г. Москва |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 6 мая 2021 г. N Ф05-6257/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
04 февраля 2021 г. |
Дело N А40-198753/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Компания "КОМЕКС"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.12.2020 г. по делу N А40-198753/18
по заявлению ООО "Компания "КОМЕКС"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по г. Москве
третье лицо: Правительство Москвы
о признании недействительным Решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Комарова Е.В. по доверенности от 03.02.2021; |
от третьего лица: |
Манкевич Е.В. по доверенности от 11.09.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "КОМЕКС" (далее - Заявитель, ООО "Компания "КОМЕКС", Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по г. Москве (далее - Заинтересованное лицо, ИФНС N 26 по г. Москве, Инспекции, налоговый орган) о признании незаконным Решения ИФНС N 26 по г. Москве недействительным Решения N 10-15/38422 от 19.02.2018 г. в части 1 368 195, 84 руб., штрафа в размере 273 639,17 руб.
К участию в деле в качестве Третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.12.2020 г. в удовлетворении заявления ООО "Компания "КОМЕКС" отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Компания "КОМЕКС" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Представители ИФНС, Правительства Москвы возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах на апелляционную жалобу; считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направил, заявлений и ходатайств суду не представил.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей Заинтересованного лица, Третьего лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что Обществом в Инспекцию 26.02.2017 г. представлена уточненная налоговая декларация по налогу на имущество организаций за период 12 месяцев 2016 года. Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной налоговой декларации, по результатам которой составлен акт налоговой проверки от 09.06.2017 г. N 10-06/31512.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налогов проверки налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2016 год в порядке статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 19.02.2018 г. N 10-15/38422, согласно которому cумма доначисленного налога составила 2 452 057 руб. и Общество привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 490 411,40 руб.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Заявитель в рамках соблюдения досудебного порядка урегулирования спора обратился 20.06.2018 г. в вышестоящий налоговый орган - Управление ФНС России по г. Москве, решением которого от 03.08.2018 г. N 21-19/169021@ оспариваемое решение оставлено без изменения.
Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявления, обоснованно руководствовался следующим.
Согласно решению Инспекцией установлено, что за проверяемый период Обществом занижен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимого имущества (помещения) с кадастровым номером 77:05:0006006:1019 расположенного по адресу: город Москва, ул. Днепропетровская, д. 4Б.
Пунктом 1 статьи 372 НК РФ установлено, что налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В силу пункта 2 статьи 378.2 Кодекса закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
После принятия закона, указанного в настоящем пункте, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается (абзац 2 пункта 2 статьи 378.2 НК РФ).
На основании положений статьи 378.2 НК РФ и особенностей определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, установленных Законом города Москвы от 05.11.2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций", Постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 г. N 770-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции Постановления Правительства Москвы от 26.11.2015 г. N786-ПП) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2016 год, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Здание с кадастровым номером 77:05:0006006:1019, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Днепропетровская, д. 4Б, включено в перечень объектов на 2016 год.
Постановлением Правительства г. Москвы от 21.11.2014 г. N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" (далее - Постановление N 688-ПП) в рамках государственной кадастровой оценки утверждена кадастровая стоимость объектов капитального строительства на 01.01.2014 г., в том числе спорного объекта здания с кадастровым номером Здание с кадастровым номером 77:05:0006006:1019, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Днепропетровская, д. 4Б в размере 105 175 966,46 руб., которая применяется к отношениям, возникшим в 2016 году.
Заявителем исчислен налог на имущество организаций за 2016 год исходя из вышеуказанной стоимости объекта.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 09.08.2016 г. N 51-3924/2016 (далее - решение Комиссии), принятым по результатам рассмотрения заявления представителя Департамента городского имущества города Москвы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе, здания с кадастровым номером 77:05:0006006:1019, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Днепропетровская, д. 4Б, поданного на основании недостоверности сведений об указанных объектах недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, результат определения кадастровой стоимости вышеуказанного здания признаны недостоверными.
На основании решения Комиссии в государственный кадастр недвижимости 15.12.2016 г. внесены сведения о кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:05:0006006:1019 в размере 293 795 756,35 руб.
Кроме того, Постановлением Правительства Москвы от 26.12.2016 г. N 937-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 21.11.2014 г. N 688-ПП" (далее - постановление Правительства Москвы N 937-ПП) изменена редакция Постановления N 688-ПП, в частности, в отношении здания с кадастровым номером 77:05:0006006:1019 кадастровая стоимость указана в размере 293 795 756,35 руб.
Инспекция при вынесении оспариваемого решения руководствовалась положениями главы 30 НК РФ "Налог на имущество организаций", а также сведениями, полученными в порядке статьи 85 НК РФ, письмами Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 31.01.2018 г. N 2031/18.
В соответствии с пунктом 13 статьи 378.2 НК РФ организация в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по месту нахождения каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и кадастровой стоимости (одной четвертой кадастровой стоимости) этого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 380 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона г. Москвы от 05.11.2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая ставка на 2016 установлена в размере 1,3% в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости.
Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.
В соответствии с положениям пункта 15 статьи 378.2 НК РФ (в редакции, действующей в соответствующий период) изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено данном пунктом.
Изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В ходе рассмотрения дела, уже после вынесения Инспекцией решения по итогам камеральной налоговой проверки Решением Московского городского суда от 21.02.2018 г. по делу N 3А-1896/2018 по заявлению Общества об установлении по состоянию на 01.01.201г. кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:05:0006006:1019, равной рыночной, кадастровая стоимость спорного объекта по состоянию на 01.01.2016 г. года установлена в размере его рыночной стоимости, равной 210 421 800,00 руб. на период с 01.01.2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной кадастровой оценки.
Решением Московского городского суда от 31.10.2018 г., оставленным без изменения Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2019 г. N 5-АПА19-12, пункт 3 постановления Правительства Москвы N 937-ПП. устанавливающий, что измененные этим постановлением результаты определения кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01.01.2016 г., признан недействующим со дня его принятия.
В Определении от 19.07.2019 г. N 305-КГ18-177303 по делу N А40-232515/2017 по заявлению ООО "Юмакс" к Инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по городу Москве Верховный Суд Российской Федерации указал, что в налоговом периоде 2016 года сложилась ситуация, при которой кадастровая стоимость объекта недвижимости, принадлежащего обществу, признана недостоверной (вследствие использования недостоверных сведений об объекте недвижимости при ее определении) в установленном порядке и законность соответствующего решения комиссии подтверждена решением суда, но в силу вступившего в законную силу решения Московского городского суда от 31.10.2018 г. и апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2019 г. N 5-АПА19-12, правовой акт Правительства Москвы об утверждении пересмотренной кадастровой стоимости, определенной с использованием достоверных сведений об объекте недвижимости, не может применяться непосредственным образом к спорному налоговому периоду.
Верховный Суд Российской Федерации указал, что налогоплательщик, не согласный с применением при определении его налоговой обязанности за 2016 год достоверных результатов государственной кадастровой оценки, полученных с использованием так называемого "массового" метода, не лишен права опровергнуть представленный налоговым органом расчет налога, обосновывая необходимость исчисления налога, исходя из рыночной стоимости объекта недвижимости.
По мнению Верховного Суда Российской Федерации, в целях обеспечения баланса частных и публичных интересов, надлежащей защиты прав налогоплательщика арбитражный суд, рассматривающий спор о доначислении налога на имущество за 2016 год, на основании части 2 статьи 64, статьи 82, части 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при поступлении соответствующего ходатайства также вправе истребовать доказательства, подтверждающие размер рыночной стоимости объекта налогообложения, назначить экспертизу по вопросу определения его рыночной стоимости по состоянию на соответствующую дату.
Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 12.03.2020 г. по делу N А40-49977/2018 по заявлению ЗАО "Маура" к ИФНС России N 10 по г. Москве указал, что судом апелляционной инстанции обоснованно принята установленная Московским городским судом кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2016 г. как основание для исчисления налога.
Арбитражный суд Московского округа, отказывая в удовлетворении требований ЗАО "Бизнес-Центр Замоскворечье" по делу N А40-62362/2018 в Постановлении от 06.02.2020 г., пришел к выводу о допустимости исчисления налога на имущество организаций за 2016 год на основании величины кадастровой стоимости, установленной решением Мосгорсуда, вынесенного после окончания налогового периода 2016 года.
Таким образом, с учетом установленной решением Московского городского суда от 21.02.2018 г. по делу N 3А-1896/2018 кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером 77:05:0006006:1019 по состоянию на 01.01.2016 г. в размере рыночной (210 421 800,00 руб.) сумма исчисленного налога за 2016 год должна составлять 2 735 483,4 руб. С учетом самостоятельно начисленного налога в размере 1 367 287,56 руб. сумма заниженного налога составляет - 1 368 195,84 руб.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 НК РФ вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.
УФНС России по г. Москве, руководствуясь пунктом 3 статьи 31 НК РФ, а также сложившейся арбитражной практикой в Московском регионе по данной категории споров, решением от 10.06.2020 г. N 24-23/4/093608@ отменило оспариваемое решение от 19.02.2018 г. N 10-15/38422 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления суммы налога на имущество организаций за 2016 год в размере 1 083 862 руб., а также соответствующей суммы штрафа в размере 216 772,40 руб.
В ходе судебного заседания представитель Инспекции пояснял, что в настоящий момент проведены мероприятия по сторнированию ранее начисленных сумм и отражению данной операции в КРСБ налогоплательщика.
Суд первой инстанции правильно указал, что с учетом указанного, а также принимая во внимание, что с учетом решения УФНС России по г. Москве от 10.06.2020 г. N 24-23/4/093608@, которым решение Инспекции приведены в соответствие с решениями от 21.02.2018 г. по делу N 3А-1896/2018, Заявитель в ходе рассмотрения дела в суде не доказал факт нарушенного права оспариваемым решением налогового органа, что исключает основания для удовлетворения требования Общества.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления ООО "Компания "КОМЕКС".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09.12.2020 по делу N А40-198753/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-198753/2018
Истец: ООО "КОМПАНИЯ "КОМЕКС"
Ответчик: ИФНС N26 по г. Москве
Третье лицо: Правительство Москвы, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