г. Самара |
|
31 января 2021 г. |
Дело N А55-3543/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
с участием:
от Публичного акционерного общества "Т Плюс" - представитель Владимировна (доверенность от 13.04.2020),
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - представитель не явился, извещено,
от Главы городского округа Самара - представитель не явился, извещено,
от Администрации городского округа - представитель не явился, извещено,
от Департамента градостроительства городского округа Самара - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 января 2021 в помещении суда апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 октября 2020 года по делу N А55-3543/2020 (судья Коршикова О.В.)
по заявлению Публичного акционерного общества "Т Плюс"
к Департаменту управления имуществом городского округа Самара,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Главы городского округа Самара,
- Администрации городского округа,
- Департамента градостроительства городского округа Самара,
о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Т Плюс" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, в котором просит признать недействительным приказ Департамента управления имуществом городского округа Самара от 15.11.2019 N 3158 "Об отказе публичному акционерному обществу "Т Плюс" в предоставлении в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Блюхера, д.26".
Обязать Департамент управления имуществом Администрации городского округа Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО "Т Плюс", путем принятия в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу решения о предоставлении ПАО "Т Плюс" в аренду земельного участка, площадью 52603 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0902005:1, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Блюхера, 26, с видом разрешенного использования "занимаемый сооружением тепло-энергетическим комплексом "Самарская ГРЭС блок тепловой КЦ-2 (Центральная отопительная котельная)" и направить подписанный уполномоченным должностным лицом проект договора аренды указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16 октября 2020 года заявленные требования удовлетворены, постановлено признать незаконным приказ Департамента управления имуществом городского округа Самара от 15.11.2019 N 3158 "Об отказе публичному акционерному обществу "Т Плюс" в предоставлении в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Блюхера, д.26". На Департамент управления имуществом городского округа Самара возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО "Т Плюс", путем принятия в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу решения о предоставлении ПАО "Т Плюс" в аренду земельного участка, площадью 52603 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0902005:1, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Блюхера, 26, с видом разрешенного использования "занимаемый сооружением тепло-энергетическим комплексом "Самарская ГРЭС блок тепловой КЦ-2 (Центральная отопительная котельная)" и направить подписанный уполномоченным должностным лицом проект договора аренды указанного земельного участка.
Распределены расходы по оплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом г.о.Самара просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований ПАО "Т Плюс" в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы Департамент указывает на то, что выводы суда первой инстанции о том, что находящиеся на испрашиваемом земельном участке объекты недвижимости являются единым технологическим комплексом, поскольку связаны в едином технологическом процессе, не имеют значения для разрешения настоящего спора.
В судебное заседание представитель Департамента управления имуществом г.о.Самара не явился, Департамент извещен надлежащим образом, явку представителя в суд не обеспечил.
Представитель ПАО "Т Плюс" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, приведенным в отзыве на жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в суд не обеспечили.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 22.11.2018 ПАО "Т Плюс" обратилось к Главе г.о. Самара с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 63:01:0902005:1, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Блюхера, д. 26 для сооружений тепло-энергетического комплекса "Самарская ГРЭС блок тепловой КЦ-2 (Центральная отопительная котельная), указав в качестве основания предоставления земельного участка подпункт 9 пункта 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно приложенному к заявлению сообщению на земельном участке, в отношении которого подано заявление, расположены здания и сооружения, принадлежащие ПАО "Т Плюс" на праве собственности, а именно:
- Сооружение тепло-энергетический комплекс Самарская ГРЭС блок тепловой КЦ-2 (Центральная отопительная котельная), кадастровый номер 63:01:0902006:1273, адрес: Самарская область, г. Самара, район Советский, ул. Блюхера, д. 26, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
- Нежилое здание. Трансформаторная подстанция ТП-10/6кВ, кадастровый номер 63:01:0902006:669, адрес: Самарская область, г. Самара, район Советский, ул. Блюхера, д. 26/29, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
- Объединенный главный корпус (ОГК) в осях 6-11, кадастровый номер 63:01:0902006:643, адрес: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Блюхера, д.26/31, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
- Здание насосной станции, кадастровый номер 63:01:0902006:645, адрес: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Блюхера, д.26/30.
Расположение указанных вышеуказанных объектов недвижимости в пределах земельного участка, в отношении которого подано заявление, подтверждается выпиской из ЕГРН (т. 1 л.д. 18-35).
Приказом Департамента управления имуществом городского округа Самара от 15.11.2019 N 3158 ПАО "Т Плюс" отказано в предоставлении в аренду земельного участка площадью 52603 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0902005:1, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Блюхера, 26 в связи с тем что, данный земельный участок используется под размещение, помимо жилых зданий и сооружения, принадлежащих ПАО "Т Плюс" на праве собственности, так и под размещение здания проходной, не входящего в состав сооружения с кадастровым номером 63:01:0902006:1273, а также примыкающее к нежилому трехэтажному зданию с кадастровым номером 63:01:0902006:643, четырехэтажное капитальное здание, право собственности на которые за ПАО "Т Плюс" не зарегистрировано.
В качестве основания для отказа указан подпункт 1 ст. 39.16 ЗК РФ, а именно: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет право на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Не согласившись с вынесенным приказом, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, решение и действие (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данный ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствует закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
В силу пункта 9 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ одним из таких оснований является заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 17 части 8 статьи 39.8 ЗК РФ в случае предоставления земельного участка в аренду собственнику здания, сооружения, расположенных на таком земельном участке, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до сорока девяти лет.
Пунктом 32 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития от 12.01.2015 N 1, установлено, что при обращении в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на основании пункта 9 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ предоставляются следующие документы:
- документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП;
- документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП (при наличии соответствующих прав на земельный участок);
- сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены статьей 39.16 ЗК РФ.
Испрашиваемый земельный участок необходим для эксплуатации, расположенных на участке объектов недвижимости для осуществления производственной деятельности.
