Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 17 мая 2021 г. N Ф10-1617/21 настоящее постановление оставлено без изменения
27 января 2021 г. |
Дело N А84-2378/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.01.2021.
В полном объёме постановление изготовлено 27.01.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тарасенко А.А., судей Евдокимова И.В., и Колупаевой Ю.В.,
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Молчановой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, федерального государственного казённого учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России на решение Арбитражного суда города Севастополя от 06.10.2020 по делу N А84-2378/2020 (судья Ражков Р.А.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр"
к федеральному государственному казённому учреждению "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, Министерству обороны Российской Федерации,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: квартирно-эксплуатационное управление Черноморского Флота, Григоренко Владимир Петрович, федеральное государственное казённое учреждение "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации, федеральное государственное казённое учреждение "Югрегионжилье"
о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр" - Сероштан Наталья Михайловна, по доверенности от 11.01.2021;
от федерального государственного казённого учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России - Юрчук Елена Ивановн, по доверенности 05.06.2020 N 219;
от Министерства обороны Российской Федерации - Журавский Кирилл Владимирович, по доверенности от 17.11.2020 N 207/10/010118/338
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к федеральному государственному казённому учреждению "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России (далее - территориальное управление), Министерству обороны Российской Федерации (далее - министерство) и с учетом ходатайства об уточнении исковых требований от 04.08.2020 (л.д.65-66 том 1), удовлетворенного протокольным определением от 04.08.2020 (л.д. 89-90 том 1) просит взыскать задолженность по содержанию и текущему ремонту общего имущества по адресу г.Севастополь, ул. Мечникова, д. 5 с обладателя прав на квартиру N 48, расположенную в указанном многоквартирном жилом доме (далее - МКД), за период с 01.05.2017 по 31.12.2019 в размере 12 891,18 рублей, пеню за период с 14.06.2017 по 05.04.2020 в размере 2 069,89 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей. Исковые требования со ссылкой на статью 158 Жилищного кодекса Российской Федерации мотивированы тем, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 06.10.2020 исковые требования удовлетворены. С территориального управления, а в случае недостаточности денежных средств субсидиарно с министерства, взыскана в пользу общества задолженность по содержанию и текущему ремонту общего имущества за период с 01.05.2017 по 31.12.2019 в размере 12 891,18 рублей, пеня за период с 14.06.2017 по 05.04.2020 в размере 2 069,89 рублей, а также взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей. Суд первой инстанции руководствовался тем, что бремя содержания принадлежащего имущества несет собственник. Таким образом, имеются правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, территориального управления, министерство обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований Апеллянты указывают, что жилое помещение, за которое общество просит взыскать расходы по содержанию и текущему ремонту общего имущества должен нести лицо, которое проживает в соответствующим помещении. Кроме того, указывают на то, что истцом нарушен срок исковой давности.
Представители территориального управления, министерства, общества в судебном заседании поддержали соответственно апелляционную жалобу и возражения против апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, в связи, с чем рассмотрение жалобы возможно в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционный жалобы, не подлежащие удовлетворению, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с лицензией N 143 от 22.02.2018 об осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Севастополь, ул. Мечникова, д.5 находится в управлении государственного унитарного предприятия Севастополя "Управляющая компания "Центр" с 31.07.2015 (правопредшественник общества).
Управление многоквартирным домом по ул.Мечникова, д.5 со стороны общества осуществляется и в настоящее время.
В соответствии с выпиской из домовой книги квартиросъемщика от 22.01.2020 право собственности на жилое помещение, квартиру N 48, расположенную в данном многоквартирном доме зарегистрировано за федеральным государственным казенным учреждением "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России. Общая площадь жилого помещения 30,40 кв.м.
В период времени с 01.05.2017 года по 31.12.2019 собственник не участвует в затратах на содержание и текущий ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Мечникова, дом N 5, в связи с чем образовалась задолженность в размере 12 891,18 руб.
