г. Москва |
|
08 июня 2021 г. |
Дело N А40-142092/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.06.2021.
Полный текст постановления изготовлен 08.06.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Красновой С.В.
судей Федуловой Л.В., Филиной Е.Ю.,
при участии в заседании: от заявителя: Каршавина Н.С. по дов. от 10.08.2020, от заинтересованного лица: не явился, извещен, от третьего лица: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.11.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2021 по делу N А40-142092/2020
по заявлению ООО "КОНСАЛТКАДАСТР"
к Управлению службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: ООО "КОПЕЙКА ДЕВЕЛОПМЕНТ"
о признании незаконным и отмене решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КОНСАЛТКАДАСТР" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление) от 24.03.2020 N 77-0-1-71/3128/2019-632 об отказе в государственном кадастровом учете в связи с изменением сведений о планировке и площади помещения с кадастровым номером 77:05:0009003:17582, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Булатниковская, д. 9, и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "КОПЕЙКА ДЕВЕЛОПМЕНТ".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.11.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2021, заявленные требования удовлетворены.
Законность принятых по делу судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Управления. Заявитель просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель заявителя просил оставить обжалуемые решение и постановление без изменения. Иные лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, общество является юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер Скобелева Екатерина Юрьевна, член Ассоциации "Саморегулируемая организация кадастровых инженеров" с учетом положений п. 2 ч. 1 ст. 31, ст. 33 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ), подготовившая технический план.
В установленном Законом N 221-ФЗ и Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) кадастровым инженером - работником организации, выполнялись кадастровые работы.
Технический план помещения подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о планировке и площади помещения с кадастровым номером 77:05:0009003:17582, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Булатниковская, Д. 9.
В результате кадастровых работ изменились сведения о планировке и площади помещения. Перепланировка выполнена в соответствии с техническим заключением о состоянии конструкций, проектом перепланировки помещений и архитектурным проектом изменения фасадов здания от 14.01.2019. Проектная организация является членом СРО.
После произведенной перепланировки и отделки площадь помещения уменьшилась на 14,5 кв. м в связи с демонтажем ненесущих стен, возведением новых стен из ГКЛ по металлическому каркасу, устройством стеклянных стен, обшивкой стен листами гипсокартона и составляет 944,4 кв. м.
Комната, не имеющая обозначение, входит в площадь пом. 1 ком. 2, так как дверной проем шире 2 м.
Перечисленные выше документы являются приложениями технического плана помещения.
При этом в соответствии с требованиями к подготовке технического плана в случае выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений ЕГРН о помещении, заполнению подлежат строки раздела "Характеристики помещения", содержащие новые значения соответствующих характеристик помещения, подлежащие внесению в ЕГРН.
В связи с изложенным, все прочие характеристики, кроме планировки и площади помещения, не вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
В результате кадастровых работ возникла необходимость уточнить сведения о планировке и площади помещения с кадастровым номером 77:05:0009003:17582, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Булатниковская, д. 9, согласно данным Технического плана.
Остальные характеристики не изменились и соответствуют данным Единого государственного реестра недвижимости.
Правообладатель объекта (ООО "КОПЕЙКА ДЕВЕЛОПМЕНТ") уполномочил Оснача А.Н. по всем вопросам, связанным с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права объекта недвижимого имущества, по вопросу оформления документов, необходимых для получения разрешения на перепланировку и внесения изменений в ЕГРН в связи с перепланировкой объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Булатниковская, д. 9.
В принадлежащем правообладателю на праве собственности объекту выполнена перепланировка (переустройство).
В соответствии со ст. ст. 14, 15, 18 Закона N 218-ФЗ, Порядком представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 N 883, 25.06.2019 ЗАО "ИКС 5 Недвижимость" в лице представителя Оснача А.Н. через Центр предоставления государственных услуг "Мои документы" по району Восточное Измайлово обратился в Управление с заявлением о кадастровом учете недвижимого имущества от 25.06.2019 N 77-0-1-71/3128/2019-632.
К заявлению также был приложен технический план объекта на оптическом компакт-диске.
02.07.2019 Уведомлением N 77-0-1-71/3128/2019-632 Управление приостановило государственный кадастровый учет изменений в отношении объекта.
В целях устранения причин приостановления кадастрового учета обществом подавались дополнительные заявления с откорректированными замечаниями по техническому плану. Решения о приостановлении должны содержать полный перечень причин приостановления проведения регистрационных действий, однако, после предъявления сформированного технического плана выявлялись иные причины, не позволяющие осуществить регистрационные действия в части государственного кадастрового учета.
02.07.2019, 18.07.2019, 19.08.2019, 11.09.2019, 20.09.2019 получены уведомления об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета.
13.09.2019 подано заявление вх. N 77-0-1-71/3128/2019-983 о представлении в качестве дополнительных документов к ранее представленному заявлению: новый технический план с внесенными в него кадастровым инженером исправлениями всех указанных регистратором недостатков, оформленный в соответствии с требованиями на оптическом компакт-диске и заявление с просьбой о возобновлении кадастрового учета изменений.
24.09.2019 подано заявление N 77-0-1-56/3001/2019-1402 о предоставлении дополнительных документов.
01.10.2019 Управлением вынесено уведомление N 77-0-1-71/3128/2019-632 о приостановлении государственного кадастрового учета.
Решением Управления от 24.03.2020 N 77-0-1-71/3128/2019-632 отказано в осуществлении государственного кадастрового учета. В обоснование отказа Управление указало на то, что в здании проведены работы, в том числе и по изменению фасада.