Сооружение тепло-энергетический комплекс Самарская ГРЭС блок тепловой КЦ-2 (Центральная отопительная котельная), кадастровый номер 63:01:0902006:1273, представляет собой имущественный комплекс (здания, каналы технического водоснабжения, дороги и площадки УВК, дороги и тротуары УВК, общеплощ. канализац. сети УВК очист.сооруж., газопровод ср. давления и т.д.), используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Является недвижимым комплексом, так как представляет собой совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически и технологически и расположены на одном земельном участке, и за ПАО "Т Плюс" зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь - Сооружение тепло-энергетический комплекс Самарская ГРЭС блок тепловой КЦ-2 (Центральная отопительная котельная).
В соответствии со статьей 271 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользоваться предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка.
Поскольку исключительное право собственников зданий и сооружений на приобретение в собственность или в аренду соответствующего земельного участка без проведения торгов обусловлено именно нахождением на участке объектов недвижимости, приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим лицам, имеет целью обеспечение возможности эксплуатации таких объектов недвижимости (статья 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 271 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 132 Гражданского кодекса Российской Федерации предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.
В действующую редакцию Гражданского кодекса Российской Федерации включена статья 133.1, которая определяет понятие единого недвижимого комплекса. По смыслу поименованной нормы права единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
По смыслу приведенных норм сложная вещь (единый недвижимый комплекс) представляет из себя неделимую совокупность простых вещей объединенных общим целевым назначением. Каждая отдельная составляющая такой вещи может и не отвечать правовым критериям недвижимого имущества, однако в своей совокупности они образуют единый комплекс, который будучи зарегистрированным в качестве недвижимого имущества приобретает соответствующий статус.
В силу правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 13 постановления от 24.03.2005 N 11, предельные размеры площади земельного участка, занятой объектом недвижимости и необходимой для его использования, определяются исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 01.03.2011 N 13535/10, от 03.04.2012 N 12955/11 разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов либо органов местного самоуправления об отказе в предоставлении земельных участков арбитражным судам необходимо исследовать вопрос о том, является ли площадь испрашиваемого заявителем земельного участка объективно необходимой для целей нормальной эксплуатации (использования) по назначению расположенного на нем объекта недвижимости (здания, строения, сооружения).
Для эксплуатации объектов - Центральной отопительной котельной производственного предприятия Самарская ГРЭС филиала "Самарский ПАО "Т Плюс", Трансформаторной подстанции, Здания насосной станции, Здания объединенного главного корпуса в осях 6-11, здания проходной, Здание объединенного главного корпуса в осях 1-6, расположенных по адресу: г. Самара, ул. Блюхера, 26 требуется земельный участок площадью 52 603 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0902005:1.
Необходимость использования всей площади земельного участка (52 603 кв.м.) для эксплуатации объектов ПАО "Т Плюс" подтверждается видом разрешенного использования земельного участка "занимаемый сооружением тепло-энергетическим комплексом "Самарская ГРЭС блок тепловой КЦ-2 (Центральная отопительная котельная), указанном в выписке из ЕГРН на Земельный участок.
Пунктом 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Указанные земли, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно статье 30 ГрК РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 ГрК РФ.
В силу статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства -основные виды, условно разрешенные, вспомогательные виды (допускаются в качестве дополнительных к основным и условно разрешенными и осуществляются совместно с ними (п.п.1, 2); изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 3).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно представленной заявителем выписке из ЕГРН на земельный участок, данный земельный участок по целевому назначению относится к категории "земли населенных пунктов" и видом разрешенного использования "занимаемый сооружением тепло-энергетическим комплексом "Самарская ГРЭС блок тепловой КЦ-2 (Центральная отопительная котельная)", что свидетельствует о том, что весь Земельный участок (площадью 52603 кв.м.) используется для эксплуатации Сооружения ТЭК, Трансформаторной подстанции, Здания насосной станции, Здания объединенного главного корпуса в осях 6-11, здания проходной, Здание объединенного главного корпуса в осях 1-6, образующих единое целое и предназначенное для единого функционального назначения - выработки тепловой энергии на отопление и ГВС для населения и предприятий г.о. Самара.
Земельный участок с КН 63:01:0902005:1, площадью 52 603 кв.м. в полном объеме используется для размещения Сооружения Тепло-энергетический комплекс Самарская ГРЭС блок тепловой КЦ-2 (Центральная отопительная котельная), Трансформаторной подстанции, Здания насосной, Здания объединенного главного корпуса в осях 6-11, здания проходной, Здание объединенного главного корпуса в осях 1-6.
На земельном участке с кадастровым номером 63:01:0902005:1, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Блюхера, д. 26, расположены 6 объектов, принадлежащих ПАО "Т Плюс".
В соответствии с техническим паспортом на 10.06.2005 и выпиской из ЕГРН - сооружение ТЭК является недвижимым имущественным комплексом, включающим в себя совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей (здания, каналы технического водоснабжения, дороги и площадки УВК, дороги и тротуары УВК, общеплощ. канализац. сети УВК очист. сооруж., газопровод ср. давления и т.д.), неразрывно связанных физически и технологически, в связи с чем за ПАО "Т Плюс" зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как на одну недвижимую вещь - Сооружение теплоэнергетический комплекс Самарская ГРЭС блок тепловой КЦ-2 (Центральная отопительная котельная).
Все объекты, входящие в состав сооружения ТЭК расположены в пределах одного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0902005:1 и расположены по всему земельному участку, что подтверждается техническим паспортом на ТЭК.
