г. Москва |
|
27 января 2021 г. |
Дело N А41-39731/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Немчиновой М.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании:
от истца по делу - ООО "ЖК-ГУСАРСКАЯ БАЛЛАДА" - Акшина А.В., по доверенности 11.01.2021,
от ответчика по делу - АО "РЕСУРС" - Абрамов Е.В., по доверенности от 01.09.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "РЕСУРС" на решение Арбитражного суда Московской области от 05.10.2020 по делу N А41-39731/20, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по иску ООО "ЖК-ГУСАРСКАЯ БАЛЛАДА" к АО "РЕСУРС" о взыскании, обязании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЖК-ГУСАРСКАЯ БАЛЛАДА" (истец) обратилось в суд с иском к АО "РЕСУРС" об обязании произвести корректировку начислений по Договору энергоснабжения для потребителей тепловой энергии в горячей воде N 60/2019 от 01.08.2019 по показателю "Тепловая энергия на подогрев" за период с 01.04.2020 по 30.04.2020 в размере 4 055 925 рублей 97 копеек.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.10.2020 заявленные требования удовлетворены.
АО "РЕСУРС" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель АО "РЕСУРС" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ООО "ЖК-ГУСАРСКАЯ БАЛЛАДА" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует и обоснованно установлено судом, что между ООО "ЖК-ГУСАРСКАЯ БАЛЛАДА" (далее - Истец, Потребитель) и АО "Ресурс" (далее Ответчик, Энергоснабжающая организация) заключен Договор энергоснабжения для потребления тепловой энергии в горячей воде N 60/2019 от 01.08.2019 г. (далее - Договор), в соответствии с условиями которого энергоснабжающая организация обязуется поставлять Потребителю тепловую энергию и горячую воду через присоединенные тепловые сети Энергоснабжающей организации, а Потребитель обязуется принимать тепловую энергию и оплачивать, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении систем теплопотребления и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1.1. Договора).
Ответчик осуществлял поставку коммунальных ресурсов по Договору в период апрель 2020, что не оспаривается сторонами, а Истец, являясь управляющей организацией, осуществлял приобретение услуг отопления и горячего водоснабжения в целях осуществление своих обязанностей по оказанию соответствующих услуг населению.
Из иска следует, что Ответчиком были выставлены Истцу первичные бухгалтерские документы (счета, акты оказанных услуги и счет-фактуры) за спорный период, согласно которым было начислено за предоставленные услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения 24584913,33 руб., в том числе за компонент "Тепловая энергия на подогрев" 4055925,97 руб.
Истец, полагая, что Ответчиком должна быть произведена корректировка начислений по показателю "Тепловая энергия на подогрев" в размере 4055925,97, в отсутствие положительного результата по досудебному урегулированию спора, обратился с рассматриваемым исковым заявлением по настоящему делу.
Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве на иск, указал на несогласие с расчетом неосновательного обогащения истца, методикой расчета объема и стоимости оплаченного коммунального ресурса, при этом, по утверждению ответчика, расчет стоимости за поставленную коммунальную услугу по горячему водоснабжению должен производиться, исходя из показаний прибора учета (Гкал) умноженного на тариф, в соответствии с условиями заключенного договора. Также, ответчик указал, что истцом были подписаны акты оказании услуг без замечаний.
Доводы ответчика обоснованно отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.
Отношения по подаче в многоквартирный дом через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду, с использованием системы горячего водоснабжения и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qi п - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении.
Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-e жилое или нежилое помещение (Qi одн) в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qi п и Qi одн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
В соответствии с распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 19.12.2014 N 162-РВ "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления" с 01.01.2015 года применяются нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, действующие в муниципальных образованиях Московской области.
В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2020 (в редакции после 05.01.2018).
Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 09.12.2014 N 162-РВ "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления" установлено, что до введения в действие нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях применяются действующие в муниципальных образованиях Московской области нормативы потребления коммунальных услуг, нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (нормативы 8 на подогрев воды, нормативы тепловой энергии на приготовление горячей воды, нормативы потребления тепловой энергии на подогрев воды (пункт 2.3).
В соответствии с Решением Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 22 декабря 2010 г. N 4/15 "Об установлении с 1 января 2011 года порядка определения размера платы граждан за предоставленные жилищно-коммунальные услуги" расход тепловой энергии на подогрев 1 куб. м воды для целей горячего водоснабжения при наличии приборов учета составляет 0,0495 Гкал.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, и сторонами спора не оспаривалось, что на территории Московской области иного норматива в спорный период установлено не было.
Поскольку иного норматива тепловой энергии на подогрев 1 куб. м воды после 22 декабря 2010 в муниципальном образовании городского поселения Одинцово Московской области установлено не было, и сторонами не предусмотрен какой-либо сопоставимый объем тепловой энергии на подогрев 1 куб. м воды с его нормативным обоснованием, подлежит применению ранее установленный норматив, а именно 0,0495 Гкал на подогрев 1 куб. 1 м.
В нарушение положений действующего законодательства и указанных Правил при определении размера платы за горячую воду ответчик не использовал вышеприведенную формулу 23 из п. 26 Приложения 2 Правил N 354, предусматривающую определение размера платы за 2-ю компоненту горячей воды исходя из объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период, рассчитываемой как произведение объема потребленной горячей воды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Согласно решению Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2012 N АКПИ12-604, в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг", управляющие организации не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей. При таком положении размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Необходимо также учитывать тот факт, что различие в определении количества потребленной энергии в отношениях между ее конечными потребителями (гражданами) и управляющей компанией, и между управляющей компанией и поставщиком ресурса - АО "РЕСУРС" ведет к невозможности ООО "ЖК-ГУСАРСКАЯ БАЛЛАДА", самостоятельно не потребляющей коммунальные ресурсы, оплачивать счета РСО, ведь управляющая организация не имеет иных источников оплаты стоимости энергии, кроме как оплаты, получаемой от населения.
Следовательно, исполнитель коммунальных услуг не должен оплачивать ресурсоснабжающей организации коммунальный ресурс в объеме, определенном иначе, чем определяют этот объем граждане-потребители, оплачивающие этот же коммунальный ресурс. (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.05.2018 N 309-ЭС18-545, по делу N А07-17781/2016).
Таким образом, учитывая установленную законодательством обязанность энергоснабжающей организации осуществлять расчет размера платы за горячую воду с использованием вышеприведенной формулы 23 из п. 26 Приложения 2 Правил N 354, а также в условиях установленного судом факта нарушения указанных положений ответчиком при выставлении счетов за поставленный ресурс, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в части обязания АО "Ресурс" произвести корректировку начислений по показателю "Тепловая энергия на подогрев", за период с апрель 2020 в размере 4 055 925,97 рублей.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 15.01.2021 по делу N А41-29862/20, постановлении Арбитражного суда Московского округа от 20.01.2021 по делу N А41-29782/20.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05.10.2020 по делу N А41-39731/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-39731/2020
Истец: ООО "ЖК-ГУСАРСКАЯ БАЛЛАДА"
Ответчик: АО "РЕСУРС"