г. Санкт-Петербург |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 мая 2021 г. N Ф07-5287/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
01 февраля 2021 г. |
Дело N А56-12194/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей М. В. Будылевой, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Т. Э. Борисенко
рассмотрев по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, заявление ООО "Аптос Групп"
к 1) Межрайонной ИФНС России N 11 по Санкт-Петербургу
2) ФНС России
о признании незаконными действий и возмещении ущерба
при участии:
от заявителя: Пересичанская Ю. В. (доверенность от 16.11.2020)
от ответчиков: Дорофеева Г. В. (доверенность от 12.01.2021)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Аптос Групп" (далее - общество, заявитель), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просило:
1. Признать недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция, налоговый орган):
- от 29.04.2019 N 7028 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) в банках, а также электронных денежных средств;
- от 29.04.2019 N 10846 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств;
- от 29.04.2019 N 10847 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств.
2. Взыскать с инспекции в пользу общества 471 723 руб. 29 коп. в возмещение причиненного вреда.
3. Возместить обществу проценты, начисленные на суммы денежных средств, в отношении которых действовали решения инспекции о приостановлении операций по счетам в размере 4 руб. 08 коп. на основании пункта 9.2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) (с 30.04.2019 по 16.06.2019 - 7,75 %, с 17.06.2019 по 18.07.2019 - 7,5 %).
Решением суда от 02.07.2020 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права.
Исходя из норм части 6.1 статьи 268 АПК РФ, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела в судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, и привлек Российскую Федерацию в лице ФНС России к участию в деле в качестве ответчика.
В соответствии со статьей 49 АПК РФ общество уточнило требования и просит:
1. Признать недействительными решения инспекции:
- от 29.04.2019 N 7028 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) в банках, а также электронных денежных средств;
- от 29.04.2019 N 10846 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств;
- от 29.04.2019 N 10847 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств;
2. Взыскать с Российской Федерации в лице ФНС в пользу общества убытки в виде упущенной выгоды в сумме 471 723 руб. 29 коп.;
3. Взыскать с налогового органа проценты, начисленные на суммы денежных средств, в отношении которых действовали решения инспекции о приостановлении операций по счетам в размере 4 руб. 08 коп. на основании пункта 9.2 статьи 76 НК РФ (с 30.04.2019 по 16.06.2019: 7,75 %; с 17.06.2019 по 18.07.2019: 7,5 %);
4.Взыскать с ответчиков расходы по оплате государственной пошлины в сумме 15 435 руб.
В судебном заседании представитель общества поддержал заявленные требования, представитель инспекции против удовлетворения заявления возражал.
Как следует из материалов дела, 26.06.2018 обществом изменен адрес места нахождения обособленного подразделения, что подтверждается уведомлением о постановке на учет российской организации в налоговом органе от 04.07.2018 N 464690464, с 26.06.2018 заявитель поставлен на учет в инспекции по месту нахождения обособленного подразделения по адресу: 191123, г. Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, д. 29, А.
06.05.2019 обществом по средствам телекоммуникационной связи от инспекции получено решение от 29.04.2019 N 10847 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств за подписью и.о. заместителя начальника инспекции Токаревой Екатерины Валерьевны.
Данное решение вынесено в связи с неисполнением в добровольном порядке требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от 03.04.2019 N 6892 со сроком 23.04.2019, на основании которого налоговым органом вынесено решение о взыскании за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банках, а также электронных денежных средств от 29.04.2019 N 7028. Сумма, подлежащая взысканию (обеспечению) в целях исполнения решения о взыскании за счет денежных средств на счетах в банках, а также электронных денежных средств составляет 242 руб. 96 коп.
Однако, как указывает заявитель, на дату вынесения инспекцией решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика у общества фактически отсутствовала задолженность по пеням по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), поскольку переплата по пеням превышала сумму задолженности.
Согласно справке Код по КНД 1160080 N 14823 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 30.04.2019, а также выписке операций по расчету с бюджетом Код по КНД 1166107, предоставленной Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу, и выписке операций по расчету с бюджетом Код по КНД 1166107, предоставленной инспекцией, у общества имелась переплата по пени по НДФЛ в сумме 1 430 руб. 77 коп. и недоимка по пени по НДФЛ в сумме 474 руб.
