Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 мая 2021 г. N Ф04-2121/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
21 января 2021 г. |
Дело N А27-15311/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2021 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Логачева К.Д.,
Павлюк Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Легачевой А.М. с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел" рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Южно-Сибирского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (N 07АП-11637/2020) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16.10.2020 по делу N А27-15311/2020 (судья Н.Н. Гатауллина) по заявлению акционерного общества "Поляны" (Кемеровская область - Кузбасс, город Киселевск, ОГРН 2204200423700, ИНН 421105231473) к Южно-Сибирскому межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, ОГРН 1024200680723, ИНН 4207052250) о признании недействительным предписания от 16.04.2020 NНТВЗА-274-в,
В онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" в судебном заседании принял участие представитель акционерного общества "Поляны" (Кемеровская область - Кузбасс: Ефимова К.В. по доверенности от 22.01.2020 (на 1 год).
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Поляны" (далее - АО "Поляны", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным предписания Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление, административный орган) от 16.04.2020 N НТВЗА-274-в.
Решением от 16.10.2020 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить. Указывает на законность и исполнимость предписания.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Управление, надлежащим образом извещенное в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного органа.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 16.04.2020 на основании приказа Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 10.03.2020 N 274-кн (в редакции приказа Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 27.03.2020 г. N 375-кн) в отношении АО "Поляны" проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, о чем составлен акт проверки от 16.04.2020 N НТВЗА-274-в, выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 16.04.2020 N НТВЗА - 274-в.
Проверка проводилась Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области Южно-Сибирским межрегиональным управлением Росприроднадзора с целью контроля за устранением АО "Поляны" нарушений, выполнение которых обязательно в соответствии с ранее выданным предписанием об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 09.09.2019 N НЗВАТ-404, срок исполнения которого на момент проверки истек.
В ходе проверки административным органом выявлены факты невыполнения предписания от 09.09.2019 N НЗВАТ-404, предписано устранить следующие нарушения, а именно:
в нарушение пункта 7 условий пользования недрами к лицензии КЕМ 13998 ТЭ не соблюдаются требования проектной документации "Отработка запасов угля открытым способом в границах первой очереди ОАО "Поляны" в части обеспечения установленного уровня добычи в 2016-2018 годах (пункт 1);
допущено загрязнение водоохранной зоны поверхностного водного объекта р. Тугай угольным шламом (пункт 2);
в нарушение пункта 10 условий пользования недрами лицензии КЕМ 13998 ТЭ не соблюдаются требования действующей проектной документации "Отработка запасов угля открытым способом в границах первой очереди", разработанной в 2011 году ООО "Сибгеопроект" по отведению сточных вод в реку Акчурла с использованием очистных сооружений (пункт 3);
отведение сточных вод в р. Тугай осуществляется в отсутствие очистных сооружений, предусмотренных действующей проектной документацией "Отработка запасов угля открытым способом в границах первой очереди", разработанной в 2011 году ООО "Сибгеопроект", которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы (пункт 4);
допущена порча земель в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления (пункт 5);
осуществление обществом деятельности по размещению вскрышной породы на объектах размещения отходов (внешний отвал N 1, внешний отвал N 2) в отсутствие проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы (пункт 6);
в нарушение пункта 10 условий пользования недрами к лицензии КЕМ 3998 ТЭ из анализа сведений календарного плана (графика) отсыпки отвалов (с учётом коэффициента разрыхления равного 1,25) в проектной документации "Отработка запасов угля открытым способом в границах первой очереди ОАО "Поляны" установлено превышение фактических показателей распределения вскрышных пород по годам эксплуатации плановым (пункт 7);
в нарушение пункта 10 условий пользования недрами лицензии КЕМ 13998 ТЭ обществом не соблюдаются требования технических проектов, что подтверждается фактом размещения вскрышной породы в районе разведочных линий Хр.л. и Хбис. Согласно пояснительной записке АО "Поляны" от 27.08.2019 N 478 в 4 квартале 2018 года в связи с необходимостью ликвидации незначительных провалов и проседаний данной территории с целью выравнивая площадки для горно-шахтного оборудования использована вскрышная порода с ОГР АО "Поляны" в объёме 13,08 тыс.м3. В соответствии с проектной документацией "Отработка запасов угля открытым способом в границах первой очереди ОАО "Поляны", разработанная ООО "Сибгеопроект" в 2011 году, положительным заключением Государственной экологической экспертизы от 20.10.2014 N1258-Э (в части объектов размещения отходов, связанных с размещение отходов) предусматривается формирование внешних отвалов N1,2,3 и внутренних отвалов N1,2 (пункт 8);
размещение обществом вскрышной породы в объёме 13,08 тыс.м3 на объекте, не внесённом в государственный реестр объектов размещения отходов (пункт 9);
обществу предписано рассчитать и произвести плату за размещение отходов вскрышных пород в объёме 13,08 тыс.м3 в отсутствие установленных лимитов на их размещение (пункт 10).