В связи с просрочкой оплаты начислена законная неустойка за общий период с 14.06.2017 по 05.04.2020 в размере 2 069,89 руб.
Полагая, что собственник должен нести бремя на содержания общего имущества, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
При решении вопроса об обоснованности доводов апелляционной жалобы суд руководствуется следующим.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в МКД принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В силу статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в МКД несут бремя расходов на содержание общего имущества в МКД. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в МКД, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
По правилам части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в МКД обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 153 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Статьей 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N 15066/2012 изложена правовая позиция о том, что жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в МКД по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилым домом. Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В соответствии с положениями части 1 части 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя: плату за наем, плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию и текущему ремонту, плату за коммунальные услуги. В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ, капитальный ремонт общего имущества в МКД проводится за счет собственника жилищного фонда.
В силу части 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в МКД, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 данной статьи.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 09.11.2010 N 4910/10, при наличии утвержденных тарифов на содержание и текущий ремонт общего имущества, данных о площади МКД управляющая организация не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их в отношении одного из собственников помещений.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.08.2020 по делу N А53-46293/2019.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив факт неисполнения территориальным управлением обязанности по несению расходов на содержание находящегося в его владении имущества, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований в части взыскания задолженности по содержанию и текущему ремонту общего имущества за период с 01.05.2017 по 31.12.2019 в размере 12 891,18 рублей, пени за период с 14.06.2017 по 05.04.2020 в размере 2 069,89 рублей.
Довод апеллянта о том, что расходы по содержания многоквартирного дома должен нести наниматель помещения Григоренко В.П., не принимается апелляционным судом.
Действительно, согласно части 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Однако Григоренко В.П. нанимателем соответствующей квартиры в соответствующий период уже не являлся.
В материалах дела имеется выписка из домой книги квартиросъемщика от 18.12.2020 ГУП Севастополя "Единый информационно-расчетный центр" (л.д.40 том 2), справка Управления начальника работ от 03.07.2008 N 495 (л.д.42 том 2), поквартирная карточка (л.д.43 т.2), свидетельствующие о том, что Григоренко В.П. числился проживающим (нанимателем, зарегистрированным) в квартире N 48 по ул.Мечникова, д.5 с 02.11.2001 по 01.12.2002; в настоящее время в квартире никто не зарегистрирован.
Согласно выписке из лицевого счета от 18.12.2020, выданной ГУП Севастополя "Единый информационно-расчетный центр" (л.д.44 том 2) в квартире N 48 отсутствуют лица, которые являются нанимателями соответствующего жилого помещения.
Согласно совместному акту осмотра от 12.01.2021 в квартире N 48 по ул.Мечникова, д.5 никто не проживает.
Из договора найма с Григоренко В.П. видно, что он заключался сроком до 01.12.2002.
Ходатайство представителя территориального управления в судебном заседании апелляционного суда об истребовании сведений о наличии зарегистрированных лиц по соответствующему адресу отклонено апелляционным судом, поскольку материалами дела исчерпывающе установлены юридически значимые для правильного рассмотрения спора обстоятельства.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании суммы требований с обладателя вещного права на соответствующее помещение - с территориального управления, возложив субсидиарную ответственность на министерство.
Ссылка апеллянта на то, что обществом нарушен срок исковой давности, не принимается апелляционным судом, поскольку истцом в суде первой инстанции было заявлено ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которым исковые требования заявлены в рамках исковой давности.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, либо являющихся безусловным основанием для его отмены, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 АПК РФ, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 06.10.2020 по делу N А84-2378/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы министерства обороны Российской Федерации, федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Тарасенко |
Судьи |
И.В. Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2378/2020
Истец: ООО УК Центр
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" МИНОБОРОНЫ РОССИИ
Третье лицо: Григоренко Владимир Петрович, Квартирно-эксплуатационное управление Черноморского Флота, ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЮЖНОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФКУ "Управление Черноморского флота"