Таким образом, на дату вынесения инспекцией решения от 29.04.2019 N 10847 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, общество имело одновременно недоимку и переплату по пеням по одному и тому же налогу, при этом переплата превышала задолженность по начисленным пеням по НДФЛ.
На основании пункта 31 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.04.2019, отражение налоговым органом в справках о состоянии расчетов с бюджетом одновременно недоимки и переплаты по одному и тому же налогу в одинаковых размерах по состоянию на одну дату является свидетельством отсутствия налоговой задолженности перед бюджетом.
Более того, в отзыве на заявление от 12.05.2020 инспекция подтвердила наличие у общества положительного сальдо по пени на сумму 1 430 руб. в карточке расчетов с бюджетом.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога и на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 45 НК РФ, по общему правилу, считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. Сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ, образует недоимку.
При снятии с учета организации в одном налоговом органе и постановке на учет в другой налоговый орган все регистрационные, учетные и налоговые дела в отношении общества передаются налоговому органу, который поставил на налоговый учет налогоплательщика по его новому месту нахождения (пункт 4 статьи 84 НК РФ).
Приказом ФНС России от 13.06.2012 N ММВ-8-6/37дсп@ регламентирован Перечень документов, связанных с деятельностью российской организации (в том числе через ее обособленное подразделение), индивидуального предпринимателя и физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, подлежащих передаче в иной налоговый орган.
Согласно Регламенту работы налоговых органов при передаче документов налогоплательщика в иной налоговый орган, направленному письмом ФНС России от 17.12.2012 N ПА-5-6/1530дсп@, эти документы подлежат передаче по новому месту учета налогоплательщика. Мероприятия по передаче документов налогоплательщиков в иной налоговый орган при изменении места постановки на налоговый учет проводятся в соответствии с:
- приказом ФНС России от 13.06.2012 N ММВ-8-6/37дсп@ "Об организации работы налоговых органов при передаче документов российских организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в иной налоговый орган";
- Регламентом работы налоговых органов при передаче документов налогоплательщика в иной налоговый орган, направленным письмом от 17.02.2012 N ПА-5-6/1530дсп@ "Об организации работы налоговых органов при передаче документов налогоплательщика в иной налоговый орган".
При этом одновременно с пакетом документов в налоговые органы по месту постановки на учет организации передаче подлежат карточки "Расчеты с бюджетом" (далее - КРСБ) (письмо ФНС России от 05.04.2019 N КЧ-4-8/6364@).
Порядок ведения КРСБ регламентирован приказом ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@ "Об утверждении Единых требований к порядку формирования информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" местного уровня" (далее - Единые требования).
В соответствии с пунктом 3 раздела XI Единых требований при передаче российских организаций в иной налоговый орган, передача КРСБ осуществляется в составе пакета документов. При этом закрытие КРСБ осуществляется после процедуры снятия с учета в одном налоговом органе и постановки на учет в другом налоговом органе.
При наличии недоимки или переплаты в налоговом органе по старому месту учета в налоговом органе по новому месту учета открываются КРСБ с ОКТМО по старому месту учета, за исключением КРСБ по федеральным налогам и сборам, страховым взносам, в полном объеме зачисляемым в доход федерального бюджета.
Таким образом, КРСБ должна быть передана по новому месту учета организации с отражением всех данных о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом. Данный вывод подтверждается также письмом ФНС России от 01.08.2012 N ЕД-4-3/12772@.
Исходя из разъяснений налоговых органов, следует, что никаких заявлений о зачете авансовых платежей в данном случае писать не требуется, корректировку в КРСБ производит налоговый орган по новому месту учета самостоятельно.
Из положений Налогового кодекса Российской Федерации не следует, что налогоплательщик, уплативший налог за один из предыдущих периодов в излишнем размере, ограничен в возможности производить уплату налога за текущий период с учетом остатка платежей по налогу, накопленного на его лицевом счете. Задолженность перед бюджетом по конкретному виду налога в данном случае, с учетом накопленных сумм, объективно отсутствует.
