбытовой компанией.
Выявленное нарушение было зафиксировано в акте о неучтенном потреблении электрической энергии N 31 /44218030 (далее - Акт).
Ранее во исполнение договора N 1618187375082594164000000 об осуществлении технологического присоединения объектов: 1. "Капитальное строительство объектов военного городка (шифр объекта Т-42/15-122)", 2. "Жилая застройка общежития квартирного типа на 400 квартир", расположенных на территории с. Солоти, Валуйского района, Белгородской области, 23.01.2018 ПАО "МРСК Центра" подано напряжение на указанные выше объекты.
Граница раздела между ПАО "МРСК Центра" и Министерством обороны РФ согласно акту об осуществлении технологического присоединения установлена в месте контактных соединений ЛЭП-ЮкВ от 1 и 2СШ РУ-10кВ ПС 110/10 Ватутинская с КА на 1 и 2 СШ РУ-10кВ РП Заявителя.
В нарушение норм действующего законодательства в области электроэнергетики Министерством обороны РФ в указанных точках поставки договор энергоснабжения не заключен.
Между АО "Белгородэнергосбыт" и ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ заключен договор энергоснабжения только в отношении объектов, принятых в эксплуатационное обслуживание, в т.ч. учебный корпус (здание N 15), штаб (здание N 2), столовая, здания казарм N 3,4,5,6,7,8,9,10. Согласно договору энергоснабжения, заключенному между ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства Обороны РФ и АО "Белгородэнергосбыт", объемы услуг определяются по показаниям приборов учета, установленных непосредственно в ВРУ-0,4кВ помещений ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ.
На момент составления акта N 31/44218030 (12.03.2020) в договоре энергоснабжения отсутствуют следующие объекты: казарма N 11, комбинат бытового обслуживания, очистные, водозабор, церковь, уличное освещение.
В рамках обследования представителями ПАО "МРСК Центра" в присутствии представителя АО "Оборонэнерго" Гарькавого В.М., начальника ПУ 10\6 Валуйки Герасимова М.Г. и электромонтера ПУ 10\6 Валуйки Жерлицына Р.Л. установлено, что
в настоящий момент объекты: казарма N 11, комбинат бытового обслуживания, очистные, водозабор, церковь, уличное освещение от БКТП 172., БКТП 172.3, БКТП 172.4 потребление электроэнергии имеется. Приглашенные для совместного обследования письмом-уведомлением БЛ/06-08/1617 от 02.03.2020 г. представители Министерства обороны РФ, УЗКС МО РФ, АО Главного управления обустройства войск РФ, ООО "Мегалайн", ООО "Волгастальконструкция", в указанную дату не явились и информации о невозможности явки или переносе совместного обследования не включенных в договор энергоснабжения объектов, в адрес ПАО "МРСК Центра" не предоставили.
Потребление электроэнергии в отношении указанных объектов осуществляется Министерством обороны РФ без наличия заключенного договора энергоснабжения.
До составления акта бездоговорного потребления электроэнергии ПАО "МРСК Центра" направило в адрес Министерства обороны РФ уведомление БЛ/06-02/1616 от 02.03.2020 г. о необходимости участия в составлении акта с указанием даты и времени фиксации факта бездоговорного потребления.
Руководствуясь п. 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее, Основные положения N 442), потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор, предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и документы, в том числе документы, подтверждающие технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств.
Согласно п. 196 Основных положений N 442 стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного бездоговорного потребления электрической энергии (далее - стоимость объема бездоговорного потребления) рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица в порядке неосновательного обогащения на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
На основании Акта и в соответствии с Основными положениями N 442 произведен учет стоимости бездоговорного потребления электрической энергии, сумма которого составила 3 541 613,29 руб.
Расчет стоимости объема бездоговорного потребления электрической энергии произведен по формуле, указанной в п. 196 Основных положений N 442 - объем бездоговорного потребления электроэнергии определяется расчетным способом, предусмотренным п. 2 приложения N 3 к настоящему документу, за период времени в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за 3 года.
Расчет стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электроэнергии прилагаются. Период расчета - с даты 10.03.2020 (составление акта осмотра электроустановки объектов Министерства обороны РФ).
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение) за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Руководствуясь ст. 1105 ГК РФ в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества. Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Согласно п. 2 ст. 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (ст. 395 ГК РФ) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
На основании ст. 395 ГК РФ сумма процентов за пользование чужими денежными средствами составила 45431,35 руб. за период с 10.03.2020 по 29.05.2020.
Министерство РФ неправомерно ссылается в жалобе на то, что не является потребителем электрической энергии в рамках настоящего спора.
В силу пункта 1 Положения о Министерстве обороны России, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 (далее, Указ N 1082), Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны РФ организаций. Согласно пункту 71 Указа N 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны РФ, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
Согласно заявке Министерства обороны РФ от 05.04.2016 N 16198470 на присоединение энергопринимающих устройств в связи со строительством военного городка КС-29 (шифр Т-42/15-122) был заключен договор об осуществлении технологического присоединения NN 1618187375082594164000000 (41277074) об осуществлении технологического присоединения объектов: 1. "Капитальное строительство объектов военного городка (шифр объекта Т-42/15-122)", 2. "Жилая застройка общежития квартирного типа на 400 квартир", расположенных на территории с. Солоти, Валуйского района, Белгородской области. 23.01.2018 ПАО "МРСК Центра" подано напряжение на указанные выше объекты.
