г. Самара |
|
28 января 2021 г. |
Дело N А65-5336/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Корастелева В.А., Некрасовой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Законовым А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, заявление Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей в лице Казанского территориального органа (ОГРН 1021602865239, ИНН 1654025044), г.Казань к индивидуальному предпринимателю Гурьянову Ленару Валерьяновичу (ОГРН 315169000004864, ИНН 165905222761), г.Казань, о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.17, ч.2 ст.14.16 и ч.2 ст.14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и решение вопроса относительно изъятой продукции,
с участием в судебном заседании:
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей в лице Казанского территориального органа (далее - Инспекция, Госалкольинспекция Республики Татарстан) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Гурьянова Ленара Валерьяновича (далее - предприниматель, ИП Гурьянов Л.В.) к административной ответственности по части 3 статьи 14.17, части 2 статьи 14.16 и части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и решении вопроса относительно изъятой продукции.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.05.2020 по делу N А65-5336/2020 заявленные требования удовлетворены, предприниматель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.16, части 3 статьи 14.17, части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 500000 руб.
Спиртосодержащая продукция, изъятая в ходе производства по делу об административном правонарушении, согласно протоколу изъятия от 07.11.2019 N 000521, находящаяся на хранении в Госалкольинспекции Республики Татарстан, направлена на уничтожение в порядке, установленном действующим законодательством.
Предприниматель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению предпринимателя, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции, с учетом указаний Арбитражного суда Поволжского округа, изложенных в постановлении от 12.11.2020 по данному делу, пришел к выводу о наличии безусловного основания для отмены оспариваемого судебного акта, установленного пунктом 2 части 4 статьи 270 АПК РФ, согласно которому основанием для отмены решения в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, а о переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится соответствующее определение.
Определением от 24.11.2020 Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции. Рассмотрение дела назначено к судебному разбирательству в судебном заседании на 21.01.2021 в 09 час 30 мин.
Согласно статье 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Как следует из материалов дела, 07.11.2019 в 14 часов 45 минут в рамках проведения административного расследования (определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 07.11.2019 N 000193) должностными лицами Инспекции в магазине, расположенном по адресу: г.Казань, ул.Сафиуллина, д.30, в котором хозяйственную деятельность осуществляет ИП Гурьянов Л.В., установлен факт нахождения в обороте спиртосодержащей продукции, а именно:
1. Медицинский антисептический раствор "Этанол" объемом 100 мл., укупорка не нарушена, производства ООО "БиоФармкомбинат", серия 2100819-М, годен до 08.2024 в количестве 134 флаконов;
2. Тоник косметический "Septex цитрус" объемом 100 мл., укупорка не нарушена, производства ООО "Валдайская косметика", дата розлива 14.06.2018 в количестве 120 флаконов;
3. Дезинфицирующее средство "Вита-Септ", объемом 100 мл., укупорка не нарушена, производства ООО "Гиппократ", серия 040119, годен до 02.2024 в количестве 100 флаконов;
4. Дезинфицирующее средство "Вита-Септ", объемом 100 мл., укупорка не нарушена, производства ООО "Гиппократ", серия 020119, годен до 02.2024 в количестве 50 флаконов;
5. Дезинфицирующее средство "Вита-Септ", объемом 100 мл., укупорка не нарушена, производства ООО "Гиппократ", серия 110818, годен до 062.2023 в количестве 50 флаконов;
6. Тоник косметический "Septex" цитрус объемом 100 мл., укупорка не нарушена, производства ООО "Валдайская косметика", дата изготовления 07.06.2018 в количестве 80 флаконов;
7. Спиртосодержащая жидкость объемом 100 мл., без этикеток, укупорка не нарушена, в количестве 28 флаконов;
8. Спиртосодержащая жидкость объемом 100 мл., без этикеток, укупорка не нарушена, в количестве 7 флаконов.
При этом, соответствующей лицензии и сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота спиртосодержащей продукции, определенных федеральным законом, ИП Гурьяновым Л.В. представлено не было.
По результатам осмотра, вышеуказанная продукция была изъята протоколом изъятия алкогольной (спиртосодержащей) продукции от 07.11.2019 N 000521.
Протоколом взятия (отбора) образцов (проб) алкогольной (спиртосодержащей) продукции от 07.11.2019 N 000020 отобраны образцы вышеуказанной спиртосодержащей продукции для проведения экспертизы.