3анимаемая объектами сооружения ТЭК площадь земельного участка, их местоположение на земельном участке, технологическая взаимосвязь:
- Главный корпус (лит.1 на тех. плане листы 2,5,4,3 в тех. паспорте ТЭК), занимающий 4 714,4 кв.м земельного участка, включает в себя котельное отделение, насосное отделение, деаэраторное отделение и используется в технологическом процессе для производства и передачи тепловой энергии, производства химически очищенной воды для горячего водоснабжения. В котельное отделение на котлы поступает топливо (природный газ) по газопроводу среднего давления (лит. 25 на тех. плане лист 3 тех. паспорта ТЭК) от газо-распределительного пункта (литер 8 на тех. плане лист 3 тех. паспорта ТЭК) для нагрева сетевой воды. Сетевая вода подается в котлы насосным оборудованием, установленным в насосном отделении. После котлов нагретая вода передается в трубопроводы теплосети для подачи потребителям. Для приготовления химически очищенной воды для горячего водоснабжения в главный корпус (лит.1) поступает горводопроводная вода через внешние сети водопровода (лит. 27 на тех. плане лист 3 тех. паспорта ТЭК) и далее через каналы технического водоснабжения (лит. 11 на тех. плане лист 3 тех. паспорта ТЭК). После очистки химически очищенная вода поступает в деаэраторное отделение главного корпуса для дальнейшей очистки от кислорода. Далее после очистки часть воды подается в тепловую сеть для восполнения потерь, другая часть для резерва в резервуары деаэрированной воды (лит. 15,15-1 на тех. плане лист 3 тех. паспорта ТЭК) и баки аккумуляторы горячей воды (лит. 18,19 на тех. плане лист 3 тех. паспорта ТЭК).
- Служебный корпус (лит.2 на тех. планах листы 2,5,4,3 тех. паспорта ТЭК), занимающий 475,2 кв.м земельного участка, используется для размещения щита управления и персонала в целях управления технологическими процессами при производстве в главном корпусе (лит.1) тепловой энергии и химически очищенной воды для горячего водоснабжения.
- Здание бытовых помещений (лит.З на тех. планах листы 2,5,4,3 тех. паспорта ТЭК), занимающее 322,1 кв.м земельного участка, используется для размещения бытовых помещений, которые предназначены для оперативного и ремонтного персонала, участвующего в обслуживании и ремонте основного и вспомогательного оборудования, зданий и сооружений, входящих в состав ТЭК.
- Здание распределительного устройства 6 кВ (лит.4 на тех. планах листы 2,5,4,3 тех. паспорта ТЭК), занимающее 227,1 кв.м земельного участка, используется для получения электрической энергии через кабельный пучок от открытой подстанции (лит. 22 на тех. плане лист 4 тех. паспорта ТЭК) имеющее ограждение (лит. 17 на тех. плане лист 4 тех. паспорта ТЭК) и дальнейшего распределения электрической энергии через инженерно-технические сети -внутриплощадочные кабельные линии (лит. 28 на тех.плане лист 4 тех. паспорта ТЭК) и внутриплощадочные сети наружного освещения (лит.23 на тех. плане лист 4 тех.паспорта ТЭК) к основному и вспомогательному оборудованию, размещенному: в главном корпусе (лит.1), в здании очистных сооружений (лит.9 на тех. плане лист 4 тех. паспорта ТЭК), в здании мазутного хозяйства (лит. 10 на тех. плане лист 4 тех. паспорта ТЭК), в здании сернокислотного хозяйства (лит.6 тех. плане лист 4 тех. паспорта ТЭК), здание проходной (лит.7 на тех. плане лист 4 тех. паспорта ТЭК), здании склада оборудования (лит.5 на тех. плане лист 4 тех. паспорта ТЭК).
- Здание склада оборудования (лит. 5 на тех. планах листы 2,5,4,3 тех. паспорта ТЭК), занимающее 339,8 кв.м., используется для хранения товарно-материальных ценностей необходимых для содержания оборудования, используемого на ТЭК в рабочем состоянии.
- Здание сернокислотного хозяйства (лит.6 на тех. планах листы 2,5,4,3 тех. паспорта ТЭК), занимающее 263,6 кв.м. Земельного участка, предназначенное для приема и дальнейшего использования: серной кислоты, необходимой для технологического процесса при производстве химочищенной воды в главном корпусе (лит.1); соляной кислоты, необходимой для проведения внутренней очистки поверхностей нагрева котлов; силиката натрия для консервации котлов в меж отопительный период.
- Здание проходной (лит. 7 на тех. планах листы 2,5,4,3 тех. паспорта ТЭК), занимающее 32,7 кв.м., предназначено для осуществления контрольно-пропускного режима на территорию сооружения ТЭК во исполнение федерального закона Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" в целях обеспечения безопасности топливно-энергетического комплекса и выполнения требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (ч. 1 ст. 7, п.4 ч.2 ст. 12 Закона о безопасности).
- Здание ГРП-5П (лит. 8 на тех. планах листы 1,2,3,4 тех. паспорта ТЭК), занимающее 89 кв.м земельного участка, используется для размещения оборудования, предназначенного для регулирования давления газа и подачи природного газа к водогрейным котлам, расположенным в котельном отделении главного корпуса (лит.1) через газопровод среднего давления (лит.25).
- Здание очистных сооружений промстоков УВК (лит. 9 на тех. планах листы 2,5,4,3 тех. паспорта ТЭК), занимающее 167,4 кв.м., используется для очистки промышленных стоков.
- Здание насосной мазутохозяйства с котельной УВК (лит. 10 на тех. планах листы 2,5,4,3 тех. паспорта ТЭК), занимающее 251,6 кв.м земельного участка, предназначено для приготовления резервного вида топлива (мазута).
- Каналы технического водоснабжения (лит. И на тех. плане лист 3 тех. паспорта ТЭК), протяженностью 800-м, расположенные на земельном участке, по которым поступает горводопроводная вода о внешних сетей водопроводных (лит. 27 на тех. плане лист 3 тех.паспорта ТЭК) в главный корпус (лит.1) для приготовления химически очищенной воды для горячего водоснабжения.
- Дороги и площадки УВК (лит.12,13 на тех. планах листы 2,5,4,3 тех. паспорта ТЭК), протяженностью 9 118,4 кв. м., расположенные по всему земельному участку, предназначены для проезда автотранспорта для доставки оборудования, материалов топлива к объектам ТЭК и осуществления ремонтных работ на объектах ТЭК и прохода обслуживающего персонала.
- Труба дымовая УВК (лит. 14 на тех. планах 2,5,4,3 тех. паспорта ТЭК), занимающая 96,5 кв.м земельного участка, предназначена для вывода отработанных газов из топки водогрейных котлов, установленных в главном корпусе (лит. 1).
- Парк резервуаров деаэрированной воды (лит. 15, 15-1 на тех. планах листы 2,5,4,3 тех. паспорта ТЭК), занимающий 414,6 кв.м земельного участка, предназначены для резерва горячей воды, полученной при приготовлении в главном корпусе (лит.1).
- Нейтрализатор (лит. 16 на тех. планах листы 2,5,4,3 тех. паспорта ТЭК), занимающий 36,3 кв.м земельного участка, предназначен для проведения химических очисток внутренних поверхностей нагрева водогрейных котлов, установленных в котельном отделении главного корпуса (лит.1).
- Ограждение территории открытой подстанции 10/6 Кв. (лит. 17 на тех. планах листы 2,5,4,3 тех. паспорта ТЭК), протяженностью 54,84 м, предназначенный для ограждения открытой подстанции классом напряжения от 1 до 20 кВ.
- Баки-аккумуляторы горячей воды (лит. 18,19 на тех. планах листы 2,5,4,3 тех. паспорта ТЭК), занимающие 811,8 кв.м земельного участка, предназначены для резерва горячей воды, полученной при приготовлении в главном корпусе (лит.1).
- Емкость аварийного слива масла из трансформаторов Д1Т, Д2Т (лит. 20,20-1 на тех. планах листы 2,5,4,3 тех. паспорта ТЭК), занимающие 82,4 кв.м земельного участка, предназначена для сбора масла при аварийном сливе с трансформаторов, установленных внутри ограждения открытой подстанции (лит. 17 на тех. планах листы 2,5,4,3 тех. паспорта ТЭК).
- Ограждение территории ЦОК, протяженностью 912,08 м (литер 21 на технических планах 2,5,4,3 в техническом паспорте ТЭК), входящее в состав сооружения ТЭК проходит по всему периметру, т.е. по всем границам земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0902005:1. Предназначено для осуществления контрольно-пропускного режима на территорию сооружения ТЭК во исполнение федерального закона Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" в целях обеспечения безопасности топливно-энергетического комплекса и выполнения требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (ч. 1 ст. 7, п.4 ч.2 ст. 12 Закона о безопасности).
- Кабельный пучок от открытой подстанции (лит. 22 на тех. плане лист 4 тех. паспорта ТЭК), протяженностью 45,75-м, расположенный на земельном участке, по которому электрическая энергия передается от открытой подстанции до здания распределительного устройства 6 кВ.
- Внутриплощадочные сети наружного освещения терр. УВК (лит. 23 на тех. плане лист 4 тех. паспорта ТЭК), протяженностью 942,26 м., расположены по всему периметру земельного участка (по его границам), во исполнение требований Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" в целях обеспечения безопасности топливно-энергетического комплекса и выполнения требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (ч. 1 ст. 7, п.4 ч.2 ст. 12 Закона о безопасности).
- Общеплощадочные канализационные сети УВК очистных сооружений (лит. 24 на тех. плане лист 5 тех. паспорта ТЭК), протяженностью 635,06 м., расположенные на Земельном участке, используются для водоотведения с главного корпуса (лит.1), служебного корпуса (лит.2), здания очистных сооружений (лит.9), здания объединенного главного корпуса в осях 6-11 (лит.31), с дорог и площадок (лит.12), с баков-аккумуляторов горячей воды (лит.18,19).
- Газопровод среднего давления от ГРП-5 (лит. 25 на тех. плане лист 3 тех. паспорта ТЭК), протяженностью 101,8 м, используется для подачи природного от ГРП до котлов в главном корпусе (лит.1).
- Внешние канализационные сети УВК (лит.26 на тех. плане лист 5 тех. паспорта ТЭК), протяженностью 300,63 м., расположенные на земельном участке, предназначены для водоотведения с бытового корпуса (лит.З), здания объединенного главного корпуса в осях 6-11 (лит.31).
- Внешние сети водопровода от резервуара до котельной (лит. 27 на тех. плане лист 3 тех. паспорта ТЭК), протяженностью 772,50 м., расположенные на земельном участке, предназначены для подачи горводопроводной воды от сетей ООО "Самарские коммунальные системы" через каналы технического водоснабжения (лит. 11 на тех. плане лист 3) до деаэраторного отделения главного корпуса (лит.1), где происходит приготовление химически очищенной воды.
- Внутриплощадочные кабельные линии (лит.28 на тех. плане лист 4 тех. паспорта ТЭК), протяженностью 397,32-м, расположенные на земельном участке, по которым электрическая энергия передается от открытой подстанции (лит.22) к основному и вспомогательному оборудованию основному и вспомогательному оборудованию размещенному в здании очистных сооружений лит.9, в здании мазутного хозяйства лит. 10, в здании сернокислотного хозяйства лит.6, здании проходной лит.7,здании склада оборудования лит.5
Объект - Трансформаторная подстанция ТП-10/6 кВ, кадастровый 63:01:0902006:669 (лит. 29 на тех. планах листы 2,5,4,3 тех. паспорта ТЭК), расположена на земельного участке, что подтверждается материалами дела (выпиской из ЕГРН на Земельный участок и на объект), занимает площадь - 98,5 кв.м., площадь застройки составляет - 119,7 кв.м., что подтверждается заключением кадастрового инженера ООО "Кадастровый центр" (прилагаем к настоящим дополнениям). Используется для размещения оборудования, участвующего в получении и передаче электроэнергии к основному и вспомогательному оборудованию, расположенному в главном корпусе (лит.1), здании ГРП (лит.8), здании распредустройства (лит.4). Принадлежит ПАО "Т Плюс" на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Объект - Здание насосной, кадастровый 63:01:0902006:645 (лит.30 на тех. планах листы 2,5,4,3 тех. паспорта ТЭК), расположено на земельном участке, что подтверждается материалами дела (выпиской из ЕГРН на Земельный участок и на объект), занимает площадь - 215,40 кв.м., площадь застройки составляет - 234,2 кв.м., что подтверждается заключением кадастрового инженера ООО "Кадастровый центр". Используется для хранения крупногабаритных запасных частей вспомогательного оборудования. Принадлежит ПАО "Т Плюс" на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Объект - Объединенный главный корпус (ОКГ) в осях 6-11, кадастровый 63:01:0902006:643 (лит.31 на тех. планах листы 2,5,4,3 тех. паспорта ТЭК), расположен на земельном участке, что подтверждается материалами дела (выпиской из ЕГРН на земельный участок и на объект), занимает площадь - 2 316,80 кв.м., площадь застройки составляет - 1241,3 кв.м., что подтверждается заключением кадастрового инженера ООО "Кадастровый центр". Используется для размещения электрооборудования участвующего в получении и передаче электроэнергии к основному и вспомогательному оборудованию, расположенному в главном корпусе лит.1, здании распредустройства лит.4. Объект принадлежит ПАО "Т Плюс" на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Объект - Объединенный Главный Корпус в осях 1...6, А-Б на ЦОК, расположен на земельном участке и занимает площадь - 1724, 4 кв.м., площадь застройки составляет -119,7 кв.м., что подтверждается заключением кадастрового инженера ООО "Кадастровый центр". Используется для размещения центральной химической лаборатории и лаборатории металлов и сварки необходимых для осуществления химического контроля за водоподготовкой и технического диагностирования оборудования. Объект приобретен у ОАО "Самараэнерго" и числится на балансе филиала Самарский ПАО "Т Плюс", что подтверждается материалами дела.
