г. Москва |
|
19 января 2021 г. |
Дело N А41-34300/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Панкратьевой Н.А., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания Скомороховой Д.Е.
при участии в заседании:
от истца Товарищества собственников жилья "Регион-7" (ИНН 5016016051, ОГРН 1075000012746) - Карпунина А.В. представитель по доверенности от 23.11.2020 года,
от ответчика Муниципального унитарного предприятия "Ивантеевская Теплосеть" (ИНН 5016013325, ОГРН 1055013629164) - Капустин А.А. представитель по доверенности от 17.12.2020 года (в порядке передоверия),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Регион-7" на решение Арбитражного суда Московской области от 27 октября 2020 года по делу N А41-34300/20, по иску Товарищества собственников жилья "Регион-7" к Муниципальному унитарному предприятию "Ивантеевская Теплосеть" об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Регион-7" (далее - ТСЖ "Регион-7", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Муниципальному унитарному предприятию "Ивантеевская Теплосеть" (далее МУП "Ивантеевская Теплосеть", ответчик) об обязании производить начисления за коммунальную услугу горячее водоснабжение и отопление согласно Правил Предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354; а также признании незаконно выставленной в адрес ТСЖ "Регион-7" сумму в размере 3 012 351, 13 руб. за период с 01.03.2017 г. по 31.05.2020 г., расходов на юридические услуги в размере 180 000, 00 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 октября 2020 года заявленные требования удовлетворены частично.
Суд обязал МУП "Ивантеевская Теплосеть" произвести перерасчет (корректировку начислений) в пользу ТСЖ "Регион-7" размера платы за коммунальную услугу по показателю "горячая вода компонент на теплоэнергию" за период с 01.03.2017 по 31.05.2020 частично в сумме 1 224 520,25 руб., госпошлину 6 000 руб., судебные расходы на представителя 15 000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано (л.д. 125-130 т. 3).
Не согласившись с данным судебным актом, ТСЖ "Регион-7" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ответчика возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, между ТСЖ "Регион 7" и МУП "Ивантеевская Теплосеть" заключен договор теплоснабжения N 270 от 01 января 2013 года, далее - Договор, по условиям которого теплоснабжающая организация (МУП "Ивантеевская Теплосеть") обязуется поставить абоненту (ТСЖ "Регион 7" тепловую энергию и горячую воду, а абонент обязуется оплачивать принятую тепловую энергию и теплоноситель.
Пунктом 9 дополнительного соглашения к договору от 01.01.2013 г. N 270 определено, что стоимость потребленной тепловой энергии и (или) теплоносителя определяются в порядке установленном настоящим договором на основании данных коммерческого учета тарифов, установленных в соответствии с распоряжением Комитета по ценам и тарифам МО на момент заключения договора:
а) Тарифа на тепловую энергию;
б) Двухкомпонентного тарифа на горячую воду, состоящего из:
- компонента на горячую воду (руб./м - компонента на тепловую энергию (руб./Гкал) Договор теплоснабжения N 270 от 01 января 2013 года заключен в целях поставки услуг отопления и горячего водоснабжения собственникам многоквартирного дома по адресу Московская область, г. Ивантеевка, улица Трудовая, дом 7.
ТСЖ "Регион 7" проверил правильность и законность выставления счетов к оплате в период с 01.03.2017 по 31.10.2017 года за тепловую энергию, израсходованную для подогрева воды в целях предоставления услуги горячего водоснабжения и за тепловую энергию, израсходованную в целях предоставления услуги отопление.
В ходе проверки выявлено нарушение положений пункта 42 Правил Предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, а именно: в период с 01.03.2017 года, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных ресурсов. Такой объём определяется по показаниям приборов учёта. Если Общедомового прибора учета коммунального ресурса нет, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ.
21.06.2016 г. в адрес ТСЖ "Регион 7" от МУП "Ивантеевская теплосеть", поступило технические условия N 130416 на установку узла учета тепловой энергии и теплоносителя от 13 апреля 2016 г.