Определением о назначении экспертизы от 02.12.2019 N 000022 назначено проведение экспертизы образцов изъятой продукции, проведение которой поручено ГБУ "Татэкспертцентр".
Согласно экспертному исследованию эксперта ГБУ "Республиканского центра независимой экспертизы и мониторинга потребительского рынка" от 06.12.2019 N 336 представленный образец N 830 (десять пластиковых флаконов белого цвета объемом 100 мл, с прозрачной жидкостью, с надписью на этикетке: Медицинский антисептический раствор "Этанол", концентрат для приготовления раствора для наружного применения 95%, годен до: 08.2024, серия 2100819-М, производства ООО "БиоФармКомбинат", укупорены пластиковыми винтовыми крышками белого цвета, укупорка не нарушена) представляет собой этиловый спирт с объемной долей этилового спирта 95,1 % и соответствует требованиям ГОСТ Р 517230-2001 "Спирт этиловый питьевой 95%-ный. Технические условия", но не соответствует требованиям ГОСТ 5962-2013 "Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья. Технические условия": по объемной доле этилового спирта.
Экспертным исследованием эксперта ГБУ "Республиканского центра независимой экспертизы и мониторинга потребительского рынка" от 06.12.2019 N 337 установлено, что представленный образец N 831 (десять стеклянных флаконов коричневого цвета объемом 100 мл, с прозрачной жидкостью, с надписью на этикетке: Тоник косметический "Septex цитрус", дата изготовления: 14.06.2018, срок годности 24 месяца, номер партии 17, изготовитель ООО "Валдайская косметика", укупорены металлическими колпачками золотистого цвета, укупорка не нарушена), является косметическим средством, с объемной долей этилового спирта 70,1 % и не соответствует требованиям ГОСТ 31679-2012 "Продукция косметическая жидкая. Общие технические условия": по водородному показателю, ГОСТ 51723-2001 "Спирт этиловый питьевой 95%-ный. Технические условия": по объемной доле этилового спирта.
Согласно экспертному исследованию эксперта "Республиканского центра независимой экспертизы и мониторинга потребительского рынка" от 06.12.2019 N 338 представленный образец N 832 (десять стеклянных флаконов коричневого цвета, объемом по 100 мл, наполненных прозрачной жидкостью по 100 мл, с надписью на этикетке "Вита-Септ" антисептический раствор, дезинфицирующее средство, для дезинфекции объектов ветнадзора и профилактики инфекционных болезней животных, дата производства 22.01.2019 годен до 02.2024, серия 040119, изготовитель: ООО "Гиппократ", г.Самара, ул.Ерошевского д.49, оф.33, укупорены колпачками золотистого цвета, укупорка не нарушена) представляет собой этиловый спирт с объемной долей этилового спирта 90,5 % и не соответствует требованиям: ГОСТ Р 51723-2001 "Спирт этиловый питьевой 95%-ный. Технические условия": по объемной доле этилового спирта, ГОСТ 5962-0213 "Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья. Технические условия": по объемной доле этилового спирта.
Экспертным исследованием эксперта ГБУ "Республиканского центра независимой экспертизы и мониторинга потребительского рынка" от 06.12.2019 N 339 установлено, что представленный образец N 833 (десять стеклянных флаконов коричневого цвета, объемом по 100 мл, наполненных прозрачной жидкостью по 100 мл, с надписью на этикетке "Вита-Септ" антисептический раствор, дезинфицирующее средство, для дезинфекции объектов вет.надзора и профилактики инфекционных болезней животных, дата: производства 13.01.2019 годен до 02.2024, серия 020119, изготовитель: ООО "Гиппократ", г.Самара, ул.Ерошевского, д.49, оф.33, укупорены колпачками золотистого цвета, укупорка не нарушена) представляет собой этиловый спирт с объемной долей этилового спирта 91,9 % и не соответствует требованиям: ГОСТ Р 51723-2001 "Спирт этиловый питьевой 95%-ный. Технические условия": по объемной доле этилового спирта, ГОСТ 5962-0213 "Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья. Технические условия": по объемной доле этилового спирта,
Согласно экспертному исследованию эксперта ГБУ "Республиканского центра независимой экспертизы и мониторинга потребительского рынка" от 06.12.2019 N 340 представленный образец N 834 (десять стеклянных флаконов коричневого цвета, объемом по 100 мл, наполненных прозрачной жидкостью по 100 мл, с надписью на этикетке "Вита-Септ" антисептический раствор, дезинфицирующее средство, для дезинфекции объектов вет.надзора и профилактики инфекционных болезней животных, дата производства 04.08.2018 годен до 09.2023, серия 110818, изготовитель: ООО "Гиппократ", г.Самара, ул.Ерошевского, д.49, оф.33, укупорены колпачками золотистого цвета, укупорка не нарушена) представляет собой этиловый спирт с объемной долей этилового спирта 81,5 % и не соответствует требованиям: ГОСТ Р 51723-2001 "Спирт этиловый питьевой 95%-ный. Технические условия": по объемной доле этилового спирта, ГОСТ 5962-0213 "Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья. Технические условия": по объемной доле этилового спирта.
