г. Пермь |
|
26 января 2021 г. |
Дело N А71-6089/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Гуляковой Г.Н., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,
в отсутствие участвующих в деле лиц
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Гаражно-строительного кооператива владельцев индивидуальных гаражей "Жигули",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 12 октября 2020 года по делу N А71-6089/2020
по заявлению Гаражно-строительного кооператива владельцев индивидуальных гаражей "Жигули" (ИНН 1835013562, ОГРН 1031801050544)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Удмуртской Республике (ИНН 1832015875, ОГРН 1041800950025), Управлению Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (ИНН 1831101183, ОГРН 1041800281214)
об оспаривании решений,
УСТАНОВИЛ:
Гаражно-строительный кооператив владельцев индивидуальных гаражей "Жигули" (далее - кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Удмуртской Республике (далее - налоговый орган, инспекция) от 20.02.2020 NN 647, 648, 649, решения Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике от 15.04.2020 N 16-07/07655 (с учетом ходатайства об уточнении заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 октября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе заявитель настаивает на том, что не является плательщиком земельного налога, поскольку земельный участок предоставлен ему на праве бессрочного и бесплатного пользования.
Межрайонной ИФНС N 11 по Удмуртской Республике, Управлением Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых налоговые органы возражают против доводов апелляционной жалобы, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании пункта 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 11 по Удмуртской Республике проведены камеральные налоговые проверки налоговых деклараций Гаражно-строительного кооператива владельцев индивидуальных гаражей "Жигули" по земельному налогу за 2016-2018 годы, по результатам которых приняты оспариваемые решения от 20.02.2020 NN 647, 648, 649.
Оспариваемыми решениями заявителю доначислен земельный налог в размере 434316 руб. за 2016 год, 814342 руб. за 2017 год и 790915 руб. за 2018 год.
Основанием для принятия оспариваемых решений послужили выводы налогового органа о том, что кооператив является плательщиком земельного налога.
Решением вышестоящего налогового органа - Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике от 15.04.2020 N 16-07/07655 оспариваемые заявителем решения инспекции оставлены без изменений.
Несогласие заявителя с решениями инспекции и управления послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Суд первой инстанции не установил оснований для удовлетворения требований заявителя.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Согласно Решению Городской думы г. Ижевска от 23.11.2005 N 24 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования "Город Ижевск" на территории муниципального образования "Город Ижевск" с 1 января 2006 года введен земельный налог.
Судом установлено, что заявитель в 2016-2018 годах имел на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок с кадастровым номером 18:26:040822:23, расположенный по адресу: г.Ижевск, ул. Маяковского-49 (л.д.14-17, 164-168).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к закономерному выводу о том, что заявитель является плательщиком земельного налога в отношении указанного земельного участка, в связи с чем признал, содержащиеся в оспариваемых решениях выводы налогового органа об обязанности заявителя уплатить земельный налог за 2016-2018 годы в соответствующих суммах правомерными.
Отклоняя позицию заявителя о том, что он не является плательщиком земельного налога, поскольку спорный земельный участок предоставлен ему на праве бессрочного и бесплатного пользования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
На основании Государственного акта на право пользования землей А-I N 958923 от 17.04.1981 за автокооперативом "Жигули" закреплено в бессрочное и бесплатное пользование 5.9 гектаров земли для строительства.
Земельные правоотношения на момент выдачи указанного акта регламентировались Законом РСФСР от 01.07.1970 (ред. от 12.03.1980) "Об утверждении Земельного кодекса РСФСР".
В соответствии со статьей 9 Закона РСФСР "Об утверждении Земельного кодекса РСФСР" земля в РСФСР предоставляется в пользование колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям и учреждениям.
Согласно статье 10 Закона РСФСР "Об утверждении Земельною кодекса РСФСР" колхозам, совхозам, другим государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам СССР земля предоставляется в бесплатное пользование.
Таким образом, согласно действовавшему в тот период законодательству землепользование осуществлялось на принципе бесплатности пользования землей.
Законом РСФСР от 23.11.1990 N 374-1 "О земельной реформе" в РСФСР был введен принцип платности пользования землей. С введением данного Закона собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, подлежали обложению ежегодным земельным налогом на условиях и в порядке, установленном законодательством РСФСР.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации oт 25.04.1991 N 1739-1 (пункт 5) введен в действие Земельный кодекс РСФСР, которым признан утратившим силу Земельный кодекс РСФСР 1970 года, кроме статьи 10 (бесплатность землепользования), утратившей силу с момента принятия Закона РСФСР о плате та землю.
С 01.01.1992 Постановлением Верховного Совета РСФСР от 11.10.1991 N 1739-1 введен в действие Закон РСФСР 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю".
Согласно статье 1 Закона РСФСР от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" использование земли в РСФСР является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
Таким образом, с 01.01.1992 года утратила силу статья 10 Земельного кодекса РСФСР о бесплатном землепользовании и с этой даты на территории Российской Федерации законодательно закреплен принцип платности землепользования.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу пункта 2 статьи 388 НК РФ не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды.
На основании статьи 24 ЗК РФ в безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки: 1) находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса, в том числе в виде служебного надела; 2) находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора, в том числе в виде служебного надела.
Согласно статье 39.10 ЗК РФ договор безвозмездного пользования земельным участком заключается гражданином и юридическим лицом с уполномоченным органом, а в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи, с организацией, которой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование.
Правовых оснований, предусмотренных статьями 24, 39.10 ЗК РФ, для безвозмездного пользования спорным земельным участком у заявителя не имеется.
Категории налогоплательщиков, освобожденных от уплаты земельного налога, определены в статье 395 НК РФ. Заявитель к указанным категориям не относится.
Таким образом, доводы заявителя о наличии оснований для пользования земельным участком в отсутствие уплаты земельного налога, обоснованно признаны судом первой инстанции несостоятельными.
Оснований прийти к иным суждениям апелляционная коллегия не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в порядке статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 октября 2020 года по делу N А71-6089/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить гаражно-строительному кооперативу владельцев индивидуальных гаражей "Жигули" (ИНН 1835013562, ОГРН 1031801050544) из федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 10.11.2020.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-6089/2020
Истец: Гаражно-строительный кооператив владельцев индивидуальных гаражей "Жигули"
Ответчик: МРИ ФНС N 11 по УР, Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике