г. Красноярск |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 мая 2021 г. N Ф02-1951/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
09 февраля 2021 г. |
Дело N А33-19506/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "08" февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "09" февраля 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Бабенко А.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
в судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) участвует:
от заявителя (Общества с ограниченной ответственностью "Альвит"): Терпиловская Т.А., представитель по доверенности от 25.12.2020, паспорт, диплом КП N 42965, свидетельство о заключении брака от 25.03.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альвит" на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "11" декабря 2020 года по делу N А33-19506/2020
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Альвит" (далее по тексту - ООО "Альвит", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Енисейскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по тексту - административный орган, Ростехнадзор, управление, ответчик) об оспаривании решения от 07.04.2020 N 362-4077 об отказе в постановке на учет резервуаров подземных горизонтальных одностенных СГ-25.П.1-УХЛ1, зав.NN 1352, 1353, 1358, 1364, 1365, 1366, 1367, 1368 и обязании управления поставить на учет указанные резервуары.
Заявление принято к производству суда. Определением от 26.06.2020 возбуждено производство по делу; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительном предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Иркутский масложиркомбинат".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11.12.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заявитель ссылается на то, что судом не приняты во внимание доводы истца о несоответствии действительности аргументов ответчика о том, что оборудование, работающее под давлением менее чем 1,6 МПа, невозможно поставить на учет. Так, ООО "Альвит" представлялись в материалы дела доказательства постановки на учет иного оборудования, работающего под избыточным давлением менее 1,6 МПа, в частности, копия уведомления о постановке на учет от 24.03.2020, копия паспорта сосуда, работающего под давлением 38440. Также невозможно согласиться с выводами суда о не нарушении прав ООО "Альвит" решением N 362-4077 от 07.04.2020, поскольку ООО "Альвит" в соответствии с договором возмездного оказания услуг N 11/19 от 20.11.2019 непосредственно занималось постановкой на учет спорных резервуаров и, как исполнитель, несет риски неисполнения договора в результате незаконного отказа.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 08.02.2021.
От административного органа в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы апелляционной й жалобы отклонены.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционных жалоб, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
ООО "Альвит" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1161901051454.
ООО "Иркутский масложиркомбинат" на основании актов готовности ввело в эксплуатацию резервуары подземные горизонтальные одностенные СГ-25.П.1-УХЛ1, зав.N N 1352, 1353, 1358, 1364, 1365, 1366, 1367 и 1368.
Между ООО "Альвит" (исполнителем) и ООО "Иркутский масложиркомбинат" (заказчиком) заключен договор возмездного оказания услуг от 20.11.2019 N 11/19, в соответствии с пунктом 1.1. которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязанности оказания услуг по разработке нормативно-эксплуатационной документации, регистрации опасного производственного объекта, получению лицензии на эксплуатацию объекта "Система автономного газоснабжения" ООО "Иркутский масложиркомбинат" по адресу: г. Иркутск, ул. Доржи Банзарова,1.
В целях исполнения обязательств по договору ООО "Иркутский масложиркомбинат" выдало работнику ООО "Альвит" Тарнаеву С.И. доверенность на представление интересов общества в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по вопросам оформления документации по пуску и наладке "Системы автономного газоснабжения".
Для осуществления учета оборудования под давлением работник ООО "Альвит" Тарнаев С.И. в интересах ООО "Иркутский масложиркомбинат" направил в территориальный орган Ростехнадзора по месту эксплуатации опасного производственного объекта заявление ООО "Иркутский масложиркомбинат" о постановке на учет оборудования, работающего под избыточным давлением с приложением соответствующего пакета документов.
В заявлении ООО "Иркутский масложиркомбинат" просило управление поставить на учет оборудование, работающее под давлением, на основании положительных результатов проверки готовности к пуску в работу и организацию надзора за эксплуатацией оборудования, работающего под избыточным давлением, проведенной в соответствии с подпунктом "а" пункта 205 ФНиП от 25.03.2014 N 116, а именно вышеуказанных резервуаров подземных горизонтальных одностенных СГ-25.П.1-УХЛ1, расположенных по адресу: г. Иркутск, ул. Доржи Банзарова, 1.