По результатам проверки Управлением выдано предписание от 16.04.2020 N НТВЗА - 274-в, которым АО "Поляны" предписано в следующие сроки устранить вышеперечисленные нарушения, а именно п.п. 1,3,4,6,7 Предписание N НТВЗА - 274-в от 16.04.2020 г. предусмотрен срок до 16.02.2021 г., п.п.2,5,8,9,10 Предписания NНТВЗА - 274-в от 16.04.2020 г. предусмотрен срок до 16.09.2020 г.
Посчитав указанное выше предписание незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, АО "Поляны" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание не соответствует требованию исполнимости, фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4, 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу своей правовой природы предписание является ненормативным правовым актом, содержащим обязательные для выполнения адресатом требований об устранении установленных нарушений законодательства со сроком их исполнения и негативные последствия в случае игнорирования таких требований.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В пункте 1 предписания от 16.04.2020 указано на не соблюдение обществом в нарушение пункта 7 условий пользования недрами к лицензии КЕМ 13998 ТЭ, положений пунктов 2, 10 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1995 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), статьи 26 Федерального закона от 10.01.2002 N 7 "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) требований проектной документации "Отработка запасов угля открытым способом в границах первой очереди ОАО "Поляны" в части обеспечения установленного уровня добычи в 2016-2018 годах.
Согласно пункту 7 условий пользования недрами к актуализированной лицензии 2017 года КЕМ 13998 ТЭ предусмотрено, что уровень добычи минерального сырья и сроки выхода на проектную мощность определяются техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Проанализировав указанный пункт предписания, суд первой инстанции пришел к выводу о его неисполнимости ввиду того, что предписывает обществу выполнение требований по проектной документации "Отработка запасов угля открытым способом в границах первой очереди ОАО "Поляны" в части обеспечения установленного уровня добычи, действие которой в данной части прекратилось в 2018 году на основании пункта 2.11 протокола от 18.09.2018 N 189/18-стп, утверждённого ЦКР-ТПИ Роснедра г. Москва.
Вопреки доводам Управления на момент выдачи обжалуемого предписания действовала проектная документации "Технический проект отработки запасов открытым способом в границах участка недр "Поле шахты "Краснокаменская" Киселевского каменноугольного месторождения АО "Поляны" (ООО "СГП" 2019), согласованная протоколом заседания ЦКР-ТПИ Роснедра от 11.06.2019 N 101/19-стп.
Из оспариваемого предписания невозможно установить, каким образом оно может быть исполнено.
Некорректной является ссылка Управления в апелляционной жалобе на установленный лицензией уровень добычи, так как выданной обществу лицензией КЕМ 13998ТЭ уровень добычи не установлен.
В пункте 2 оспариваемого предписания указано на загрязнение обществом водоохранной зоны поверхностного водного объекта р. Тугай угольным шламом, что является нарушением части 1 статьи 55, части 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, далее - ВК РФ).
В акте проверки от 09.09.2019 НЗВАТ-404 указано, что водоохранная зона поверхностного водного объекта реки Тугай зашламована вследствие отсутствия сбора и отведения поверхностных сточных вод с технологической дороги, при этом не содержится описание конкретного места выявленного правонарушения. В пределах лицензионного участка предприятия р. Тугай протекает на расстоянии 2,6 км, имеет левобережную и правобережную водоохранные зоны. В акте проверки указана одна точка с предполагаемым местом загрязнения почвы, а именно точка с координатами 54°02
00,3
с.ш. 86 °39
01,1
в.д.
Факт наличия угольного шлама, отраженный в акте проверки от 13.04.2020 N НТВЗАТ-274-в сделан только на основании визуального осмотра специалистом Управления, без привлечения специализированной лаборатории.
Обществом в апреле 2020 года в рамках проверки, по результатам которой составлен акт проверки N НТВЗА-274-в и выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований N НТВЗА-274-в была предоставлена в адрес административного органа справка о принятых мерах по доведению качества сточных вод до требуемых нормативов. В указанной справке содержится информация о том, что в 4 квартале 2019 года обществом произведен перенос технологической автодороги на 300 м от пос. Афонино к угольному складу АО "Поляны", в полном объеме выполнены работы по обустройству водосборных канав по всему периметру угольного склада и новой технологической дороги. Данные мероприятия позволяют в полном объеме исключить возможное загрязнение водоохранной зоны р. Тугай, на территории производственной площадки АО "Поляны".
