г. Ессентуки |
|
3 февраля 2021 г. |
Дело N А63-3323/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.01.2021.
Полный текст постановления изготовлен 03.02.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Белова Д.А., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Пучиновой Т.В., при участии в судебном заседании от истца - Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (г. Ростов-на-Дону ОГРН 1026103739892) - Мещерякова О.В. (по доверенности от 11.01.2021 N 27), от ответчика - закрытого акционерного общества "Аграрное производственное предприятие" (с. Николо-Александровское ОГРН 110235002370) - Сагателян Н.В. (по доверенности от 15.03.2019), от третьего лица - Министерства обороны Российской Федерации - Четвертогов С.В. (по доверенности от 17.11.2020); в отсутствие третьего лица - департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.11.2020 по делу N А63-3323/2020,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - истец, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края к закрытому акционерному обществу "Аграрное производственное предприятие" (далее-заинтересованное лицо, общество, ЗАО "Аграрное производственное предприятие") о взыскании неосновательного обогащения в размере 215 961,7 рубля за использование части земельного участка с кадастровым номером 26:14:070302:81 за период с 01.09.2018 по 30.06.2019.
Решением 13.11.2020 исковое заявление удовлетворено частично, с ответчика в пользу истца взыскано 32 394,25 рублей неосновательного обогащения за фактическое пользование земельным участком за период с 01.09.202018 по 30.06.2019. В удовлетворении остальной части иска отказано. Суд указал, что поскольку земельный участок с кадастровым номером 26:14:070302:81 был образован из земельного участка с кадастровым номером 26:14:000000:78, который ранее был предоставлен ОАО "Николо-Александровское" на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, размер неосновательного обогащения подлежит исчислению исходя из 0,3 % от кадастровой стоимости.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального и материального права. По мнению истца судом не принято во внимание, что земельный участок с кадастровым номером 26:14:070302:81, общей площадью 25 839 041 кв.м, расположенный по адресу: Ставропольский край, Левокумский район, установлено относительно ориентира, расположенного в границах плана ГУСП Николо-Александровское, выделен для нужд Министерства обороны Российской Федерации под размещение полигона войсковой части 74814, находится в собственности Российской Федерации, о чем в ЕГРН 25.08.2006 года сделана запись регистрации права N 26-26-12/038/2006-584. Данный земельный участок на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 11.04.2016 N 464 предоставлен учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования. В результате проверки, проведенной 21.06.2019 отделом (порядка использования недвижимого имущества) учреждения, было установлено, что часть земельного участка с кадастровым номером 26:14:070302:81 незаконно используется ЗАО "Аграрное производственное предприятие". Решением Левокумского районного суда Ставропольского края от 06.08.2019 по делу N 2-295/2019 по иску прокурора Левокумского района Ставропольского края установлено, что ЗАО "Аграрное производственное предприятие" незаконно использовалась часть земельного участка с кадастровым номером 26:14:070302:81 площадью 1 730 000 кв.м, для выращивания озимой пшеницы. Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 10.12.2019 по делу NА63-16329/2019 изменено постановления от 25.06.2019 N 14 и N 15 Управления Росреестра по Ставропольскому краю о привлечении ЗАО "Аграрное производственное предприятие" и директора ЗАО "Аграрное производственное предприятие" Ступака Ю.В. к административной ответственности, снижен размер штрафа за самовольное занятие части земельного участка с кадастровым номером 26:14:070302:81, площадью 1 730 000 кв.м. В учреждение 04.09.2019 поступило сообщение о том, что земельный участок, занятый под посевами озимой пшеницы, по состоянию на 01.07.2019 полностью освобожден. Истец полагает, что поскольку общество использовало часть земельного участка без законных оснований, за период с 01.09.2018 по 30.06.2019 с общества подлежит взысканию неосновательное обогащение в размере 215 961,07 рублей. Стоимость неосновательного обогащения, заявленная истцом, исчислена в размере ставки арендной платы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
В отзыве общество возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 26:14:070302:81, общей площадью 25 839 041 кв.м, расположенный по адресу: Ставропольский край, Левокумский район, установлено относительно ориентира, расположенного в границах плана ГУСП Николо-Александровское, образованный из земельного участка с кадастровым номером 26:14:000000:0078, находится в собственности Российской Федерации, о чем в ЕГРН 25.08.2006 сделана запись регистрации права N 26-26-12/038/2006-584.