Объект - здание проходной (новое), расположено на земельном участке и занимает площадь - 26,5 кв.м., площадь застройки составляет - 38,3 кв.м., что подтверждается заключением кадастрового инженера ООО "Кадастровый центр". Здание предназначено для осуществления контрольно-пропускного режима на территорию сооружения ТЭК во исполнение федерального закона Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" в целях обеспечения безопасности топливно-энергетического комплекса и выполнения требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (ч. 1 ст. 7, п.4 ч.2 ст. 12 Закона о безопасности).
Таким образом, заявителем представлены доказательства того, что часть земельного участка непосредственно занята под размещение объектов ПАО "Т Плюс", расположенных на земельном участке.
Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрены виды зон с особыми условиями использования территорий для различных объектов в целях надлежащей эксплуатации указанных объектов и исключения возможности их повреждения, в связи с чем, помимо площади Земельного участка, непосредственно занимаемой указанными объектами, в том числе входящими в состав Сооружения ТЭК, необходима площадь Земельного участка в размере установленных зон с особыми условиями использования, для их надлежащей эксплуатации.
П.6 ст. 105 ЗК РФ к зонам с особыми условиями использования территорий относит охранную зону газопроводов.
Согласно статье 28 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" на земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Статья 2 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ определяет охранную зону объектов системы газоснабжения как территорию с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года N 878 (далее - Правила N 787), установлен порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей и нормативных расстояний, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, они действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей.
Здание ГРП-5П (лит. 8 на тех. планах листы 1,2,3,4 тех. паспорта ТЭК), занимающее 89 кв.м земельного участка, используется для размещения оборудования, предназначенного для регулирования давления газа и подачи природного газа к водогрейным котлам, расположенным в котельном отделении главного корпуса (лит.1).
В соответствии с п.п. д), е) п.З, п. п. г) п. 4 Правил N 787, газорегуляторный пункт представляет собой технологическое оборудование, размещаемое в специальных зданиях, шкафах или блоках, предназначенное для снижения давления газа и поддержания его на заданном уровне в газораспределительных сетях и является частью газораспределительной сети.
Газораспределительная сеть, частью которой является газорегуляторный пункт (ГРП) имеет охранную зону - территорию с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения.
В силу п.п. г) п.7 Правил 787 охранная зона вокруг территории ГРП (лит.8) составляет территория, ограниченная замкнутой линией на расстоянии 10 метров от границ ГРП.
Газопровод среднего давления от ГРП-5П (лит. 25 на тех.плане лист 3 тех. паспорта ТЭК), протяженностью 101,08 м, расположенный на Земельном участке, предназначен для подачи природного газа к водогрейным котлам, установленным в котельном отделении главного корпуса (лит.1).
Газопровод имеет охранную зону в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода (п.п. а) п.7 Правил 787)
Таким образом, для обеспечения надлежащей эксплуатации ГРП (лит.8) и газопровода (лит. 25) и исключения возможности их повреждения помимо площади земельного участка, занимаемого ГРП необходима часть земельного участка в размере охранной зоны.
Охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) предусмотрена п. 3 ст. 105 ЗК РФ.
Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории охранных зон определяются на основании Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (вместе с "Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон").
Охранная зона объектов электросетевого хозяйства устанавливается в целях обеспечения безопасного функционирования и эксплуатации, исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства (п. п. 1, 2 Правил N 160).
В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ (далее Закон N 35-Ф) объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Кабельный пучок от открытой подстанции (лит. 22 на тех. плане лист 4 тех. паспорта ТЭК), протяженностью 45,75-м, расположенный на земельном участке, по которому электрическая энергия передается от открытой подстанции до здания распределительного устройства 6 кВ.
Данный объект относится к объектам электросетевого хозяйства (воздушным линиям электропередачи), классом напряжения от 1-20 Кв.
Внутриплощадочные сети наружного освещения терр. УВК (лит. 23 на тех. плане лист 4 тех. паспорта ТЭК), протяженностью 942,26 м., расположены по всему периметру Земельного участка (по его границам), в целях выполнения требований Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" в целях обеспечения безопасности топливно-энергетического комплекса и выполнения требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (ч. 1 ст. 7, п.4 ч.2 ст. 12 Закона о безопасности).
Данный объект относится к объектам электросетевого хозяйства (воздушным линиям электропередачи), классом напряжения до 1 Кв.
Внутриплощадочные кабельные линии (лит.28 на тех. плане лист 4 тех. паспорта ТЭК), протяженностью 397,32-м, расположенные на Земельном участке, по которым электрическая энергия передается от открытой подстанции (лит.22) к основному и вспомогательному оборудованию основному и вспомогательному оборудованию размещенному в здании очистных сооружений лит. 9, в здании мазутного хозяйства лит. 10, в здании сернокислотного хозяйства лит. 6, здании проходной лит. 7,здании склада оборудования лит. 5
Данный объект относится к объектам электросетевого хозяйства (воздушным линиям электропередачи), классом напряжения до 1 Кв.
