г. Москва |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 июня 2021 г. N Ф05-9773/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
29 января 2021 г. |
Дело N А40-149921/20 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда
В.Р. Валиев (единолично)
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Трансойл"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28 октября 2020 года
по делу N А40-149921/20, принятое судьей Лежневой О.Ю.
в порядке упрощенного производства
по исковому заявлению ОАО "Российские железные дороги"
к ООО "Трансойл"
о взыскании
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ
ОТКРЫТЫМ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, дата регистрации 23.09.2003) (далее - Истец) в Арбитражный суд г. Москвы предъявлен иск к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТРАНСОЙЛ" (ОГРН 1037835069986, ИНН 7816228080, дата регистрации 13.08.2003) (далее - Ответчик) о взыскании денежных средств в размере 83 675,90 руб., а также госпошлины в размере 3 347 руб.
Решением суда от 28 октября 2020 года, принятым в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
С решением не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение изменить.
Истец просит решение суда оставить в силе, представил письменные пояснения по апелляционной жалобе.
Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд апелляционной инстанции находит решение суда от 28 октября 2020 года подлежащим изменению.
Как усматривается из материалов судебного дела, 14.06.2013 г. между ОАО "РЖД" и ООО "Трансойл" заключен договор N ТОР-ЦВ-00-32 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов, в соответствии с п. 1.1 которого, Заказчик (ООО "Трансойл") поручает и обязуется оплачивать, а Подрядчик (ОАО "РЖД") обязуется производить работы по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов (ТОР), принадлежащих Заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании вагонных депо дирекции Подрядчика.
В соответствии с п.1.4 Договора основание для отцепки грузового вагона в ТОР являются требования, установленные Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов), утвержденной на 50 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 21-22 мая 2009 г. N 50).
Из п. 3.16.1 Договора следует, что отцепки грузовых вагонов классифицируются в соответствии с перечнем кодов неисправностей, согласно Классификатору "Основные неисправности грузовых вагонов (КЖА 2005 04)".
Порядок расчетов и стоимость работ установлены разделом 2 Договора.
В соответствии с п.2.3.3 Договора расчет за проведение ТОР производится заказчиком на основании подписанных актов выполненных работ, счетов-фактур и иных документов.
Во исполнение принятых на себя обязательств, Истец произвел ремонт вагонов ответчика, указанных в расчете исковых требований.
Однако ответчиком до настоящего времени оплата работ по текущему отцепочному ремонту вагонов не произведена, размер задолженности составляет 79 114 руб. 80 коп.
Согласно последнему абзацу подпункта 3.8.1 Договора в редакции дополнительного соглашения N 2 к Договору от 12.02.2014, посредством электронного документооборота (далее по тексту - ЭДО СПС) документы на текущий отцепочный ремонт вагона направляются Заказчиком Подрядчиком не позднее 3 рабочих дней с даты выпуска вагона из ремонта (даты уведомления о приемке грузового вагона из текущего отцепочного ремонта формы ВУ-36 (далее по тексту - ВУ-36)).
В соответствии с абзацем 2 подпункта 3.8.2 Договора в редакции дополнительного соглашения к Договору N 2 от 12.02.2014, Заказчик обязан в течение 3 рабочих дней с даты получения акта выполненных работ (оказанных услуг) с полным комплектом документов, оформленных надлежащим образом, подписать их или направить в адрес Подрядчика мотивированный отказ от подписания акта выполненных работ (оказанных услуг) который должен быть направлен Подрядчику не позднее 3 рабочих дней с даты получения акта.
По указанным вагонам в соответствии с п. 3.8.1 Договора составлены уведомления на ремонт вагона формы ВУ-23-М, по окончании ремонта составлены уведомления о приемке вагона из текущего отцепочного ремонта формы ВУ-36, акты о выполненных работах (оказанных услугах).
В соответствии с п. 4.3.1. договора, Заказчик обязуется осуществлять оплату проведенных ТОР грузовых вагонов и связанных с ним работ (услуг) в соответствии со сроками и условиями установленными договором.
Установив, что от подписания актов выполненных работ ответчик необоснованно отказался, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В рассматриваемом случае неверно установив техническое состояние вагонов 57767998, 73917585 и 73918013, истец направил в ремонт исправные вагоны, что подтверждается составленными уведомлениями / заключениями об отмене рекламационных случаев. Довод истца, что основанием для направления вагона в ремонт является подозрение на наличие технической неисправности, противоречит инструкции. Вагон направляется в ремонт для устранения выявленной технической неисправности, а не для ее обнаружения, как ошибочно полагает истец. Техническая неисправность определяется осмотрщиком вагонов до направления вагона в ремонт.
В силу п. 1 ст. 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Договор подряда заключается для выполнения определенного вида работы, результат которой подрядчик обязан сдать, а заказчик принять и оплатить. Следовательно, целью договора подряда является не выполнение работы как таковой, а получение результата, который может быть передан заказчику. Обязательства подрядчика по качеству исполнения подрядных работ гарантируют заказчику соответствие результата его обоснованным ожиданиям как одну из целей договора подряда.
На вагоне 57767998 выкаченная из-под вагона надрессорная балка в ходе проведения расследования признана годной и подкачена обратно под этот же вагон; составлено заключение от 13.04.2020 и уведомление об отмене рекламационного случая N 42 от 16.04.2020.
На вагоне 73917585 выкаченная из-под вагона надрессорная балка в ходе проведения расследования признана годной и подкачена обратно под этот же вагон; составлено уведомление об отмене рекламационного случая N 44 от 15.04.2020.
На вагоне 73918013 выкаченная из-под вагона надрессорная балка в ходе проведения расследования также признана годной и подкачена обратно под этот же вагон; составлено заключение от 31.03.2020 и уведомление об отмене рекламационного случая N 39 от 10.04.2020.
Учитывая, что неисправность вагонов 57767998, 73917585 и 73918013 не подтвердилась, при отцепке вагонов в текущий ремонт в эксплуатационном вагонном депо были проведены работы, которые не требовали отцепки вагонов, выполненные работы депо должно было произвести в рамках технического обслуживания вагонов в составе поезда без отцепки в ремонт согласно Перечню наименований основных типовых работ, выполняемых при техническом обслуживании грузовых вагонов, утвержденному ОАО "РЖД" 27.10.2005.
В соответствии со ст. 2 и ст. 30 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" плата за перевозку грузов вносится до момента приема груза к перевозке и оплачивается в соответствии с тарифными руководствами. В силу п. 1.16 Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" утвержденного Федеральной энергетической комиссией от 17.06.2003 N 47-Т/5, в тарифы на перевозку грузов, указанные в настоящем тарифном руководстве, по начально- конечным операциям, входят техническое обслуживание на железнодорожных станциях грузовых вагонов общего парка или собственных (арендованных) вагонов.
Таким образом, расходы на проверку наличия дефектов и ремонт, не требующий отцепки, включены в железнодорожный тариф и оплачены перевозчику до момента приема груза к перевозке.
Федеральным законом от 29.07.2018 N 253-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" установлено, что текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов - ремонт груженых или порожних грузовых вагонов, проводимый с отцепкой таких вагонов в пути следования в целях восстановления их работоспособности и предусматривающий замену или восстановление отдельных составных частей таких вагонов.
Поскольку работы по устранению технических неисправностей истцом фактически не выполнялись (были разобраны и собраны исправные вагоны), то следует сделать вывод, что цель направления вагонов в ТОР не достигнута (истец не производил замену или восстановление составных частей вагона). На этом основании работы по оплате ответчиком исправных вагонов не подлежат (нет результата по договору подряда).
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований, приходящихся на вагоны N N 57767998, 73917585, 73918013 в общей сумме 49 075,59 руб. долга и 2 684,47 руб. пени следует отказать.
Расходы сторон по оплате госпошлины распределяются пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, в результате чего с истца в пользу ответчика следует взыскать 579 руб. (ст.110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, ч. 2 ст. 269, п.3 ч.1 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28 октября 2020 года по делу N А40-149921/20 изменить. Взыскать с ООО "Трансойл" в пользу ОАО "Российские железные дороги" 30 039 руб. 21 коп. - долга, 1 876 руб. 63 коп. - пени, в остальной части иска отказать.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ООО "Трансойл" 579 руб. - в возмещение расходов по оплате госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-149921/2020
Истец: ОАО "Российские железные дороги" филиал Свердловская железная дорога Сургутский сектор
Ответчик: ООО "ТРАНСОЙЛ"