г. Чита |
|
29 января 2021 г. |
Дело N А19-15661/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании Администрации муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 ноября 2020 года по делу N А19-15661/2020 по исковому заявлению Администрации муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" (ОГРН 1063847000073, ИНН 3834010989) к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН 1113850000945, ИНН: 3808217031) о взыскании 101 179 рублей 19 копеек,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" (далее также - истец или Администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области (далее также - ответчик, Следственное управление или СУ СК России по Иркутской области) с исковым заявлением о взыскании неосновательного обогащения за пользование земельным участком за период с 31.08.2016 по 31.05.2020 в размере 89 845 рублей 33 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.10.2016 по 05.06.2020 в сумме 11 333 рублей 86 копеек.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 03 ноября 2020 года в удовлетворении иска отказано.
В обоснование своих выводов суд указал, что в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Земельного кодекса) земельный участок, за фактическое пользование которого Администрацией заявлено о взыскании, отнесен к федеральной собственности, как земельный участок, занятый недвижимым имуществом, находящимися в собственности Российской Федерации и предоставленным Следственному управлению в оперативное управление. При таких обстоятельствах Администрация муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" не является лицом, обладающим правом по распоряжению земельным участком под нежилым помещением, переданным в оперативное управление Следственному управлению, и получению платы за его использование.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, считая его неправомерным, необоснованным и нарушающим нормы материального права.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Вывод суда, о том, что земельный участок с кадастровым номером 38:12:010106:42 отнесен к федеральной собственности, как земельный участок, занятый недвижимым имуществом, находящимися в собственности Российской Федерации и предоставленным Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области в оперативное управление, заявитель апелляционной жалобы считает несостоятельным по причине того, что Следственному управлению передано только нежилое помещение площадью 564,5 кв.м., кадастровый номер 38:12:010101:4953, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2020 года рассмотрение апелляционной жалобы Администрации муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 ноября 2020 года по делу N А19-15661/2020 отложено до 09 часов 30 минут 20 января 2021 года.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 20 января 2021 года объявлялся перерыв до 10 часов 15 минут 22 января 2021 года, о чем было сделано публичное объявление путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда апелляционной инстанции.
В отзыве СУ СК России по Иркутской области возражает относительно доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
14 января 2011 года в Четвертый арбитражный апелляционный суд через систему подачи документов в электронном виде "Мой арбитр" от Администрации муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" поступили пояснения N 81 от 14.01.2021.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается отчётами о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, определения об отложении судебного разбирательства и публичного извещения о перерыве, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
При этом СУ СК России по Иркутской области заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с частью 5 статьи 156 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, письменных пояснений администрации, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 31.08.2016 ответчику передано в оперативное управление нежилое помещение N 3 общей площадью 564,5 кв.м., находящееся в административном здании, находящемся по адресу: Иркутская область, г. Железногорск-Илимский, квартал 6, дом 21, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 28.04.2020 N КУВИ-001/2020-8932177.
Данное здание находится на земельном участке с кадастровым номером 38:12:010106:42, общей площадью 4 128 кв.м., из сведений о зарегистрированных правах на который следует, что данные о правообладателе указанного земельного участка отсутствуют, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 28.04.2020.
01.06.2020 Администрация муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" обратилась к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области с претензией N 2620, полученной ответчиком 08.06.2020, с требованием об уплате платежей за фактическое пользование земельным участком и процентов за пользование чужими денежными средствами в течение 30 дней с момента получения претензии.
Поскольку требования истца об уплате платежей за фактическое пользование земельным участком, исходя из расчетов администрации, оставлены ответчиком без удовлетворения, истец обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 28.04.2020 N КУВИ-001/2020-8932177 нежилое помещение, общей площадью 564,5 кв.м., на 4 этаже здания, находящегося по адресу: Иркутская область, Нижнеилимский район, г. Железногорск-Илимский, кв-л 6-й, д. 21, пом 3, принадлежит на праве собственности Российской Федерацией и предоставлено в пользование на праве оперативного управления Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации Иркутской области 31.08.2016 (номер государственной регистрации 38-38-001-38/006/011/2016-736/1).
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса одним из основных принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами (пункт 2 статьи 16).
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Земельного кодекса в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Федеральным законом от 17.04.2006 N 53 ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в Закон N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" введена статья 3.1, которой закреплен нормативный механизм разграничения государственной собственности на землю, состоящий в том, что определенное государственное имущество признается собственностью конкретного публичного образования в силу закона (то есть без проведения каких-либо административных процедур передачи участков) в соответствии в перечисленными в указанной норме критериями.
Абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса предусмотрено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с тем, что в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса земельный участок, за фактическое пользование которого Администрацией заявлено о взыскании, отнесен к федеральной собственности, как земельный участок, занятый недвижимым имуществом, находящимися в собственности Российской Федерации и предоставленным Следственному управлению в оперативное управление.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции, равно как и суд первой инстанции приходит к выводу, что Администрация муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" не является лицом, обладающим правом по распоряжению земельным участком под нежилым помещением, переданным в оперативное управление Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации Иркутской области и получению платы за его использования.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ только заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом, и иные лица (часть 2 данной статьи).
Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2011 N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ", обращение лица в суд должно преследовать цель защиты его нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Распределение бремени доказывания в споре о возврате неосновательно полученного должно строиться в соответствии с особенностями оснований заявленного истцом требования. Исходя из объективной невозможности доказывания факта отсутствия правоотношений между сторонами, суду на основании статьи 65 АПК РФ необходимо делать вывод о возложении бремени доказывания обратного (наличие какого-либо правового основания) на ответчика.
Как указывалось ранее, в материалы дела представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 28.04.2020, подтверждающая право пользования нежилым помещением Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации. В связи с чем, исходя из конкретных обстоятельств дела, как верно указал суд первой инстанции, бремя доказывания неосновательного обогащения ответчика подлежит возложению на истца.
Указанный подход соответствует позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.01.2013 N 11524/12.
Поскольку материалы дела не содержат доказательств принадлежности земельного участка на праве собственности истцу, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу, что Администрация муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение", не являясь собственником вышеуказанного земельного участка, не обладает субъективным правом на получение платы за его использование третьими лицами, соответственно истца нельзя признать потерпевшим в результате такого использования. Доказательств обратного, администрацией не представлено.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы и поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд также исходит из следующего.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2021 по делу N А19-15644/2020 (https://kad.arbitr.ru/Card/4d16be2b-53a5-4615-9e21-69fa4d638d34) установлено, что спорное здание было построено путем заключения договоров долевого участия от 01.06.1995, от 16.01.1996, от 13.01.1997, от 26.01.1998, в том числе, за счет средств федерального бюджета, было введено в эксплуатацию 05.10.2000 на основании акта N 22/00 от 05.10.2000, 22.12.2003 зарегистрировано за инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и борам по Нижнеилимскому району Иркутской области право оперативного управления, собственник Российская Федерация (свидетельство о государственной регистрации права 38-АБ N0165552). Право собственности Российской Федерации зарегистрировано 15.08.2014 (свидетельство 38 АЕ 521313).
По смыслу статьи 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса закрепленное в нем разграничение государственной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур.
Соответственно, отсутствие регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не имеет правового значения, поскольку право Российской Федерации на земельный участок возникло с 01.07.2006 в силу закона. Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 19.07.2011 N 2178/11.
Доводы апелляционной жалобы о принадлежности Российской Федерации лишь части помещений в здании, находящемся по адресу: по адресу: Иркутская область, Нижнеилимский район, г. Железногорск-Илимский, кв-л 6-й, д. 21, в связи с чем земельный участок под ним не может считаться разграниченным, отклоняются апелляционным судом, поскольку с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2009 N 11276/09, предусмотренный статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации процесс разграничения государственной собственности на землю, а также принятые в целях его реализации положения статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не изменяют действия других положений этого Кодекса, в том числе статьи 36. Первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды на нее гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках, - в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретению неделимого земельного участка в общую долевую собственность. Поскольку факт принадлежности Российской Федерации только части помещений в здании (а не всего здания) не ограничивает собственников помещений в реализации исключительного права на приобретение части земельного участка, то данное обстоятельство не препятствует разграничению государственной собственности на землю.
Апелляционный суд полагает, что данные выводы соответствуют имеющейся судебной практике, в том числе, по делам N N А51-1834/2015, А13-4662/2018, А55-31873/2019, А60-43500/2017, А74-11498/2016, А10-1103/2008.
При таких обстоятельствах, исковые требования Администрация муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" о взыскании со Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации платежей за фактическое пользование земельным участком и начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами не подлежали удовлетворению.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 ноября 2020 года по делу N А19-15661/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-15661/2020
Истец: Администрация муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение"
Ответчик: Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области