город Москва |
|
18 мая 2021 г. |
Дело N А40-108400/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Гречишкина А.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Яресько Е.В., доверенность от 21.09.2020;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 11 мая 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - АО "НИИМЭ"
на решение от 30 ноября 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 12 февраля 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-108400/20
по заявлению АО "НИИМЭ"
об оспаривании постановления
к Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по городу Москве в Зеленоградском административном округе города Москвы,
УСТАНОВИЛ:
АО "НИИМЭ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по городу Москве в Зеленоградском административном округе города Москвы (далее - территориальный отдел) о признании незаконным и отмене постановления от 16.06.2020 N 32-00189.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 ноября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, АО "НИИМЭ" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, постановлением Главного государственного санитарного врача по Зеленоградскому административному округу города Москвы Ушаковой О.А. от 16.06.2020 N 32-00189 (далее - постановление N 32-00189) общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10.000 руб.
Общество с указанным постановлением не согласилось, в связи с чем обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
Судами установлено, что 04.06.2020 специалистами территориального отдела проведено эпидемиологическое расследование по заболевшему коронавирусной инфекцией и выполнению требований по осуществлению дезинфекционного режима на предприятии общества по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, ул. Академика Валиева, д. 6, стр. 1, в результате чего выявлены следующие нарушения:
- в санитарно-бытовых помещениях отсутствуют дозаторы для обработки рук кожным антисептиком;
- недостаточное количество бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа.
Также установлено, что виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ, является общество.
Административная ответственность по части 1 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
На основании статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Суды указали, что обществом нарушены нормы Федерального закона N 52-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715 "Об утверждении перечня социально-значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.4.2318-08. Санитарная охрана территорий Российской Федерации, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.01.2008 N 3, постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.01.2020 N 2 "О дополнительных мерах по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.01.2020 N 3 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", письма Роспотребнадзора от 23.01.2020 N 02/770-2020-32 "Об инструкции по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами", Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3117-13. Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.11.2013 N 63 (далее - СП 3.1.2.3117-13), Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, утвержденных постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 N 65, Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.1378-03. Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 131.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом N 52-ФЗ.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 52-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
На основании статьи 24 Федерального закона N 52-ФЗ, при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 29 Федерального закона N 52-ФЗ, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 Федерального закона N 52-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ, на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ).
Согласно пунктам 1.2, 1.3, 8.3, 9.1, 9.8, 9.9 СП 3.1.2.3117-13, руководителями организаций, сотрудники которых относятся к группам риска по заболеваемости гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями (далее - ОРВИ) (работники медицинских и образовательных организаций, торговли, общественного питания, транспорта), должны приниматься меры по проведению специфической профилактики гриппа и неспецифической профилактики ОРВИ.
Руководителями организаций и предприятий принимаются меры по защите работающего персонала от заболевания гриппом и ОРВИ, особенно в организациях с высоким риском распространения вирусов (предприятия торговли, сферы обслуживания, общественного транспорта).
Организациями обеспечивается:
- проведение комплекса работ по недопущению переохлаждения лиц, работающих на открытом воздухе в зимний период;
- выполнение мероприятий плана по профилактике гриппа и ОРВИ.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
При эксплуатации производственных, общественных зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться безопасные в эпидемиологическом отношении условия труда, быта и отдыха и осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Также судами установлено, что приказом общества от 15.05.2020 N 46 определены мероприятия по снижению рисков заражения новой коронавирусной инфекцией и выполнения требований Роспотребнадзора от 20.04.2020, Указа Мэра Москвы от 07.05.2020 N 55-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ" (далее - Указ N 55), установлены ответственные лица, в том числе за организацию дезинфекции помещений и обеспечение кожными антисептиками.
Обществу выдано предписание от 04.06.2020 об устранении выявленных нарушений санитарных требований в срок до 08.06.2020. Требования предписания в части обеспечения помещений бактерицидными облучателями рециркуляторного типа в установленный срок не исполнены.
Суды установили, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении подтверждаются:
- актом проверки от 04.06.2020,
- предписанием должностного лица об устранении выявленных нарушений санитарных требований от 04.06.2020,
- протоколом об административном правонарушении,
- определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном нарушении,
- постановлением о назначении административного наказания от 16.06.2020 N 32-00189, и другими материалами дела об административном правонарушении.
Суды обоснованно отметили, что указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают, все собранные по делу доказательства свидетельствуют о наличии в действиях общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ.
Судами также установлено, что действия общества правомерно квалифицированы по части 1 статьи 6.3 КоАП РФ.
Суды обоснованно отклонили доводы общества о том, что выявленные в ходе проверки территориальным отделом нарушения, допущенные им, не являются нарушениями обязательных требований законодательства, в силу следующего.
В области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также граждан Федеральным законом N 52-ФЗ установлены обязанности.
Статья 11 Федерального закона N 52-ФЗ возлагает на юридические лица обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ, на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ).
Суды устновили, что приказом общества от 15.05.2020 N 46 определены мероприятия по снижению рисков заражения новой коронавирусной инфекцией и выполнения требований Роспотребнадзора от 20.04.2020, Указа N 55-УМ, установлены ответственные лица, в том числе за организацию дезинфекции помещений и обеспечение кожными антисептиками.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что, приводя доводы о не обязательности исполнения норм санитарных правил, общество вступает в противоречие, поскольку приказ общества издан во исполнение обязательных требований санитарного законодательства и определяет лиц, ответственных за соблюдение норм, нарушение которых вменяется в вину обществу.
Таким образом, как обоснованно заключили суды, выводы территориального отдела, изложенные в постановлении N 32-00189, основаны на объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств. Все обстоятельства, имеющие юридическое значение при рассмотрении дела, установлены правильно.
На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ, в действиях общества подтверждено материалами дела, сроки и порядок его привлечения к административной ответственности соблюдены, территориальным отделом всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства дела, а оспариваемое постановление вынесено обоснованно и в соответствии с законом, в связи с чем заявленные обществом требования удовлетворению не подлежали.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 ноября 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2021 года по делу N А40-108400/20 оставить без изменения, кассационную жалобу АО "НИИМЭ" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды устновили, что приказом общества от 15.05.2020 N 46 определены мероприятия по снижению рисков заражения новой коронавирусной инфекцией и выполнения требований Роспотребнадзора от 20.04.2020, Указа N 55-УМ, установлены ответственные лица, в том числе за организацию дезинфекции помещений и обеспечение кожными антисептиками.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что, приводя доводы о не обязательности исполнения норм санитарных правил, общество вступает в противоречие, поскольку приказ общества издан во исполнение обязательных требований санитарного законодательства и определяет лиц, ответственных за соблюдение норм, нарушение которых вменяется в вину обществу.
Таким образом, как обоснованно заключили суды, выводы территориального отдела, изложенные в постановлении N 32-00189, основаны на объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств. Все обстоятельства, имеющие юридическое значение при рассмотрении дела, установлены правильно.
На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ, в действиях общества подтверждено материалами дела, сроки и порядок его привлечения к административной ответственности соблюдены, территориальным отделом всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства дела, а оспариваемое постановление вынесено обоснованно и в соответствии с законом, в связи с чем заявленные обществом требования удовлетворению не подлежали."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 мая 2021 г. N Ф05-9925/21 по делу N А40-108400/2020
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9925/2021
12.02.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-76301/20
30.11.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-108400/20
13.08.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-39984/20