Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 2 июня 2021 г. N Ф05-9711/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
26 января 2021 г. |
Дело N А40-127983/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.Р. Валиева,
рассмотрев апелляционную жалобу
ООО "ГК ВАГОНСЕРВИС" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26 октября 2020 года, принятое судьей Жбанковой Ю.В., в порядке упрощенного производства по делу N А40-127983/20, по исковому заявлению ООО "ГК ВАГОНСЕРВИС" к ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" о взыскании,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "ГК ВАГОНСЕРВИС" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" о взыскании убытков в размере 152 430 руб. 36 коп. (в т. ч. НДС), судебных расходов на оплату юридических услуг в размере 20 000 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26 октября 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 АПК РФ.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить в полном объеме и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно.
Ответчик возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
07.02.2020 г. между ООО "ГК ВАГОНСЕРВИС" (Заказчик) и ОАО "Российские железные дороги" (Подрядчик) был заключен договор N 33 ВЧД-25 на выполнение разовых работ по текущему ремонту грузового вагона (Договор).
В соответствии с п.1.1. Договора от Заказчик поручает и обязуется оплачивать, а Подрядчик принимает на себя обязательства производить текущий отцепочный ремонт в объеме ТР-2 (ТР-2) грузовых вагонов N 60627312, принадлежащих заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании, в вагонных депо Новокузнецк Северный структурного подразделения СН Западно - Сибирской дирекции структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (ВЧДЭ),, а также обеспечивать ответственное хранение предоставленных Заказчиком и забракованных запасных частей, демонтированных с грузовых вагонов в процессе производства ТР-2 грузового вагона, на территории ВЧДЭ Подрядчика, с оказанием услуг по погрузке/выгрузке.
"19" февраля 2020 г. на станции Курган был забракован вагон N 63772222 с неисправностью код 107 "выщербины обода колеса", что подтверждается Уведомлением формы ВУ-23. Отцепка указанного вагона в текущий ремонт произведена на основании требований, установленных Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов).
Указанный вагон находился в оперировании ООО "ГК Вагонсервис" (Заказчик), которое направило данный вагон в Вагонное ремонтное депо Курган - обособленное структурное подразделение Акционерного общества "Вагонная ремонтная компания -3" для выполнения им текущего ремонта (ТР-2) на основании Договора N 19/ВЧДР-9/РД от 19.02.2020 г.
В результате осмотра Подрядчиком было установлено, что у вагона N 63772222, выявлены дефекты выщербины по ползунам (п.12.5.1.16.1 РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017), образовавшиеся на колесных парах, согласно акту технического обоснования ремонта колесных нар от 25.02.2020 г., в результате их неправильной эксплуатации перевозчиком - ОАО "РЖД".
Таким образом, возникновение дефектов колесных пар произошло не из-за естественного износа, а по повреждению, возникшему вследствие неправильной эксплуатации перевозчиком подвижного состава.
В силу ст. 20 УЖТ РФ техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов определяет перевозчик, он же обязан обеспечивать техническую исправность вагонов в пути следования. Приняв вагоны к перевозке, перевозчик тем самым подтвердил их техническую исправность. В соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" N 562р от 30.03.2007 "Об утверждении Положения о порядке технической передачи (приема) вагонов на ж.д. пути необщего пользования и контроля за сохранностью вагонного парка" предписано исключить прием с путей необщего пользования поврежденных вагонов без оформления акта о повреждении вагона.
Ранее вагон был принят Ответчиком к перевозке со станции железной дороги, с оформлением транспортной железнодорожной накладной на перевозку груза без претензии к техническому состоянию. Приняв вагон к перевозке, перевозчик тем самым подтвердил его техническую исправность. Каких-либо иных документов, свидетельствующих о наличии выщербин колесных пар вагона N 63772222 до принятия к перевозке составлено не было. Следовательно, указанные неисправности возникли в результате неправильной эксплуатации перевозчиком подвижного состава. Согласно п. 81 "Правил технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава", утв. Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (протокол от 6-7 мая 2014 г. N60): техническое состояние тормозного оборудования вагонов должно проверяться при их техническом обслуживании работниками пунктов технического обслуживания и контрольных пунктов технического обслуживания.
Таким образом, соблюдение правил эксплуатации подвижного состава является обязанностью ОАО "РЖД", как перевозчика, в том числе, соблюдение правил эксплуатации тормозного оборудования.
ООО "ГК Вагонсервис" как владелец железнодорожного подвижного состава обеспечивает содержание подвижного состава в исправном техническом состоянии путем заключения с вагонными ремонтными предприятиями договоров на текущий отцепочный ремонт вагонов. Перевозку вагонов и обслуживание при перевозке вагонов тормозного оборудования локомотивов и вагонов осуществляет перевозчик (ОАО "РЖД"). Причиной появления дефекта на колесных парах - дефект металла. Выщербины по поверхности катания колеса глубиной более 10 мм или длиной более 50 мм у грузовых вагонов и более 25 мм у пассажирских вагонов. Трещина в выщербине или расслоение, идущее вглубь металла, не допускаются. Толщина обода колеса в месте выщербины не должна быть менее допускаемой. Выщербины глубиной до 1 мм не бракуются независимо от их длины. При обнаружении во время осмотра на промежуточных станциях пассажирских вагонов с выщербинами на поверхности катания колес длиной от 25 мм но не более 40 мм, разрешается дальнейшее следование вагона без ограничения скорости (с установленной скоростью). При выщербине длиной более 40 мм, но не свыше 80 мм, разрешается довести такой вагон без отцепки от поезда со скоростью не более 100 км/ч (не более установленной скорости) до ближайшего пункта, имеющего средства для замены колесных пар. Следовательно, ОАО "РЖД" повредило колесные пары вагона N 63772222 посредством их неправильной эксплуатации.
Таким образом, дефекты образовались в результате неправильных действий перевозчика (ОАО "РЖД") при управлении тормозами локомотивов и допущенных им нарушений при техническом обслуживании тормозного оборудования вагонов.
Как следует из дефектной ведомости от 25.02.2020 г. на ТР-2 грузового вагона N 63772222 со стороны Подрядчика была выявлена необходимость проведения ремонтных работ отраженных в настоящей дефектной ведомости.
Согласно акту N 1 от 25.02.2020 г. о выполненных работах на сумму 38 504 руб. 29 коп. (в т. ч. НДС). В данную стоимость входит выполнение работ по ремонту вагона N 63772222, согласно расчетно-дефектной ведомости от 25.02.2020 г. Оплата Подрядчику данной суммы в полном объеме подтверждается Платежным поручением.
В соответствии с приложением 5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации 21.12.2010 N 286 (зарегистрированы Минюстом России 28.01.2011, регистрационный N 19627), ответственность за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава несут владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.
А также ООО "ГК Вагонсервис" понесли убытки в виде оплаты за аренду вагона, который находился в ремонте 8 суток с даты обнаружения неисправности 19.02.2020 г. до даты прибытия на станцию погрузки 26.02.2020 г., что составляет 14 400 рублей 00 копеек с НДС, что подтверждается платежными поручениями оплаты за аренду вагона.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В адрес Ответчика, была направлена претензия N ГКВС-869 от 01.06.2020 г. на общую сумму 52 904 руб. 29 коп., которая оставлена без ответа и удовлетворения.
"07" февраля 2020 г. на станции Новокузнецк-Вос был забракован вагон N 60627312 по неисправности с кодом 107 "Выщербина обода колеса", что подтверждается Уведомлением формы ВУ-23. Отцепка указанного вагона в текущий ремонт произведена на основании требований, установленных Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов).
Указанный вагон находился в оперировании ООО "ГК Вагонсервис" (Заказчик), которое направило данный вагон в Эксплуатационное вагонное депо Новокузнецк-Северный структурное подразделение Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры - СП ИЛИ - филиала ОАО "РЖД" (Подрядчик) для выполнения им текущего ремонта (ТР-2) на разового договора N 33 ВЧД-25 от 07.02.2020 г.