Экспертным исследованием эксперта ГБУ "Республиканского центра независимой экспертизы и мониторинга потребительского рынка" от 06.12.2019 N 341 установлено, что представленный образец N 835 (десять стеклянных флаконов коричневого цвета объемом 100 мл, с прозрачной жидкостью, с надписью на этикетке: Тоник косметический "Septex цитрус", дата изготовления: 07.06.2018, срок годности 24 месяца, номер партии 11, изготовитель ООО "Валдайская косметика", укупорены металлическими колпачками золотистого цвета, укупорка не нарушена), является косметическим средством, с объемной долей этилового спирта 70,0 % и не соответствует требованиям: ГОСТ 31679-2012 "Продукция косметическая жидкая. Общие технические условия": по водородному показателю, ГОСТ 51723-2001 "Спирт этиловый питьевой 95%-ный. Технические условия": по объемной доле этилового спирта.
Согласно экспертному исследованию эксперта ГБУ "Республиканского центра независимой экспертизы и мониторинга потребительского рынка" от 06.12.2019 N 342 представленный образец N 836 (десять стеклянных флаконов коричневого цвета объемом 100 мл, без этикетки, укупорены металлическими колпачками золотистого цвета, укупорка не нарушена) является косметическим средством, с объемной долей этилового спирта 70,1 % и не соответствует требованиям: ГОСТ 31679-2012 "Продукция косметическая жидкая. Общие технические условия": по водородному показателю, ГОСТ 51723-2001 "Спирт этиловый питьевой 95%-ный. Технические условия": по объемной доле этилового спирта.
Экспертным исследованием эксперта ГБУ "Республиканского центра независимой экспертизы и мониторинга потребительского рынка" от 06.12.2019 N 343 установлено, что представленный образец N 837 (четыре пластиковых флакона белого цвета объемом 100 мл, с прозрачной жидкостью в объеме 100 мл, без этикетки, укупорены пластиковыми винтовыми крышками белого цвета, укупорка не нарушена) представляет собой этиловый спирт с объемной долей этилового спирта 95,2 % и соответствует требованиям ГОСТ Р 51723-2001 "Спирт этиловый питьевой 95%-ный. Технические условия", но не соответствует требованиям ГОСТ 5962-2013 "Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья. Технические условия": по объемной доле этилового спирта.
По данному факту должностным лицом Госалкольинспекции Республики Татарстан в отношении ИП Гурьянова Л.В. составлен протокол об административном правонарушении от 29.01.2020 N 000336, в котором действия предпринимателя квалифицированы по части 2 статьи 14.16, части 3 статьи 14.17, части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ Госалкольинспекция Республики Татарстан обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, по части 3 статьи 14.17, части 2 статьи 14.16 и части 2 статьи 14.43 КоАП РФ и решении вопроса относительно изъятой продукции.
Частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ установлена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 500000 до 1000000 руб. или дисквалификацию на срок от 2 до 3 лет.
Федеральным законом от 29.07.2017 N 265-ФЗ "О внесении изменений в КоАП РФ в части усиления ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции" усилена административная ответственность за незаконное производство и оборот этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции без лицензии и расширен субъектный состав части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 12.11.2003 N 17-П государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов РФ, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Из указанных норм следует, что действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов. Одним из таких ограничений является установленный пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрет на оборот алкогольной продукции без соответствующих лицензий.
При этом в силу пункта 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), хранение, перевозки и розничная продажа.
На основании пункта 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ такой вид деятельности, как оборот алкогольной продукции подлежит лицензированию.
В силу пункта 1 статьи 11 Закона N 171-ФЗ производство и оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) и производство и оборот (за исключением розничной продажи) спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями.