В своем решении регистрирующий орган ссылался на ч. 4 ст. 1 Закона города Москвы от 01.07.1996 N 22 "О поддержании в исправном состоянии и сохранении фасадов зданий и сооружений на территории города Москвы" (далее - Закон N 22). Согласно данной норме закона ремонт фасадов зданий и сооружений проводится по согласованию с Москомархитектурой с соблюдением действующих стандартов в сроки, установленные нормативами и договорами.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "КОНСАЛТКАДАСТР" в суд с настоящим заявлением.
Оценив в порядке главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные по делу доказательства, суд, исходя из доказанности материалами дела факта представления обществом необходимых для совершения регистрационных действий документов, признал настоящие требования подлежащими удовлетворению.
При этом суд указал на то, что работы по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, в том числе по изменению архитектурного облика фасадов нежилых зданий (не затрагивающие конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности и не нарушающие права третьих лиц, не превышающие предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции), подлежат оформлению в соответствии с требованиями постановления Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется" (далее - Постановление N 432-ПП).
Пунктами 2.12, 3.12 Приложения 2 к Постановлению N 432-ПП определено, что к таким работам в том числе относятся создание, ликвидация, изменение формы оконных и дверных проемов во внешних ограждающих конструкциях (стенах, крышах, цоколях и т.д.) без ослабления несущих элементов объекта капитального строительства.
В то же время, из содержания п. 2 Постановления N 432-ПП следует, что соответствующие работы осуществляются с соблюдением действующих требований законодательства РФ и нормативных правовых актов города Москвы, в том числе в части разработки проектной документации и при наличии положительного заключения о техническом состоянии конструкций объектов капитального строительства и возможности производства планируемых работ, оформленного проектной организацией, имеющей выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к указанным видам работ.
Ранее действовавший Порядок подготовки и оформления проектной документации на перепланировку и (или) переустройство помещений, проведение которых в том числе было связано с необходимостью незначительных изменений фасадов зданий, который ранее был утвержден распоряжением Москомархитектуры от 17.07.2008 N 133, был признан утратившим силу с 25.12.2018 в связи с принятием распоряжения Москомархитектуры от 25.12.2018 N 793 "О признании утратившим силу распоряжения Москомархитектуры от 17.07.2008 N 133".
Кроме того, в связи с принятием приказа Москомархитектуры от 12.10.2018 N 872 "О признании утратившим силу приказа Москомархитектуры от 28.03.2014 N 675" утратил силу приказ Москомархитектуры от 28.03.2014 N 675 "Об утверждении Регламента рассмотрения заявлений на получение согласований документов, рассматриваемых Управлением архитектурно-художественного облика города Москвы".
При этом в целях уяснения порядка согласования проектных материалов по изменению фасадов объектов после признания утратившими силу распоряжения Москомархитектуры от 17.07.2008 N 133 и приказа Москомархитектуры от 28.03.2014 N 675, а также правильной подготовки документов для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости направлялись обращения в Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы в целях получения позиции по данному вопросу у уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы.
Исходя из позиции Москомархитектуры, изложенной в полученных ответах, следует, что работы по изменению архитектурного облика фасадов нежилых зданий (не затрагивающие конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности и не нарушающие права третьих лиц, не превышающие предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции) оформляются в соответствии с требованиями Постановления N 432-ПП.
Кроме того, как отметил суд, Москомархитектурой было отдельно отмечено, что в настоящее время в соответствии с положением о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 07.11.2012 N 633-ПП, Москомархитектура не уполномочена осуществлять рассмотрение и согласование проектов по частичному изменению архитектурного облика фасадов нежилых объектов капитального строительства.
В то же время, каких-либо иных действующих нормативных правовых актов на территории города Москвы, устанавливающих порядок согласования изменений фасадов зданий и сооружений и наделяющих определенные органы исполнительной власти города Москвы конкретными полномочиями по данному согласованию, не имеется.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда относительно того, что работы по изменению архитектурного облика фасадов объектов проводятся с учетом Постановления N 432-ПП и не требуют отдельного согласования с Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы. В связи с чем суд пришел к правомерному выводу о том, что требование Управления о согласовании изменения фасада здания с Москомархитектурой является необоснованным и незаконным.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суд установил все существенные для дела обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы Управления о несоответствии выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам судебной коллегией проверены и отклоняются как основанные на неправильном толковании, поскольку не опровергают выводы суда, а дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводах. В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06.11.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2021 по делу N А40-142092/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
Л.В. Федулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из позиции Москомархитектуры, изложенной в полученных ответах, следует, что работы по изменению архитектурного облика фасадов нежилых зданий (не затрагивающие конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности и не нарушающие права третьих лиц, не превышающие предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции) оформляются в соответствии с требованиями Постановления N 432-ПП.
Кроме того, как отметил суд, Москомархитектурой было отдельно отмечено, что в настоящее время в соответствии с положением о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 07.11.2012 N 633-ПП, Москомархитектура не уполномочена осуществлять рассмотрение и согласование проектов по частичному изменению архитектурного облика фасадов нежилых объектов капитального строительства.
В то же время, каких-либо иных действующих нормативных правовых актов на территории города Москвы, устанавливающих порядок согласования изменений фасадов зданий и сооружений и наделяющих определенные органы исполнительной власти города Москвы конкретными полномочиями по данному согласованию, не имеется.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда относительно того, что работы по изменению архитектурного облика фасадов объектов проводятся с учетом Постановления N 432-ПП и не требуют отдельного согласования с Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы. В связи с чем суд пришел к правомерному выводу о том, что требование Управления о согласовании изменения фасада здания с Москомархитектурой является необоснованным и незаконным."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 июня 2021 г. N Ф05-11885/21 по делу N А40-142092/2020