По смыслу вышеприведенных разъяснений, а также правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.12.2012 N 10734/12 по делу N А27-10579/2011, в пункте 16 письма Федеральной налоговой службы от 29.12.2018 N СА-4-7/26060, при наличии недоимки и переплаты по соответствующему обязательному платежу необходимо определить, существует ли объективно задолженность перед бюджетом. В случае, если сумма переплаты превышает размер недоимки, задолженность перед бюджетом отсутствует. При этом обязанность устанавливать наличие или отсутствие задолженности перед бюджетом возлагается на уполномоченный орган публичной власти, в который предоставлялась соответствующая справка о состоянии расчетов с бюджетом.
Более того, согласно карточке бухгалтерского счета 51 "расчетные счета" ООО "АПТОС ГРУПП" за апрель 2019 - июль 2019 года на расчетном счете общества N 40702810212250000402, открытом в банке ПАО ВТБ, на дату вынесения решения от 29.04.2019 N 10847 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств, находились денежные средства в сумме 191 059 руб. 46 коп., что превышает сумму, подлежащую взысканию по решению инспекции от 29.04.2019 N 10847.
Согласно пункту 2 статьи 46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 4 статьи 46 НК РФ поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 9 статьи 76 НК РФ после получения от банка информации о наличии денежных средств на счетах налогоплательщика в банке в размере, достаточном для исполнения решения о взыскании, налоговый орган обязан в течение двух дней принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.
Таким образом, у инспекции не было оснований квалифицировать неисполнение требования об уплате пени, поскольку в бюджетной системе Российской Федерации на соответствующем счете Федерального казначейства имелась сумма по переплате пеней.
Несмотря на это, инспекция сообщила о необходимости подачи заявления о зачете суммы излишне уплаченных пени.
07.05.2019 общество в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (посредством АО ПФ СКБ Контур, 1ВМ) направило в инспекцию заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога (сбора, пени, штрафа), что подтверждается документом о подтверждении даты отправки по форме по КНД 1167002.
Согласно пункту 8 статьи 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Однако, по состоянию 18.05.2019 заявитель не получил ни решения о возврате суммы излишне уплаченного налога, ни решения об отмене приостановлении операций по счетам налогоплательщика, что противоречит пункту 8 статьи 76 НК РФ.
30.05.2019 общество в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (посредством АО ПФ СКБ Контур, 1ВМ) повторно направило в инспекцию обращение с просьбой разъяснить причину, по которой расчетные счета общества по состоянию на 30.05.2019 заблокированы, а также порядок дальнейших действий Истца для того, чтобы разблокировать расчетные счета. Отправка обращения подтверждается письмом о подтверждении даты отправки по Форме по КНД 1167002. Ответ на данное обращение обществом не получен.
Согласно пункту 4.3.2.3 Приказа Федеральной налоговой службы от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@ "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами" ответ должен быть дан налогоплательщику в течение 30 календарных дней с даты поступления запроса в налоговый орган от налогоплательщика (лично или по почте). При необходимости срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен заместителем руководителя, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.
26.06.2019 общество направило в инспекцию претензию в бумажном и в электронном виде (вх. N 0062417 от 26.06.2019) с просьбой разблокировать счета заявителя.
16.07.2019 инспекцией в адрес общества направлен ответ N 11-04/19897@ на претензию заявителя (интернет-обращение от 26.06.2019 N 0062417), в котором указано, что инспекцией вынесено решение об отмене решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и направлено в кредитную организацию, в Федеральные информационные ресурсы ФНС России внесены изменения.
Однако в ответе не указаны номер и дата решения об отмене решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и соответствующее решение не было направлено в кредитную организацию, о чем свидетельствует справка, предоставленная Филиалом N 7701 Банка ВТБ (публичное акционерное общество) в г. Москве.
Таким образом, инспекцией допущено нарушение положений подпункта 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ, выразившееся в несвоевременном принятии решения о возврате налогоплательщику излишне уплаченных сумм пеней, а также в ненаправлении оформленного на основании этого решения поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществления зачета сумм излишне уплаченных или излишне пеней.
В материалах дела имеется решение от 18.06.2020 N 8118 об отмене решения от 29.04.2019 N 10846 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.