В пункте 15 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Постановление N 47) разъяснено, что в силу положений Закона N 171-ФЗ, в том числе п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 11, п. 1 ст. 16, индивидуальные предприниматели вправе осуществлять только розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также спиртосодержащей непищевой продукции.
Как указано в пункте 2 Обзора судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 КоАП РФ", утв. Президиумом ВС РФ 06.12.2017, с 30.07.2017 за хранение алкогольной продукции без лицензии индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции установил, что на момент проведения проверки соответствующая лицензия у ИП Гурьянова Л.В. отсутствовала. Такие документы предпринимателем не представлены ни должностным лицам Госалкольинспекция Республики Татарстан, ни суду.
Из объяснения продавца предпринимателя от 07.11.2019 следует, что в ходе осмотра подсобного помещения магазина, сотрудники Инспекции обнаружили 6 партий (13 коробок) продукции - Вита, Септекс цитрус медицинский антисептический раствор для использования обработки помещения. В одной коробке находились флаконы без этикеток. О нахождении данной продукции она не знала; в продаже это средство не реализовывалось; никаких документов на данную продукцию не иметься, в остатке товара не числиться.
С учетом изложенного, действия предпринимателя правильно квалифицированы Инспекцией по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ,
Согласно части 2 статьи 14.16 КоАП РФ оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пунктом 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ установлено, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота.
В силу пункта 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом указанной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа.
В пункте 2 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ указано, что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, розничная продажа этилового спирта, за исключением розничной продажи этилового спирта по фармакопейным статьям, осуществляемой аптечными организациями.
Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2019 год, утвержденным распоряжением Правительства РФ N 2738-р от 10.12.2018, этанол в форме растворов наружного применения и приготовления лекарственных форм отнесен к указанным препаратам.
Пунктом 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ установлено, что этиловый спирт и спиртосодержащая продукция, если она реализуется без документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота, подлежит изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов.
В нарушение указанных требований Закона N 171-ФЗ в магазине ИП Гурьянова Л.В., не являющемся аптечной организацией, находилась запрещенная к розничной продаже спиртосодержащая продукция.
Отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека регулируются Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ).
Согласно статье 9 Закона N 29-ФЗ обязательные требования к пищевым продуктам, материалам и изделиям, упаковке, маркировке, процедурам оценки их соответствия этим обязательным требованиям, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методикам их исследований (испытаний), измерений и правилам идентификации устанавливаются нормативными документами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, которые не соответствуют требованиям нормативных документов. Такие пищевые продукты признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
В силу части 2 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Для применения квалифицирующего признака по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ достаточно угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан.
В силу пункта 1 статьи 22 Закона N 29-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.
Как уже отмечено, правовые основы производства и оборота спиртосодержащей продукции установлены Законом N 171-ФЗ, в соответствии со статьей 2 которого производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - производство организацией такой продукции в целях ее продажи и получения прибыли, а также для собственных нужд, оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие данного Федерального закона.
По смыслу абзаца 11 пункта 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ запрещается производство продукции, не соответствующей государственным стандартам.
Осуществляя оборот спиртосодержащей продукции, не соответствующий требованиям ГОСТов, предприниматель не исполнил требования по организации и проведению производственного контроля, следовательно, им не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению безопасности для здоровья человека пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их реализации населению, предусмотренные статьей 11 Закона N 52-ФЗ и пункта 1 статьи 22 Закона N 29-ФЗ.
Из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.06.2008 N 3796/08, следует, что наличие документов о соответствии реализуемой алкогольной продукции требованиям государственных стандартов само по себе не освобождает от ответственности за реализацию такой продукции, если она фактически не соответствует названным требованиям.
Таким образом, предприниматель при должной степени внимательности и предусмотрительности, которые требовались от него при осуществлении хозяйственной деятельности, имел возможность для соблюдения норм действующего законодательства, однако им не были приняты все необходимые меры по его соблюдению.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела об административном правонарушении установлено, что предпринимателем нарушены нормы Закона N 171-ФЗ и Закона N 29-ФЗ, что подтверждается протоколом осмотра от 07.11.2019 N П-00376, протоколом изъятия от 07.11.2019 N 000521, результатами экспертного исследования от 06.12.2019, видеоматериалами, объяснениями продавца, протоколом об административном правонарушении от 29.01.2020 N 000336.