Отклоняя довод Управления о том, что что на выполнение этих работ должна быть проектная документация, имеющая положительное заключение ГЭЭ в соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ), суд первой инстанции исходил из того, что статьей 11 данного закона конкретно определено, какая проектная документация является объектом экологической экспертизы. Проектная документация на строительство системы ливневой канализации в данном перечне отсутствует.
Согласно решению от 24.01.2020 Киселёвского городского суда Кемеровской области по делу N 12-2/2020 об административном правонарушении по жалобе законного представителя юридического лица - АО "Поляны" на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вступившего в законную силу 10 02.03.2020, акт проверки от 09.09.2019 N НЗВАТ-404 и постановление о назначении административного наказания не содержат доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что загрязнение водоохранной зоны р. Тугай допущено по вине юридического лица.
Довод Управления об отсутствии у него обязанности по указанию координат в акте обследования территории, тогда как предполагаемое место загрязнения почвы зафиксировано в фототаблице, которая является приложением к акту обследования территории, является несостоятельным.
Согласно акту обследования территории от 13.04.2020 N НТВЗАТ-274-в в рамках мероприятий, проводимых в ходе обследования территории, должностным лицом проводилось фотографирование и снятие координат, однако данные координаты не отражены в акте обследования. Так же в акте осмотра не указана марка и идентификационные параметры фотоаппарата и технических средств, с использованием которых производилось фотографирование и снятие координат, в то время как это является обязательным требованием при составлении акта обследования территории. Место загрязнения почвы не определено и не зафиксировано как в акте обследования территории от 13.04.2020 N НТВЗАТ-274-в, так и в акте обследования территории от 24.07.2019 N НЗВАТ-404.
Поскольку общество приняло все необходимые меры по исполнению аналогичного пункта предписания от 09.09.2019 N НЗВАТ-404, выполнению требований части 16 статьи 65 ВК РФ, данный пункт предписания не может быть признан законным.
В пункте 3 предписания от 16.04.2020 указано на несоблюдение обществом требований действующей проектной документации "Отработка запасов угля открытым способом в границах первой очереди", разработанной в 2011 году ООО "Сибгеопроект", по отведению сточных вод в реку Акчурла с использованием очистных сооружений, что является нарушением пункта 10 условий пользования недрами лицензии КЕМ 13998 ТЭ, положений пункта 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах.
В соответствии с пунктом 10 условий пользования недрами актуализированной лицензии КЕМ 13998 ТЭ 2017 года пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безосному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Общество в рамках проверки, проводимой в 2020 году, предоставило проектную документацию "Технический проект разработки Киселевского каменноугольного месторождения. Отработка запасов каменного угля открытым способом участка недр "Поле шахты Краснокаменская" АО "Поляны", 2018 год, которая, как и проектная документация "Отработка запасов угля открытым способом в границах первой очереди", разработанная в 2011 году, является действующей документацией общества на основании протокола от 18.09.2018 N 189/18-стп, выданного ЦКР-ТПИ Роснедра г. Москва.
Согласно тому 8.1 ООС проектной документации "Технический проект разработки Киселевского каменноугольного месторождения. Отработка запасов каменного угля открытым способом участка недр "Поле шахты Краснокаменская" АО "Поляны" (2018 год) (далее - проект 2018 года) отведение сточных вод предусмотрено в р. Тугай. Также данным проектом предусмотрены очистные сооружения карьерных, шахтных и ливневых вод, состоящих из водосборника V=1000 м 3, водоема N 1, водоема N 2, перепускных стальных трубопроводов, сбросного трубопровода стального длиной 190 метров, сбросной траншеей.
Отведение сточных вод в р. Тугай предусмотрено проектом 2018 года на основании имеющейся у общества разрешительной документации в сфере водопользования.
В ходе осмотра территории, проводимого в рамках проверки в апреле 2020 года, в по результатам которой составлен акт проверки от 16.04.2020 N НТВЗА-274-в и выдано предписание от 16.04.2020 N НТВЗА - 274-в, должностным лицом не производился осмотр очистных сооружений, в результате чего в акте от 16.04.2020 на странице 8 сделан неверный вывод об их отсутствии, хотя в акте проверки от 09.09.2019 N НЗВАТ-404 на страницах 7-8 отражается факт наличия очистных сооружений для отведения очищенных вод в р. Тугай.