В результате осмотра Подрядчиком было установлено, что у вагона 60627312, отцепленного по неисправности "Выщербина обода колеса", выявлены дефекты по коду неисправности 102,107 (п.12.5.1.16.1 РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017), образовавшиеся на колесной парс N 0005-15807-06,0005-154279-89, в результате их неправильной эксплуатации перевозчиком - ОАО "РЖД".
Таким образом, возникновение выщербины указанной колесной пары произошло не из-за естественного износа, а по повреждению, возникшему вследствие неправильной эксплуатации перевозчиком подвижного состава.
В силу ст. 20 УЖТ РФ техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов определяет перевозчик, он же обязан обеспечивать техническую исправность вагонов в пути следования. Приняв вагоны к перевозке, перевозчик тем самым подтвердил их техническую исправность.
В соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" N 562р от 30.03.2007 "Об утверждении Положения о порядке технической передачи (приема) вагонов на ж. д. пути необщего пользования и контроля за сохранностью вагонного парка" предписано исключить прием с путей необщего пользования поврежденных вагонов без оформления акта о повреждении вагона.
Ранее вагон был принят Ответчиком к перевозке со станции железной дороги, с оформлением транспортной железнодорожной накладной на перевозку груза без претензии к техническому состоянию. Приняв вагон к перевозке, перевозчик тем самым подтвердил его техническую исправность.
Каких-либо иных документов, свидетельствующих о наличии выщербин колесных пар вагона N 60627312 до принятия к перевозке составлено не было. Следовательно, указанные неисправности возникли в результате неправильной эксплуатации перевозчиком подвижного состава.
Согласно п. 81 "Правил технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава", утв. Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (протокол от 6-7 мая 2014 г. N 60): техническое состояние тормозного оборудования вагонов должно проверяться при их техническом обслуживании работниками пунктов технического обслуживания и контрольных пунктов технического обслуживания.
Таким образом, соблюдение правил эксплуатации подвижного состава является обязанностью ОАО "РЖД", как перевозчика, в том числе, соблюдение правил эксплуатации тормозного оборудования.
ООО "ГК Вагонсервис" как владелец железнодорожного подвижного состава обеспечивает содержание подвижного состава в исправном техническом состоянии путем заключения с вагонными ремонтными предприятиями договоров на текущий отцепочный ремонт вагонов.
Перевозку вагонов и обслуживание при перевозке вагонов тормозного оборудования локомотивов и вагонов осуществляет перевозчик (ОАО "РЖД").
Причиной появления на колесной паре, является повреждение поверхности катания указанной колесной паре.
Следовательно, ОАО "РЖД" повредило колесную пару вагона N 60627312 посредством их неправильной эксплуатации.
Согласно п. 3.2.1. "Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов)": Запрещается выпускать в эксплуатацию и допускать к следованию в поездах вагоны при следующих износах и повреждениях колесных пар, нарушающих нормальное взаимодействие пути и подвижного состава: ползун (выбоина) более 1 мм на поверхности катания колес. Причина возникновения - скольжение колеса по рельсу, вызывающее местное истирание и деформацию металла колеса. Основные причины образования ползунов: неисправности тормозных приборов; нарушение правил регулировки рычажной передачи; неправильное управление тормозами локомотива; роспуск вагонов на немеханизированных сортировочных горках со скоростями, превышающими допустимые.
Таким образом, дефект выщербина обода колеса, колесной пары вагона N 60627312 образовалась в результате неправильных действий перевозчика (ОАО "РЖД") при управлении тормозами локомотивов и допущенных им нарушений при техническом обслуживании тормозного оборудования вагонов.
Факт возникновения указанных дефектов колесных нар в результате действий перевозчика подтверждается также сведениями, отраженными в акте определения ремонтопригодности деталей.