В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 11.04.2016 N 464 "О предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России" земельный участок с кадастровым номером 26:14:070302:81 был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России".
Право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано за истцом, о чем в ЕГРН 12.08.2016 внесена запись регистрации N 26-26/019-26/001/302/2016-1448/2.
В результате плановой выездной проверки, проведенной 21.06.2019 отделом (порядка использования недвижимого имущества) ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России, при участии старшего помощника военного прокурора Буденновского гарнизона, майора юстиции Пшеунова А.М., врио заместителя командира войсковой части N 74814, подполковника Зирко А.А., установлено, что часть земельного участка с кадастровым номером 26:14:070302:81, площадью 1 730 000 кв.м, незаконно используется ЗАО "Аграрное производственное предприятие".
Факт незаконного использования части земельного участка площадью 1 730 000 кв.м земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:14:070302:81 в период с 01.09.2018 по 30.06.2019, подтверждается решением Левокумского районного суда Ставропольского края от 06.08.2019 по делу N 2-295/2019, решением Арбитражного суда Ставропольского края от 10.12.2019 по делу N А63-16329/2019, а также не отрицается ЗАО "Аграрное производственное предприятие".
В целях досудебного урегулирования 02.08.2019 истцом в адрес общества была направлена досудебная претензия N 141/3/9-9422 от 31.07.2019.
Ссылаясь на то, что в период с 01.09.2018 по 30.06.2019 общество осуществляло фактическое пользование спорным земельным участком (что повлекло неосновательное обогащение), ввиду неурегулирования спора в досудебном порядке путем направления претензии, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является платность использования земли.
Как указано в статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2010 N 241/10, от 15.11.2011 N 8251/11 и от 17.12.2013 N 12790/13 сформулирована правовая позиция о том, что основанием для взыскания с фактических пользователей земельных участков неосновательно сбереженных ими денежных средств являются статья 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации и статья 65 Земельного кодекса Российской Федерации.
Правила о неосновательном обогащении применяются независимо от того, явилось ли оно результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Согласно статье 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 12505/11).
В силу указанных правовых норм истец должен представить доказательства того, что ответчик без установленных законом оснований пользовался земельным участком в спорный период.
Материалами дела подтверждается факт использования спорного земельного участка в период с 01.09.2018 по 30.06.2019 в отсутствии между сторонами каких-либо договорных правоотношений, отсутствия иных оснований для пользования, земельный участок использовался обществом без внесения платы.
Земельный участок с кадастровым номером 26:14:070302:81 относится к государственной (федеральной) собственности - Российской Федерации, отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- для сельскохозяйственного производства, что подтверждается представленной истцом выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Поскольку спорный участок относится к государственной собственности, плата за его использование носит регулируемый характер (пункт 1 статьи 424 ГК РФ, пункты 1, 3 статьи 39.7 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
По смыслу пункта 1 статьи 424 ГК РФ, если цена на определенные товары (работы, услуги) устанавливается уполномоченными государственными органами, стороны не вправе применять в договорных отношениях иные цены.
Поэтому стороны обязаны руководствоваться устанавливаемым размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности, и не вправе применять другую арендную плату. Независимо от механизма изменения арендной платы, предусмотренного договором, новый размер платы подлежит применению сторонами с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Независимо от механизма изменения арендной платы, предусмотренного договором, новый размер платы подлежит применению сторонами с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта (данное толкование содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09).
На основании пункта 1 статьи 424 ГК РФ, пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса (в редакции до 01.03.2015) и статьи 39.7 Земельного кодекса (в действующей редакции) плата за пользование муниципальным (арендуемым обществом) земельным участком, относится к категории регулируемых цен.
В пунктах 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 разъяснено, что к договору аренды, заключенному после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее 6 компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Правоотношения, возникающие при переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, урегулированы пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ). В соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 342-ФЗ) в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте. Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка (абзац четвертый пункта 2 статьи 3 закона N 137-ФЗ).
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 за 2015 год (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015) разъяснено, что поскольку содержащиеся в Законе о введении в действие Земельного кодекса ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.
В соответствии с соглашением администраций Ставропольского края и Левокумского района с командующим ВВС по тылу от 06.07.1992 в ведомство Министерства обороны передан совхоз "Николо-Александровский".
Приказом начальника тыла Вооруженных сил РФ от 20.08.1992 N 119 на базе указанного предприятия организован военный совхоз "Николо-Александровский" Военновоздушных сил. 28 августа 1992 года совхоз "Николо-Александровский" передан в ведение Военновоздушных сил Министерства обороны РФ, о чем составлен акт приема-передачи, согласно которого за совхозом закрепили 11 947 га земель, в том числе 10 371 га пашни и пастбищ - 1229 га, а также были переданы здания и сооружения общей стоимостью 6 950 тыс. руб.
Постановлением главы администрации Левокумского района от 18.02.1993 N 83 зарегистрировано Положение о военном совхозе "Николо-Александровский" тыла Военновоздушных сил Российской Федерации. 28 марта 1994 года на основании постановления главы администрации Левокумского района Ставропольского края от 20.10.1992 N 462 комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Военному совхозу тыла ВВС "Николо-Александровский" выдано свидетельство N 669 о праве постоянного бессрочного пользования на земли общей площадью 11542 га, из них: пашни - 10 116 га, пастбищ- 735 га.
Решением общего собрания трудового коллектива от 24.06.1994 утвержден Устав с переименованием военного совхоза тыла Военно-воздушных сил "Николо-Александровский" в сельскохозяйственное унитарное предприятие "Николо-Александровское" Военно-воздушных сил Министерства обороны РФ.
Постановлением главы администрации Левокумского района Ставропольского края от 16.02.1995 N 76 зарегистрирован Устав сельскохозяйственного унитарного предприятия "Николо-Александровское" Военно-воздушных сил Министерства обороны РФ.
В соответствии с данным Уставом сельскохозяйственное унитарное предприятие "Николо-Александровское" военно-воздушных сил министерства обороны РФ учреждено в соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" на основании приказа начальника тыла ВС РФ от 20 августа 1992 N 119.
Ссельскохозяйственное унитарное предприятие "НиколоАлександровское" Военно-воздушных сил Министерства обороны Российской Федерации 21.03.2000 реорганизовано в государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Николо-Александровское" Военно-воздушных сил Министерства обороны РФ.
Постановлением главы администрации Левокумского района Ставропольского края от 21.03.2000 N 109 зарегистрирован Устав государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Николо-Александровское" Военно-воздушных сил Министерства обороны РФ, созданного в результате реорганизации сельскохозяйственного унитарного предприятия "Николо-Александровское" ВВС.
В соответствии с пунктом 1.1 Устава, государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Николо-Александровское" Военно-воздушных сил Министерства обороны РФ являлось правопреемником совхоза "Николо-Александровский".
Согласно свидетельству о государственной регистрации предприятия от 22.03.2000 государственному унитарному сельскохозяйственному предприятию "НиколоАлександровское" ВВС МО РФ присвоен регистрационный номер 568. Постановлением главы администрации Николо-Александровского сельсовета Левокумского района Ставропольского края от 10.08.2005 N 22/а в связи с отчуждением на основании решений Левокумского районного суда и мирового судьи судебного участка N 1 3332 га пашни в коллективно-долевую собственность работникам и пенсионерам хозяйства ГУСП "Николо-Александровское" ВВС МО РФ предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования земельный участков площадью 72361763 кв.м.
01 сентября 2005 года произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 26:14:000000:78 площадью 72361763 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права серии 26АА N 095729, запись N 26-26-14/002/2005-628).