Ссылка на странице 8 акта проверки от 16.04.2020 N НТВЗА-274-в на отсутствие согласования Федеральным агентством по недропользованию проектной документации "Технический проект разработки Киселевского каменноугольного месторождения. Отработка запасов каменного угля открытым способом участка недр "Поле шахты Краснокаменская" АО "Поляны" не может быть признана обоснованной, так как в рамках проверки представлялся утвержденный председателем ЦКР-ТПИ Роснедра протокол ЦКР-ТПИ Роснедра от 18.09.2018 N189/18-стп о согласовании проектной документации. Том 8.1 ООС проектной документации "Технический проект разработки Киселевского каменноугольного месторождения. Отработка запасов каменного угля открытым способом участка недр "Поле шахты Краснокаменская" АО "Поляны" (2018 год) является неотъемлемой частью технического проекта.
Отклоняя довод управления о том, что пункт 3 предписания от 09.09.2019 N НТВЗАТ-404 является невыполненным по причине отсутствия согласования Федеральным агентством по недропользованию или его территориальными органами проектной документации "Технический проект разработки Киселевского каменноугольного месторождения. Отработка запасов каменного угля открытым способом участка недр "Поле шахты Краснокаменская", суд первой инстанции правомерно указал, что в рамках проверки 2020 года обществом представлялся утверждённый председателем ЦКР-ТПИ Роснедра протокол ЦКР-ТПИ Роснедра от 18.09.2018 N 189/18-стп о согласовании данной проектной документации. Предоставление данного документа подтверждено на странице 18 акта проверки от 16.04.2020 N НТВЗА-274-в.
Обществом соблюдаются требования, предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах.
В пункте 4 предписания от 16.04.2020 N НТВЗА - 274-в указано, что обществом в нарушение требования пункта 4 статьи 27 Федерального закона N 174-ФЗ отведение сточных вод осуществляется в р. Тугай в отсутствие очистных сооружений, предусмотренных действующей проектной документацией "Отработка запасов угля открытым способом в границах первой очереди", разработанной в 2011 году ООО "Сибгеопроект", получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Решением от 23.01.2020 Киселевского городского суда Кемеровской области по делу N 12- 4/2020 об административном правонарушении по части 2 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, вступившим в законную силу 11.02.2020, установлено, что отведение сточных вод в р. Тугай при отсутствии очистных сооружений предусмотренных проектной документацией "Отработка запасов угля открытым способом в границах первой очереди", разработанной в 2011 году ООО "Сибгеопроект", получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, не свидетельствует о нарушении, поскольку наличие каких-либо очистных сооружений на водотоке р. Тугай данной проектной документацией не предусмотрено.
Отведение сточных вод в р. Тугай предусмотрено действующей проектной документацией: "Технический проект разработки Киселевского каменноугольного месторождения. Отработка запасов каменного угля открытым способом участка недр "Поле шахты Краснокаменская" АО "Поляны" (2018 год) и осуществляется на основании полного пакета разрешительной документации в области водопользования с использованием очистных сооружений.
Обязанность общества осуществлять водоотведение в соответствии с проектной документацией "Отработка запасов угля открытым способом в границах первой очереди", разработанной в 2011 году ООО "Сибгеопроект", получившей положительное заключение экологической экспертизы, не возникает, следовательно, является необоснованной, так как объектом экологической экспертизы проектной документации являлись объекты размещения отходов согласно Федерального закона N 174-ФЗ, что также отражено в приказе Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области от 20.10.2014 N1258-Э "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по объекту: проектная документация "Отработка запасов угля открытым способом в границах первой очереди ОАО "Поляны" (в части объектов, связанных с размещением отходов)".
В пункте 5 предписания от 16.04.2020 N НТВЗА - 274-в указано на порчу земель в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления (нарушены положения пункта 1 части 2 статьи 51 Закона об охране окружающей среды, пункта 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
АО "Поляны" не является собственником, землепользователем, землевладельцем и арендатором земельного участка с предполагаемым местом порчи, в связи с чем не обоснована ссылка на пункт 1 части 2 статьи 51 Закона об охране окружающей среды, пункт 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанный пункт предписания не имеет конкретного описания выявленного нарушения, подтвержденного процессуальными документами (акт проверки, акт осмотра территории предприятия, документы по фиксации специальными техническими средствами административного правонарушения), содержащими информацию о месте, событии правонарушения.