По результатам рассмотрения заявления ООО "Иркутский масложиркомбинат" Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору приняло решение об отказе в постановке на учет резервуаров подземных горизонтальных одностенных СГ-25.П.1-УХЛ1, зав.N N 1352, 1353, 1358, 1364, 1365, 1366, 1367, 1368.
О принятом решении управление уведомило ООО "Иркутский масложиркомбинат" письмом от 07.04.2020 N 362-4077.
В письме в качестве причины отказа указано следующее: "отсутствует возможность идентифицировать резервуары подземные горизонтальные одностенные СГ-25.П.1-УХЛ1, зав.N N 1352,1353,1358, 1364, 1365,1366, 1367,1368 (далее - Резервуары) и оценить их соответствие установленным требованиям в области промышленной безопасности, что является нарушением пункта 216 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014.N116".
Полагая, что решение об отказе ООО "Иркутский масложиркомбинат" в регистрации опасного производственного объекта, изложенное в письме от 07.04.2020 N 362-4077, не соответствует законодательству, нарушает права и законные интересы, ООО "Альвит" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, оспариваемое решение принято уполномоченным лицом компетентного органа (заместителем руководителя).
ООО "Альвит" оспаривает решение от 07.04.2020 N 362-4077, изложенное в письме от 07.04.2020 N 362-4077 "Об отказе в постановке на учет".
Согласно материалам дела ООО "Иркутский масложиркомбинат" эксплуатирует сосуды, работающие под давлением: резервуары подземные горизонтальные одностенные СГ-25.П.1-УХЛ1, завод изготовитель ООО "НПК НИКА", заводские N 1352, 1353, 1358. 1364. 1365. 13,66, 13.67, 1368, место установки: г. Иркутск, ул.Доржи Банзарова, 1.
ООО "Иркутский масложиркомбинат" для собственных технологических нужд построило резервуарную установку, для строительства которой ООО "Сибгипростром" разработало проект шифр N 60 - 2017, получивший положительное заключение экспертной организации ООО "СибСтройЭксперт".
В качестве резервуаров хранения выбраны резервуары серийного производства СГ-25.П.1-УХЛ1 производства ООО "НПК НИКА", имеющие сертификат соответствия N ТС Р1) С-Р11.АВ72.В01766 требованиям ТР ТС 032/2013 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" от 02.07.2013 N ТР ТС 032/2013 (далее - ТР ТС 032/2013).
С целью постановки на учет указанного оборудования (резервуаров) ООО "Иркутский масложиркомбинат" подготовило соответствующее заявление, в котором просило управление поставить на учет оборудование, работающее под давлением, на основании положительных результатов проверки готовности к пуску в работу и организацию надзора за эксплуатацией оборудования, работающего под избыточным давлением, проведенной в соответствии с подпунктом "а" пункта 205 ФНиП от 25.03.2014 N 116, а именно вышеуказанных резервуаров подземных горизонтальных одностенных СГ-25.П.1-УХЛ1, расположенных по адресу: г. Иркутск, ул. Доржи Банзарова, 1.
В заявлении указаны технические характеристики и параметры, в том числе рабочее давление, Мпа и расчетное давление в Мпа - 1,56.
К заявлению приложены акты готовности оборудования под давлением к вводу в эксплуатацию, приказ о вводе в эксплуатацию оборудования под давлением, паспорта сосудов.
Заявление ООО "Иркутский масложиркомбинат" с приложением соответствующего пакета документов на основании договора возмездного оказания услуг от 20.11.2019 N 11/19 направлено работником ООО "Альвит" в трриториальный орган Ростехнадзора по месту эксплуатации опасного производственного объекта.
