г. Москва |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 8 июня 2021 г. N Ф05-11885/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
15 февраля 2021 г. |
Дело N А40-142092/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А. Свиридова,
судей: |
Ж.В.Поташовой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве на решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.11.2020 по делу N А40-142092/20 (146-1039) судьи Яцевой В.А.
по заявлению ООО "КОНСАЛТКАДАСТР"
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: ООО "КОПЕЙКА ДЕВЕЛОПМЕНТ"
о признании незаконным и отмене решения,
при участии:
от заявителя: |
Каржавина Н.С. по дов. от 10.08.2020; |
от ответчика: от третьего лица: |
Клименко Н.А. по дов. от 11.01.2021; не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КОНСАЛТКАДАСТР" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 24.03.2020 N 77-0-1-71/3128/2019-632 об отказе в государственном кадастровом учете в связи с изменением сведений о планировке и площади помещения с кадастровым номером 77:05:0009003:17582, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Булатниковская, д.9 и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
Решением суда от 06.11.2020 заявленные требования удовлетворены, на ответчика возложена обязанность осуществить учетно-регистрационные действия.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, доводы которой в судебном заседании поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого отказа регистрирующего органа.
От заявителя и третьего лица поступили отзывы на апелляционную жалобу.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы своей апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, поскольку считает его незаконным и необоснованным.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против доводов и требований ответчика, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание третье лицо своего представителя не направило, суд располагает доказательствами его надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ. Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав позиции представителей ответчика и заявителя, считает, что отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "КОНСАЛТКАДАСТР" является юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер Скобелева Екатерина Юрьевна, член Ассоциации "Саморегулируемая организация кадастровых инженеров" с учетом положений п.2 ч.1 ст.31, ст.33 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон о кадастре), подготовившая технический план.
В установленном Законом о кадастре и Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) кадастровым инженером - работником организации, выполнялись кадастровые работы.
Технический план помещения подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о планировке и площади помещения с кадастровым номером 77:05:0009003:17582, расположенного по адресу: г. Москва, ул.Булатниковская, Д. 9.
В результате кадастровых работ изменились сведения о планировке и площади помещения. Перепланировка выполнена в соответствии с Техническим заключением о состоянии конструкций, Проектом перепланировки помещений и Архитектурным проектом изменения фасадов здания N б/н от 14.01.2019. Проектная организация является членом СРО (копия выписки от 18.01.2018 N 457 приложена к техническому плану).
После произведенной перепланировки и отделки площадь помещения уменьшилась на 14.5 кв.м. в связи с демонтажем ненесущих стен, возведением новых стен из ГКЛ по металлическому каркасу, устройством стеклянных стен, обшивкой стен листами гипсокартона и составляет 944,4 кв.м.
Суд принял во внимание, что комната, не имеющая обозначение, входит в площадь пом.1 ком.2, так как дверной проем шире 2.0 м.
Перечисленные выше документы являются Приложениями Технического плана помещения.
При этом, в соответствии с Требованиями к подготовке Технического плана в случае выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений ЕГРН о помещении, заполнению подлежат строки раздела "Характеристики помещения", содержащие новые значения соответствующих характеристик помещения, подлежащие внесению в ЕГРН.
В связи с изложенным, все прочие характеристики кроме планировки и площади помещения не вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
В результате кадастровых работ возникла необходимость уточнить сведения о планировке и площади помещения с кадастровым номером 77:05:0009003:17582, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Булатниковская, д.9, согласно данным Технического плана.
Остальные характеристики не изменились и соответствуют данным Единого государственного реестра недвижимости.
Правообладатель объекта: Общество с ограниченной ответственностью "КОПЕЙКА ДЕВЕЛОПМЕНТ" ИНН: 7704167231 уполномочил Оснача А.Н. по всем вопросам, связанным с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права объекта недвижимого имущества, по вопросу оформления документов, необходимых для получения разрешения на перепланировку и внесения изменений в ЕГРН в связи с перепланировкой объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Булатниковская, д. 9. (Копия доверенности 77 АГ 0123709 от 12.03.2019 г. Прилагается).