В связи с тем, что административным органом четко не определено место совершения административного правонарушения, следовательно, установить место нарушения, выявленного в ходе проведения проверки, по результатам которой выдано предписание от 16.04.2020 N НТВЗА-274-в не представляется возможным.
Согласно решению администрации Кемеровской области на право пользования водным объектом зона ответственности АО "Поляны" по водоохранной зоне занимает территорию на 500-м выше и на 500-м ниже места сброса сточных вод.
В процессуальных документах должны указываться границы участка территории загрязнения почвы, общая площадь, кадастровый номер земельного участка, на котором административным органом выявлено загрязнение.
Управление в процессуальных документах не рассматривает фактор совершения правонарушения другим лицом, а также принятие обществом всех зависящих от него мер для исполнения предписания от 16.04.2020 N НТВЗА-274-в, а также ранее выданного предписания от 09.09.2019 N НЗВАТ-404 (строительство системы сбора ливневых и дождевых стоков).
До получения лицензии на право добычи каменного угля и приобретения имущества АООТ "Шахта Краснокаменская" в 2006 году в течение 80 лет на данном горном отводе осуществляла производственную деятельность шахта Краснокаменская, что не исключает влияния ее производственной деятельности на поверхность водоохранной зоны р. Тугай.
В акте проверки от 09.09.2019 N НЗВАТ-404 не указано, при обращении с каким конкретно видом отходов допущена порча земель и в чем она выразилась, а также не уточняется конкретный вид отхода.
В протоколе токсикологического анализа пробы отхода от 19.08.2019 N Н-0(Т)-58.19, на который ссылается должностное лицо в акте проверки от 09.09.2019 NНЗВАТ-404, указано, что согласно результатам исследования отхода, отобранного на предполагаемом месте загрязнения, данный "отход может быть отнесён к V классу опасности" "Отходы добычи и обогащения угля".
Согласно федеральному классификационному каталогу отходов к отходам добычи и обогащения угля относится порядка 15 видов отходов V класса опасности.
Согласно утверждённым нормативам образования и размещения отходов к отходам, относящимся к деятельности АО "Поляны", следует выделить и отнести два вида: вскрышные породы в смеси практически неопасные и осадок механической очистки смеси шахтных, карьерных и ливневых вод. На участке, где были отобраны пробы отхода, наличие вскрышной породы или осадка очистки шахтных, карьерных и ливневых вод не зафиксировано и не могло иметь место в силу технологической логистики производственного процесса.
Из анализа актов проверок от 09.09.2019 НЗВАТ-404 и от 16.04.2020
НТВЗА-274-в не усматривается, при обращении с каким именно видом отходов допущена порча земель в точке с координатами 54°02
00,3
с.ш. 86 °39
01,1
в.д., на основании вышеизложенного данный пункт предписания является невыполнимым.
В материалах административного расследования по результатам проверки 2019 года отсутствует акт отбора проб, в котором должны содержатся сведения о том, в какую емкость были отобраны пробы для исследования, данные о глубине отбора пробы, размер пробной площадки, информация о массе проб, а также информация о том, какой вид пробы взят - точечная проба либо объединенная, а также информация о том, кто присутствовал на отборе проб.
Из протоколов анализа проб, имеющихся в материалах дела, не представляется возможным установить указанную выше информацию и, как следствие, невозможно установить соблюдение требований ГОСТов 17.4.3.01-83, 17.4.4.02-84 при отборе проб, использованных для исследования.
Проба отобрана ведущими инженерами ЦЛАТИ по Кемеровской области без участия должностного лица, а также представителя юридического лица, в отношении которого проводилась проверка.
В рамках проведения проверки в 2020 году, по результатам которой составлен акт проверки от 16.04.2020 N НТВЗА-274-в и выдано предписание от 16.04.2020 N НТВЗА-274-в, государственным органом отбора проб не производился.
В пункте 6 предписания от 16.04.2020 N НТВЗА - 274-в указано, что общество в нарушение статьи 3 Федерального закона N 174-ФЗ осуществляет деятельность по размещению вскрышной породы на объектах размещения отходов (внешний отвал N1, внешний отвал N2) в отсутствие проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В рамках внеплановой выездной проверки, проведенной на основании приказа Управления от 10.03.2020 N 274-кн обществом предоставлена информация о фактическом распределении вскрышной породы за 2019 год относительно плана (графика) отсыпки отвалов проектной документации "Отработка запасов угля открытым способом в границах первой очереди ОАО "Поляны".
