г. Хабаровск |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 июня 2021 г. N Ф03-2647/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
09 февраля 2021 г. |
А73-11644/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А.
при участии в заседании:
от Федерального казенного учреждения "Дальневосточное окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел России": Додонова П.В. по доверенности от 01.09.2020 N 37(представлен диплом о высшем юридическом образовании); Дмитриева Е.П. по доверенности от 01.09.2020 N 36 (представлен диплом о высшем юридическом образовании);
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Новоселов В.И., представитель по доверенности от 04.09.2020 N 7/10420 (представлена копия диплома о высшем юридическом образовании);
от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Аврора-ДВ": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
на решение от 20.11.2020
по делу N А73-11644/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Федерального казенного учреждения "Дальневосточное окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел России"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
о признании незаконным решения
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Аврора-ДВ"
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Дальневосточное окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - ФКУ "ДВОУМТС МВД России", заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 11.06.2020 N 7-1/238 в части признания заказчика - ФКУ "ДВОУМТС МВД России" нарушившим пункт 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе при проведении закупки N0322100001920000135.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено общество с ограниченной ответственностью "Аврора-ДВ" (далее - ООО "Аврора-ДВ", Общество, третье лицо).
Решением от 20.11.2020 суд заявленные учреждением требования удовлетворил.
Не согласившись с решением суда, Хабаровское УФАС России заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал доводы апелляционной жалобы.
ФКУ "ДВОУМТС МВД России" в представленном отзыве, представители в судебном заседании, отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо, извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не направило.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что 30.04.2020 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0322100001920000135 о проведении электронного аукциона на поставку передвижных электростанций мощностью 60 кВт, код ОКПД 27.11.31.000; размещена документация об аукционе в электронной форме.
Заказчик - Федеральное казенное учреждение "Дальневосточное окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации".
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 000 000,00 руб.
Источник финансирования - федеральный бюджет. В рамках государственного оборонного заказа 2020.
В аукционной документации заказчиком установлен запрет в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 25.05.2020 на участие в электронном аукционе подано 11 заявок.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 29.05.2020 единая комиссия рассмотрела вторые части заявок 6 участников аукциона на соответствие требованиям, установленным аукционной документацией и приняла решение признать заявку ООО "Аврора-ДВ" несоответствующей требованиям аукционной документации и Закону о контрактной системе на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе: непредставление документов и информации, которые предусмотрены пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе и установлены в подпункте 6 пункта 4.1.2. документации и в пункте 19 информационной карты электронного аукциона: отсутствуют документы или копии этих документов, подтверждающие соответствие предлагаемого участником электронного аукциона товара условиям, запретам и ограничениям согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Не согласившись с действиями ФКУ "ДВОУМТС МВД России" при проведении электронного аукциона ООО "Аврора-ДВ" обратилось с жалобой в Хабаровское УФАС России.
11.06.2020 комиссия Хабаровского УФАС России приняла решение N 7-1/238 о признании жалобы ООО "Аврора-ДВ" на действия заказчика - ФКУ "ДВОУМТС МВД России" необоснованной. При этом заказчик - ФКУ "ДВОУМТС МВД России" признан нарушившим пункт 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе. Принято решение предписание не выдавать; передать материалы дела N 027/06/69-698/2020 уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица заказчика.
Не согласившись с решением Хабаровского УФАС России в части признания заказчика - ФКУ "ДВОУМТС МВД России" нарушившим пункт 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе при проведении закупки N 0322100001920000135, учреждение обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии указанных условий. При этом обоснованно суд исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Как установлено судом, оспариваемым решением комиссия Хабаровского УФАС России признала заказчика ФКУ "ДВОУМТС МВД России" нарушившим пункт 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе ввиду того, что заказчиком в аукционной документации не указано, какие документы, во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 должны быть представлены участниками закупки в составе второй части заявки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Из материалов дела следует, что закупка N 0322100001920000135 проводилась заказчиком на поставку передвижных электростанций мощностью 60 кВт, код ОКПД 27.11.31.000.
В подпункте 6 пункта 4.1.2 аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
- документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (если установлено в пункте 19 Информационной карты настоящей документации):
- в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 5.3 Инструкции по заполнению заявки участником закупки вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы и сведения, предусмотренные частью 4.1.2 настоящей документации.
В целях исполнения статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" участником закупки должны быть предоставлены:
- документы, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Статьей 14 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами предусмотрен национальный режим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" определен Перечень товаров, на которые установлен запрет на допуск, в который включены, в том числе товары с кодом ОКПД 27.11.31.000 "Установки генераторные с двигателями внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия мощностью от 60 кВт до 315 кВт" (пункт 53(1) Перечня).