02.03.2016 года исх. N 159 МУП "Ивантеевская теплосеть", сообщило ТСЖ "Регион 7" о периодической проверки узла учета тепловой энергии отопления и ГВС жилого дома по адресу МО, г. Ивантеевка, у л Трудовая дом 7, был составлен акт о том, что данные тепловые узлы не допускаются в эксплуатацию с 01.09.2016 г. и что расчет за потребленную тепловую энергию и ГВС производится согласно Постановления Правительства РФ N 344 от 16.04.2013 г. с применением повышающего коэффициента.
29.03.2017 г МУП "Ивантевская теплосеть", выдало предписание ТСЖ "Регион7" о выставлении акта о выводе из эксплуатации приборов учета.
08.09.2017 года был составлен акт представителями МУП "Ивантеевская теплосеть", что общедомовые приборы учета не определяют объем тепловой энергии. Из чего следует, что узлы учета тепловой энергии находились внерабочем состоянии.
23.10.2017 г. исх. N 97 ТСЖ "Регион 7" направило письмо в адрес МУП "Ивантеевская теплосеть", с просьбой принять узел учета отопления и ГВС в эксплуатацию.
Также, в адрес МУП "Ивантеевская теплосеть", истец ежемесячно наплавлял данные приборов учета тепловой энергии, однако МУП "Ивантеевская теплосеть", не принимала во внимание эти данные и производил расчет с нарушением действующего законодательства.
Поскольку инициированный и реализованный истцом досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, истец обратился с настоящим иском в суд.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных суда являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Предъявление иска заинтересованным лицом имеет целью восстановление нарушенного права, при этом лицо, обратившееся за защитой права или интереса, должно доказать, что его право или интерес действительно нарушены противоправным поведением ответчика, а также доказать, что выбранный способ защиты нарушенного права приведет к его восстановлению.
Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) не ограничивает субъекта в выборе способа защиты нарушенного права.
Граждане и юридические лица в силу статьи 9 ГК РФ вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению.
Гражданское законодательство, как и административное и налоговое законодательство, предусматривает для участников правоотношений соответствующий каждой группе этих отношений, каждому их виду определенный способ или способы защиты.
Если нормы права предусматривают для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд за защитой своего права вправе применять лишь этот способ. Избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права.
Предусмотренный статьей 12 ГК РФ такой способ защиты гражданских прав, как присуждение к исполнению обязанности в натуре, подразумевает возможность восстановления прав обратившегося за судебной защитой лица путем обязания исполнить обязательство, возлагаемое на сторону в силу закона или договорное обязательство.
Права и интересы лица, вытекающие из договора, не могут быть защищены путем предъявления иска об обязании исполнить условие договора.
Требование о понуждении совершить определенные действия может быть удовлетворено только при наличии возможности исполнения судебного акта.
Из материалов дела следует, что прибор учета тепловой энергии и теплоносителя не был введен в эксплуатацию до 14.10.2017 г. (акт ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 14.10.2017 г.), соответственно, данные по приборам учета не могут приниматься ответчиком во внимание, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 87 постановления Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе ГВС устанавливается для РСО, поставляющих горячую воду с использованием системы ГВС, и состоит из: компонента на теплоноситель; компонента на тепловую энергию. Разделом 7 приложения N 2 к ПП РФ N 354 установлен порядок расчёта размера платы за коммунальную услугу ГВС, предоставленную потребителю за расчётный период в жилом или нежилом помещении и на ОДН в случае установления двухкомпонентных тарифов на ГВС. В п. 26 приложения N 2 к ПП N 354 дана формула расчёта тепловой энергии, используемой на подогрев воды и расчет отопления, и сказано, что количество тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС на общедомовые нужды, рассчитывается по той же формуле. В силу ПП РФ N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в законодательном порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей ГВС независимо от наличия общедомового прибора учёта, которым фиксируется объём тепловой энергии, поступающий в систему водоснабжения МКД.
Расчет платы за горячее водоснабжение с применением двухкомпонентного тарифа при отсутствии индивидуального прибора учета на горячую воду, но есть техническая возможность установки такого прибора учета.
Расчет размера платы за горячее водоснабжение в жилом помещении (квартире), не оборудованном индивидуальным прибором учета на горячую воду, но есть техническая возможность установить такой прибор учета, производится с применением двухкомпонентного тарифа по формуле N 23 (1) Приложения N 2 Правил.