Фактическое размещение вскрышной породы осуществляется на внешних отвалах N 1 и N 2 на основании проектной документации "Отработка запасов угля открытым способом в границах первой очереди ОАО "Поляны", разработанной и утвержденной в 2011 году, получившей положительное заключение ГЭЭ в части объектов размещения отходов, что подтверждается приказом руководителя Управления Росприроднадзора по Кемеровской области от 20.10.2014 N 1258-3.
Таким образом, вывод государственного органа о том, что общество с момента выдачи предписания, то есть с 09.09.2019 по 09.03.2020 (то есть дату устранения нарушений, отраженных в предписании от 09.09.2019 N НЗВАТ-404) осуществляет деятельность по размещению вскрышной породы на объектах размещения отходов (внешний отвал N1, внешний отвал N2) в отсутствие проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, является необоснованным и несостоятельным.
В подтверждение отсутствия необходимости проведения государственной экологической экспертизы проектной документации 2018 года, обществом представлены статистические отчеты 2-тп (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха" и 2- тп(отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления" за 2019 год", согласно которым качественные и количественные характеристики загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и размещаемых отходов, соответствуют нормативам предельно-допустимых выбросов в атмосферу и нормативам на образование и лимитам на размещение отходов. Данные отчеты принимаются Южно-Сибирским межрегиональным управлением Росприроднадзора, о чем имеются соответствующие отметки на отчетных документах.
В апелляционной жалобе Управлением приводится информация об объёмах пород, укладываемых в отвалы в соответствии с проектной документацией "Технический проект разработки Киселевского каменноугольного месторождения. Отработка запасов каменного угля открытым способом участка недр "Поле шахты "Краснокаменская" (АО "НПЦ "Эталон", 2018 год) и в соответствии с проектной документацией "Отработка запасов угля открытым способом в границах первой очереди ОАО "Поляны" (ООО "СИБГЕОПРОЕКТ", 2011 год), имеющей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Из анализа данных объёмов следует, что общий объём пород, укладываемый в отвал по проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, составляет 931 844,6 тыс. мЗ, а объём пород, укладываемый в отвал по проектной документации "Технический проект разработки Киселевского каменноугольного месторождения. Отработка запасов каменного угля открытым способом участка недр "Поле шахты "Краснокаменская" (АО "НПЦ "Эталон", 2018 год) составляет 139775 тыс. мЗ, что в 6,6 раз меньше, чем объём из проектной документации, прошедшей государственную экологическую экспертизу.
Управлением не представлено доказательств превышения нормативов ПДВ или лимитов на размещение отходов, соответственно не обосновано требование проведения государственной экологической экспертизы действующей проектной документации.
В пункте 7 предписания от 16.04.2020 N НТВЗА - 274-в указано, что из анализа сведений календарного плана (графика) отсыпки отвалов (с учетом коэффициента разрыхления равного 1,25) в проектной документации "Отработка запасов угля открытым способом в границах первой очереди ОАО "Поляны" установлено превышение фактических показателей распределения вскрышных пород по годам эксплуатации плановым, что является нарушением пункта 10 условий пользования недрами к лицензии КЕМ 13998 ТЭ, положений пункта 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах.
Из акта проверки от 16.04.2020 N НТВЗА-274-в (страницы 12-13) следует, что определение объемов распределения вскрышной породы должностным лицом применялось в сравнении с календарным планом отсыпки отвалов, предусмотренным проектной документацией "Технический проект разработки Киселевского каменноугольного месторождения. Отработка запасов каменного угля открытым способом участка недр "Поле шахты "Краснокаменская", разработанной в 2018 году АО "НПЦ "Эталон", однако в предписании от 09.09.2019 N НЗВАТ-404 должностное лицо, проводившее проверку, ссылается на проектную документацию "Отработка запасов угля открытым способом в границах первой очереди ОАО "Поляны", разработанную в 2011 году.
Следовательно, не обоснован вывод Управления о том, что нарушение, отраженное в пункте 18 предписания от 09.09.2019 N НЗВАТ-404, не устранено, так как в предписании речь идет о проектной документации "Отработка запасов угля открытым способом в границах первой очереди ОАО "Поляны" разработанная в 2011 году, которая является действующей документацией АО "Поляны".
В пункте 8 предписания от 16.04.2020 N НТВЗА - 274-в указано, что в ходе проверки обнаружен факт размещения вскрышной породы в районе разведочных линий Хр.л. и Хбис.