Объект - Трансформаторная подстанция ТП-10/6 кВ, кадастровый 63:01:0902006:669 (лит. 29 на тех. планах листы 2,5,4,3 тех. паспорта ТЭК), расположена на Земельного участке, что подтверждается материалами дела (выпиской из ЕГРН на Земельный участок и на объект), занимает площадь - 98,5 кв.м., площадь застройки составляет -119,7 кв.м., что подтверждается заключением кадастрового инженера ООО "Кадастровый центр".
Данный объект относится к объектам электросетевого хозяйства (трансформаторным подстанциям), классом напряжения от 1 до 20 кВ.
Объекты (лит.22,23,28,29) имеют охранную зону в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящим по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии 2 м (для объектов лит.23,28), 10 м (для объекта литера 22,29).
Таким образом, для обеспечения надлежащей эксплуатации объектов электроснабжения (лит.22,23,28,29) и исключения возможности их повреждения помимо площади земельного участка, занимаемого указанными объектами электроэнергетики необходима часть земельного участка в размере охранной зоны.
Таким образом, для эксплуатации Сооружения ТЭК, Трансформаторной подстанции, Здания насосной станции, Здания объединенного главного корпуса в осях 6-11, здания проходной, Здание объединенного главного корпуса в осях 1-6, взаимосвязанных в едином технологическом процессе по выработке тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения населения, социальных объектов и предприятий г.о. Самара, и представляющих собой единое производственное предприятие с учетом площади, необходимой под размещение указанных объектов с учетом охранных зон, установленных для ряда объектов, для обслуживания указанных объектов необходим земельный участок площадью 52 603 кв.м.
Для обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности Сооружения ТЭК во исполнение требований Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", необходим земельный участок 52 603 км., с кадастровым номером 63:01:0902005:1
Все объекты, входящие в состав Сооружения ТЭК, расположены в разных частях Земельного участка площадью 52 603 км., с кадастровым номером 63:01:0902005:1. Все объекты входящие в состав Сооружения ТЭК неразрывно связаны технологически, т.е. используются в едином технологическом процессе по производству тепловой энергии и горячей воды (подробно изложено в пункте 1.1. настоящих дополнений).
Сооружение ТЭК, расположенное на Земельном участке, подпадает под действие Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - Закон о безопасности).
Закон о безопасности устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно - энергетического комплекса в РФ, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства.
К объектам топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) относятся в том числе объекты теплоснабжения (п.9 ст. 2 Закона о безопасности). В охраняемые объекты ТЭК входят здания, строения, сооружения, иные объекты топливно-энергетического комплекса, а также прилегающие к ним территории и акватории в пределах границ, установленных в соответствии с законодательством РФ (п. 10 ст. 2 Закона о безопасности).
ПАО "Т Плюс", являющееся субъектом ТЭК (лицом, владеющим на праве собственности объектами топливно-энергетического комплекса - Сооружением ТЭК) обязано выполнять требования по обеспечению безопасности топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (п. 14 ст. 2, ч. 1 ст. 7, п.4 ч.2 ст. 12 Закона о безопасности) в зависимости от установленной категории опасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 458дсп. утверждены обязательные Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК которыми определены инженерно-технические средства охраны объекта с учетом его категорирования.
Согласно п. 54 Правил N 458 инженерно-технические средства защиты объекта должны обеспечивать круглогодичную защищенность объекта от актов незаконного вмешательства путем разрушения, взлома строительных защитных конструкций, преодоления ограждений, вскрытия запирающих устройств.
Согласно п.п. а) п. 1 Приложения N 1 к Правилам N 458 и п. 68 Правил N 458 Сооружение ТЭК должно иметь основное ограждение, которое является стационарным капитальным сооружением, предназначенным: для затруднения или исключения несанкционированного прохода людей, въезда транспорта на объект; задержки проникновения нарушителя (в том числе с использованием автомобильного транспорта) на объект на время, достаточное для реагирования персонала физической защиты.
Согласно пп. а) п.3 Приложения N 1 к Правилам N 458 Сооружение ТЭК должно иметь контрольно-пропускные пункты, предназначенные для осуществления пропускного режима на охраняемой территории при входе (выходе).
В соответствии с ч.1,4 ст. 9 Закона о безопасности ПАО "Т Плюс" обязана организовать систему физической защиты объектов ТЭК, направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства, в том числе с использованием действий подразделений охраны.
Производственные предприятия филиала "Самарский" ПАО "Т Плюс", в том числе Центральная отопительная котельная Самарской ГРЭС (г. Самара, ул. Блюхера, 26), относятся к критически важным и режимным объектам топливно-энергетического комплекса, любое нарушение или прекращение функционирования которых приводит к необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, деятельность которых регулируется Законом о безопасности, федеральным законом от 21 июля 2011 года N 257-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".
Нарушение организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса филиала, иными организациями, а также гражданами и работниками требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе уголовную.
Кроме того, площадка главного корпуса ЦОК "Самарская ГРЭС", площадка подсобного хозяйства ЦОК "Самарская ГРЭС", сеть газопотребления ЦОК "Самарская ГРЭС" относятся к Опасным производственным объектам и поставлены на учет в качестве таковых, что подтверждается картами учета опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N116) ПАО "Т Плюс", как организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц.
Таким образом, во исполнение требований Закона о безопасности и Правил N 458, Закона N 116 для обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности всех объектов (в том числе инженерно-технических сетей, предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, воды, стоков и используются в процессе производства и передачи тепловой энергии и ГВС на Сооружении ТЭК с учетом охранных зон) расположенных в различных частях Земельного участка (что подтверждается тех. паспортом ТЭК), необходим весь земельный участок, с кадастровым номером 63:01:0902005:1, площадью 52 603 км., в связи с чем основное ограждение (лит.21 на тех. плане лист 2,5,4,3 тех. паспорта ТЭК), входящее в состав Сооружения ТЭК установлено по границам Земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0902005:1.