Согласно расчетам, по ПП N 354, расчет платы за горячее водоснабжение и отопление с применением двухкомпонентного тарифа при отсутствии индивидуального прибора учета на горячую воду, но есть техническая возможность установки такого прибора учета за оспариваемый период составляет 5 093 412, 74 руб. за период март 2017 г. - октябрь 2017 г. МУП "Ивантеевская теплосеть" за данный период выставила ТСЖ "Регион 7" счета-фактуры на сумму 6 570 059, 03 руб.
Исходя из расчетов, представленных истцом, излишне начисленная сумма МУП "Ивантеевская теплосеть" в адрес ТСЖ "Регион 7" за период с 01.03.2017 по 31.10.2017 г. составляет 1 476 646,29 рублей.
С ноября 2017 года общедомовые приборы учета тепловой энергии были введены в эксплуатацию, соответственно расчет производился следующим образом: Пункт 42 Правил Предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 в соответствие с формулой 23 приложения N 2 к Правилам звучит, исходя из показаний приборов учета горячей воды, где количество тепловой энергии, пошедшее на подогрев холодной воды определяется исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС.
В соответствии с п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом,собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным "потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом.
Общедомовой прибор учета ГВС фиксирует показания израсходованной воды (единица измерения - куб.м.), а также затраченной тепловой энергии на подогрев воды (единица измерения -Гкал.).
Частью 5 ст. 9 Федерального Закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Правительством Российской Федерации от 13.05.2013 г. N 406, предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) принимают решения об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду в соответствии с нормами действующего законодательства. В соответствии со статьей 157 ЖК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - ПравилаN 354).
Пунктом 1 Правил N 354 предусмотрено, что они регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают из права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно абзаца 6 пункта 38 Правил N 354 предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах водоснабжения (горячего водоснабжения) и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с п. 2 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованным индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 в приложении N 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Формула 23 п. 26 Правил N 354 предусматривает, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду, размер платы за услугу горячего водоснабжения определяется как сумма двух слагаемых:
Исходя из объема потребления горячей воды (куб.м.), определенного по показаниям индивидуальных (квартирных) приборов учета горячей воды (куб.м.) или, при их отсутствии, исходя из нормативов потребления горячей воды (куб.м.) и количества проживающих в жилых помещениях граждан, и утвержденного тарифа (компонента на холодную воду).
Исходя из объема потребления горячей воды (куб.м.), утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и утвержденного тарифа (компонента на тепловую энергию для горячего водоснабжения).
В общих положениях Правил N 354 определены понятия, используемые в настоящих правилах, согласно которых: "норматив потребления коммунальной услуги" - количественный показатель объема коммунального ресурса, утвержденный в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета и в иных случаях, 'предусмотренных настоящими Правилами
В период с 01.04.2018 г по 30.09.2018 года, согласно Постановлению главы городского округа Ивантеевка Московской области от 22.12.2009 г. N 2128 утвержден норматив расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб.м. воды в размере 0,0617 Гкал/куб.м. В период с 01.10.2018 г. согласно распоряжение Министерства ЖКХ Московской области от 20.09.2018 N 195 на территории городского округа Ивантеевки Московской области норматив составляет 0,0644 Гкал/куб. м.
Указанный норматив на подогрев воды (0,0617 Гкал/куб.м. и 0,0644Гкал/куб. м.)) установлен в пределах (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Московской области.
В ТСЖ "Регион 7" установлен общедомовой прибор учета расхода коммунального ресурса: прибор учета горячей воды.
В соответствии с п. 42 Правил N 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в помещении, оборудованном индивидуальным или общедомовым прибором учета определяется в соответствии с формулой 23, исходя из показаний прибора учета горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, а при отсутствии такого прибора учета - исходя из норматива потребления горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.
Учитывая изложенное, Правилами N 354 предусматривается распределение тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев в целях предоставления указанной коммунальной услуги, независимо от наличия или отсутствия прибора учета.
Иного порядка определения платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению Правилами N 354 не предусмотрено.