Как следует из дефектной ведомости от 15.02.2020 г. на ТР-2 грузового вагона N 60627312 со стороны Подрядчика была выявлена необходимость проведения ремонтных работ отраженных в настоящей дефектной ведомости.
При направлении в ремонт ООО "ГК Вагонсервис" исходило из неисправностей колесных пар по коду 107 "Выщербина обода колеса".
Согласно акту N 6015009 от 15.02.2020 г. о выполненных работах на сумму 45 810 руб. 12 коп. (в т. ч. НДС). В данную стоимость входит выполнение работ текущий ремонт вагона N 60627312. (позиции 1001, 5287, 3308, 3301 в Расчетно-дефектной ведомости от 15.02.2020 г.). Оплата Подрядчику данной суммы в полном объеме подтверждается Платежным поручением.
В соответствии с приложением 5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации 21.12.2010 N 286 (зарегистрированы Минюстом России 28.01.201 1, регистрационный N 19627), ответственность за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава несут владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.
А так же ООО "ГК Вагонсервис" понесли убытки в виде оплаты за аренду вагона, который находился в ремонте 9 суток с даты обнаружения неисправности 07.02.2020 г до даты прибытия на станцию погрузки 15.02.2020 г., что составляет 16 200 руб. с НДС, что подтверждается платежным поручением оплаты за аренду вагона.
В адрес Ответчика, была направлена претензия N ГКВС-514 от 20.04.2020 г. на общую сумму 62 010 руб. 12 коп., которая оставлена без ответа и удовлетворения.
"22" января 2020 г. на станции Ленинск-Кузнецкий был забракован вагон N 61591269 с неисправностью "выщербины", что подтверждается Уведомлением формы ВУ-23. Отцепка указанного вагона в текущий ремонт произведена на основании требований, установленных Инструкцией но техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов).
Указанный вагон находился в оперировании ООО "ГК Вагонсервис" (Заказчик), которое направило данный вагон в Вагонное ремонтное депо Ленинск-Кузнецкий -обособленное структурное подразделение Акционерного общества "Вагонная ремонтная компания -1" для выполнения им текущего ремонта (ТР-2) на основании Договора (наряд-заказ) N ВРК-1/375/2018 от 08.11.2018 г.
В результате осмотра Подрядчиком было установлено, что у вагона 61591269, выявлены дефекты выщербины (п.12.5.1.16.1 РД ВНИИЖ'Г 27.05.01-2017), образовавшиеся на колесной паре в результате их неправильной эксплуатации перевозчиком - ОАО "РЖД".
Таким образом, возникновение старых односторонних ползунов развился неравномерный прокат с появлением выщербин, указанной колесной пары произошло не из-за естественного износа, а но повреждению, возникшему вследствие неправильной эксплуатации перевозчиком подвижного состава.
В силу ст. 20 УЖТ РФ техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов определяет перевозчик, он же обязан обеспечивать техническую исправность вагонов в пути следования. Приняв вагоны к перевозке, перевозчик тем самым подтвердил их техническую исправность.
В соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" N 562р от 30.03.2007 "Об утверждении Положения о порядке технической передачи (приема) вагонов на ж. д. пути необщего пользования и контроля за сохранностью вагонного парка" предписано исключить прием с путей необщего пользования поврежденных вагонов без оформления акта о повреждении вагона.
Ранее вагон был принят Ответчиком к перевозке со станции железной дороги, с оформлением транспортной железнодорожной накладной на перевозку груза без претензии к их техническому состоянию.
Приняв вагон к перевозке, перевозчик тем самым подтвердил его техническую исправность.
Каких-либо иных документов, свидетельствующих о наличии выщербин колесных пар вагона N 61591269 до принятия к перевозке составлено не было. Следовательно, указанные неисправности возникли в результате неправильной эксплуатации перевозчиком подвижного состава.
Согласно п. 81 "Правил технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава", утв. Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (протокол от 6-7 мая 2014 г. N 60): техническое состояние тормозного оборудования вагонов должно проверяться при их техническом обслуживании работниками пунктов технического обслуживания и контрольных пунктов технического обслуживания.