В принадлежащем правообладателю на праве собственности объекту выполнена перепланировка (переустройство).
В соответствии со ст. ст.14, 15, 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Порядком представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 N883, 25 июня 2019 г. ЗАО "ИКС 5 Недвижимость" в лице представителя Оснача Андрея Николаевича через Центр предоставления гос.услуг "Мои документы" по району Восточное Измайлово обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о кадастровом учете недвижимого имущества от 25.06.2019 N 77-0-1-71/3128/2019-632.
К заявлению также был приложен Технический план объекта на оптическом компакт-диске.
В отношении вышеназванного поданного заявления вх. N 77-0-1-71/3128/2019-632 от 25.06.2019, ответчиком в лице государственного регистратора Щербаковой Е.В. было вынесено уведомление N 77-0-1-71/3128/2019-632 от 02.07.2019 г. о приостановлении государственного кадастрового учета изменений в отношении Объекта (далее по тексту - "Решение о приостановлении"). Государственным регистратором в уведомлении в качестве оснований принятия решения о приостановлении были высказаны замечания, послужившие причиной приостановления.
В целях устранения причин приостановления кадастрового учета заинтересованным лицом подавались дополнительные заявления с откорректированными замечаниями по техническому плану. Решения о приостановлении должны содержать полный перечень причин приостановления проведения регистрационных действий, однако после предъявления сформированного технического плана выявлялись иные причины, не позволяющие осуществить регистрационные действия в части государственного кадастрового учета.
02.07.2019, 18.07.2019, 19.08.2019, 11.09.2019, 20.09.2019 получены Уведомления об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета.
13.09.2019 было подано заявление вх. N 77-0-1-71/3128/2019-983 о представлении в качестве дополнительных документов к ранее представленному заявлению: новый Технический план с внесенными в него кадастровым инженером исправлениями всех указанных регистратором недостатков, оформленный в соответствии с Требованиями на оптическом компакт-диске (копия Технического плана от 11.09.2019 г. на бумажном носителе прилагается) и заявление с просьбой о возобновлении кадастрового учета изменений.
24.09.2019 было подано заявление о предоставлении дополнительных документов N 77-0-1-56/3001/2019-1402.
01.10.2019 N 77-0-1-71/3128/2019-632 вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета.
Решением ответчика от 24.03.2020 N 77-0-1-71/3128/2019-632, вынесенным государственным регистратором Щербаковой Е.В., было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета.
В качестве оснований для вынесения Решения об отказе ответчиком было указано, что в здании проведены работы, в том числе и по изменению фасада.
В своем решении регистрирующий орган ссылался на ч.4 ст.1 Закона города Москвы от 01.07.1996 N 22 "О поддержании в исправном состоянии и сохранении фасадов зданий и сооружений на территории города Москвы" (далее - Закон N 22). Согласно данной норме закона ремонт фасадов зданий и сооружений проводится по согласованию с Москомархитектурой с соблюдением действующих стандартов в сроки, установленные нормативами и договорами.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением с указанными выше требованиями.
Судом проверено и установлено, что срок на обжалование ненормативных актов, установленный п.4 ст.198 АПК РФ заявителем не пропущен, с чем согласен и апелляционный суд.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ООО "КОНСАЛТКАДАСТР" требований.
Принимая оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации, регистрирующим органом не учтено, что работы по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, в том числе по изменению архитектурного облика фасадов нежилых зданий (не затрагивающие конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности и не нарушающие права третьих лиц, не превышающие предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции), подлежат оформлению в соответствии с требованиями постановления Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется" (далее - Постановление N 432-ПП).
Пунктами 2.12., 3.12. Приложения 2 к Постановлению N 432-ПП определено, что к таким работам в том числе относятся создание, ликвидация, изменение формы оконных и дверных проемов во внешних ограждающих конструкциях (стенах, крышах, цоколях и т.д.) без ослабления несущих элементов объекта капитального строительства.