Как следует из содержания экспертных исследований, в них указаны ссылки на нормативные документы (НД), регламентирующие методику испытаний: ГОСТы, правила приемки, отбор проб, методы испытаний, а также даны исчерпывающие ответы на все поставленные вопросы перед экспертом.
Заключения эксперта соответствует предъявляемым к нему требованиям, при назначении и производстве экспертизы не допущено нарушений требований действующего законодательства.
Оснований сомневаться в данных экспертных заключениях и в квалификации эксперта, проводившего экспертизу, у суда отсутствуют.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, подтвержденные имеющимися в материалах дела доказательствами, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях предпринимателя объективной стороны административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 14.16, частью 3 статьи 14.17 и частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Однако, в силу статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также в области соблюдения требования технических рпегламентов, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Указанный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит.
Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 5) срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня совершения (обнаружения) административного правонарушения.
Обстоятельства, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении и направления в суд заявления о привлечении предпринимателя к административной ответственности (производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без лицензии; оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом) зафиксированы в ходе проверки, проведенной 07.11.2019 (протокол осмотра от 07.11.2019 N П-00376).
Обстоятельства, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении и направления в суд заявления о привлечении предпринимателя к административной ответственности (нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции) установлены результатами экспертного исследования от 06.12.2019.
Следовательно, срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по рассматриваемому делу истек 09.11.2020 и 07.12.2020 соответственно, что в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Из системного толкования части 1 статьи 4.5, пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ следует, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим возобновление производства по делу об административном правонарушении, по истечении данного срока не может обсуждаться вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено.
Кодекс не содержит нормы, предусматривающей возможность формулировать по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности выводы о виновности лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, в совершении административного правонарушения.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 16.06.2009 N 9-П, лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
Указанное толкование закона применимо, в том числе, к ситуации, когда привлечение к административной ответственности в силу закона осуществляется судом.
В соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ суд при вынесении постановления по делу об административном правонарушении должен решить вопрос о предметах административного правонарушения, независимо от привлечения лица к административной ответственности или прекращения производства по делу.
Согласно подпункту 2 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
Конфискация изъятых из оборота предметов административного правонарушения в силу статьи 3.7 КоАП РФ, статьи 25 Закона N 171-ФЗ не может быть применена в данном случае, а изъятые из незаконного оборота предметы административного правонарушения подлежат уничтожению.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утв. Президиумом ВС РФ от 19.09.2018 (далее - Обзор практики ВС РФ от 19.09.2018)
Так, в силу пункта 2 Обзора практики ВС РФ от 19.09.2018 конфискация как безальтернативное (обязательное) дополнительное наказание, предусмотренное за совершение административного правонарушения, не может быть применена в отношении орудий совершения и предметов административных правонарушений, признаваемых на основании пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ находящимися в незаконном обороте.
В пункте 3 Обзора практики ВС РФ от 19.09.2018 даны разъяснения, что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, находящиеся в незаконном обороте и изъятые административным органом в рамках применения им мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, не изымаются судом повторно.
Определяя дальнейшие действия с названным имуществом, суд в резолютивной части судебного акта указывает на то, что оно подлежит уничтожению.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 6.1 статьи 268, частью 5 статьи 170 АПК РФ, отменяет решение суда первой инстанции и отказывает в удовлетворении заявления Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей в лице Казанского территориального органа о привлечении индивидуального предпринимателя Гурьянова Ленара Валерьяновича (ОГРН 315169000004864, ИНН 165905222761) к административной ответственности по части 3 статьи 14.17, части 2 статьи 14.16 и части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 167-170, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 мая 2020 года по делу N А65-5336/2020 отменить.
В удовлетворении заявления Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей в лице Казанского территориального органа о привлечении индивидуального предпринимателя Гурьянова Ленара Валерьяновича (ОГРН 315169000004864, ИНН 165905222761) к административной ответственности по части 3 статьи 14.17, части 2 статьи 14.16 и части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отказать.
Спиртосодержащую продукцию, изъятую в ходе производства по делу об административном правонарушении, согласно протоколу изъятия от 07.11.2019 N 000521, находящуюся на хранении в Госалкольинспекции Республики Татарстан, направить на уничтожение в порядке, установленном действующим законодательством.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-5336/2020
Истец: Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению Государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей, г.Казань
Ответчик: ИП Гурьянов Ленар Валерьянович, г. Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, Приволжский районный отдел судебных приставов г.Казани Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по РТ