Согласно пояснительной записке АО "Поляны" от 27.08.2019 N 478 в 4 квартале 2018 года в связи с необходимостью ликвидации незначительных провалов и проседаний данной территории с целью выравнивая площадки для горно-шахтного оборудования была использована вскрышная порода с ОГР АО "Поляны" в объёме 13,08 тыс.м3. В соответствии с проектной документацией "Отработка запасов угля открытым способом в границах первой очереди ОАО "Поляны", разработанной ООО "Сибгеопроект" в 2011 году, положительное заключение Государственной экологической экспертизы от 20.10.2014 N 1258-Э (в части объектов размещения отходов, связанных с размещение отходов) предусматривается формирование внешних отвалов N1,2,3 и внутренних отвалов N1,2. Таким образом, АО "Поляны" не соблюдаются требование технических проектов, что является нарушением пункта 10 условий пользования недрами лицензии КЕМ 13998 ТЭ, положений пункта 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах.
Как следует из материалов дела, АО "Поляны" осуществляет производственную деятельность по добыче угля открытым способом на лицензионном участке консервируемой шахты "Краснокаменская", которая до 2006 года осуществляла добычу каменного угля подземным способом.
В настоящее время АО "Поляны", кроме ведения открытых горных работ, осуществляет консервацию горных выработок шахты "Краснокаменская" по проекту "Технического проекта консервации подземных горных выработок шахты "Краснокаменская" в границах лицензии КЕМ 13998 ТЭ". Согласно данной проектной документации общество осуществляет консервацию следующих объектов: скиповой ствол, клетевой ствол, центральный вентиляционный ствол, вентиляционно-закладочный ствол, восточный вентиляционный ствол (стр.45,46 проекта). Законсервированные выработки шахты "Краснокаменская" будут вскрыты открытыми горными работами второй очереди (страница 21 проекта).
АО "Поляны", работая на территории, нарушенной производственной деятельностью шахты Краснокаменская, осуществляет не только консервацию вышеперечисленных объектов, но и ликвидацию мелких горных выработок, деформацию и провалы поверхности в соответствии с РД 07-291-99 "Инструкция о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами" и "Правилами безопасности в угольных шахтах", которые являются обязательными для всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности на территории РФ.
После выявления проседания поверхности промплощадки, руководствуясь требованиями Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в угольных шахтах", технической службой АО "Поляны" был выполнен проект производства работ по ликвидации деформаций дневной поверхности (просадки) вызванных отработкой запасов подземным способом с использованием вскрышной породы в объёме 13,08 тыс.м3.
Законность использования вскрышной породы для ликвидации провалов, горных выработок устанавливается частью 11 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которой при ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы в соответствии с проектом ликвидации горных выработок, пунктом 44 Инструкции о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от 02.06.1999 N 33 (далее - Инструкция РД 07-291-99), лицензией КЕМ 13998 ТЭ, пунктом 5.8.10 информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям ИТС 16-2016 "Горнодобывающая промышленность. Общие процессы и методы".
АО "Поляны" использовало вскрышную породу для ликвидации опасной зоны, планировки промплощадки для размещения горно-шахтного оборудования, а значит, использовало породу для выполнения работ, что соответствует статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89 "Об отходах производства и потребления".
Утверждение, что вскрышная порода в объёме 13,08 тыс. м складировалась более 11 месяцев, а значит - размещалась, является необоснованным, так как использование графических материалов ПРГР на 2017-2019 годы некорректно в связи с тем, что на графических материалах 2017-2019 г.г. отсутствуют изменения высотных отметок поверхности промплощадки, соответственно вычислить из данных материалов нахождение вскрышной породы более 11 месяцев в объёме 13,08 тыс. м3 невозможно, помесячные планы движения поверхности Управлением не испрашивались, технические средства для определения высотных отметок в рамках проверки не применялись. Согласно пояснительной записке АО "Поляны" от 27.08.2019 N 478 вскрышная порода на промплощадку завезена в 4 квартале 2018 года, в то время как должностным лицом не установлена и не опровергнута дата завоза вскрышной породы. Данная информация является существенным фактором для определения срока и цели нахождения вскрышной породы.
Вывод о том, что общество не соблюдает требование проекта "Отработка запасов угля открытым способом" 2011 года со ссылкой на доказанность факта размещения (более 11 месяцев) вскрышной породы, также не обоснован, так как данная проектная документация предусматривает проектирование объектов капитального строительства с учётом перспективной стратегии ведения горных работ, однако на странице 7 в разделе 2, том 2 "Схема планировочной организации земельного участка" представлена информация о состоянии земной поверхности и наличие разрывных нарушений на всей отработанной поверхности. Меры по ликвидации данных нарушений предусмотрены пунктом 44 РД 07-291-99 "Инструкция о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами" и выполняются по мере их выявления.