Как следует из оспариваемого отказа, Управление отказало в постановке на учет оборудования, работающего под избыточным давлением: резервуаров подземных горизонтальных одностенных СГ-25.П.1-УХЛ1, зав. N N 1352, 1353,1358, 1364,1365, 1366, 1367, 1368, так как отсутствует возможность идентифицировать резервуары подземные горизонтальные одностенные СГ-25.П.1-УХЛ1, зав. NN 1352, 1353,1358, 1364,1365, 1366, 1367, 1368 и оценить их соответствие установленным требованиям в области промышленной безопасности, что является нарушением пункта 216 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116 (далее по тексту - ФНиП от 25.03.2014 N116), поскольку:
- согласно паспортным данным рабочее давление в резервуарах составляет 1,56 МПа, что не соответствует требованиям ГОСТа Р 52087-2003 "Газы углеводородные сжиженные топливные. Технические условия";
- с целью обеспечения требований ТР ТС 032/2013 к безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, и минимизации рисков возникновения инцидента, аварии при его эксплуатации, максимальное значение рабочего давления сосудов для хранения, использования и транспортирования СУГ не может быть менее максимального значения давления насыщенных паров СУГ, установленного ГОСТом Р 52087-2003, т.е. 1,6 МПа.
По пункту 216 ФНиП от 25.03.2014 N 116 оборудование не может быть поставлено на учет в случае непредставления эксплуатирующей организацией информации и документов, перечисленных в настоящем пункте, представления указанной информации и документов не в полном объеме, а также в случае невозможности осуществления на основании представленной информации и документов идентификации оборудования и оценки его соответствия установленным требованиям в области промышленной безопасности.
Таким образом, в случае невозможности осуществления на основании представленной информации и документов идентификации оборудования и оценки его соответствия установленным требованиям в области промышленной безопасности оборудование не может быть поставлено на учет.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из несоответствия оспариваемого решения действующему законодательству, ООО "Альвит" является ненадлежащим заявителем по данному делу, поскольку за государственной услугой непосредственно в Управление обратилось другое юридическое лицо - ООО "Иркутский масложиркомбинат", решение об отказе от 07.04.2020 вынесено в адрес именно этого юридического лица. Таким образом, заявитель подал заявление в защиту прав и интересов другого лица (ООО "Иркутский масложиркомбинат"), не имея на то правовых оснований.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит основания для его изменения или отмены, исходя из следующего.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее по тексту - Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ), направленный на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Согласно преамбуле указанного закона Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
По части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относится эксплуатация опасного производственного объекта.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ предусмотрено, что опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
К категории опасных производственных объектов согласно Приложению 1 "Опасные производственные объекты" относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии).
По части 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности:
I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;
II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности;
III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности;
IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности.
Согласно пункту 5 приложения 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ для опасных производственных объектов, указанных в пункте 2 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, устанавливаются следующие классы опасности:
1) III класс опасности - для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более (за исключением оборудования автозаправочных станций, предназначенных для заправки транспортных средств природным газом) или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более;
2) IV класс опасности - для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта.
Тот факт, что рассматриваемые объекты (резервуары подземные горизонтальные одностенные СГ-25.П.1-УХЛ1, зав. N N 1352, 1353,1358, 1364,1365, 1366, 1367, 1368) относятся к категории опасных производственных объектов (ОПО), сторонами не оспаривается.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371 утверждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее по тексту - Правила от 24.11.1998 N 1371).
По пункту 1 Правила от 24.11.1998 N 1371 настоящие Правила устанавливают порядок регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведения государственного реестра.
Согласно пункту 5 Правил от 24.11.1998 N 1371 для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.
Организациям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре. В свидетельство о регистрации объекта в государственном реестре включаются сведения о его классе опасности.
Порядок регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов устанавливают Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.11.2016 N 495 (далее - Требования от 25.11.2016 N 495)
По пункту 3 Требований от 25.11.2016 N 495 настоящие Требования обязательны для выполнения всеми юридическими лицами вне зависимости от их организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют эксплуатацию опасных производственных объектов на праве собственности или ином законном основании (далее - эксплуатирующая организация).
Пунктами 5 и 6 Требований от 25.11.2016 N 495 предусмотрено, что регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре осуществляется с целью их учета и присвоения им класса опасности.
Отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с настоящими Требованиями.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обосновано согласился с доводами ответчика о том, что для целей регистрации ОПО необходимо проведение идентификации объекта, обязанность которой возложена на эксплуатирующую организацию.
При осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести такой объект к категории ОПО (пункт 7 названных требований).
Согласно пункту 14 Требований от 25.11.2016 N 495 для регистрации объекта в государственном реестре организация, эксплуатирующая этот объект, не позднее 10 рабочих дней со дня начала его эксплуатации представляет в регистрирующий орган на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, заявление в соответствии с административными регламентами регистрирующих органов.
В соответствии с пунктом 214 ФНиП от 25.03.2014 N 116 не позднее 10 рабочих дней после принятия решения о вводе в эксплуатацию и пуска (включения) в работу оборудования под давлением (за исключением оборудования, указанного в пункте 215 настоящих ФНП) эксплуатирующая организация направляет в территориальный орган Ростехнадзора по месту эксплуатации ОПО (или иной федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, которому подведомственен данный ОПО) информацию согласно пункту 216 настоящих ФНП для осуществления учета оборудования под давлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 от 21.07.1997 N 116-ФЗ обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
По пункту 4 ТР ТС 032/2013 под идентификацией оборудования понимается процедура отнесения оборудования к области применения настоящего технического регламента и установления соответствия оборудования прилагаемой технической документации.
Следовательно, для постановки на учет рассматриваемого оборудования административный орган обязан осуществить на основании представленной информации и документов идентификацию оборудования и оценки его соответствия установленным требованиям в области промышленной безопасности.
В соответствии с пунктом 7 ТР ТС 032/2013 оборудование должно разрабатываться (проектироваться) и изготавливаться (производиться) таким образом, чтобы при применении по назначению, эксплуатации и техническом обслуживании обеспечивалось его соответствие требованиям безопасности.
Согласно пункту 4 ТР ТС 032/2013 под применением по назначению понимается использование оборудования в соответствии с его назначением и техническими характеристиками, указанными в технической документации изготовителя.
По подпункту "ж" пункта 8 ТР ТС 032/2013 с целью определения рисков для оборудования должны учитываться факторы, представляющие собой следующие основные виды опасности: превышение давления (рабочее давление не превышает разрешенное);
По пункту 11 ТР ТС 032/2013 безопасность оборудования обеспечивается путем соблюдения при разработке (проектировании), изготовлении (производстве) требований безопасности, изложенных в настоящем разделе и приложении N 2 к настоящему техническому регламенту.
Согласно приложению N 2 к ТР ТС 032/2013 "Требования к безопасности оборудования при разработке (проектировании), изготовлении (производстве)" при разработке (проектировании) оборудования рассчитывается его прочность с учетом прогнозируемых нагрузок, которые могут возникнуть в процессе его эксплуатации, транспортировки, перевозки, монтажа и прогнозируемых отклонений от таких нагрузок. При этом учитываются следующие факторы:
а) нагрузки, действующие на внутреннюю и наружную поверхности оборудования;
б) температура окружающей среды и температура рабочей среды;
в) статическое давление в рабочих условиях и давление в условиях испытания от веса содержимого в оборудовании;
г) инерционные нагрузки при движении, ветровые и сейсмические воздействия;
д) реактивные усилия (противодействия), которые передаются от опор, креплений, трубопроводов;
е) усталость при переменных нагрузках;
ж) эрозионные и коррозионные воздействия среды, в том числе эрозионно-коррозионный износ;
з) химические реакции из-за нестабильности перерабатываемых сред и технологического процесса;
и) изменения механических свойств материалов в процессе эксплуатации.
Подпунктом "г" пункта 16 Приложения N 2 ТР ТС 032/2013 установлено, что для обеспечения прочности оборудования необходимы следующие условия: учитываются все возможные сочетания давления, температуры и других нагрузок, возникающие в процессе эксплуатации, транспортировки, перевозки и испытаний оборудования.