Согласно решению Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2012 г. N АКПИ12-604, в рамках Постановления Российской Федерации от 14.02.2012 г. N 124 "О правилах обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" управляющая организация, товарищество или кооператив, не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей. При таком положении размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354.
Учитывая изложенное, вне зависимости от договоренности, стороны обязаны следовать императивным нормам которые регулируют порядок расчетов за оказанные коммунальные услуги, то есть Правилам N 354.
Таким образом, при заключении договора ресурсоснабжения с лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом (ТСЖ), необходимо в первую очередь руководствоваться нормами жилищного законодательства, в частности Правилами N 124, с учетом положений Правил N 354, то есть размер платежа, подлежащий перечислению исполнителем коммунальных услуг в пользу ресурсоснабжающей организации должен ограничиваться нормативом расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.
Соответственно, показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями.
В ходе проверки счетов и актов выполненных работ, выставленных МУП "Ивантеевская теплосеть" по коммунальной услуге горячее водоснабжение, отопление, ТСЖ "Регион 7" было выявлено, что счета и акты выполненных работ были выставлены с нарушением законодательства РФ.
Из материалов дела следует, что в связи с выявленными нарушениями ТСЖ "Регион 7" в МУП "Ивантеевская теплосеть" 30.03.2020 г., была направлена претензия с требованиями произвести перерасчет по оплате за коммунальную услугу горячее водоснабжение за оспариваемый период, а также производить начисления за коммунальную услугу горячее водоснабжение с 01.06.2018 согласно утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354.
Начиная с 01.03.2020 года, МУП "Ивантеевская теплосеть", начала выставлять счета за коммунальную услугу отопление и горячее водоснабжение в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354: счет-фактура N 884 от 31.03.2020 г.; счет-фактура N 1236 от 30.04.2020 г.; счет-фактура N 1563 от 31.05.2020 г.
Излишне начисленная сумма за коммунальную услугу по горячему водоснабжению МУП "Ивантеевская теплосеть", по мнению ТСЖ "Регион 7" в период с 01.04.2018 г. но 29.02.2020 г. составила 1 681 221,18 руб. (один миллион шестьсот восемьдесят тысяч двести двадцать один рубль 18 копеек).
Расчет за коммунальную услугу горячее водоснабжение и отопление за период с 01.04.2018 г. - 29.02.2020 г. составляет 11 039 032, 19 руб.
Согласно платежным документам за оспариваемый период ТСЖ "РЕГИОН 7" перечислило МУП "Ивантеевская теплосеть" 18 298 441, 81 руб.
На основании вышеизложенного истец пришел к выводу о том, что ответчик без установленных законом оснований выставлял счета с завышенными суммами за отпущенную тепловую энергию на нужды горячего водоснабжения и отопления в период с 01.03.2017 г. по 31.05.2020 г., что привело к неосновательной задолженности ТСЖ "РЕГИОН 7".
Между тем, ответчиком произведена проверка расчетов истца, согласно которой в расчете истцом использован неверный норматив расхода тепловой энергии на отопление 1 кв.м 0,0087 Гкал/кв.м. Постановлением Главы города Ивантеевка установлен норматив 0,0153 Гкал/кв.м. В результате сумма за отопление согласно 354 Постановлению, 2 478 208,17 руб., указанная в таблице истца не верна.
Кроме того, суммы, указанные истцом в исковом заявлении как "выставленные по счетам суммы" МУП "Ивантеевская теплосеть"", содержат данные, не соответствующие счетам-фактурам и фактически выставленным счетам.
Также ответчик отмечает, что ОДПУ введен в эксплуатацию 14.10.2019 года, в связи с чем, начисления за октябрь должны производиться исходя из показаний ОДПУ.
В соответствии со справочным расчетом, за период март - октябрь 2017 года, истец не оспаривает, что были некорректно выставлены счета в адрес ТСЖ "Регион-7" на сумму 1 295 072 рубля 04 копейки, однако это было допущено по вине ТСЖ "Регион-7", и на основании писем правления ТСЖ "Регион-7" N 95 от 02.10.2017 и N 88 от 12.09.2017, в период с октября 2017 года по март 2018 года был произведен перерасчет начислений за предыдущие периоды по согласованию с представителями управляющей организации, и излишние начисления были сняты.
