город Омск |
|
01 февраля 2021 г. |
Дело N А46-16802/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12688/2020) муниципального предприятия города Омска "Муниципальная недвижимость" на решение Арбитражного суда Омской области от 28.10.2020 по делу N А46-16802/2020 (судья Чулков Ю.П.), принятое по заявлению муниципального предприятия города Омска "Муниципальная недвижимость" (ИНН 5506018629, ОГРН 1075506002549, 644010, Омская область, г. Омск, ул. Ленина, 38) к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 4200000206, ОГРН 1034205004525, 650002, Кемеровская область - Кузбасс, г. Кемерово, ул. Институтская, 3) об отмене постановления от 14.09.2020 N А61-22-054/20/юл о назначении административного наказания,
при участии в судебном заседании представителей:
от муниципального предприятия города Омска "Муниципальная недвижимость" - Ермолаева Е.В. по доверенности от 20.10.2020 сроком действия 1 год;
в отсутствие представителя Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие города Омска "Муниципальная недвижимость" (далее - МП г. Омска "Муниципальная недвижимость", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением об отмене постановления Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Сибирское управление Ростехнадзора, административный орган, заинтересованное лицо) от 14.09.2020 N А61-22-054/20/юл о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.10.2020 по делу N А46-16802/2020 заявление удовлетворено частично. В удовлетворении требования предприятия об отмене постановления от 14.09.2020 N А61-22-054/20/юл отказано. При этом указанное постановление изменено в части размера штрафа путем уменьшения до 100 000 руб.
Возражая против принятого по делу решения, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что фактически оспариваемое постановление подтверждает вину МП г. Омска "Муниципальная недвижимость" в невыполнении процедуры снятия с учета технических устройств в виде крана автомобильного МКТ-25-1 и крана-манипулятора автомобильного 658600, ранее находившихся на балансе предприятия. Вместе с тем на момент принятия решения о привлечении к административной ответственности МП г. Омска "Муниципальная недвижимость" не являлось правообладателем указанных технических устройств. Кроме того, как следует из жалобы, с учетом установленных по делу обстоятельств, исчерпывающих мер, предпринятых МП г. Омска "Муниципальная недвижимость" с целью устранения выявленных нарушений, имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности лица, отсутствия каких-либо неблагоприятных последствий нарушения для третьих лиц наложение административного штрафа в рамках представляется заявителю чрезмерно суровым наказанием. Также податель апелляционной жалобы обращает внимание на то, что сведения об организации производственного контроля представляются ежегодно до 01 апреля эксплуатирующей организацией. Однако, в данном случае МП г. Омска "Муниципальная недвижимость" перестало быть эксплуатирующей организацией в связи с передачей объектов в сентябре 2019 года.
Письменный отзыв на жалобу в суд не поступил.
Сибирское управление Ростехнадзора, надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в судебное заседание, назначенное на 24.12.2020, не направило. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным приступить к рассмотрению апелляционной жалобы в отсутствие заинтересованного лица.
В заседании суда апелляционной инстанции, назначенном на 24.12.2020, представителем предприятия поддержаны доводы поданной жалобы.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 рассмотрение жалобы заявителя отложено на 26.01.2021.
Административный орган, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы по отложении разбирательства, своего представителя для участия в таковом не направил. Апелляционная жалоба предприятия рассмотрена в отсутствие заинтересованного лица. При этом по отложении разбирательства представителем МП г. Омска "Муниципальная недвижимость" в судебном заседании поддержаны доводы жалобы и сформулированные в ней требования.
Рассмотрев апелляционную жалобу, заслушав заявителя, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что 15.05.2020 в рамках контроля за исполнением МП г. Омска "Муниципальная недвижимость" обязанности по соблюдению требований промышленной безопасности в части организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности должностным лицом Сибирского управления Ростехнадзора установлено, что в срок до 01.04.2020 предприятием в административный орган не представлены сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за период с 01.01.2019 по 31.12.2019, представление которых предусмотрено частью 1 статьи 3, частью 2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ), на опасном производственном объекте "Участок транспортный" рег. N А61-06565-0001, дата рег. 15.03-2016, IV класс опасности, находящемся по адресу: г. Омск, ул. Ленина, д. 38, принадлежащем (находящемся в эксплуатации) МП г. Омска "Муниципальная недвижимость".