Согласно пункту 33 Приложения N 2 ТР ТС 032/2013 при разработке (проектировании) оборудования устанавливаются технические эксплуатационные характеристики, минимизирующие возможность возникновения инцидента аварии при его эксплуатации.
В соответствии с пунктом 17 ТР ТС 032/2013 паспорт оборудования является основным документом для идентификации оборудования. Паспорт оборудования оформляется изготовителем. На паспорте оборудования проставляется печать изготовителя и указывается дата его оформления.
По пункту 18 указанного регламента в зависимости от вида оборудования паспорт оборудования должен содержать информацию в соответствии с пунктами 19 - 23 настоящего технического регламента.
Согласно пункту 21 ТР ТС 032/2013 паспорт сосуда включает сведения о технических характеристиках и параметрах: рабочее, расчетное, пробное давление, МПа (кгс/см2); наименование рабочей среды; группа рабочей среды.
По пункту 35 ТР ТС 032/2013 соответствие оборудования требованиям настоящего технического регламента обеспечивается путем непосредственного выполнения этих требований либо путем выполнения требований стандартов, включенных в перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента.
Согласно пунктам 1 и 2 ТР ТС 032/2013 настоящий технический регламент устанавливает требования безопасности к оборудованию при разработке (проектировании), производстве (изготовлении), а также требования к маркировке оборудования в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей. Настоящий технический регламент распространяется на соответствующие виды оборудования.
Таким образом, безопасность оборудования обеспечивается путем соблюдения при разработке (проектировании), изготовлении (производстве) вышеуказанных требований безопасности.
При этом соблюдение указанных требований невозможно без учета физико-химических и эксплуатационных показателей рабочей среды (сжиженных углеводородных газов), установленных, в том числе ГОСТом Р 52087-2018 "Национальный стандарт Российской Федерации. Газы углеводородные сжиженные топливные. Технические условия, утвержденным и введенным в действие Приказом Росстандарта от 29.03.2018 N 164-ст, определяющим максимальное значение давления насыщенных паров СУГ 1,6 МПа включительно.
ГОСТ Р 52087-2018 введен взамен ГОСТа Р 52087-2003 "Газы углеводородные сжиженные топливные. Технические условия", утратившего силу с 1 июля 2019 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 29.03.2018 N 164-ст.
Отдельные положения данного документа включены в Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Евразийского экономического союза "Требования к сжиженным углеводородным газам для использования их в качестве топлива" (ТР ЕАЭС 036/2016) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования" (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28.02.2017 N 26).
ТР ЕАЭС 036/2016 устанавливает обязательные для применения и исполнения на территории Евразийского экономического союза требования безопасности к сжиженным углеводородным газам и связанным с требованиями к сжиженным углеводородным газам процессам хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке сжиженных углеводородных газов для обеспечения их свободного перемещения на территории Союза.
Если в отношении сжиженных углеводородных газов будут приняты иные технические регламенты Союза, устанавливающие требования к сжиженным углеводородным газам, то сжиженные углеводородные газы также должны соответствовать требованиям всех технических регламентов Союза, действие которых на них распространяется.
Согласно пунктам 1 и 2 указанного регламента настоящий технический регламент распространяется на сжиженные углеводородные газы, выпускаемые в обращение и находящиеся в обращении на территории Союза и предназначенные для коммунально-бытового и производственного потребления в качестве топлива, а также для использования в качестве моторного топлива для автомобильного транспорта.
Настоящий технический регламент разработан в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей сжиженных углеводородных газов относительно их назначения, безопасности и энергетической эффективности, а также в целях ресурсосбережения.
Следовательно, нормативно обоснован вывод суд первой инстанции о том, что применение ГОСТа Р 52087-2018 является обязательным.
Согласно пункту 4.2 ГОСТа Р 52087-2018 по физико-химическим и эксплуатационным показателям сжиженные газы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 2.