Таким образом, соблюдение правил эксплуатации подвижного состава является обязанностью ОАО "РЖД", как перевозчика, в том числе, соблюдение правил эксплуатации тормозного оборудования.
ООО "ГК Вагонсервис" как владелец железнодорожного подвижного состава обеспечивает содержание подвижного состава в исправном техническом состоянии путем заключения с вагонными ремонтными предприятиями договоров на текущий отцепочный ремонт вагонов. Перевозку вагонов и обслуживание при перевозке вагонов тормозного оборудования локомотивов и вагонов осуществляет перевозчик (ОАО "РЖД"). Причиной появления на колесной паре, является повреждение поверхности катания указанной колесной паре. Следовательно, ОАО "РЖД" повредило колесную пару вагона N 61591269 посредством их неправильной эксплуатации.
Согласно п. 3.2.1. "Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов)": Запрещается выпускать в эксплуатацию и допускать к следованию в поездах вагоны при следующих износах и повреждениях колесных пар, нарушающих нормальное взаимодействие пути и подвижного состава: ползун (выбоина) более 1 мм на поверхности катания колес. Причина возникновения - скольжение колеса по рельсу, вызывающее местное истирание и деформацию металла колеса. Основные причины образования ползунов: неисправности тормозных приборов; нарушение правил регулировки рычажной передачи; неправильное управление тормозами локомотива; роспуск вагонов на немеханизированных сортировочных горках со скоростями, превышающими допустимые.
Таким образом, дефект "ползун на поверхности катания" с появлением выщербин обода колеса, колесной пары вагона N 61591269 образовались в результате неправильных действий перевозчика (ОАО "РЖД") при управлении тормозами локомотивов и допущенных им нарушений при техническом обслуживании тормозного оборудования вагонов.
Как следует из дефектной ведомости от 22.01.2020 г. на ТР-2 грузового вагона N 61591269 со стороны 11одрядчика была выявлена необходимость проведения ремонтных работ отраженных в настоящей дефектной ведомости.
Согласно акту N 251 от 21.01.2020 г. о выполненных работах на сумму 17 117 руб. 15 коп. (в г. ч. НДС). В данную стоимость входит выполнение работ текущий ремонт вагона N 61508487. Оплата Подрядчику данной суммы в полном объеме подтверждается Платежным поручением.
В соответствии с приложением 5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации 21.12.2010 N 286 (зарегистрированы Минюстом России 28.01.201 1, регистрационный N 19627), ответственность за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава несут владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.
А так же ООО "ГК Вагонсервис" понесли убытки в виде оплаты за аренду вагона, который находился в ремонте 9 суток с даты обнаружения неисправности 17.01.2020 г. до даты прибытия на станцию погрузки 25.01.2020 г., что составляет 17 280 рублей 00 копеек с НДС, что подтверждается платежными поручениями оплаты за аренду вагона, а так же понесенные убытки в виде оплаты за передислокацию в ремонт в размере 3 068 руб. 04 коп. с НДС, а так же из ремонта в размере 50 руб. 04 коп. с НДС.
В адрес ответчика была отправлена претензия N ГКВС-516 от 20.04.2020 г. на общую сумму 37 515 руб. 95 коп., которая оставлена без ответа и удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ОАО "РЖД" при эксплуатации грузового вагона допустило какие-либо нарушения, которые могли привести к повреждению грузового вагона, однако Истец все равно относит вину за повреждение грузового вагона за ОАО "РЖД".
Ни один из представленных Истцом документов не свидетельствует о том, что дефекты образовались в результате неправильных действий перевозчика ОАО "РЖД" при управлении тормозами локомотивов и допущенных им нарушений при техническом обслуживании тормозного оборудования вагонов (не содержат сведений о ремонте тормозной системы или о виновности ОАО "РЖД" в образовании выщербин, ползунов).
Согласно ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 октября 2020 года по делу N А40-127983/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-127983/2020
Истец: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГК ВАГОНСЕРВИС"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"