Необходимость использования земельного участка, расположенного в г. Самара, ул. Блюхера, 26, площадью 52 603 км., с кадастровым номером 63:01:0902005:1 для обслуживания объектов ПАО "Т Плюс", расположенных на нем, подтверждается договором аренды земельного участка от 01.09.2005 N 024188з, заключенным между ОАО "Самараэнерго" и Комитетом по управлению имуществом г. Самара.
Между Комитетом по управлению имуществом г. Самары, и ОАО "Самараэнерго" был заключен договор от 01.09.2005 N 024188з на аренду земельного участка с кадастровым номером 63:01:0902005:0003, находящегося по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Блюхера, 26, площадью 52 663,70 кв.м. под сооружение тепло-энергетического комплекса "Самарская ГРЭС блок тепловой КЦ-2 (Центральная отопительная котельная)".
В результате проведения кадастровых работ по уточнению границ Земельного участка, установлено, что земельному участку, расположенному по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Блюхера, 26 были присвоены разные кадастровые номера 63:01:0902005:3 и 63:01:0902005:1, что подтверждается письмом ООО "Кадастр. Недвижимость" от 28.07.2017 N 19.
ФГБУ ФКП Управления Росреестра по Самарской области письмами от 17.08.2017 N 11-6260-3 и от 18.08.2017 N 20452 сообщило, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:01:0902005:3 исключены из ЕГРН в рамках исправления технической ошибки. В настоящее время в ЕГРН содержатся актуальные сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:01:0902005:1, расположенном по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Блюхера, 26, площадью 52663,7 кв.м., видом разрешенного использования - занимаемый сооружением тепло-энергетическим комплексом "Самарская ГРЭС блок тепловой КЦ2 (Центральная отопительная котельная).
ПАО "Т Плюс" письмом от 04.10.2017 N 51100-16-04596 уведомляло Департамент управления имуществом г.о. Самара об имевшей место технической ошибке, связанной с кадастровыми номерами.
Сооружение тепло-энергетическим комплексом "Самарская ГРЭС блок тепловой КЦ2 (Центральная отопительная котельная) передано ОАО "Самараэнерго" в оплату уставного капитала ОАО "Волжская ТГК", что подтверждается договором о создании ОАО "Волжская ТГК" от 18.07.2005, выпиской из перечня имущества передаваемого ОАО "Самараэнерго" в оплату уставного капитала ОАО "Волжская ТГК" (приложение N 1 к договору от 18.07.2005), Актом приема-передачи от 01.09.2005.
Общим собранием акционеров открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" принято решение о смене наименования общества: полное наименование - Публичное акционерное общество "Т Плюс", сокращенное наименование - ПАО "Т Плюс", что подтверждается материалами дела (свидетельством о регистрации юр.лица от 01.08.2005, свидетельством о постановке на налоговый учет серия 63 N 006186331, выпиской из протокола N 2015-1 общего собрания акционеров, уставом ПАО "Т Плюс", лист записи ЕГРЮЛ от 15.06.2015).
Таким образом, договор аренды земельного участка, площадью 52 663,70 кв.м. под Сооружение ТЭК, заключенный между ОАО "Самараэнерго" и Комитетом по управлению имуществом г. Самары, подтверждает необходимость использования земельного участка площадью 52 603 кв.м. под Сооружение ТЭК, которое ОАО "Самараэнерго" передано в уставной капитал ОАО "Волжская ТГК" (переименовано в ПАО "Т Плюс").
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 11.03.2020 по делу N А55-24329/2019 подтверждено право Департамента управления имуществом г.о. Самара на взыскание с ПАО "Т Плюс" неосновательного обогащения в виде арендной платы за пользование земельным участком, площадью 52 603 км., кадастровый номер 63:01:0902005:1, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Блюхера,26, в аренде которого ПАО "Т Плюс" отказано Департаментом, а также на взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.03.2015 по 28.02.2019.
В Арбитражном суде Самарской области рассмотрено дело N А55-24329/2019 по иску Департамента к ПАО "Т Плюс" о взыскании неосновательного обогащения за пользование земельным участком, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Блюхера, д. 26 с видом разрешенного использования "занимаемый сооружений теплоэнергетического комплекса "Самарская ГРЭС блок тепловой КЦ-2 (Центральная отопительная котельная), площадью 52 603,00 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0902005:1 и процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.03.2015 по 28.02.2019.
Приказом Департамента от 15.11.2019 N 3158, ПАО "Т Плюс" отказано в предоставлении в аренду земельного участка, за пользование которым Департамент предъявил иск о взыскании неосновательного обогащения (дело NА55-24329/2019). Причина отказа - наличие на земельном участке зданий, право собственности ПАО "Т Плюс" на которые не зарегистрировано в управлении Росреестра по Самарской области в установленном законом порядке.
При этом сумма неосновательного обогащения за земельный участок в рамках дела А55-24329/2019 рассчитана согласно Методике определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для целей, не связанных со строительством, утв. Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 г. N 308 и равна размеру арендной платы за пользование земельным участком, государственная собственность на который не разграничена в г.о. Самара, предоставленным для целей, не связанных со строительством.
Судом в ходе рассмотрения дела установлен факт использования ПАО "Т Плюс" всего земельного участка, следовательно, в том числе и той части земельного участка, на которой расположены здания, права собственности на которые не зарегистрированы ПАО "Т Плюс".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.03.2020 по делу А55-24329/2019 исковые требования ДУИ удовлетворены - с ПАО "Т Плюс" взыскано 963 122 руб. 03 коп., в том числе: неосновательное обогащение в размере 862 727 руб. 52 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 100 394 руб. 51 коп.
Таким образом, Арбитражный суд Самарской области установил фактическое использование ПАО "Т Плюс" всего земельного участка (независимо от регистрации права собственности ПАО "Т Плюс" на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке) и подтвердил право Департамента на взыскание с ПАО "Т Плюс" неосновательного обогащения в виде арендной платы за пользование земельным участком, в том числе той его частью, на котором расположены здания, право собственности на которые ПАО "Т Плюс" не зарегистрировано.