29 декабря 2005 года ТУ Росимущества издано распоряжение N 764 "Об условиях приватизации государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "НиколоАлександровское" Военно-воздушных сил Министерства обороны РФ.
Согласно данного распоряжения ГУСП "Николо-Александровское" ВВС МО РФ преобразовано в открытое акционерное общество "Николо-Александровское". Утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса.
15 января 2006 года ГУСП "Николо-Александровское" ВВС МО РФ обратилось в ТУ Росимущества с заявлением исх. N 14 о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды земельного участка площадью 7 236,18 га и заключении договора аренды сроком на 10 лет.
Распоряжением ТУ Росимущества от 30.01.2006 N 24 государственному унитарному сельскохозяйственному предприятию "Николо-Александровское" Военно-воздушных сил Министерства обороны РФ в аренду сроком на 10 лет предоставлен земельный участок с кадастровым номером 26:14:000000:78, общей площадью 72361763 кв.м, предоставленный указанному предприятию на праве постоянного (бессрочного) пользования).
Во исполнение указанного распоряжения ТУ Росимущества с ГУСП "НиколоАлександровское" ВВС МО РФ заключен договор N 122 от 30.01.2006 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:14:000000:0078, для сельскохозяйственного производства, на срок по 14.01.2016. Договор был зарегистрирован в ЕГРП 19.04.2006 за номером 26-26-14/001/2006-305.
Как видно из сведений Единого государственного реестра юридических лиц, 16 февраля 2006 года зарегистрировано создание открытого акционерного общества "Николо-Александровское" путем реорганизации в форме преобразования ГУСП "НиколоАлександровское" ВВС МО РФ.
06 июня 2006 года в связи с преобразованием ГУСП "Николо-Александровское" ВВС МО РФ в ОАО "Николо-Александровское" дополнительным соглашением к договору аренды от 30.01.2006 N 122 в преамбулу договора внесены изменения в части наименования арендатора, в качестве которого указано ОАО "Николо-Александровский" как правопреемник предприятия. Соглашение зарегистрировано 22.08.2006 за номером 26-26- 14/006/2006-014.
Распоряжением ТУ Росимущества от 14.06.2006 N 332 земельный участок с кадастровым номером 26:14:0:0078 площадью 72361763 кв.м разделен на два земельных участка: площадью 2583,6313 га и 4652,545 га с целью выведения земельного участка, используемого под полигон.
Согласно распоряжению от 25.07.2006 N 462 "Об уточнении площади земельных участков, предоставленных ОАО "Николо-Александровское"" общая площадь земельных 5 участков, предоставленных ОАО "Николо-Александровское" составила 7236,1763 га, в том числе: земельный участок с кадастровым номером 26:14:070302:81 площадью 2583,9041 га; земельный участок с кадастровым номером 26:14:000000:1135 общей площадью 4652,2722 га.
Между ТУ Росимущества и ОАО "Николо-Александровское" 23.08.2006 заключено соглашение о расторжении договора аренды земельного участка от 30.01.2006 N 122, зарегистрированное 25.08.2006 за N 26-26-14/006/2006-035.
Распоряжением ТУ Росимущества от 25.08.2006 N 552 земельный участок с кадастровым номером 26:14:0:1135, площадью 46 522 722 кв.м, предоставлен ОАО "НиколоАлександровское" на праве аренды сроком на 49 лет.
На основании данного распоряжения ТУ Росимущества с ОАО "НиколоАлександровское" заключен договор от 25.08.2006 N 160 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:14:0:1135 для сельскохозяйственного производства на срок по 24.08.2055. Данный договор зарегистрирован в ЕГРП 07.09.2006 за N 26-26-14/006/2006-101.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.10.2009 N 1129-О-О Конституционного Суда Российской Федерации, недопустимо такое ограничительное толкования положений Закона N 137-ФЗ, которое приводило бы к нарушению закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства, и к неравному подходу по отношению к субъектам права, находящимся в равном положении, в рассматриваемом случае, к арендаторам одного земельного участка, право постоянного (бессрочного) пользования на который переоформлено. Буквальное содержание абзаца третьего пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ свидетельствует о распространении его положений на определенные земельные участки (право постоянного (бессрочного) пользования на которые переоформлено на право аренды), а не на конкретных лиц.
При таком положении учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 26:14:070302:81 был образован из земельного участка с кадастровым номером 26:14:000000:78, право постоянного (бессрочного) пользования на который было переоформлено в аренду, суд приходит к выводу, что при расчете неосновательного обогащения за пользование спорным земельным участком подлежит применению базовый размер арендной платы в размере 0,3 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:14:070302:81 общей площадью 25 839 041 кв.м, составляет 193 534 417,09 рублей.
Кадастровая стоимость используемой части земельного участка с кадастровым номером 26:14:070302:81, площадью 1 730 000 кв.м составляет 12 957 700 рублей: (193 534 417,09 / 25 839 041) * 1730000.
Учитывая указанный базовый размер арендной платы, площадь используемого ответчиком земельного участка ( 1 730 000 кв.м), суд пришел к верному выводу, что размер неосновательного обогащения, подлежащий начислению и оплате обществом за период с 01.09.2018 по 30.06.2019, составляет 32 394,25 рублей.
Названный расчет произведен судом следующим образом: (12 957 700 (кадастровая стоимость используемой части земельного участка с кадастровым номером 26:14:070302:81) * 0,3 % (базовый размер) / 12 (количество месяцев в году) * 10 (количество месяцев в спорном периоде).
Таким образом, ответчик правомерно в своем контррасчете использовал 0,3% кадастровой стоимости за пользование земельным участком, ставка 2% от кадастровой стоимости для расчета задолженности применена истцом необоснованно.
Таким образом, с учетом перерасчета неосновательного обогащения в пользу истца подлежит взысканию сумма задолженности за период с 01.09.2018 по 30.06.2019, в размере 32 394,25 рублей. В остальной части требование о взыскании неосновательного обогащения взысканию не подлежит.
Довод апелляционной жалобы о том, что стоимость неосновательного обогащения должна производиться по подпункту "д" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 (2% от кадастровой стоимости), а положения абзаца 3 пункта 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (не более 0,3 % от кадастровой стоимости) неприменимы, является необоснованным ввиду следующего.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело 5 или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Поскольку земельный участок находится в публичной собственности, для расчета размера неосновательного обогащения применяются нормативно утвержденные ставки арендной платы (статья 424 ГК РФ, статья 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом путем взыскания по ставкам арендной платы неосновательного обогащения за пользование спорными земельными участками, публично-правовое образование восстанавливает свои нарушенные интересы в той мере, как если бы земельные участки были предоставлены обществу в аренду, что согласуется с принципом платности землепользования.
Таким образом, стоимость неосновательного обогащения подлежит исчислению из той ставки, которая была бы применена в случае предоставления земельного участка обществу в аренду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Правоотношения, возникающие при переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, урегулированы пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
В соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 342-ФЗ) в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах: трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, поскольку земельный участок с кадастровым номером 26:14:070302:81 был образован из земельного участка с кадастровым номером 26:14:000000:78, предоставленного ОАО "Николо-Александровское" на праве постоянного (бессрочного) пользования, при расчете неосновательного обогащения следует руководствоваться положениями абзаца третьего пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, предусматривающего порядок определения размера арендной платы в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды, а именно 0,3 процента кадастровой стоимости земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Необходимость исчисления арендной платы в размере 0,3% от кадастровой СТОИМОСТИ земельного участка, в отношении второго участка с кадастровым номером 26:14:000000:1135, который также был образован из земельного участка с кадастровым номером 26:14:000000:78 и в настоящее время находится в аренде у ЗАО "ЛПП", установлена решениями Арбитражного суда Ставропольского края от 09.10.2018 г. по делу N А63-11895/201, от 17.12.2018 г. по делу N А63-8345/2018, от 26.02.2018 г. по делу NА63-16445/2017.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела с учетом вступивших в законную силу судебных актов.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.11.2020 по делу N А63-3323/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-3323/2020
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ЗАО "АГРАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ"
Третье лицо: Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