Граница раздела между ПАО "МРСК Центра" и Министерством обороны РФ согласно акту об осуществлении технологического присоединения от 27.12.2017 г. установлена в месте контактных соединений ЛЭП-ЮкВ от 1 и 2СШ РУ-10кВ ПС 110/10 Ватутинская с КА на 1 и 2 СШ РУ-10кВ РП заявителя. Согласно названному акту об осуществлении технологического присоединения на балансе заявителя - Министерства обороны РФ находятся РП-10кВ комплексы коммерческого учета в ячейках ввода 1сш-ЮкВ и 2 сш-10 кВ РП-10кВ, внутренние сети 10/0,4 кВ и электрооборудование заявителя. Сведений о том, что указанное энергопринимающее оборудование Министерством обороны РФ передано кому-либо из подведомственных федеральных государственных учреждений (федеральных унитарных предприятий) в материалы дела Министерство не предоставило. Таким образом, владельцем энергопринимающего оборудования согласно Акту об осуществлении технологического присоединения является Министерство обороны РФ.
Учитывая изложенное, именно Министерство обороны РФ является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
При рассмотрении дела установлено и не оспаривалось ответчикам, что 12.03.2020 г. персоналом ПАО "МРСК-Центра" проводилась проверка соблюдения потребителями условий заключенных договоров, определяющих порядок учета поставляемой электрической энергии, а также наличия у потребителей оснований для потребления электрической энергии. При проведении проверки строящейся военной базы Министерства обороны РФ по адресу: Белгородская область, Валуйский район, в границах бывшего АОЗТ "Восход" 31:26:0000000:425, был установлен факт бездоговорного потребления электроэнергии по следующим объектам Министерства Обороны РФ: казарма N И, комбинат бытового обслуживания, водозабор, очистные сооружения, церковь, уличное освещение от БКТП 172.1, от БКТП 172.3, от БКТП 172.4, а именно потребление электроэнергии по указанным объектам в отсутствии договора энергоснабжения со сбытовой компанией. Данные обстоятельства подтверждаются и информацией АО "Белгородская Сбытовая компания" исх.N5/2982 от 13.05.2020 г.(приложение 6 к исковому заявлению). Выявленное нарушение было зафиксировано в акте о неучтенном потреблении электрической энергии N31 /44218030 (далее - Акт). В соответствии с требованиями действующего законодательства до составления акта бездоговорного потребления электроэнергии ПАО "МРСК Центра" направило в адрес Министерства обороны РФ уведомление БЛ/06-02/1616 от 02.03.2020 г. о необходимости участия в составлении акта с указанием даты и времени фиксации факта бездоговорного потребления. Представители ответчика получили данное уведомление еще 04.03.2020 г. Но в указанную дату представители Министерства обороны РФ не явились, информации о невозможности явки или переносе даты составления Акта не предоставили ни заранее и позднее назначено даты.
Судом проверено соответствие порядка фиксирования факта неучтенного потребления электроэнергии и расчета стоимости положениям п.п. 193, 196 Постановления Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".
Акт о неучтенном потреблении электрической энергии составлен в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к его форме действующим законодательством, поскольку он содержит все сведения, предусмотренные п.193 Основных положений функционирования розничных рынков э/э, утв.постановлением правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442. Данный Акт ответчиком не возвращен, не оспорен, возражений относительно объемов и стоимости бездоговорного потребления электроэнергии от ответчика не поступило.
Судом правомерно дана оценка тому факту, что составление акта о неучтенном потреблении электрической энергии от 12.03.2020 года осуществлялось в рамках единого процесса проверки соблюдения потребителями условий заключенных договоров, определяющих порядок учета поставляемой электрической энергии, а также наличия у потребителей оснований для потребления электрической энергии. Расчет стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии произведен за период с даты предыдущей проверки 10.03.2020 г. по дату фиксации факта бездоговорного потребления 12.03.2020 г.
Заявление ответчика о том, что наличие акта о неучтенном потреблении электрической энергии не является безусловным основанием для взыскания объема бездоговорного потребления электрической энергии, определенного расчетным способом, и не исключает для потребителя возможность представить иные доказательства, могло бы быть правомерно только в случае предоставления ответчиком иных доказательств, подтверждающих заключение договора энергоснабжения объектов ответчика в установленном порядке (Определение Верховного Суда РФ от 08.02.2018 N 305-ЭС17-14967 по делу N А40-151898/2016). Но ни в досудебном ни в судебном порядке разрешения спора, такие доказательства предоставлены не были.
Нарушение срока передачи акта о неучтенном потреблении электрической энергии в адрес лица, осуществившего бездоговорное потребление электрической энергии, не нарушает права потребителя и не является основанием для признания акта о неучтенном потреблении электрической энергии ненадлежащим доказательством, что подтверждается судебной практикой.
Ответчик не оспаривает сам факт бездоговорного потребления электрической энергии на своих объектах.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16 сентября 2020 года по делу N А40-92182/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
Т.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-92182/2020
Истец: ПАО МРСК ЦЕНТРА
Ответчик: Министерство обороны РФ
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8710/2021
29.07.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-31077/2024
20.03.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8710/2021
05.12.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-73096/2023
21.01.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8710/2021
23.09.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-58867/2021
17.05.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8710/2021
20.01.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-60930/20
16.09.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-92182/20