В связи с установлением данного обстоятельства в отношении предприятия уполномоченным должностным лицом 10.07.2020 составлен протокол N А61-22-054/20/юл об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ).
14.09.2020 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Сибирским управлением Ростехнадзора вынесено постановление N А61-22-054/20/юл, которым МП г. Омска "Муниципальная недвижимость" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в связи с чем предприятию назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Считая постановление незаконным, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Заявление удовлетворено судом первой инстанции частично, постановление административного органа изменено в части размера назначенного штрафа - таковой уменьшен до 100 000 руб.
Изложенное послужило основанием обращения МП г. Омска "Муниципальная недвижимость" в суд апелляционной инстанции с жалобой на состоявшийся по делу судебный акт.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции усматривает основания для его отмены.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона указанного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность опасных производственных объектов.
Субъектом правонарушения могут выступать как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий определяет Федеральный закон N 116-ФЗ. Требования данного закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Материалы дела свидетельствуют о том, что основанием возникновения охранительного правоотношения и привлечения предприятия к ответственности в настоящем случае послужил вывод административного о том, что МП г. Омска "Муниципальная недвижимость" как эксплуатантом опасного промышленного объекта "Участок транспортный", peг. N А61-06565-0001, дата peг. 15.03.2016 не представлены в установленный законом срок сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
В части 2 статьи 11 Федерального закона N 116-ФЗ указано, что сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года.
Аналогичные требования содержатся в пунктах 14, 14.1 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263 (далее - Правила N 263). Так, в соответствии с пунктом 14.1 Правил N 263 сведения об организации производственного контроля представляются эксплуатирующей организацией ежегодно до 1 апреля в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. В состав сведений об организации производственного контроля включается план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, а также сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год (пункт 15 Правил N 263).
В соответствии с приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения"" под эксплуатацией понимается стадия жизненного цикла подъемного сооружения, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество. Эксплуатация включает в себя в общем случае использование по назначению (работу), транспортирование, монтаж, хранение, техническое обслуживание и ремонт.
Требования к форме представления организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждены приказом Ростехнадзора от 23.01.2014 N 25 (далее - Требования N 25).
В соответствии с приложением к Требованиям N 25 сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности включают в числе прочего: план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, включающие наименование мероприятий, регистрационный номер опасного производственного объекта, срока исполнения, ответственного исполнителя, примечаний, дат выполнения и переноса, основания и причин переноса, отметок о выполнении мероприятия (пункт 1.1 общих сведений); сведения о выполнении плана проведения контрольно-профилактических проверок за отчетный период, включающих наименование структурного подразделения эксплуатирующей организации, выполняющего контрольно-профилактическую проверку, регистрационный номер опасного производственного объекта, дату проведения проверки и лицо ответственное за проведение контрольно-профилактической проверки работниками эксплуатирующей организации (пункт 1.3 общих сведений).
Предприятием не оспаривается факт непредставления указанных выше сведений в административный орган в установленный срок. Согласно доводам предприятия имущество МП г. Омска "Муниципальное имущество", составляющее спорный опасный производственный объект, было передано по акту приема-передачи от 23.09.2019 N 19 иным муниципальным предприятиям, однако не было снято с государственного учета в связи с инициированием процедуры ликвидации предприятия.
Регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов осуществляется на основании и в соответствии с Федеральным законом N 116-ФЗ, Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371. Заявителями для регистрации опасного производственного объекта являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов на праве собственности или ином законном основании.
Материалы дела свидетельствуют о том, что опасный производственный объект состоял на учете в соответствии с приведенными выше нормативными правовыми актами. При этом в состав объекта входят технические устройства в виде крана автомобильного МКТ-25-1 и крана-манипулятора автомобильного 658600.
Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 10.09.2019 N 1515 "О закреплении движимого имущества на праве хозяйственного ведения" прекращено право хозяйственного ведения МП г. Омска "Муниципальная недвижимость" на движимое имущество в виде крана-манипулятора автомобильного, 2015 года выпуска, государственный регистрационный знак ТЗЗООУ55. Пунктом 2 данного распоряжения предприятию поручено передать, а муниципальному предприятию города Омска "Парк культуры и отдыха имени 30-летия ВЛКСМ" (далее - МП г. Омска "ПКиО им. 30-летия ВЛКСМ") - принять по акту приема-передачи указанное имущество. Пунктом 3 распоряжения имущество закреплено за МП г. Омска "ПКиО им. 30-летия ВЛКСМ" на праве хозяйственного ведения. Пунктом 4 распоряжения на МП г. Омска "Муниципальная недвижимость" возлагалась обязанность осуществить необходимые действия по снятию имущества с государственного регистрационного учета, а на МП г. Омска "ПКиО им. 30-летия ВЛКСМ", возлагалась обязанность осуществить необходимые действия по постановке имущества на государственный учет.