Как пояснил заявитель, в сентябре 2019 года в связи с тем, что вопрос по существу возражений АО "Поляны" не был урегулирован, а также обществом принято решение о подаче жалобы на постановление о привлечении его в административной ответственности по части 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также для исключения нахождения вскрышной породы на участке более 11 месяцев, обществом принято решение о приведении указанного участка в первоначальное состояние, то есть в состояние, предшествующее выравниванию деформаций и проседаний земной поверхности, образованной в результате ведения подземных горных работ.
В рамках выездной внеплановой проверки, проводимой на основании приказа Управления от 10.03.2020 N 274-кн, при осмотре территории предприятия 13.04.2020 должностным лицом не проведены контрольные мероприятия - снятие отметок поверхности промплощадки - для исключения или подтверждения выполнения предписания по размещению 13,08 тыс.м3. Установить, на каком основании сделан вывод о неисполнении предписания, не представляется возможным.
В рамках выездной проверки, по результатам которой выдано предписание от 16.04.2020 N НТВЗА-274-в, обществом в свою очередь были предоставлены планы поверхности горного отвода по состоянию на 22.11.2018, 14.09.2019, 25.10.2019, по которым устанавливается, что порода на площадку, предназначенную для стоянки горношахтного оборудования (промплощадка), завезена в ноябре 2018 года.
На представленных планах поверхности горного отвода при анализе высотных отметок чётко и точно отслеживается период наличия вскрышной породы на промплощадке в объёме 13,08 тыс. м3 в течение 10 месяцев, то есть в период с ноября 2018 года по сентябрь 2019 года, а значит вскрышная порода не размещалась, а накапливалась и предписание от 09.09.2019 N НЗВАТ-404 в части пункта 19 выполнено.
Из анализа актов проверок, актов осмотров территорий предприятия, проведенных в 2019 году и 2020 году государственным органом, следует, что место предъявляемого правонарушения не описано, так как отсутствуют координаты участка правонарушения.
Общество не отрицает факт использования вскрышных пород на технологические нужды, о чем ежегодно сообщает в статистическом государственном отчете 5тп-отходы "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", предоставляемом в Управление Росприроднадзора по Кемеровской области.
На основании изложенного, вывод государственного органа о том, что пункт N 19 предписания от 09.09.2019 NНЗВАТ-404 не выполнен, не обоснован, так как данный пункт не обязывает АО "Поляны" вносить данную площадку в ГРОРО, а в рамках проверки выполнения предписания общество предоставило исчерпывающие доказательства, подтверждающие выполнение указанного пункта предписания, а именно вывоз породы на внешний отвал N1, что не было принято во внимание должностным лицом и предоставленным АО "Поляны" документам не дано правовой оценки.
В пункте 9 предписания от 16.04.2020 N НТВЗА - 274-в указано, что общество в нарушение части 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" осуществило размещение вскрышной породы в объёме 13,08 тыс.м3 на объекте, не внесённом в государственный реестр объектов размещения отходов.
Обществом приняты меры по вывозу вскрышной породы с данной площадки в полном объеме по истечении 10 месяцев на объект размещения отходов - Внешний отвал N 1.
Согласно приказу Минприроды России от 29.06.2012 N 191 и от 29.06.2012 N 196 предписание должно содержать конкретное мероприятие, которое должно быть выполнено пользователем недр, а из оспариваемого предписания невозможно установить, каким образом оно может быть исполнено.
На основании вышеизложенного судом верно сделан вывод о том, что данный пункт предписания неисполним.
В пункте 10 предписания от 16.04.2020 N НТВЗА - 274-в указано на необходимость рассчитать и произвести плату за размещение отходов вскрышных пород в объёме 13,08 тыс.м3 в отсутствие установленных лимитов на их размещение (нарушено требование 4.1 статьи 16 Закона об охране окружающей среды).
Обществом не может быть исполнен данный пункт предписания, так как в рамках проверки предоставлено достаточно доказательств того, что порода в объёме 13,08 тыс.мЗ вывезена в срок до 11 месяцев. Опровержение данного факта Управлением не предоставлено.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания и размещения является накоплением отходов. Частью 1 статьи 16 Закона об охране окружающей среды плата за накопление отходов не предусмотрена.
Оспариваемое предписание от 16.04.2020 N НТВЗА274-в не соответствует требованию исполнимости, фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ правомерно признано недействительным и незаконным.
Управлением не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.10.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-15311/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Южно-Сибирского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-15311/2020
Истец: АО "Поляны"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской областиросприроднадзора