По подпункту 2 пункта 2 (термины и определения) ГОСТ Р 53521-2009 "Национальный стандарт Российской Федерации. Переработка природного газа. Термины и определения" природный газ - газообразная смесь, состоящая из метана и более тяжелых углеводородов, азота, диоксида углерода, водяных паров, серосодержащих соединений, инертных газов.
Сжиженные углеводородные газы (СУГ) - сжиженные углеводородные смеси пропана, пропилена, бутанов и бутенов с примесями углеводородных и неуглеводородных компонентов, получаемые путем переработки природного газа и нефти, применяемые в качестве моторного топлива, для коммунально-бытового и промышленного потребления, отвечающие требованиям соответствующего нормативного документа (подпункт 32 пункта 2 ГОСТ Р 53521-2009).
По таблице 2 "Физико-химические и эксплуатационные показатели сжиженных газов" ГОСТа норма избыточного давления насыщенных паров при температуре не более +45 °C составляет 1,6 МПа.
При этом настоящий стандарт распространяется на сжиженные углеводородные газы, применяемые в качестве топлива для коммунально-бытового потребления, моторного топлива для автомобильного транспорта, а также в промышленных целях (пункт 1 ГОСТа Р 52087-2018).
В соответствии с пунктом 4 ТР ТС 032/2013 "давление рабочее" - максимальное избыточное давление, возникающее при нормальном протекании рабочего процесса; "давление расчетное" - давление, на которое производится расчет на прочность оборудования.
Вместе с тем, исходя из сертификатов соответствия представленных в материалы дела, сосуды, работающие под избыточным давлением, 4 категории опасности, предназначенные для газов и используемые для рабочих сред, резервуары для хранения сжиженных газов имеют максимально допустимое рабочее давление 1,57 МПа.
По разделу 1 "Техническая характеристика и параметры" общих сведений о сосудах паспортов сосудов, работающих под давлением, изготовленных 19.07.2018 ООО "НПК НИКА", рабочее давление и расчетное давление составляет 1,56 МПа.
Согласно инструкции по монтажу и эксплуатации, утвержденной главным инженером ООО "НПК НИКА", резервуар предназначен для приема, хранения и выдачи сжиженных углеводородных газов при избыточном давлении не более 1,56 МПа, при температуре не ниже 40 и не выше плюс 50 С.
Суд первой инстанции обосновано согласился с доводами ответчика о том, что указание в паспорте рабочего давления 1,56 МПа не значит, что фактически организация не будет допускать достижения давления до 1,6 МПа, на которое и рассчитан сосуд, поскольку рабочее давление указывается изготовителем на основании тех цифр, которые устанавливает заказчик в технических условиях; по сути, заказчик может устанавливать любое рабочее давление.
В указанной части выводы суда первой инстанции согласуются с правовой позицией Верховного Суда РФ от 22.04.2019, приведенной в Определении N 309-ЭС19-5469 по делу N А60-29887/2018, в соответствии с которой, указание в паспорте рабочего давления 1,56 МПа однозначно не свидетельствует, что фактически организация не будет допускать достижения давления до 1,6 МПа (включительно) и более.
Рабочее давление, как усматривается из материалов дела, указывается изготовителем на основании согласования с заказчиком; рабочее давление рассматриваемых сосудов для транспортировки сжиженных углеводородных газов не может быть менее максимального значения давления насыщенных паров сжиженных углеводородных газов (СУГ), установленного ГОСТ Р 52087-2003, то есть 1,6 МПа (включительно) с учетом технической характеристики максимальной рабочей температуры спорных сосудов +45 °C.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суд первой инстанции о том, что поскольку:
- с целью обеспечения требований ТР ТС 032/2013 к безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, максимальное значение рабочего давления сосудов для хранения, использования и транспортирования СУГ не может быть менее максимального значения давления насыщенных паров СУГ, установленного ГОСТом Р 52087-2003, т.е. 1,6 Мпа;
- согласно паспортным данным рабочее давление в резервуарах составляет 1,56 МПа,
то отсутствует возможность идентифицировать указанные резервуары и оценить их соответствие установленным требованиям в области промышленной безопасности. В связи с чем, невозможно осуществить постановку на учет оборудования, работающего под давлением, с рабочим давлением 1,56 МПа, поскольку в данном оборудовании используется газ с максимальным давлением 1,6 МПа.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заявитель ссылается на то, что судом не приняты во внимание доводы истца о несоответствии действительности аргументов ответчика о том, что оборудование, работающее под давлением менее чем 1,6 МПа, невозможно поставить на учет. Так, ООО "Альвит" представлялись в материалы дела доказательства постановки на учет иного оборудования, работающего под избыточным давлением менее 1,6 МПа, в частности, копия уведомления о постановке на учет от 24.03.2020, копия паспорта сосуда, работающего под давлением N 38440.
Указанные доводы являются несостоятельными, поскольку факт представления для осуществления учета оборудования под давлением работником ООО "Альвит" в интересах ООО "Иркутский масложиркомбинат" соответствующего пакета документов, в том числе сертификата соответствия N ТС Р.У С-Ри.АВ72.В.01766, подтверждающего соответствие резервуаров ТР ТС 032/2013, паспортов резервуаров, содержащие все необходимые параметры для проведения идентификации и отнесения к видам оборудования, на которые распространяется ТР ТС 032/201-3, и вышеперечисленных документов, которым, по мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции не была дана надлежащая оценка, не свидетельствует об обратном (о соблюдении требований пункта 216 ФНиП).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, также обосновано исходил из того, что ООО "Альвит" является ненадлежащим заявителем по данному делу, поскольку за государственной услугой непосредственно в Управление обратилось другое юридическое лицо - ООО "Иркутский масложиркомбинат", решение об отказе от 07.04.2020 вынесено в адрес именно этого юридического лица.
В указанной части суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться, в том числе путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
По смыслу названной нормы, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов заинтересованных лиц. При этом лицо, обратившееся за защитой права или интереса, должно доказать, что его право или интерес, действительно нарушены противоправным поведением ответчика, а также доказать, что выбранный способ защиты нарушенного права приведет к его восстановлению. Управомоченное лицо свободно в выборе способа защиты нарушенных прав, который определяется спецификой охраняемого права и характером нарушения.
Надлежащим способом считается такой способ защиты прав и законных интересов, который сам по себе способен привести к восстановлению нарушенных прав и отвечает конституционным и общеправовым принципам законности, соразмерности и справедливости.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" под заявителем понимается - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 настоящей статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, в том числе в порядке, установленном статьей 15.1 настоящего Федерального закона, выраженным в устной, письменной или электронной форме.
В рамках настоящего дела установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что за услугой по постановке на учет оборудования обратилось ООО "Иркутский масложиркомбинат".
Следовательно, ООО "Альвит" в силу статьи 2 Закона N 210-ФЗ не является заявителем в целях предоставления государственной услуги и не наделено полномочиями по обжалованию актов, действий (бездействия) государственного органа, оказывающего государственную услугу.
Таким образом, нормативно обоснован вывод суда первой инстанции о том, что заявитель подал заявление, не имея на то правовых оснований.
Заявитель, оспаривая выводы суда первой инстанции в указанной части указывает на то, что ООО "Альвит" в соответствии с договором возмездного оказания услуг от 20.11.2019 N 11/19 непосредственно занималось постановкой на учет спорных резервуаров и, как исполнитель, несет риски неисполнения договора в результате незаконного отказа.
Указанные доводы также не могут быть признаны обоснованными, поскольку наличие между заявителем по делу и третьим лицом договорных отношений на оказание услуг по регистрации опасного производственного объекта не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения.
В случае нарушения прав и законных интересов общества, защита будет осуществляться в ином порядке.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "11" декабря 2020 года по делу N А33-19506/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-19506/2020
Истец: ООО "АЛЬВИТ"
Ответчик: Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: ООО "Иркутский маложиркомбинат", ООО "Иркутский масложиркомбинат", Арбитражный суд Иркутской области