Таким образом, с учетом фактической принадлежности Сооружения ТЭК и других объектов, расположенных на земельном участке, ПАО "Т Плюс"; площади земельного участка, занимаемых Сооружением ТЭК и другими объектами ПАО "Т Плюс" с учётом охранных зон; площади, необходимой для эксплуатации указанных объектов, а также во исполнение требований Закона о безопасности и Правил N 458, Закона N 116 для обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности всех объектов входящих в Сооружение ТЭК, расположенного на Земельном участке, и установления судебным решением по делу А55-24329/2019 факта использования всего земельного участка ПАО "Т Плюс", суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ПАО "Т Плюс" обосновало необходимость предоставления земельного участка площадью 52 603 кв.м. в аренду.
При таких обстоятельствах и на основании ч. 2 ст. 201 АПК РФ суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что отказ Департамента управления имуществом городского округа Самара не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя, а требование заявителя является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствие с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться в том числе указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В качестве меры, направленной на устранение допущенных нарушений прав заявителя оспариваемым отказом, суд первой инстанции считает необходимым обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО "Т Плюс", путем принятия в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу решения о предоставлении ПАО "Т Плюс" в аренду земельного участка, площадью 52603 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0902005:1, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Блюхера, 26, с видом разрешенного использования "занимаемый сооружением тепло-энергетическим комплексом "Самарская ГРЭС блок тепловой КЦ-2 (Центральная отопительная котельная)" и направить подписанный уполномоченным должностным лицом проект договора аренды указанного земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание по следующим основаниям.
Суд первой инстанции, установив принадлежность заявителю объектов (в состав которых входит имущественный комплекс - сооружение ТЭК), расположенных на земельном участке, а также необходимость использования всего земельного участка, площадью 52603 кв.м. для целей нормальной эксплуатации объектов заявителя, взаимосвязанных в едином технологическом процессе по выработке тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения населения, социальных объектов и предприятий г.о. Самара и исключения возможности их повреждения путем обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности всех объектов, сделал обоснованный вывод о неправомерном отказе заявителю в предоставление земельного участка в нарушение требований п.9 ч.2 ст. 39.6, ст. 39.20 ЗК РФ, ст.ст. 271, 132, 133.1 ГК РФ.
Из совокупности норм ЗК и ГК следует, что исключительное право собственников зданий и сооружений на приобретение в собственность или в аренду соответствующего земельного участка без проведения торгов обусловлено именно нахождением на участке объектов недвижимости, приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим лицам, имеет целью обеспечение возможности эксплуатации таких объектов недвижимости и что единый недвижимый комплекс представляет из себя неделимую совокупность простых вещей объединенных общим целевым назначением, который будучи зарегистрированным в качестве недвижимого имущества приобретает соответствующий статус.
Вышеуказанный вывод суда первой инстанции соответствует Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 (п. 13), постановлениям президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N13535/10, от 03.04.2012 N12955/11, так как судом выполнены требования, указанные в постановлении и разъяснениях ВАС РФ об исследовании вопроса о том, является ли площадь испрашиваемого земельного участка объективно необходимой для целей нормальной эксплуатации (использования) по назначению расположенного на нем объекта недвижимости.
Таким образом, установленные судом вышеуказанные обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, и подтвержденные доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждают обоснованность вывода суда первой инстанции о необоснованном отказе заявителю в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Довод Департамента в апелляционной жалобе о том, что ссылка суда на то, что все объекты недвижимости, находящиеся на испрашиваемом Земельном участке являются технологическим комплексом, поскольку связаны в едином технологическом процессе, не имеет значения для разрешения настоящего спора, не обоснован и противоречит правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее -ВАС РФ), изложенной в постановлении от 24.03.2005 N 11, позиции президиума ВАС РФ, изложенной в постановлениях от 01.03.2011 N 13535/10, от 03.04.2012 N12955/11.
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 (пункт 13), постановлениям президиума ВАС РФ от 01.03.2011 N13535/10, от 03.04.2012 N12955/11, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов либо органов местного самоуправления об отказе в предоставлении земельных участков арбитражным судам необходимо исследовать вопрос о том, является ли площадь испрашиваемого земельного участка объективно необходимой для целей нормальной эксплуатации (использования) по назначению расположенного на нем объекта недвижимости (здания, строения, сооружения).
Судом при рассмотрении дела установлена технологическая взаимосвязь объектов, расположенных на земельном участке, что подтверждается материалами дела (техническим паспортом ТЭК на 10.06.2005, заключением кадастрового инженера ООО "Кадастровый центр", Федеральным законом от 21.07.2011 N 25б-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 458дсп.).
Все объекты заявителя (в том числе Сооружение ТЭК, являющееся имущественным комплексом), расположенные на земельном участке, представляют собой единое производственное предприятие, образуют единое целое и предназначены для единого функционального назначения - выработки тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение для населения и предприятий г.о. Самара.
Следовательно, все объекты заявителя, расположенные на земельном участке, используются как составная часть единого целого, что обусловлено единым назначением указанных объектов -выработки тепловой энергии на отопление и ГВС.
Следовательно, установленная судом технологическая взаимосвязь объектов заявителя, расположенных на земельном участке, является критерием для определения площади земельного участка, необходимой для нормальной эксплуатации (использования) указанных объектов, подчиненных единой цели.
Таким образом, довод Департамента о том, что не имеет значение для дела вывод суда о том, что все объекты заявителя, расположенные на земельном участке, являются технологическим комплексом, поскольку связаны в едином технологическом процессе, противоречит позиции ВАС РФ, поскольку с учетом данного факта, судом сделан вывод о площади земельного участка, необходимой для нормальной эксплуатации (использования) объектов заявителя, составляющий единый технологический комплекс и расположенных на земельном участке, испрашиваемого заявителем.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16 октября 2020 года по делу N А55-3543/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-3543/2020
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: Департамент управления имуществом г.о. Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара
Третье лицо: Администрация г.о. Самара, Администрация городского округа Самара, Глава г.о. Самара, Глава городского округа Самара, Департамент градостроительства г.о. Самара