г. Ессентуки |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 апреля 2021 г. N Ф08-2347/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
3 февраля 2021 г. |
Дело N А15-605/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2021 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А. и Белова Д.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мамаевым О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ассоциации пассажирских перевозчиков "Каспийавто" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 03.11.2020 по делу N А15-605/2020, в отсутствие надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан (далее -министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к ассоциации пассажирских перевозчиков "Каспийавто" (далее - ассоциация) о прекращении действия свидетельств об осуществлении регулярных перевозок от 25.01.2017 РД 000005 N 000392, маршрут Каспийск (Каменный карьер) - Махачкала (Анжи-базар), РД 000005 N 000393 маршрут Каспийск - Махачкала (Узбекгородок).
Решением суда от 03.11.2020 требования министерства удовлетворены.
В апелляционной жалобе ассоциация просила отменить решение от 03.11.2020 и отказать в удовлетворении требований. Заявитель ссылается на то, что допущенные нарушения обязанности предоставления отчетов не являются достаточным основанием для аннулирования свидетельств. У ассоциации отсутствуют другие нарушения, к административной ответственности она не привлекалась.
В отзыве министерство просило оставить решение в силе как законное и обоснованное.
Изучив материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта.
Судом установлено и из материалов дела следует, что министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан выдало ассоциации свидетельства для осуществления перевозок от 25.01.2017 серии РД 000005 N 000392 и РД 000005 N 000393 со сроком действия по 25.01.2022.
Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу выдало ассоциации лицензию от 13.05.2019 N АК-05-000151 на осуществление деятельности по перевозке пассажиров.
Непредставление ассоциацией отчетов об осуществлении регулярных перевозок в 2019 году послужило основанием для обращения министерства в суд.
Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
В части 1 статьи 37 Закона N 220-ФЗ закреплена обязанность юридического лица, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт либо которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, направлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления, заключившие данный государственный или муниципальный контракт либо выдавшие данное свидетельство, ежеквартальные отчеты об осуществлении регулярных перевозок.
Форма ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок и сроки направления этих отчетов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (часть 2 статьи 37 Закона N 220-ФЗ).
Приказом Минтранса России от 16.12.2015 N 367 "Об утверждении формы ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок и установлении срока направления этих отчетов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченный орган местного самоуправления" утверждена форма отчета и установлено, что отчет об осуществлении регулярных перевозок представляется ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Частью 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ установлено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при наступлении хотя бы одного из следующих обстоятельств: неоднократное в течение одного года непредставление в сроки, которые предусмотрены частью 2 статьи 37 данного Закона, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Суд первой инстанции, установив, что ассоциация в установленные сроки не исполнила обязанность по представлению министерству ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок, пришел к выводу, что данные обстоятельства являются основанием для прекращения свидетельств об осуществлении перевозок.
Вместе с тем с уд не учел следующее.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.05.1998 N 14-П, определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.02.2002 N 16-О, свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности может быть ограничена федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства; при этом применяемые ограничительные меры должны соответствовать характеру совершенного правонарушения, размеру причиненного вреда, степени вины правонарушителя и не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров по маршруту регулярных перевозок означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценить обстоятельства, являющиеся основанием для прекращения свидетельства с учетом соответствующих доказательств, подтверждающих наличие таких оснований, степени опасности, характера нарушения, его последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.
В данном случае, суд первой инстанции не оценил соотношение тяжести вменяемого ответчику нарушения и размера запрашиваемой заявителем меры ответственности.
Из обстоятельств дела не следует, что в рассматриваемый период в отношении ассоциации осуществлялись какие-либо проверочные мероприятия, имели место нарушения ассоциацией перевозочного процесса, принимались меры административной или иной ответственности.
Доказательств иного контролирующий орган не представил.
Допущенные ассоциацией нарушения не являются существенными, указанные нарушения устранены, соответствующие ежеквартальные отчеты за 2020 год представлены в материалы дела.
Прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок, влекущее прекращение правоотношений сторон, является крайней мерой, применяемой к недобросовестному контрагенту в случае, когда все другие средства воздействия исчерпаны, а сохранение отношений становится нецелесообразным и невыгодным для другой стороны.
Допущенные ответчиком нарушения являются устранимыми и не свидетельствуют о грубом нарушении требований действующего законодательства, для пресечения которого необходимо принятие такой меры, как прекращение действия свидетельства.
Министерство не обосновало наличие каких-либо негативных последствий от данного нарушения.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения требований министерства отсутствуют.
Апелляционным судом приняты во внимание результаты рассмотрения судом кассационной инстанции дела N А15-923/2016 со схожими обстоятельствами (постановление от 02.07.2020).
С учетом изложенного решение суда от 03.11.2020 подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 03.11.2020 по делу N А15-605/2020 отменить, в удовлетворении требований министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан отказать.
Взыскать с министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан (ИНН 0572007878, ОГРН 1140572001525) в пользу ассоциации пассажирских перевозчиков "Каспийавто" (г. Каспийск, ИНН 0545023373, ОГРН 1100500000402) 3 000 руб. расходов по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Возвратить ассоциации пассажирских перевозчиков "Каспийавто" (г. Каспийск, ИНН 0545023373, ОГРН 1100500000402) из федерального бюджета 3000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины (чек-ордер от 30.11.2020).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-605/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Ответчик: АССОЦИАЦИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ "КАСПИЙАВТО"