Согласно отметке на копии решения от 18.06.2019 N 8118 об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств, представленного инспекцией, Банк ПАО ВТБ получил данное решение только 18.07.2019.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа (пункт 8 статьи 76 НК РФ).
Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации направляется в банк в электронной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения (пункт 4 статьи 76 НК РФ).
Таким образом, решение об отмене приостановления операций общества и переводов его электронных денежных средств принято и направлено в банк несвоевременно.
24.07.2019 в адрес общества поступило сообщение о принятом решении о зачете суммы излишне уплаченного налога от 17.05.2019 N 3250 в сумме 474 руб., КБК 18210102010010000110 ОКТМО 40910000 по заявлению от 07.05.2019 N 0045436 в счет уплаты НДФЛ налоговых агентов, за исключением доходов по статьям 227 и 228 НК РФ КБК 18210102010010000110 ОКТМО 40911000.
Согласно справке, предоставленной Филиалом N 7701 Банка ВТБ (публичное акционерное общество) в г. Москве, в период с 20.04.2019 по 20.07.2019 на основании решения инспекции наложен арест на денежные средства заявителя, находящиеся на счетах N 40702810212250000402, N 40702840612250000085, N 40702840912251000085, решение об аресте по счету от 29.04.2019 N 10846, дата наложения ареста 30.04.2019, сумма 242 руб. 96 коп.; решение о снятии ареста от 18.06.2019 N 811, дата снятия ареста 18.07.2019.
Таким образом, ввиду неправомерных действий инспекции, расчетные счета общества были заблокированы почти 3 месяца.
Общество, помимо основной деятельности, на регулярной основе размещает денежные средства на депозитах в банках, что подтверждается справкой о размещенных денежных средствах на депозиты в банках в период с 2016 по 2020 годы, а также копией выписки из Банка ВТБ (ПАО) по лицевому счету общества N 40702810801000000458 (RUR) за период с 01.01.2019 по 04.03.2020; копией выписки из Банка ВТБ (ПАО) по лицевому счету общества N 40702810212250000402 (RUR) за период с 08.07.2019 по 14.08.2019.
Указанные справки подтверждают, что размещение депозитов производилось заявителем в банках и до периода, непосредственно предшествующего возникновению спорных правоотношений, то есть действия общества по открытию депозита не были связаны с приостановлением операций на банковских счетах и не ставили целью создания возможности для предъявления убытков бюджету. Размещение депозитов является обычной хозяйственной деятельностью общества, осуществляемой наряду с основным видом деятельности.
Общество было намерено разместить на депозите Банка ВТБ (ПАО) денежные средства в сумме 54 660 000 руб. по ставке 7% годовых на срок 45 дней, что подтверждается заявлением на размещение денежных средств в депозит "Срочный" от 24.05.2019 N 3, решением об одобрении депозита, полученным от Банка ВТБ ПАО и карточкой бухгалтерского счета 51 "расчетные счета" общества за апрель - июль 2019 года, подтверждающей, что на дату планируемого размещения очередного депозита (24.05.2019) на расчетном счете заявителя имелись денежные средства, необходимые для размещения депозита в размере 54 665 243 руб. 02 коп.
Таким образом, по состоянию на 08.07.2019 заявитель получил бы доход в сумме 471 723 руб. 29 коп., из которых 94 344 руб. 66 коп. он уплатил бы в бюджет Российской Федерации в качестве налога на прибыль.
Согласно пункту 12 статьи 76 НК РФ при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, банки не вправе открывать этой организации и этим лицам счета, вклады, депозиты и предоставлять этой организации право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, за исключением специальных избирательных счетов, специальных счетов фондов референдума.
Поскольку расчетные счета заявителя были заблокированы по вине инспекции, обществу причинены убытки в виде неполученного дохода в сумме 471 723 руб. 29 коп.
При этом, согласно выписке по лицевому счету общества N 40702810212250000402 (RUR) за период с 08.07.2019 по 14.08.2019 в Банке ВТБ (ПАО) общество разместило депозит в Банке ВТБ (публичное акционерное общество) в г. Москве только 19.07.2019. на сумму 70 000 000 руб.