Ответчиком также произведена проверка расчетов истца за горячее водоснабжение.
Исходя из позиции истца, в соответствии с 354 Постановлением за период с 01.04.2018 г. по 29.02.2020 г. сумма разногласий составляет 1 524 644, 46 руб.
Кроме того, Согласно Приложению N 2 к указанному договору, объектом поставки является многоквартирный дом, оборудованный приборами учета, расположенный по адресам: г. Ивантеевка, ул. Трудовая, д. 7. Согласно п.3.4. Ответчик ежемесячно обязуется предоставлять данные показаний приборов учета.
Стоимость договора, в том числе порядка расчета за потребленную тепловую энергию, установлена протоколом договорной стоимости, являющимся приложением N 6 к указанному договору.
Из материалов дела следует, что во исполнение условий договора ответчиком в адрес Истца направлялись платежные документы, содержащие сведения об объемах потребленных коммунальных ресурсов и их стоимости.
Данные документы подписаны обеими сторонами, что свидетельствует о согласии потребителя (истца) как с объемами, так и указанной в документах стоимости, подлежащей оплате. Данное обстоятельство, подтверждается актами приема-передачи тепловой энергии и теплоносителя.
Вступившим в законную силу судебным актом по делу N А41-68839/2019, ТСЖ "Регион-7" полностью признало и оплатило задолженность перед МУП "Ивантеевская теплосеть" за период с 01.03.2019 г. по 31.05.2019 г., в связи с чем, в ходе судебного разбирательства исковые требования были уменьшены на сумму задолженности за указанный период.
Кроме того, по делу N А41-77757/2019 в связи с полной оплатой задолженности ТСЖ "Регион-7" перед МУП "Ивантеевская теплосеть" за период с 01.06.2019 г. по 30.06.2019 г., на основании заявления МУП "Ивантеевская теплосеть", в удовлетворении исковых требований было отказано. Данный размер задолженности определялся исходя из показаний приборов учета, и был признан и оплачен ТСЖ "Регион-7" в полном объеме.
Учитывая изложенное, требования истца фактически направлены на пересмотр вступившего в законную силу судебного акта.
Кроме того, заявляя требование об обязании ответчика производить начисления за коммунальную услугу горячее водоснабжение и отопление согласно Правил Предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, истцом не было учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 1 ГК РФ необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.
Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 ГК РФ.
Конкретный способ защиты подлежит применению в случае, если иные способы не приведут к более быстрому и эффективному восстановлению нарушенных, либо оспариваемых прав и интересов.
Выбор способа защиты гражданских прав является прерогативой истца, вместе с тем он должен осуществляться с таким расчетом, что удовлетворение заявленных требований приведет к восстановлению нарушенных и (или) оспариваемых прав и законных интересов путем удовлетворения заявленных истцом требований.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, законом не предусмотрено такого способа защиты нарушенного права как обязание применять в расчетах какие-либо нормативы, поскольку в случае неправильного определения ответчиком цены коммунального ресурса истец праве оплачивать поставляемый ресурс по действительной его стоимости с учетом действующих нормативных правовых актов.
В случае если истец полагает, что договором неправильно или некорректно сформулированы условия устанавливающие порядок определения цены договора, истец вправе обратиться к ответчику с требованием об изменении условий договора, а при его отказе обратиться с соответствующим требованием в суд.
Избрание истцом ненадлежащего способа защиты является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обосновано отказал в удовлетворении данного требования.
Истцом также было заявлено требование о признании незаконным выставленной в адрес ТСЖ "РЕГИОН-7" суммы в размере 3 012 351, 13 руб. за период с 01.03.2017 г. по 31.05.2020.
Ответчиком в материалы дела представлены контррасчет, а также доказательства предъявления счет-фактур N 884 от 31.03.2020, N 1236 от 30.04.2020 N 1563 от 31.05.2020, N 1837 от 30.06.2020 с учетом установленного норматива.