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе при заключении договора лизинга, положениями которого предусмотрено, что по окончании срока действия договора лизинга заказчик приобретает предмет лизинга в собственность, установить запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, по перечню согласно приложению (далее - товары), за исключением следующих случаев:
а) если товары, указанные в пунктах 1 - 13, 19, 27 - 32 и 34 - 55 перечня, предусмотренного приложением к настоящему постановлению (далее - перечень):
производятся при создании или модернизации и (или) освоении производства продукции машиностроения в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, заключенным инвестором с Российской Федерацией или Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием и содержащим обязательство инвестора и (или) привлеченного инвестором лица по поэтапному выполнению на промышленном производстве всех технологических и производственных операций, предусмотренных для промышленной продукции соответствующего вида приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719), а в случае отсутствия такой продукции в указанном приложении - приложением 1 к Правилам определения страны происхождения товаров, являющимся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. При этом для целей настоящего постановления продукция машиностроения приравнивается к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, на срок не более 5 лет с момента заключения специального инвестиционного контракта и не более 3 лет с момента начала ее производства стороной - инвестором специального инвестиционного контракта;
соответствуют требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, предусмотренным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (в случае отсутствия специального инвестиционного контракта, указанного в абзаце втором подпункта "а" настоящего пункта);
страной происхождения товаров является государство - член Евразийского экономического союза в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (в случае отсутствия специального инвестиционного контракта, указанного в абзаце втором подпункта "а" настоящего пункта, и отсутствия наименований товаров в требованиях к промышленной продукции, предъявляемых в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, предусмотренных приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 подтверждением наличия специального инвестиционного контракта является представление копии этого контракта, заверенной руководителем организации, являющейся стороной указанного контракта.
Подтверждением соответствия товаров требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, предусмотренным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719, и подпункта "б" пункта 1 настоящего постановления является акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Торгово-промышленной палатой Российской Федерации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ведется единый электронный реестр указанных актов экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
Подтверждением страны происхождения товаров является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Подтверждением закупки товаров в рамках реализации программ, указанных в подпункте "г" пункта 1 настоящего постановления, является заключение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, выдаваемое в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации.
Приказом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации от 25.08.2014 N 64 утверждены Положение о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также Положение о порядке выдачи актов экспертизы для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 содержит исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие товаров установленным требованиям, которые должны быть представлены участниками закупки в составе второй части заявки на основании пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Для подтверждения соответствия товаров требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 участник закупки, исходя их имеющихся у него документов, предоставляет в составе второй части заявки один из следующих документов:
- копию инвестиционного контракта;
- сертификат формы СТ-1;
- акт экспертизы.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в данном случае заказчиком при проведении закупки были соблюдены положения части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе (подпункт 6 пункта 4.1.2: пункт 5.3 Инструкции по заполнению заявки).
Запрета на указание в аукционной документации нормативных правовых актов, предусматривающих перечень документов, необходимых при подаче второй части заявки, Закон о контрактной системе не содержит.
Указание заказчиком в аукционной документации на необходимость предоставления участниками закупки во второй части заявки документов, которые непосредственно поименованы в Постановлении Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656, как верно указал суд первой инстанции, не противоречит пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе и нарушением данной нормы не является.
Кроме этого, в силу статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона вправе направить запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе.
В данном случае при проведении аукциона поступило 3 запроса о разъяснении документации. При этом запросов относительно того, какие документы необходимо предоставить участнику в составе второй части заявки на участие в аукционе, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656, не поступило.
Судом учтено, что в учреждении разработана однотипная документация для проведения закупки товаров, в том числе с соответствующими формулировками по применению Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656, которая в 2019 по 10 жалобам участников проверялась комиссией Хабаровского УФАС России. По результатам рассмотрения указанных жалоб все жалобы были признаны необоснованными (извещения NN 0322100001919000074, 0322100001919000082, 0322100001919000081, 0322100001919000080, 0322100001919000079, 0322100001919000078, 0322100001919000084, 0322100001919000085, 0322100001919000086, 03221000019190001236).
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у комиссии Хабаровского УФАС России не имелось оснований для признания ФКУ "ДВОУМТС МВД России" нарушившим пункт 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе и правомерно признал решение антимонопольного органа недействительным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Нарушений в правильности применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 20.11.2020 по делу N А73-11644/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-11644/2020
Истец: Федеральное казенное учреждение "Дальневосточное окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел России", ФКУ "ДВОУМТС МВД России"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, УФАС по Хабаровскому краю
Третье лицо: ООО "Аврора-ДВ"