На основании пункта 9.2 статьи 76 НК РФ в случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение (на драгоценные металлы, в отношении которых действовало указанное решение) налогового органа, начисляются проценты, подлежащие уплате указанному налогоплательщику-организации за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни неправомерного приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации, нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.
Таким образом, обществу подлежали начислению и выплате проценты, начисленные на суммы денежных средств, в отношении которых действовали решения инспекции о приостановлении операций по счетам, в сумме 04 руб. 08 коп на основании пункта 9.2 статьи 76 НК РФ (с 30.04.2019 по 16.06.2019: 7.75%; с 17.06.2019 по 18.07.2019: 7.5%).
В соответствии со статьей 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
На основании статьи 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 139 НК РФ жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
При получении жалобы налоговый орган, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу. В случае устранения нарушения прав лица, подавшего жалобу, налоговый орган сообщает об этом в вышестоящий налоговый орган в течение трех дней со дня такого устранения с приложением подтверждающих документов (при их наличии). Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено настоящим Кодексом, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Решения инспекции обжалованы налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган. (вх. N 0109232 от 21.11.2019.)
Письмом от 19.12.2019 N 11-04/37099@ инспекция сообщила, что убытки, причиненные незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями их должностных лиц могут быть возмещены только на основании судебного акта, таким образом, нарушив порядок передачи жалобы общества в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу, предусмотренный статьей 139 НК РФ.
Таким образом, общество, намереваясь разместить депозит в банке, действовало добросовестно, полагаясь на соблюдение налоговым органом сроков, установленных Налоговым органом Российской Федерации для отмены решения о приостановлении операций по счетам в банке заявителя. К моменту направления обществом заявления на размещение денежных средств в депозит в банк решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика уже должно было быть отменено, так как решение о зачете уже было вынесено (17.05.2020); гипотетическая возможность иного распоряжения денежными средствами не опровергает при таких конкретных обстоятельствах основания для взыскания убытков в виде упущенной выгоды.
Более того, общество предприняло меры к уменьшению размера убытков и к выяснению причин незачета налоговым органом оплаченных денежных средств путем направления заявления о зачете от 07.05.2019, обращения от 30.05.2019, обращения с претензией от 26.06.2019., обращения с претензией от 08.10.2019, жалобы в Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от 20.11.2020 N АГ/ИСХ-90.
Частью 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу положений статьи 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 НК РФ налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.
Причиненные налогоплательщикам убытки в силу пункта 2 статьи 103 НК РФ подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном данным Кодексом и иными федеральными законами.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 506, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, и является главным распорядителем средств федерального бюджета.
В силу пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи 1069 ГК РФ, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности тех государственных органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред (пункт 3 статьи 125 ГК РФ, статья 6, подпункт 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ).
В материалы дела представлены достаточные доказательства, позволяющие установить наличие совокупности условий для возложения на ответчика гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков.
Таким образом, заявленные обществом требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.07.2020 по делу N А56-12194/2020 отменить.
Признать недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Санкт-Петербургу:
- от 29.04.2019 N 7028 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) в банках, а также электронных денежных средств;
- от 29.04.2019 N 10846 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств;
- от 29.04.2019 N 10847 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств.
Взыскать с Российской Федерации в лице ФНС России в пользу общества с ограниченной ответственностью "Аптос Групп" 471 723 руб. 29 коп. убытков в виде упущенной выгоды.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Санкт-Петербургу в пользу общества с ограниченной ответственностью "Аптос Групп" проценты, начисленные на суммы денежных средств, в отношении которых действовали решения инспекции о приостановлении операций по счетам в размере 04 руб. 08 коп. на основании пункта 9.2 статьи 76 НК РФ (с 30.04.2019 по 16.06.2019: 7.75%; с 17.06.2019 по 18.07.2019: 7.5%).
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Санкт-Петербургу в пользу общества с ограниченной ответственностью "Аптос Групп" 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по заявлению и 1 500 руб. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Взыскать с ФНС России в пользу общества с ограниченной ответственностью "Аптос Групп" 12 435 руб. расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-12194/2020
Истец: ООО "АПТОС ГРУПП"
Ответчик: А56-10473/2020, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 11 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ, ФНС России