В то же время, из содержания п.2 Постановления N 432-ПП следует, что соответствующие работы осуществляются с соблюдением действующих требований законодательства РФ и нормативных правовых актов города Москвы, в том числе в части разработки проектной документации и при наличии положительного заключения о техническом состоянии конструкций объектов капитального строительства и возможности производства планируемых работ, оформленного проектной организацией, имеющей выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к указанным видам работ.
Ранее действовавший Порядок подготовки и оформления проектной документации на перепланировку и (или) переустройство помещений, проведение которых в том числе было связано с необходимостью незначительных изменений фасадов зданий, который ранее был утвержден распоряжением Москомархитектуры от 17.07.2008 N 133, был признан утратившим силу с 25.12.2018 в связи с принятием распоряжения Москомархитектуры от 25.12.2018 N793 "О признании утратившим силу распоряжения Москомархитектуры от 17 июля 2008 г. N 133".
Кроме того, в связи с принятием приказа Москомархитектуры от 12.10.2018 N 872 "О признании утратившим силу приказа Москомархитектуры от 28 марта 2014 г. N 675" утратил силу приказ Москомархитектуры от 28.03.2014 N 675 "Об утверждении Регламента рассмотрения заявлений на получение согласований документов, рассматриваемых Управлением архитектурно-художественного облика города Москвы".
При этом в целях уяснения порядка согласования проектных материалов по изменению фасадов объектов после признания утратившими силу распоряжения Москомархитектуры от 17.07.2008 N 133 и приказа Москомархитектуры от 28.03.2014 N 675, а также правильной подготовки документов для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости направлялись обращения в Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы в целях получения позиции по данному вопросу у уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы.
Согласно позиции Москомархитектуры, изложенной в полученных ответах следует, что работы по изменению архитектурного облика фасадов нежилых зданий (не затрагивающие конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности и не нарушающие права третьих лиц, не превышающие предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции) оформляются в соответствии с требованиями Постановления N 432-ПП.
Кроме того, Москомархитектурой было отдельно отмечено, что в настоящее время в соответствии с положением о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 07.11.2012 N 633-ПП, Москомархитектура не уполномочена осуществлять рассмотрение и согласование проектов по частичному изменению архитектурного облика фасадов нежилых объектов капитального строительства.
В то же время, каких-либо иных действующих нормативных правовых актов на территории города Москвы, устанавливающих порядок согласования изменений фасадов зданий и сооружений и наделяющих определенные органы исполнительной власти города Москвы конкретными полномочиями по данному согласованию, не имеется.
Таким образом, в рамках действующего законодательства работы по изменению архитектурного облика фасадов объектов проводятся с учетом Постановления N 432-ПП и не требуют отдельного согласования с Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требование о согласовании изменения фасада здания с Москомархитектурой является необоснованным и незаконным.
Данные выводы подтверждаются сложившейся судебной практикой (судебные акты арбитражных судов по делу N А40-170212/2019).
Учитывая изложенное, апелляционный суд соглашается, что действия по подготовке технического плана на объект недвижимости с кадастровыми номером 77:05:0009003:17582, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Булатниковская, д. 9 на основании Проекта перепланировки и Технического заключения соответствуют закону.
Довод о запрете до 30.07.2019 совершать действия по регистрации в отношении недвижимого имущества исследовался в ходе судебного заседания и не нашел своего подтверждения, в качестве действующего ограничения (обременения).
Суд апелляционной инстанции полагает, что при указанных обстоятельствах у Управления Росреестра по Москве отсутствовали законные основания для отказа в государственном кадастровом учете в связи с изменением сведений о планировке и площади помещения с кадастровым номером 77:05:0009003:17582, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Булатниковская, д.9.
Доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.11.2020 по делу N А40-142092/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-142092/2020
Истец: ООО "КОНСАЛТКАДАСТР"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ООО "КОПЕЙКА ДЕВЕЛОПМЕНТ"