Таким образом, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о частичном удовлетворении требований, обязав ответчика произвести перерасчет (корректировку начислений) в пользу ТСЖ "Регион-7" размера платы за коммунальную услугу по показателю "горячая вода компонент на теплоэнергию" за период с 01.03.2017 г. по 28.02.2020 г. в сумме 1 224 520,25 руб. из следующего расчета:
1 524 644 рубля 46 копеек - 139 040 рублей 32 копейки (за октябрь 2017 года) - 71 542 рубля 96 копеек (за март 2019 года) - 78 066 рублей 35 копеек (за апрель 2019 года) - 74808 рублей 82 копейки (за май 2019 года) - 75706 рублей 08 копеек (за июнь 2019 года) = 1 224 520 рублей 25 копеек.
Истцом также заявлено требование о взыскании расходов на юридические услуги в размере 180 000, 00 руб.
В соответствии со ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно ст. 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление в корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В соответствии со ст. 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
В обоснование требования о взыскании судебных расходов, заявителем представлены: договор оказания юридических услуг б/н от 15.03.2020 г., по условиям которого Карпунина А.В. обязалось оказать истцу юридическую помощь в объеме, определенном сторонами в Приложении N 1, в порядке и на условиях, определенных настоящим договором, а именно: ознакомление с документами, подготовку досудебной претензии, разработку правовой позиции по делу, подготовку искового заявления и других процессуальных документов, необходимых для защиты прав и законных интересов Доверителя при рассмотрении дела, участие в судебных заседаниях (в суде первой инстанции) по данному делу независимо от количества судебных заседаний.
В обоснование факта оплаты услуг по договору заявитель представил платежное поручение N 148 от 03.06.2020 г. на сумму в размере 90 000 руб. 00 коп., от 30.06.2020 г. N165 на сумму в размере 90 000 руб. 00 коп.
Из содержания п. 20 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Информационное письмо N 82) следует, что при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности, нормы расходов на служебные командировки, установленные правовым актами, стоимость экономных транспортных услуг, время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист, сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов, имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг, продолжительность и сложность рассмотрения дела.
Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов (ст. 65 АПК РФ, п.п. 20 и 21 Информационного письма N 82).
Согласно Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 121 от 05.12.2007 лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность. Вместе с тем, если сумма заявленного требования явно превышает разумные пределы, а другая сторона не возражает против их чрезмерности, суд в отсутствие доказательств разумности расходов, представленных заявителем, в соответствии с ч. 2 ст. 110 АПК РФ возмещает такие расходы в разумных, по его мнению, пределах. При выплате представителю вознаграждения, обязанность по уплате и размер которого были обусловлены исходом судебного разбирательства, требование о возмещении судебных расходов подлежит удовлетворению с учетом оценки их разумных пределов. Независимо от способа определения размера вознаграждения (почасовая оплата, заранее определенная твердая сумма гонорара, абонентская плата, процент от цены иска) и условий его выплаты (например, только в случае положительного решения в пользу доверителя) суд, взыскивая фактически понесенные судебные расходы, оценивает их разумные пределы.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - постановление от 21.01.2016 N 1), лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.12.2004 N 454-О, обязанность суда взыскивать расходы, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требований ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации.
Судебная практика основывается не только на установлении точного размера затрат, а также на их доказанности (Определение ВАС РФ от 29.11.2007 N 16188/07).
Как разъясняется в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.07.2012 N 2598/12, в части 2 статьи 110 АПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
В целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (ст. 2, 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер (п. 11 постановления от 21.01.2016 N 1).
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 13 Постановления от 21.01.2016 N 1, разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Таким образом, суд первой инстанции, исходя из принципов разумности и справедливости пределов возмещения судебных расходов, учитывая объем заявленных требований, цену иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела, правомерно удовлетворил заявление истца о взыскании судебных расходов частично в размере 15 000 руб.
Принимая во внимание принципы оценки доказательств арбитражным судом, предусмотренные статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, апелляционный суд полагает, что оснований для пересмотра размера расходов, определенного судом первой инстанции, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27 октября 2020 года по делу N А41-34300/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-34300/2020
Истец: ТСЖ "Регион-7"
Ответчик: МУП "Ивантеевская Теплосеть", МУП "Ивантеевская Теплосеть"