Актом приема-передачи от 17.09.2019 N 18 данное имущество передано заявителем МП г. Омска "ПКиО им. 30-летия ВЛКСМ", однако с государственного учета снято не было.
Распоряжением департамента от 19.09.2019 N 1582 "О закреплении движимого имущества на праве оперативного управления" прекращено право хозяйственного ведения МП г. Омска "Муниципальная недвижимость" на движимое имущество в виде крана автомобильного МКТ-25-1, 2015 года выпуска, государственный регистрационный знак Т2970У55. Пунктом 2 данного распоряжения заявителю поручено передать, а бюджетному учреждению города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" (далее - БУ г. Омска "УДХБ") принять по акту приема-передачи указанное имущество. Пунктом 3 распоряжения имущество закреплено за БУ г. Омска "УДХБ" на праве оперативного управления. Пунктом 4 распоряжения на МП г. Омска "Муниципальная недвижимость" возложена обязанность осуществить необходимые действия по снятию имущества с государственного регистрационного учета, а на БУ г. Омска "УДХБ", возлагалась обязанность осуществить необходимые действия по постановке имущества на государственный учет.
Актом приема-передачи от 23.09.2019 N 19 указанное выше имущество передано заявителем БУ г. Омска "УДХБ".
На основании обращения БУ г. Омска "УДХБ" кран автомобильный МКТ-25-1 поставлен на учет в качестве опасного производственного объекта (письмо Сибирского управления Ростехнадзора от 24.01.2020).
14.07.2020 предприятием в адрес Ростехнадзора направлено заявление о проведении процедуры исключения опасного производственного объекта "Участок транспортный", N А61-06565-0001 из государственного реестра производственных объектов в связи с ликвидацией или выводом из эксплуатации, на основании пункта 85 Административного регламента Ростехнадзора предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 N 140.
В соответствии с представленными в дело уведомлениями Ростехнадзора от 24.07.2020 N 343-5285, от 24.07.2020 N 343-5286 опасный производственный объект "Участок транспортный" (регистрационный N А61-06565-0001) исключен из реестра 24.07.2020, соответствующие технические устройства из состава объекта сняты с учета.
Таким образом, в 2019 году МП г. Омска "Муниципальная недвижимость" утратило статус эксплуатанта спорного опасного производственного объекта, в связи с чем по смыслу Федерального закона N 116-ФЗ и Правил N 263 обязанность предприятия по представлению указанных выше сведений прекратилась ввиду изменения лица-эксплуатанта. Событие вмененного предприятию в вину административного правонарушения не находит подтверждения материалами дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
По смыслу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.
Помимо указанных выше иные нарушения требований в сфере промышленной безопасности при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления от 14.09.2020 N А61-22-054/20/юл административным органом не вменены в вину МП г. Омска "Муниципальная недвижимость". Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
С учетом изложенного постановление от 14.09.2020 N А61-22-054/20/юл подлежит отмене, требования заявителя - удовлетворению.
Решение суда первой инстанции по делу отменено, апелляционная жалоба предприятия удовлетворена.
Настоящая категория дел государственной пошлиной не облагается, в связи с чем судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы не распределяются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу муниципального предприятия города Омска "Муниципальная недвижимость" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Омской области от 28.10.2020 по делу N А46-16802/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявление муниципального предприятия города Омска "Муниципальная недвижимость" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление N А61-22-054/20/юл о назначении административного наказания от 14.09.2020, вынесенное государственным инспектором отдела по надзору за подъемными сооружениями Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о привлечении муниципального предприятия города Омска "Муниципальная недвижимость" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-16802/2020
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДА ОМСКА "МУНИЦИПАЛЬНАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ"
Ответчик: ОТДЕЛ ПО НАДЗОРУ ЗА ПОДЪЕМНЫМИ СООРУЖЕНИЯМИ УПРАВЛЕНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ НАДЗОРУ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА