г. Москва |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18 мая 2021 г. N Ф05-9925/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
12 февраля 2021 г. |
Дело N А40-108400/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Научно-Исследовательский Институт Молекулярной Электроники" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2020 по делу N А40-108400/20
по заявлению АО "Научно-Исследовательский Институт Молекулярной Электроники"
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в Зеленоградском административном округе города Москвы
об отмене постановления от 16.06.2020 N 32-00189,
при участии:
от заявителя: |
Долгова Е.С. по дов. от 22.09.2020; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Научно-Исследовательский Институт Молекулярной Электроники" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в Зеленоградском административном округе города Москвы (далее ответчик, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 16.06.2020 N 32-00189.
Решением суда от 30.11.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель жалобы полагает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что Постановлением Главного государственного санитарного врача по Зеленоградскому АО г. Москвы Ушаковой О.А. N 32-00189 от 16 июня 2020 года (далее по тексту - Постановление N 32-00189) АО "НИИМЭ" (далее по тексту - юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) руб.
Заявитель с указанным постановлением не согласился, обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела повторно, соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что в заявленных требования АО "Научно-Исследовательский Институт Молекулярной Электроники" следует отказать исходя из следующего.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции было достоверно установлено, что 04.06.2020 г. специалистами Отдела было проведено эпидемиологическое расследование по заболевшему коронавирусной инфекцией и выполнению требований по осуществлению дезинфекционного режима на предприятии АО "НИИМЭ" по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, ул. Академика Валиева, д.6, стр.1, в результате чего были выявлены следующие нарушения:
- в санитарно-бытовых помещениях отсутствуют дозаторы для обработки рук кожным антисептиком;
- недостаточное количество бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа.
Было также установлено, что виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.3 КоАП РФ является юридическое лицо - АО "НИИМЭ".
Административная ответственность по ч.1 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
На основании ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Юридическим лицом нарушены нормы Федерального Закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Постановления Правительства РФ от 01.12.2004 N 715 "Об утверждении перечня социально-значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" (в ред. от 31.01.2020), СП 3.4.2318-08 "Санитарная охрана территорий Российской Федерации", Постановления Главного Государственного Санитарного врача РФ от 24.01.2020 N 2 "О дополнительных мерах по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", Постановления Главного государственного санитарного врача от 30.01.2020 года N 3 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", Письма руководителя Роспотребнадзора N 02/770-2020-32 от 23.01.2020 "Об инструкции проведения дезинфекционных мероприятий по профилактике заболеваний, вызываемой коронавирусами", СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций", СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности".
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии со ст. 11 ФЗ N 52-ФЗ от 30.03.1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
На основании ст. 24 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.29 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Согласно п.п. 1.2. 1.3. 8.3. 9.1. 9.8. 9.9. СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций", руководителями организаций, сотрудники которых относятся к группам риска по заболеваемости гриппом и ОРВИ (работники медицинских и образовательных организаций, торговли, общественного питания, транспорта), должны приниматься меры по проведению специфической профилактики гриппа и неспецифической профилактики ОРВИ.
Руководителями организаций и предприятий принимаются меры по защите работающего персонала от заболевания гриппом и ОРВИ, особенно в организациях с высоким риском распространения вирусов (предприятия торговли, сферы обслуживания, общественного транспорта).
Организациями обеспечивается:
- проведение комплекса работ по недопущению переохлаждения лиц, работающих на открытом воздухе в зимний период;
- выполнение мероприятий плана по профилактике гриппа и ОРВИ.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
При эксплуатации производственных, общественных зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться безопасные в эпидемиологическом отношении условия труда, быта и отдыха и осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Согласно Приказу АО "НИИМЭ" N 46 от 15.05.2020 г., определены мероприятия по снижению рисков заражения новой коронавирусной инфекцией и выполнения требований Роспотребнадзора от 20.04.2020 г., Указа Мэра Москвы N 55-УМ от 07.05.2020 г., установлены ответственные лица, в том числе за организацию дезинфекции помещений и обеспечение кожными антисептиками.
АО "НИИМЭ" выдано предписание от 04.06.2020 г. об устранении выявленных нарушений санитарных требований в срок до 08.06.2020 г. Требования предписания в части обеспечения помещений бактерицидными облучателями рециркуляторного типа в установленный срок не исполнены.
Факт административного правонарушения и вина юридического лица в его совершении подтверждаются:
- актом проверки N б/н от 04.06.2020 г.;
- предписанием должностного лица об устранении выявленных нарушений санитарных требований от 04.06.2020 г.,
- протоколом об административном правонарушении,
- определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном нарушении.
- постановлением о назначении административного наказания N 32-00189 от 16.06.2020 г., и другими материалами дела об административном правонарушении.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают. Все собранные по делу доказательства получили надлежащую правовую оценку судом первой инстанции в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и свидетельствуют о наличии в действиях АО "НИИМЭ", события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.3 КоАП РФ.
Документы, имеющиеся в материалах дела, были проверены и оценены судом первой инстанции при вынесении обжалуемого Решения, получены в соответствии с требованиями КоАП РФ, противоречий между собой не содержат, достаточны для рассмотрения дела по существу. Обстоятельства, свидетельствующих о недостоверности либо недопустимости представленных в материалах дела доказательств, отсутствуют.
Судом первой инстанции также установлено, что действия юридического лица верно квалифицированы по ч.1 ст. 6.3 КоАП РФ.
Кроме того, апелляционный суд считает, что учитывая мнение юридического лица, судом первой инстанции были проверены и оценены все доводы заявителя, но обоснованно отклонены как противоречащие материалам дела и основанные на неверном толковании норм права.
В частности, не состоятельны доводы заявителя о том, что выявленные в ходе проверки административным органом нарушения, допущенные юридическим лицом, не являются нарушениями обязательных требований законодательства.
В области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также граждан Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлены обязанности. Статья 11 названного закона возлагает на юридические лица обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Согласно Приказу АО "НИИМЭ" N 46 от 15.05.2020 г., определены мероприятия по снижению рисков заражения новой коронавирусной инфекцией и выполнения требований Роспотребнадзора от 20.04.2020 г., Указа Мэра Москвы N 55-УМ от 07.05.2020 г., установлены ответственные лица, в том числе за организацию дезинфекции помещений и обеспечение кожными антисептиками.
Таким образом, приводя доводы о не обязательности исполнения норм санитарных правил, заявитель вступает в противоречие сам собой, ибо приказ юридического лица издан как раз во исполнение обязательных требований санитарного законодательства и определяет лиц, ответственных за соблюдение норм, нарушение которых вменяется в вину юридическому лицу.
Таким образом, выводы административного органа, изложенные в Постановлении N 32-00189, основаны на объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств. Все обстоятельства, имеющие юридическое значение при рассмотрении дела, установлены правильно.
Наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, в действиях АО "НИИМЭ" подтверждено материалами дела, сроки и порядок его привлечения к административной ответственности соблюдены. Административным органом всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства дела, а оспариваемое постановление административного органа вынесено обоснованно и в соответствии с законом.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких данных арбитражный апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы сводятся к повторению доводов, заявленных Обществом в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции.
То обстоятельство, что в судебном акте не отражены все имеющиеся в деле доказательства либо доводы участвующих в деле лиц, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной оценки и проверки (Определения ВС РФ от 05.07.2016 N 306-КГ16-7326, от 06.10.2017 N 305-КГ17-13953).
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, апелляционная жалоба не содержит доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта.
На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу решения, предусмотренные ст.270 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.11.2020 по делу N А40-108400/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-108400/2020
Истец: АО "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ МОЛЕКУЛЯРНОЙ ЭЛЕКТРОНИКИ"
Ответчик: АО Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в Зеленоградском города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9925/2021
12.02.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-76301/20
30.11.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-108400/20
13.08.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-39984/20